Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)
  • коллегиальные.
  • единоначальные.

Тема 8: Административно-правовые основы теории государственного управления Органы исп власти субъектов РФ

По отношению к единой системе исп власти различают 2-е  группы органов исполнительной власти субъектов РФ.

1. Органы, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют ее единую систему.

2. Органы исп власти  субъектов федерации, образуемые  по предметам ведения не отнесенным  к ведению РФ.

Субъекты РФ формир свои исп органы в соотв с Фед законом от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законод(представительных) и исп органов гос вл субъектов РФ»,также нормативн актами самих субъектов РФ, уст их статус.

Система органов исп  власти разл субъектов федерации  имеют существ разл в количестве и формах, сост их органов.

Системы и формы исп  власти в республике определяются их Конституциями, а также законами и иными актами.

В других субъектах федерации - уставами, принимаемыми в соответствии с законами и Указами Президента РФ.

Органы общей  компетенции:

Советы министров или  правительства республик. Они образуются либо представительными органами (возглавляются  председателями), либо Президентом (возглавляются  Президентом);

Администрации краев, областей, автономных округов, автономных областей, то есть субъектов РФ.

Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

В республиках - министерства, государственные комитеты, комитеты и главные управления;

В других субъектах РФ - главные управления, управления. комитеты, отделы;

На нереспубликанском  уровне - департаменты.

Имеются особенности  организации исп власти городов  республиканского значения. Действуют  в отношении Москвы. И в систему  органов исп власти г. Москвы входят: мэрия, правительство Москвы, отраслевые и терр упр городом и иные органы, созд мэром. При этом вводится понятие городская московская администрация, что тождественно мэрии. Для Санкт-Петербурга схема такая же, но исключено понятие мэрии как исполнительный орган государственной власти.

Тема 9: Формы и методы управления Понятие административно-правовых форм

В общенаучном понимании  форма тесно связана с понятием содержание, под формой понимается этот или иной вариант выражения  содержания.

Применительно к исп  вл,форма явл способом выраж ее гос-правового содерж, то есть всех юр качеств как ветви вл.

С др стороны, действия исполняемые субъектами исп вл по своему хар различны, значит должны быть разл и варианты их внешнего выражения.

Исп органы власти осущ многие действия, не связ с упр. Для опред  форм важно сочетание этих методов, выполн органами исполнительной власти.

Важное знач имеют  и последствия соверш внешне выраженных упр действий. В одних сл они  выз прямые последствия юр характера, в др нет. Первые и есть де действия, кот выраж управляющее воздействие  как на внеаппаратные, так и внутриаппаратные отношения. Формы управления могут выступать:

  • в качестве форм реализации исполнительной власти;
  • в качестве реализации управленческой деятельности;

Форма управления - внешне выраженное действие исполнительного органа, должностного лица, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме.

Государственно-управленческая деятельность может быть выражена в  правовой и неправовой форме.

Система действий исполнительных органов, которые образуют административно- правовую форму:

1. По степени юридического  выражения:

  • основные (издание правовых актов);
  • основанные на них (действия, имеющие юридическую направленность регистрации).

2. По достигаемым результатам:

  • позитивное регулирование;
  • реакция на негативное явление в сфере государственного управления.

3. По направленности:

  • воздействующие на общественные отношения (внешняя направленность);
  • воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя).

4. По объему:

  • общие;
  • обязательные, конкретизированные.

5. По адресату:

  • государственное управление (деятельность всей системы исполнительной власти);
  • самоорганизация (внутри данного исполнительного органа).

6. По характеру и  методам решения вопроса:

  • процедурные действия;
  • процессуальные.

7. По юридическому  содержанию:

  • дозволительные;
  • запретительные;
  • предписывающие.

Исполнительная власть имеет только юридические формы  своего выражения в их системе.

Главенствующая роль отводится правовым актам управления

Тема 9: Формы и методы управления Правовые акты управления

Это важное средство практической реализации целей и функций адм  власти. Они явл решениями, кот  субъекты упр принимают в процессе повседневного и непосредственного  руководства различными сферами  общественной жизни.

Основные черты, определяющие юридическую природу  правовых актов управления.

1. Правовые акты управления  являются формой исполнительно-распорядительной  деятельности.

2. Подзаконность правового  акта управления.

3. Правовые акты управления  издаются от имени определенной структурной единицы государственного аппарата.

4. Правовые акты управления  являются односторонними властными  волеизъявлениями их авторов.

5. Правовые акты упр  всегда оформ надлеж образом.  Оформл заключ в соблюд процедуры  принятия (согласование, обсуждение, голосование) и собл необходимых мер делопроизводства (номер, дата, автор), его подписании и утверждении, регистрации или опубликования.

6. Все правовые акты  управления влекут юридические  последствия. В зависимости от  этого их делят на:

которые устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;

влекут возникновение, изменение, прекращение отношений, которые  служат юридическими фактами.

