Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права

При современном развитии русского языка и состоянии юридической  науки понятие «административное  право» применяется в трех значениях:

  • как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
  • как отрасль научного знания в правоведении;
  • как учебная дисциплина.

Отрасль административного права рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, связанных с организацией и функционированием системы административной власти.

Наука административного права является составной частью российской правовой науки и представляет собой систему научных взглядов, представлений, знаний, теоретических предположений, концепций относительно системы правовых норм и практики их применения в сфере реализации административной власти. Предметом науки административного права являются наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, местного самоуправления и других форм управленческой деятельности, а также состояния и развития административного законодательства.

Система науки административного  права богаче системы одноименной  отрасли потому, что включает в  догматическую часть науковедческий раздел, а именно: материал о предмете, методологии, системе, истории науки и т.п. Система науки административного права не копирует систему отрасли, но объясняет ее, применяя для этого соответствующий понятийный инструментарий[1].

Тема 1: Понятие и сущность административного права Адм право как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «административное право» представляет собой предмет, преподаваемый в различных образовательных учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, в т.ч. по специальностям «ГМУ» и «Юриспруденция». Предметом учебной дисциплины являются знания, накопленные человечеством и передаваемые из поколения в поколение негенетическим путем относительно предмета административно-правового регулирования. Административное право как учебная дисциплина представляет собой комплекс знаний, которыми необходимо овладеть в процессе их изучения. Содержание учебной дисциплины определяется содержанием изучаемой науки.[1]

Система уч дисциплины отличается от системы науки тем, что не требует строгого след разделам науки, более свободна в выборе инструментария, увеличивает или уменьшает материал в зависимости от актуальности правовых институтов или профиля образовательного учреждения. Также, можно отметить, что учебная дисциплина в значительной мере субъективна, т.к. зависит от уровня знаний, подготовки, профессионализма и личности самого преподавателя.

При этом наука адм  права и учебная дисциплина базируются на отрасли права, призваны исследовать  ее нормы и институты и на этой основе выработать механизмы эффективного, единообразного регулирования общественных отношений, образующих предмет отрасли.

Главная их особенность  состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в  связи и по поводу реализации административной власти, то есть в связи с организацией и функционированием, прежде всего, системы государственной исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Также, административно-правовые отношения реализуются в процессе организации и функционирования местного самоуправления, в деятельности ОМС и муниципальных служащих, хотя местное самоуправление не входит в понятие государственная власть.

Однако, следует учитывать, что в самой общей форме  административное право – «управленческое  право», так как непосредственно связано с различными формами управленческой деятельности. При этом не все общественные отношения являются государственно- управленческими. Так к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в связи с функционированием различных негосударственных форм (например, при организации и реализации деятельности общественных объединений, хозяйствующих субъектов и т.п.). Эти управленческие отношения не выражают интересы государства, а обеспечивают самоорганизацию, то есть нормальное функционирование этих образований. Но это не значит, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное, регулирующее воздействие на них. Этим достигается цель подчинения деятельности этих формирований требованиям общего правового режима в сфере государственного управления.

При определении сущности административного права нельзя игнорировать и следующий аспект – это не только право «управления», но и право «полицейское»[2]. Полицейская составляющая административного права связана с применением административного принуждения и административной ответственности в деятельности специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц для обеспечения режима законности в управлении.

В этом смысле, важно отметить деятельность не только исп ветви  государственной власти, но и деятельность судебной власти. Так, в связи с  принятием Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), значительно  расширена подведомственность дел, рассматриваемых судьями, причем, не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов. При этом судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях обязаны руководствоваться, прежде всего, нормами КоАП РФ.

Тема 2: Административное право как отрасль системы права РФ Общая характеристика

Административное  право является самостоятельной отраслью системы права Российской Федерации. Исходя из общих положений теории права, отрасль административного права можно представить как совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, связанных с реализацией административной власти.

В науке административного  права существует несколько точек  зрения на определение административного  права. Так, профессор Тихомиров Ю.А. утверждает, что: «Административное право как отрасль права - есть система юридических норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально – юридических режимов, обеспечения юрисдикционно – охранительной деятельности и участия граждан». Представители Саратовской «школы» административного права - Манохин, Адушкин, Багишаев предлагают понимать административное право через определения предмета государственной исполнительной власти, структуру сферы деятельности исполнительной власти, метод, нормы, отношения и источники административного права. Представители Московской «школы» - Алехин, Кармолицкий, Козлов декларируют: «Административное право - это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти, то есть с точки зрения предмета административного права». Бахрах Д.Н. делает акцент, прежде всего, на предмете и методе административного права, но относит к особенностям административного права и систему, и нормы, и источники административного права.

