Предмет и задачи клинической фармакологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Основные задачи клинической фармакологии:
1. клинические испытания новых фармакологических средств,
2. клинические исследования и переоценка старых препаратов,
3. разработка методов эффективного и безопасного применения лекарственных средств,
4. организация информационных служб и консультативной помощи различным специалистам,
5. разработка новых схем и способов применения препаратов;
6. участие в создании формуляров ЛС; оптимизацию фармакотерапии в отдельных лечебных учреждениях;
7. оценка экономических и социальных результатов использования ЛС;
8. обучение студентов и врачей.

Файлы: 1 файл

клиника.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Анализ «затраты-полезность (утилитарность)» - вариант анализа «затраты-эффективность», при котором результаты вмешательства оцениваются в единицах «полезности» с точки зрения потребителя медицинской помощи (например, качество жизни); при этом наиболее часто используется интегральный показатель «сохраненные годы качественной жизни» (QALY).

Полезность затрат рассматривается как стоимость, требуемая для достижения единицы результата, например, стоимость ежегодно сохраненной жизни. Затраты, связанные с использованием определенного лекарственного препарата,  могут считаться эффективными по сравнению с другой альтернативой, если это:

менее  дорогой, чем другой эффективный препарат;

более дорогой, но приносящий дополнительную пользу пациенту, которая по стоимости соизмерима со стоимостью препарата, обеспечивающего эту пользу обособленно;

менее дорогой и менее эффективный препарат, который обладает конкурирующей альтернативой без дополнительных расходов.

Анализ «минимизации затрат» - частный случай анализа «затраты-эффективность»,  при котором проводят сравнительную оценку двух и более вмешательств, характеризующихся идентичной эффективностью и безопасностью, но разной стоимостью. Рекомендуется применять анализ минимизации затрат при сравнительном исследовании разных форм или разных условий применения одного лекарственного средства или одной медицинской технологии. В этом методе затраты измеряются в денежном эквиваленте, а клинические показатели рассматриваются как равные и, следовательно, дополнительно не оцениваются. Важной особенностью этого метода является тот факт, что любая неопределенность в клинических результатах сравниваемых альтернатив делает невозможным использование этого метода. Метод минимизации затрат позволяет сопоставлять альтернативные технологии, выбирая наиболее дешевые.

Подходы к выбору методики экономического исследования

Конкретный выбор основного метода зависит от: цели исследования; экономической позиции исследования, заказчика, для которого выполняется данное исследование; исследуемой медицинской технологии и от конечного клинического результата ее применения.

Оценка затрат

Для оценки структуры затрат на лекарства и услуги используются АВС анализ; VEN анализ; ТТ анализ.

АВС анализ

АВС анализом называется метод распределения лекарственных средств по трем группам в соответствии с их годовым (квартальным) потреблением (стоимость единицы отпуска, умноженная на годовое использование).

Класс А: 10-20% препаратов, на которые расходуется 80% бюджета больницы на лекарственные средства; 

Класс В: препараты, на которых расходуется 15% бюджета;

Класс С: большинство препаратов с низкой частотой использования, на которые в сумме расходуется не более 5% лекарственного бюджета.

АВС анализ позволяет получить точную объективную картину структуры расходования средств лекарственного бюджета лечебного учреждения.

VEN анализ

VEN анализ проводится параллельно  с АВС анализом и позволяет  устанавливать приоритеты отбора  и закупок лекарственных препаратов  в соответствии с их классификацией  на жизненно важные (Vital), необходимые (Essential) и второстепенные (Non-essential), определение  которых сформулировано в табл. 3.1

Таблица 3.1. Характеристика показателей VEN анализа

Жизненно важные

(Vital) 

Лекарства, важные для спасения жизни (например, вакцины), имеющие опасный для жизни синдром отмены и постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулины, стероиды, пропранолол, т.п.)

