Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.
При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений должна быть не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.
Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
Домашние задания даются учащимися с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3-4 - до 2 ч., в 5-6 -м - до 2,5 ч., в 7-8-м - до 3 ч., в 9-11-м - до 4 ч.
Работа групп продленного дня должна строиться в соответствии с методическими указаниями “Организация и режим работы групп продленного дня”
В группах продленного дня продолжительность прогулки для младших школьников должна составлять не менее 2 часов, учащихся 5-8-х классов - не менее 1,5 часа.
Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно по 2.9.20.
Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на пришкольном участке), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).
Предмет |
Количество баллов |
Математика, русский язык (для национальных школ) |
11 |
Иностранный язык |
10 |
Физика, химия |
9 |
История |
8 |
Родной язык, литература |
7 |
Естествознание, география |
6 |
Физкультура |
5 |
Труд |
4 |
Черчение |
3 |
Рисование |
2 |
Пение |
1 |
Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.
Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченным днем.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Самостоятельная работа студентов в аудитории:
Контрольные вопросы.
5. Определение понятия утомления и переутомления.
6. Отличительные признаки умственного и физического утомления.
7. Визуальные признаки утомления у детей.
8. Биологические значение утомления
9. Профилактика утомления и переутомления у детей и подростков.
10. Гигиенические требования
к организации учебного
11. Физиолого-гигиенические
методики изучения влияния
12. Гигиенические требования
к составлению расписания
13. Гигиенические требования
предъявляемые к
14. Нормативные документы, регламентирующие гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательной школе.