Правовые акты упр-особый вид подзаконных офиц юр актов, приним субъектами исп вл в процессе исп-распоряд деятельности, оформл в соотв с нормами права, содерж односторонние властные волеизъявл и влекущих юр последствия.

Виды правовых актов управления.

Критерии:

1. По юридическому содержанию:

а) нормативные акты - уст, изм или отм юр нормы, то есть содержат общие правила, не имеют конкр адресата, рассчит на многократное применение, в случаях , предусмотренных их гипотезой;

Нормативные акты делятся на моноотраслевые (адм-правовые) и полиотраслевые. В нормативных актах не могут быть нормы уг, уголовно-процессуального и конст права. Нормы можно подел по кругу лиц, на кот они распространяются.

Делятся на акты:

  • общего назначения;
  • межведомственные;
  • внутриведомственные;

б) индивидуальные акты упр - в отлич от нормативных актов носят ярко выраженный правоприменительный характер. По юр содержанию -решения субъектов адм власти, по конкр вопросам обращения к конкр лицам. По юр последствиям индивид акты упр делят на обязывающие, запрещающие, управомочивающие и содержащие отказы. Индивид акты упр являются юридические фактами, вызывающие возникновение конкретных административно-правовых отношений;

в) общие акты, содержащие кратковременные предписания, либо содержащие общие требования;

г) смешанные акты - одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения.

2. По субъектам, принявшим акты:

  • акты органов исп власти и их должн лиц(указы и распоряж Президента РФ, пост и распоряжения Правительства РФ, приказы и распоряж центр органов власти, акты центр органов власти республик, пост и др акты гос администрации, приказы и иные акты органов спец компетенций, приказы и иные акты руководства гос и муниц учреждений и предприятий);
  • акты субъектов аппарата управления (постановление судей);
  • акты общественных организаций, в которых делегированы властные полномочия (профсоюзы).

3. По форме:

  • письменные;
  • устные;
  • конклюдентные.

4. По функциональной  роли:

  • плановые;
  • по финансовым вопросам;
  • методического характера;
  • по кадровым делам;
  • по учету;
  • по снабжению;
  • по иным функциям управления.

5. В зависимости от  объема полномочий субъекта власти:

  • дискреционные  - принимаемые в условиях свободы усмотрения самостоятельного органа;
  • акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, когда есть выбор одного из предложенных вариантов;
  • акты связанной администрации, когда отсутствует возможность выбора.

6. Постоянные и временные  акты, которые издаются на основе  каких-либо полномочий.

7. По степени сложности:

  • простые,
  • сложные;
  • уникальные.

8. В зависимости от  даты начала действия:

  • вступающие в силу немедленно по общему правилу с даты подписания, принятия;
  • вступающие в силу с даты, указанной в самом акте;
  • вступающие в силу после государственной регистрации или после опубликования.

9. От объема организационного  воздействия:

  • по решениям с/х;
  • обороне;
  • здравоохранения.

Тема 9: Формы и методы управления Понятие и виды методов управления

Понятие метод означ прием, способ практического осущ чего-либо. В гос-управленческой деятельности метод поним как способ, прием практической реализации задач и функций исп власти в повседневной деятельности исп органов (должностных лиц) на основе закрепл за ними компетенции в установленных границах и в соответствующей форме.

Метод гос упр есть средство практического осущ функций  гос-управленческой деятельности, достижений ее целей.

Различают:

  1. Методы управленческого воздействия - имеют внешне юр властное значение и выражение, являются собственно методом управления - административно-правовой метод;
  2. Методы организационной работы аппарата управления - имеют четкое внутриаппаратное значение;
  3. Методы совершения отдельных управленческих действий - методы процедурного характера.

Виды административно-правовых методов:

I. По содержанию:

1. Убеждение.

2. Принуждение.

Два полюса единого целого, то есть механизм обеспечения должного поведения и правопорядка.

II. По форме:

1. Административные

2. Экономические.

1. Способы и средства  внеэкономического (прямого) управленческого  воздействия со стороны субъекта  государственного управления и  вне зависимости от конкретных  обстоятельств общественной жизни.

2. Характеризуются как  способы и средства экономического (косвенного) воздействия со стороны субъекта государственного управления.

Особенности методов управления.

1. Связаны с целевым  назначением вида государственной  деятельности.

2. Выражают управляющее  воздействие субъектов исполнительной  власти на соответствующие объекты.

3. Непосредственно выражаются  в связях между субъектами  и объектами управления.

4. Используются в качестве  средств реализации закрепленной  за ними компетенции.

5. Определенность объекта  управления.

6. Метод управления - это  определенная возможность решения управленческих задач.

7. Содержат государственный  и публичный интерес.

8. В методах упр  выражаются принадлежащие гос  и его исп аппарату юридические  властные полномочия.

9. Методы управления  имеют правовую форму их непосредственного выражения.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"