Предмет и задачи клинической фармакологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Основные задачи клинической фармакологии:
1. клинические испытания новых фармакологических средств,
2. клинические исследования и переоценка старых препаратов,
3. разработка методов эффективного и безопасного применения лекарственных средств,
4. организация информационных служб и консультативной помощи различным специалистам,
5. разработка новых схем и способов применения препаратов;
6. участие в создании формуляров ЛС; оптимизацию фармакотерапии в отдельных лечебных учреждениях;
7. оценка экономических и социальных результатов использования ЛС;
8. обучение студентов и врачей.

Файлы: 1 файл

клиника.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя (Ж.-Ж. Ламбен).

Маркетинг — это поставка нужного товара в нужное место в нужное время по нужной цене в нужных количествах, расцветках, формах и донесение до покупателя нужной информации.

Маркетинг — это такая философия, стратегия и тактика участников рыночных (обменных) отношений и взаимодействий, когда эффективное удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей ведут к успеху организаций и приносят пользу обществу.

Маркетинг — это маркетинг.

Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. Менеджмент - представляет совокупность принципов, методов, средств и форм управления конкретным видом деятельности с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. В условиях рынка менеджмент, как область управленческих действий, обеспечивает быстрое реагирование на все изменения рынка, способствуя тем самым максимальному удовлетворению потребностей клиентов со стороны производителей товаров и услуг.

Цель менеджмента фармацевтических услуг

Создание и управление рыночной структурой лекарственного обеспечения населения, направленной на повышение эффективности каждого из звеньев в цепи: больной (пациент) — врач — провизор — производитель.

Маркетинг в здравоохранении

Медицинский маркетинг имеет свои отличительные особенности, связанные со спецификой потребительского спроса и рынка медицинских товаров и услуг. Его возможности во многом обусловлены формой финансирования здравоохранения и оплаты медицинских услуг (частная, страховая, государственная), а также формой собственности предприятий, производящих товары медицинского назначения и оказывающих медицинские услуги (частная, муниципальная, государственная, благотворительных фондов.

Маркетинг в сфере здравоохранения можно условно подразделить на пять направлений:

1) маркетинг медицинских  услуг 

2) маркетинг лекарственных  препаратов

3) маркетинг медицинской  техники;

4) маркетинг медицинских  технологий 

5)маркетинг  научных идей

В курсе клинической фармакологии больше внимания стоит уделить изучению особенностей направления лекарственного (фармацевтического) маркетинга.

Знание основ фармацевтического маркетинга и менеджмента позволяет ориентироваться в проблемах управления организацией, обоснования типа её организационной структуры, стратегии фирмы, разработки бизнес-плана, организации предпринимательства в фармации, осуществлении маркетинговых исследований, реализации комплекса маркетинга в практической деятельности, основ внешнеэкономической деятельности и международного маркетинга.

Фармацевтический рынок его структура и особенности

Движение ЛС на фармацевтическом рынке

Отличительные черты фармрынка в сравнении с другими отраслевыми рынками:     

Социальная направленность и социальная значимость отрасли

Негативный эмоциональный настрой потребителей по отношению к отраслевой продукции – ЛС

Особая важность информационной составляющей

Категории товаров

·          Поисковые товары, основныехарактеристики которых могут быть установлены покупателем еще до покупки в ходе поиска нужного продукта

·         *Опытные товары, качество которых потребитель способен определить только после покупки, в ходе окончательного использования

·         *Доверительные товары, подлинное качество которых остается неизвестным потребителю даже после окончательного использования.

*- товары фармрынка

Фармрынок неоднороден по своей структуре.

Существует 2 достаточно непохожих субрынка безрецептурный (ОТС) и рецептурный (Rp)

Существуют разные источники финансирования  (личные средства населения и средства государства)

Особенности внутреннего фармрынка

1.      возрастание  коммерциализации системы лекарственного  обращения 

2.      увеличение  цен на лекарства

3.      недостаточный  уровень регулируемости фармацевтического  рынка 

4.      отсутствие  стабильности

В настоящее время на государственном, региональном и учрежденческом уровнях принимаются меры регулирования бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств, эффективности закупок и использования препаратов в лечебно-профилактических учреждениях.

Направления деятельности для оптимизации функционирования фармрынка

1.      экспертная  оценка применяемых схем лечения  при определенных заболеваниях, обоснование типовых схем лечения;

2.      фармакоэкономический  анализ рациональных схем лечения, моделирование оптимального соотношения  между затратами на лекарственное  обеспечение и достигаемым терапевтическим  эффектом;

3.       создание  перечней лекарственных средств  по отдельным нозологическим  формам заболеваний с указанием  референтных цен (т. е. цен, в пределах  которых может быть разрешено  назначение по бесплатному и  льготному отпуску, по оплате  из средств государственного  бюджета и (или) страховых фондов);

4.       классификация  должностей специалистов-врачей, имевших  право назначать определенные  лекарственные средства;

5.       разработка  методических подходов к дополнению и исключению из перечня лекарственных средств;

6.      разработка  информационно-управленческих автоматизированных  систем, позволявших осуществлять  эффективное назначение и контроль за рациональным использованием финансов и лекарственных средств;

7.      разработка  базового списка лекарственных  средств, подлежащих централизованной  закупке за счет бюджетных  средств и медицинских страховых  фондов

Должное выполнение перечисленных задач в значительной степени зависит от использования качественной медицинской, фармацевтической, маркетинговой информации. Следуя опыту зарубежных стран, основную часть работ в данном направлении должны выполнять совместно с врачами клинические фармакологи, провизоры-информаторы, специалисты служб маркетинга.

