Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Проведенные исследования, позволяют сформулировать основные гигиенические требования к составлению расписания с учетом дневной и недельной динамики работоспособности школьников.

Чередование различных видов деятельности.

Физиологической основой этого требования служит переменное возбуждение различных участков коры головного мозга, ответственных за выполнение разных видов деятельности.

Учебные предметы различаются по характеру деятельности, по трудности, по степени умственного напряжения, по тому какую преимущественно сигнальную систему (первую или вторую) она нагружают, по соотношению статического и динамического компонентов. Чтобы избежать однообразия деятельности в течение учебного дня, следует предусмотреть чередование естественно-математических и гуманитарных предметов с учетом ранговой шкалы трудности предметов.

Ранговая шкала трудности предметов

Математика, русский язык (для национальных школ)

11

Иностранный язык

10

Физика, химия

9

История

8

Родной язык, литература

7

Естествознание, география

6

Физкультура

5

Труд

4

Черчение

3

Рисование

2

Пение

1


Не следует непосредственно друг за другом ставить в расписании уроки по сходным предметам, нагружающим одни и те же отделы центральной нервной системы, например, ставить физику после математики или географию после истории. Нецелесообразно сдваивание уроков по одному предмету. Сдвоенные уроки допускаются только по труду, на занятиях физкультурой, при проведении лабораторных и контрольных работ.

Лишь в экспериментальных школах, где предусмотрена двухурочная система преподавания: урок закрепления знаний сразу же после перерыва следует за  уроком сообщения новых знаний. При использовании активных методов преподавания и сокращения уроков до 35 минут доказана возможность для учащихся младшего возраста сдваивать уроки по отдельным предметам.

Расписание учебных предметов в расписании в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

После врабатывания (2-3-й урок), когда высока еще работоспособность учащихся, следует ставить предметы, нагружающие преимущественно вторую сигнальную систему и основанные на вербальном, словестном преподавании (русский язык, литература, математика). К концу учебного дня, когда снижается продуктивность работы, полезно в расписание включить учебные предметы, основанные на предметном, образном, конкретном восприятии (рисование, черчение).

Предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимательности, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т.е. ни на 1-м уроке, когда происходит врабатывание, ни на последнем, когда более выражено утомление.

Наибольшее утомляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники встречаются при обучении впервые: во 2-м классе это природоведение, в 4-м - история, 5-м - география, ботаника, литература, 6-м - физика, в 7-м классе - химия. В младшем школьном возрасте наиболее утомительно чтение. На протяжении всех школьных лет, в том числе в 8-10 классах, наиболее утомительными оказываются химия и география. Это связано со сложностью многих тем по химии, перенасыщенностью фактическим материалом курса географии, недостаточно наглядным преподаванием этих дисциплин.

Уроки по предметам, оказывающим наибольшее утомляющее действие, следует проводить в период оптимальной работоспособности. Это относится и к контрольным работам, требующим значительного нервного напряжения. Их целесообразно проводить в младших классах на 2-3 уроке, в средних и старших  на 2-4-м уроке. Недопустимо назначение нескольких контрольных работ в один день, на одной неделе, особенно к концу учебной четверти.

Предметы, требующие наибольшего умственного напряжения и длительного выполнения домашних заданий, следует равномерно распределить в течение учебной недели. Уроки труда и физкультуры целесообразно вставить в расписание 3-4ми, когда начинает проявляться утомление, особенно в дни начинающегося  снижения работоспособности - четверт и пятница.

В практике работы младших классов встречаются комбинированные уроки, на которых сочетается несколько разных видов работ. Проведение таких уроков заслуживает положительной оценки. Например, полезно последние 10 минут урока русского языка или математики отвести рисованию по теме урока, что даст возможность разнообразить виды деятельности и ограничивать их продолжительность..

К старшему школьному возрасту более четко определяются интересы, склонности, способности учеников. Одной из форм их развития являются вводимые в среднем школьном возрасте факультативные занятия, обязательные для всех учеников класса. Продолжительность их, определенная действующим типовым учебным планом, не должна превышать 2 ч в неделю в 7-х классах, 3 ч - в 8-х классах, 4 ч - в 9-11 классах. Их проводят после 45-минутного отдыха учащихся от основных уроков в школе, через каждые 45 минут факультативных занятий  устраивают 10-минутные перерывы. Факультативные занятия, проводимые по выбору школьников, помогают учащимся в профессиональной ориентации.

Педагогический принцип соответствия обучения интересам и способностям старших школьников нашел значительно более полноценное выражение в классах и школах с угулубленным изучением отдельных предметов. За последние годы суммарная учебная нагрузка учащихся 8-10 классов в профилированных школах и классах составляет 9-14 ч в день, что больше, чем у сверстников из массовой школы. Это связано с увеличенным на 2-6 часов в неделю временем, отводимым учебным планам этих школ на профилирующие предметы. В профилированных школах и классах предусмотрена учебная недельная нагрузка для 8-х классов - 34-35 ч, для 9-10 классов - 37-39 ч.