Необходимые

(Essential) 

Лекарства, эффективные при лечении менее опасных, но серьезных заболеваний

Второстепенные

(Non-essential) 

Лекарства для лечения легких заболеваний, лекарства сомнительной эффективности, дорогостоящие лекарства с симптоматическими показаниями

ТТ анализ

ТТ анализ (по типу терапии) может дать более детальную классификацию. Например, вместо деления на жизненно важные, необходимые и второстепенные, лекарственные препараты можно подразделить по типам терапии, для которой они применяются (табл.3.2.).

Таблица 3.2. Подходы к классификации лекарственных средств по типу терапии

Этиотропная терапия 

направленная на устранение причины заболевания

Патогенетическая терапия 

направленная на устранение или подавление механизмов развития заболевания

Симптоматическая терапия 

направленная на устранение или уменьшение отдельных проявлений заболевания

Заместительная терапия 

проводится при недостаточности естественных биологически активных веществ

Профилактическая терапия 

проводится для предупреждения заболеваний

Пример комплексного анализа расхода ЛПУ на закуп лекарственных средств (табл. 3.3.)

Таблица 3.3. Расходы ЛПУ на закуп лекарственных средств в 1999 г. (показатели условные)

  Препарат

форма 

цена за упак. 

израсх.

1999 г. 

общая стоимость 

%  общ. расх. 

кумулят.%

Инозие Ф 200мг N100 

таб 

20.0 

800 

   16,000.00  

16.5% 

16.5%

Солкосерил 2мл N25 

амп 

    20.12  

700 

   14,084.00  

14.5% 

31.0%

Инсулин Актрапид HM 10мл 40ед/мл 

фл 

     5.50  

2000 

   11,000.00  

11.3% 

42.3%

Но-шпа 0.04 N100 

таб 

     2.15  

5000 

   10,750.00  

11.1% 

53.4%

Е 

Израдипин 5мг N30 

капс 

    16.21  

600 

     9,726.00  

10.0% 

63.4%

Верапамил 80мг N100 

таб 

     5.00  

1200 

     6,000.00  

6.2% 

69.6%

Цефотаксим 1г 

фл 

     2.40  

2000 

     4,800.00  

4.9% 

74.5%

Рибоксин 2% 5мл N10 

амп 

     1.57  

3000 

     4,710.00  

4.8% 

79.4%

Ранитидин 150мг N100 

таб 

     8.00  

500 

     4,000.00  

4.1% 

83.5%

Дибазол 0.5% 2мл N10 

амп 

0.5 

5000 

     2,500.00  

2.6% 

86.0%

Преднизолон 30мг N3 

амп 

     1.21  

1900 

     2,299.00  

2.4% 

88.4%

Нистатин 500 000 ед N20 

таб 

     0.73  

3000 

     2,190.00  

2.3% 

90.7%

Метоклопрамид гидрохл. 10мг N40 

таб 

     1.67  

1200 

     2,004.00  

2.1% 

92.7%

Ампициллин тригидрат 250мг N24 

таб 

     1.25  

1500 

     1,875.00  

1.9% 

94.7%

Ретаболил 50мг 1мл 

амп 

     1.74  

800 

     1,392.00  

1.4% 

96.1%

Кокарбоксилаза 50мг 3мл N3 

амп 

     1.25  

1000 

     1,250.00  

1.3% 

97.4%

Анальгин 50% 1 мл N10 

амп 

     0.30  

2000 

        600.00  

0.6% 

98.0%

Дигоксин 0.25мг N50 

таб 

     1.00  

600 

        600.00  

0.6% 

98.6%

Туринал 5мг N20 

таб 

     1.63  

300 

        489.00  

0.5% 

99.1%

Фурадонин 100мг N10 

таб 

     0.15  

3000 

        450.00  

0.5% 

99.6%

Хлордиазепоксид 10мг N50 

др 

     0.56  

800 

        448.00  

0.5% 

100.0%

Итого: 

    97,167.00  

100.0% 

Представленные результаты комплексного АВС и VEN анализа рекомендуется представить следующим образом:

