Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий дня каждой школы. В проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований м дней здоровья. самостоятельных занятий физкультурой.
Рекомендуемый объем двигательной активности учащихся
Классы |
Ежедневный объем времени (ч.) |
Культурно-оздоровительные мероприятия | |||
Гимнастика до учебных занятий (мин.) |
Физкультминутки на уроках (мин.) |
Подвижные перемены (мин.) |
Спортивный час в продленном дне | ||
I |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
II |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
III |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
IV |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
V |
2 |
5-7 |
5 |
35-45 |
1 |
VI |
2 |
5-7 |
5 |
35-45 |
1 |
VII |
2 |
6-8 |
5 |
35-45 |
1 |
VIII |
2 |
6-8 |
5 |
35-45 |
1 |
IX |
2 |
6-8 |
- |
35-45 |
1 |
X |
2 |
6-8 |
- |
15-20 |
- |
XI |
2 |
6-8 |
- |
15-20 |
- |
Уроки физкультуры в неделю |
Внеклассные формы занятий в неделю, спортсекции, кружки физкультуры, группа ОФП (ч) |
Общешкольные мероприятия |
Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин.) | |
Участие в соревнованиях в учебном году (раз) |
Дни здоровья и спорта |
|||
2 |
1.10 |
6-8 |
ежемесячно |
10-15 |
2 |
1.30 |
6-8 |
ежемесячно |
15-20 |
2 |
1.30 |
6-8 |
ежемесячно |
15-20 |
2 |
1.30 |
6-8 |
ежемесячно |
15-20 |
2 |
1.30 |
8-9 |
ежемесячно |
20-25 |
2 |
1.30 |
8-9 |
ежемесячно |
20-25 |
2 |
2 |
8-9 |
ежемесячно |
20-25 |
2 |
2 |
8-9 |
ежемесячно |
20-25 |
2 |
2 |
8-9 |
ежемесячно |
25-30 |
2 |
2 |
10 |
ежемесячно |
25-30 |
2 |
2 |
10 |
ежемесячно |
30-35 |
С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.
Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков.
Обучение в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену.
В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек.
Продолжительность уроков в таких классах должна составлять не более 40 минут.
Коррекционно-развивающие занятия должны входить в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для учащихся каждого возраста.
Независимо от продолжительности учебной недели дневная; учебная нагрузка учащихся компенсирующих классов должна составлять не более 6 уроков в основной школе.
Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).
С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям школы учащиеся компенсирующих классов должны быть обеспечены в школе необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.
В малокомплектных школах формирование классов-комплектов определяется условиями конкретной школы и зависит от числа учащихся и учителей. При объединении двух классов число учащихся в классе-комплекте должно составлять не более 25, а при объединении 3-4 классов - не более 15 детей.
В целях охраны здоровья и профилактики переутомления детей следует отдавать предпочтение формированию в малокомплектных школах двух совмещенных классов-комплектов.
Оптимальным является объединение в один комплект учащихся 1 и 3-х классов (1+3), 2 и 3-х классов (2+3), 2 и 4-х классов (2+4).
Для предупреждения утомления учащихся в малокомплектных школах необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 минут (кроме урока физкультуры).
При необходимости объединить в один комплект учащихся 1, 2, 3, 4-х классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников).
Рекомендуемая примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектной школе.
Вариант 1
Вариант 2
I полугодие
II полугодие
Примечание: продолжительность совмещенных уроков сокращается до 40 минут, последних уроков - до 35 минут.
В 1 классе продолжительность уроков составляет в 1 полугодии 30 минут, во II - 35 минут.
Вариант 1
Вариант 2
I полугодие
II полугодие
Второй перерыв (20 минут) используется для питания детей, третий (20 мин.) - для игр на свежем воздухе.
Во 2 варианте в первом классе после 3 урока проводится 2,5- часовой перерыв, во время которого организуется обед, сон, игры. В условиях полного совмещения проводятся уроки физкультуры, труда, пения, рисования.
В малокомплектных школах, где со 2-го класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2-м классе - не более 20 минут, в 3-м не более 25 минут; на уроках математики во 2-м классе - не более 15 минут, в 3-м - не более 20 минут. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 4.
Таблица 4
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения | |||
Классы |
Длительность просмотра (мин.) | ||
диафильмов, диапозитивов |
кинофильмов |
пелепередач | |
1-2 |
7-15 |
15-20 |
15 |
3-4 |
15-20 |
15-20 |
20 |
5-7 |
20-25 |
20-25 |
20-25 |
8-11 |
25-30 |
25-30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов - 4-6.
При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.
После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется учащимися на рабочем месте.
Рекомендуется следующий комплекс упражнений для глаз:
На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2-х классов 20-25 минут, для учащихся 3-4 классов - 30-35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 1-х классов не более 5 минут, 2-3-х - 5 7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут.
Длительность практической работы на уроках труда для учащихся 5-7 классов не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять для учащихся 5-классов не более 10 минут, 6-х - 12 минут, 7-х -16 минут.
Школьное расписание уроков должно составляться отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством оьбязательных уроков.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9-х классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).
Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.
В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста - предметы естественно-математическога и гуманитарного циклов.
Школьное расписание уроков должно строиться с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.
Рекомендуемые гигиенические требования к расписанию уроков.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2,3,4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.