Рассматривая деятельность аптеки в настоящих условиях фармрынка, следует обратить внимание на значимость их связующего звена между предприятием-изготовителем и потребителями (врачами, пациентами) лекарств. Отсюда еще одна важная роль аптек и, соответственно, провизоров — оказание маркетинговых услуг. Ориентация на качественную информационную помощь пациентам в условиях аптеки, деятельность, направленная на повышение гарантированности терапевтического результата и повышение эффективности и безопасности фармакотерапии.

5. Глава 5. Клиническая фармакология  антигипертензивных средств

Терминология

Артериальная гипертензия  (АГ) - это  синдром повышения АД при "гипертонической болезни" и "симптоматических артериальных гипертензиях".

Гипертоническая болезнь – это хронически протекающее заболевание, основным проявлением которого является синдром артериальной гипертензии, не связанной с наличием патологических процессов, при которых повышение артериального давления обусловлено известными причинами (симптоматические артериальные гипертензии). Гипертоническая болезнь соответствует употребляемому в других странах понятию "эссенциальная гипертензия".

Симптоматические артериальные гипертензии  - это вторичные АГ, возникающие вследствие поражения органов и систем, регулирующих АД.

Пример формулировки диагноза:

ГБ I стадии. Степень АГ 2. Риск 2 (средний).

Феохромоцитома правого надпочечника. АГ 3 степени.  Риск 4 (очень высокий).

Понятие степени АГ

Таблица №1. Классификация уровней АД (мм рт.ст.)

Категория АД 

САД 

ДАД

Оптимальное АД 

<120 

<80

Нормальное АД 

120-129 

80-84

Высокое нормальное АД 

130-139 

85-89

АГ 1-й степени (мягкая) 

140-159 

90-99

АГ 2-й степени (умеренная) 

160-179 

100-109

АГ 3-й степени (тяжелая) 

больше или равно 180 

больше или равно 110

ИГС 

больше или равно 140 

<90

Понятие стадии АГ

I стадия: отсутствуют объективные  проявления поражения органов - мишеней;

II стадия: имеются поражения  одного или нескольких органов - мишеней:

сужение сосудов сетчатки

гипертрофия левого желудочка

атеросклеротические изменения (бляшки) в коронарных сосудах, подвздошных, бедренных, почечных артериях, аорте по данным ультразвукового исследования, ядерно-магнитного резонанса, ангиографии;

микроальбуминурия

повышение креатинина в плазме крови

III стадия: наряду с перечисленными  поражениями органов-мишеней имеются  следующие клинические проявления.

·        cердце: стенокардия, инфаркт миокарда, нарушения сердечного ритма, сердечная недостаточность;

мозг: инсульт, транзиторные нарушения мозгового кровообращения, гипертензивная энцефалопатия, сосудистые деменции;

сетчатка: кровоизлияния или экссудаты с отеком (или без отека) зрительного нерва;

почки: креатинин плазмы крови более 2 мг %, почечная недостаточность;

сосуды: расслаивающая аневризма аорты, окклюзивные поражения артерий с клиническими проявлениями (синдром перемежающей хромоты, гангрена, ишемическая болезнь кишечника и др.)

 Понятие риска АГ

Таблица №2. Критерии стратификации риска

Факторы риска (ФР) 

Поражение органов мишеней (ПОМ) 

Ассоциированные коронарные состояния (АКС)

Основные

- Мужчины>55 лет

- Женщины> 65 лет

- Курение

- Дислипимедия: ОХС > 6,5 ммоль/л (250 мг/дл)

или ХС ЛНП > 4,0 ммоль/л (155 мг/дл)

или ХС ЛНП < 1,0 ммоль/л (40 мг/дл)

для мужчин и <1,2 ммоль/л (48 мг/дл) для женщин

- семейный анамнез ранних ССЗ

(у женщин <65 лет, у мужчин <55 лет )

- АО (ОТ больше или равно 102 см для мужчин или 

больше или равно 88см для женщин)

- СРБ(больше или равно 1 мг/дл)

Дополнительные ФР, негативно влияющие

на прогноз больного с АГ:

- НТГ

- НФА

- Повышение фибриногене 

ГЛЖ

- ЭКГ: признак Соколова-Лайона>38мм;

Корнельское произведение > 2440 мм х мс;

- ЭхоКГ: ИММ ЛЖ больше  или равно 125г/м2

УЗ признаки утолщения стенки артерии

(толщина слоя интима-медиа  сонной артерии

больше или равно 0,9 мм) или атеросклеротические бляшки

магистральных сосудов

Небольшое повышение сывороточного креатинина

115-133 мкмоль/л (1,3-1,5 мг/дл) для  мужчин 

и больше или равно 31 мг/г (3,5 мг/ммоль) для женщин

МАУ

30-300 мг/сут; отношение альбумин/креатинин

в моче больше или равно 22мг/г(2,5 мг/ммоль) для мужчин и

больше или равно 31 мг/г (3,5 мг/ммоль) для женщин 

ЦВБ

- ишемический МИ

- геморрагический МИ

- ТИА

Заболевания сердца

- ИМ

- стенокардия

- коронарная реваскуляризация

- ХСН

Поражение почек

- диабетическая нефропатия

- почечная недостаточность (сывороточный

креатинин > 133 мкмоль/л(1,5 мг/дл) для мужчин

или >124 мкмоль/л(1,4 мг/дл) для женщин

- протеинурия (>300 мг/сут)

Заболевание периферических артерий

- расслаивающая аневризма  аорты

- симптоматическое поражение  периферических артерий

Гипертоническая ретинопатия

- кровоизлияния или экссудаты

- отек соска зрительного  нерва 

Таблица 3. Стратификация риска у больных АГ 

ФР, ПОМ или АКС 

Информация о работе Предмет и задачи клинической фармакологии