ЛПУ в 1999 году израсходовала на закупку лекарственных препаратов сумму, эквивалентную 97.167 рублей. В ЛПУ использовался 21 препарат. При распределении по системе VEN в группу жизненно важных (V) вошли 6 препаратов (инсулин, верапамил, цефотаксим, преднизолон, ампициллин, дигоксин). В группу необходимых (E) вошло 9 препаратов (израдипин, ранитидин, нистатин, метоклопрамид, нандролон, анальгин, аллилэстренол, нитрофурантоин, хлордиазепоксид). Группа второстепенных препаратов была представлена 6 препаратами (но-шпа, рибоксин, дибазол, инозие-Ф, солкосерил, кокарбоксилаза).

Для снижения затрат и повышения эффективности использования лекарственных средств был проведен АВС-анализ, который показал, что основной объем средств - 79% - был израсходован на закупку 8 препаратов (класс А - до 80% расходов). При анализе препаратов этого класса было выявлено, что в него вошли как жизненно важные препараты (инсулин, верапамил, цефотаксим - израсходовано 22,2% средств бюджета), так и второстепенные препараты (но-шпа, рибоксин, инозие-Ф, солкосерил - 46,9% средств). На препараты классов В и С израсходовано 20,6% бюджета. В эти классы вошли как жизненно важные (преднизолон, ампициллин, дигоксин), так и необходимые препараты (нистатин, ранитидин, т.д.) и второстепенные (дибазол, кокарбоксилаза).

Проведенный анализ показывает структуру расходов больницы на закупку лекарственных препаратов. Анализ позволяет провести реформы в политике закупок и направить основные средства на закупку жизненно важных препаратов. Сокращение использования малоэффективных препаратов, таких как но-шпа, солкосерил, инозие-Ф и рибоксин, позволит сократить расходы на 46%. При этом следует отметить, что дорогостоящий препарат инозие-Ф является аналогом рибоксина.

Приведенный пример АВС-анализа наглядно показывает, что такой анализ может стать хорошей основой для выбора классов лекарственных средств для первоочередного фармакоэкономического анализа  и изменения закупочной политики.

Фармацевтический маркетинг, менеджмент

Актуальность вопроса

С развитием в нашей стране рыночных отношений экономические проблемы стали актуальны во всех сферах жизни, в том числе и таких, где рассуждения о маркетинге еще до недавнего времени считались неэтичными. Высокий долг врача и провизора состоит, и всегда будет состоять в том, чтобы нести облегчения страдающим людям. Однако рыночные отношения универсальны. Нельзя жить в рыночной экономике и быть свободным от ее законов. Взаимодействие  медико – фармацевтического и экономического направления не происходят бесконфликтно. Рынок имеет свои достоинства и недостатки и современным специалистам здравоохранения необходимо не только считаться с этим, но и уметь пользоваться его механизмами. С этой целью медико – фармацевтическое образование нуждается в знаниях основ маркетинга и менеджмента.

Определения, понятия

Маркетинг — понять клиента, увидеть цель, достичь ее, всегда помня, что в итоге должен потолстеть кошелек (Сергей Васильев).

Маркетинг — это попытка представить себе, чего хотят люди, чтобы дать им это (Шелли Лазарус).

Маркетинг — это творческое создание долговременных взаимовыгодных отношений между объектами и субъектами рынка (Александр Хорошилов).

Маркетинг — это решение проблем ваших клиентов с выгодой для себя (Рендел Чэпмен).

Маркетинг — это просто цивилизованная форма воины, в которой битвы чаще всего выигрываются при помощи слов, идей и логического мышления (Альберт Эмери).

Маркетинг — это продажи завтра.

Маркетинг — эго деньги, которые делают из того воздуха, в котором витают идеи (Игорь Климанов).

Маркетинг — это совокупность действий, приводящих к росту прибыли компании в будущем (Анна Чернобыльская).

Маркетинг — это стратегия и тактика выживания на рынке, которые, будучи ошибочными, приводят к гибели (Алексей Шпагин).

Информация о работе Предмет и задачи клинической фармакологии