Административная власть многими учеными отождествляется с властью исполнительной, но данное утверждение входит в противоречие с положениями ст.12 Конституции РФ, где исполнительная власть закреплена в качестве ветви государственной власти. Однако, административная власть гораздо шире и объемнее по содержанию государственной власти. Так, административная власть реализуется в действиях представителей иных ветвей государственной власти (законодательной, судебной), также в процессе реализации местного самоуправления (которое не входит в систему государственной власти), в деятельности прокуроров при обеспечении надзора за законностью в рамках различных общественных отношений. Административной властью обладают руководители различных негосударственных структур (директор предприятия, коммерческой организации, руководители партий, общественных объединений и т.п.) по отношению к подчиненным.  

Административное право, так или иначе, связано с управлением  различными общественными процессами и, прежде всего, с государственным  управлением, но не должно им только и ограничиваться. Управление, в целом, существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, тесно связана с особыми видами деятельности, что ее регламентируют нормы не только административного права, а и других отраслей права. Так,  местное самоуправление регулирует муниципальное право; управленческую деятельность администрации предприятия, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право; дознание и предварительное следствие – уголовно-процессуальное право; управление отношений, связанных с финансами – финансовое право и др. Необходимо отметить, что административное право регулирует многие управленческие отношения, но за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права РФ.

Как и любая другая отрасль права, оно характеризуется  наличием трех основных элементов, определяющих самостоятельность и своеобразие  отрасли:

  1. Предмет административного права;
  2. Метод административного права;
  3. Система административного права.

Тема 2: Адм право как отрасль системы права РФ Предмет и метод административного права

Предмет – это общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права. Данные отношения возникают, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами административной власти и подвластными субъектами. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны и неоднородны. Так, можно выделить следующие основные группы общественных отношений, урегулированных нормами административного права:

  • связанные с организацией и функционированием системы государственной исполнительной власти, а также деятельностью должностных лиц иных государственных органов, государственных служащих в процессе реализации принадлежащих им полномочий;
  • связанные с местным самоуправлением;
  • связанные с деятельностью  руководителей различных государственных органов, ОМС, государственных и негосударственных организаций по вопросам внутренней самоорганизации;
  • связанные с деятельностью судей в процессе отправления административной юстиции, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Метод – это совокупность средств и способов реализации норм административного права для урегулирования общественных отношений, образующих предмет. Это второй критерий разграничения отраслей права. Если предмет отрасли определяет то, какие отношения регулируются, метод - как, каким образом регулируются.

 Административно – правовое регулирование производится путем:

1. Упорядочения, закрепления,  совершенствования существующих  отношений.

2. Создание новых общественных  отношений, соответствующих требованиям  объективных законов развития  общества.

3. Охрана урегулированных  нормами административных и других отраслей права общественных отношений.

4. Вытеснение из сферы  регулирования общественных отношений,  несоответствующих интересам граждан,  общества, государства. 

Метод административного  права характеризуется следующими общими положениями:

  1. Представляет собой определенное сочетание средств общеправового воздействия: предписаний, дозволений, запретов.

Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, закрепленных правовой нормой.

Дозволение – установление правовой возможности действовать по своему усмотрению, в рамках, установленных правовой нормой. Дозволительные варианты управленческого воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий. Для административного права характерно наличие «мягкого» и «жесткого» вариантов дозволения. Первый используется при реализации субъективных прав любым субъектом, второй – только при реализации прав специальным субъектом в случаях выбора одного из возможных вариантов поведения (например, при выборе вида административного наказания).

Запреты - такие же предписания, но противоположного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия, либо воздержаться от их совершения;

  1. Правовые средства воздействия носят распорядительный характер;
  2. Наряду с императивным характером воздействия возможно применение диспозитивных средств;
  3. Реализуется, как правило, через одностороннее волеизъявление властной стороны отношений;
  4. Устанавливает субординацию участников отношений;
  5. Отличается динамизмом, что обусловлено самой природой управленческих отношений.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"