Для ликвидации накапливающегося в течение учебного года утомления и поддержания высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного года служат периодические перерывы в занятиях - каникулы. Установлены следующие сроки школьных каникул: осенние - продолжительностью 5 дней (с 5-го по 9-е ноября), зимние - 12 дней (с 30-го деккабря по 10-е января), весенние - 8 дней (с 24-го по 31-е марта). Учебные занятия в школах заканчиваются в 1-4-х классах 31 мая, в 5-7-х классах - 19 июня, в 8-10 классах - 25 июня (включая подготовку и сдачу экзаменов).

Функциональное состояние и работоспособность школьников во многом зависит от организации урока.

Разработка рациональной структуры урока служит определение длительности основных видов работ на уроке: письма, чтения, изучения нового материала, использования программированных материалов  и технических средств и др.

Установлено, что длительность непрерывного чтения без значительного зрительного напряжения и ухудшения функционального состояния центральной нервной системы составляет в первом-втором классах 8-10 минут, в третьем 15. Учитывая трудность для младших школьников самостоятельного чтения, рекомендуется его планировать на начало или середину урока и чередовать с беседами пересказов и другими видами деятельности, составляющими урок чтения. Выполнение письменных заданий целесообразно проводить в два-три приема на протяжении урока. Исходя из значительной трудности в младшем возрасте письменных работ, целесообразно на уроках русского языка и математики сочетать устную и пиьсменную работу таким образом, чтобы письменные задания приходились на начало и середину урока, т.е. выполнялись при достаточно высокой работоспособности.

При установленной в школе длительности уроков в 45 минут для младших школьников, у которых длительность активного внимания ограничена 15-25 мин., особое значение приобретает организация урока. Основным гигиеническим принципом организации урока, особенно в младшем возрасте, становится разнообразие видов деятельности внутри 45-минутного урока, чередование различных видов работ, переключение внимания, введение кратковременного отдыха в виде физкультминуток после 20-25 минут занятий, особенно в середине 3-го и 4-го уроков, когда нарастает утомление. Включение эмоциональных разрядок, игровых моментов, облегченных видов деятельности в последние 10-15 минут урока позволяет активизировать внимание  детей и педагогически эффективно использовать все время крока.

В младшем школьном возрасте длительная самостоятельная работа на уроке утомительна. Даже в 4-м классе длительность самостоятельной работы на уроке не должна превышать 15 минут. Например, на уроке чтения через 25 минут от начала урока полезно использование звкозаписи сказки в исполнении мастера художественного слова.

Применение технических средств в учебном процессе (диафильмы, диапозитивы, учебное телевидение) повышает наглядность обучения, что способствует усвоению учебного материала, соответствует особенностям восприятия в младшем возрасте, опирающемся главным образом на конкретные ощущения от явлений окружающего мира, раздражителей первой сигнальной системы.

Наиболее рациональная структура урока, при которой изучению нового материала отводится примерно 20-25 минут. При такой структуре более благоприятны все показатели работоспособности.

В современных школах все большее распространение получают разнообразные аудиовизуальные средства: кинопроекторы, диапроекторы, магнитофоны, телевизоры и др.) Новое содержание образования и применение технических средств в школьном обучении привело к формированию урока нового типа, характеризующегося активизацией внимания и умственной деятельности школьников. Предложен рациональный режим использования технических средств на уроке в течение учебного дня, недели и года в зависимости от вида их и возраста школьников и разработаны условия их применения.

Использование технических средств обучения (ТСО) полезно в любом школьном возрасте. Особенно благоприятное влияние на динамику работоспособности и ее уровень оказывает применение ТСО в учебном процессе в среднем школьном возрасте, когда педагоги и психологи, как уже говорилось, отмечают ухудшение учебной успеваемости. У детей этого возраста на уроках с использованием (ТСО) уровень работоспособности в 1,5 - 2 раза выше, чем на обычных занятиях. Уроки телевидения, особенно уроки по химии и физике должны быть ограничены 20 мин. Применение ТСО полезно на любом уроке по расписанию, особенно на 3-4-м уроке, когда начинает снижаться работоспособность школьников.  В течение недели число уроков с применением ТСО для учащихся младших классов не должно превышать трех-четырех, старших - четырех-пяти-шести.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

  1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  3. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п.  - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

  1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить  вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
  3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

  1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.  Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
  3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п., 5-8 - то же  в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма.

  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  1. Упражнения для снятия утомления в мелких мышц кисти.

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  1. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  1. Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1- правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 -14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.

Информация о работе Гигиена детей и подростков