Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций
Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.
2. Подведомственность -правовое закр круга объектов, предметов дел, на кот распр властные полномоч дан коллект.
Особенности административно-правового статуса негосударственных коллективных субъектов.
1. Наличие не всех элементов статуса, а только лишь одного или максимально двух.
2. И в миним объеме
адм-правового статуса вкл
Тема 5: Субъекты административного права Граждане как субъекты, их виды
Гр относятся к индивид субъектам. Общий адм-правовой статус индивида принято наз статусом гр. До 1992 года различали разновидности граждан: граждане СССР; иностранцы; граждане без гражданства.
При образовании СНГ и принятии Российского закона о гражданстве, граждане делятся:
Существует три основных категории граждан:
1. Граждане РФ:
2. Иностранные граждане:
3. Граждане без гражданства.
Тема 6: Административно-правовой статус гражданина Административная правосубъектность
Адм правосубъектность - соц-правовая способность лица быть носителем прав и обяз в сфере реализации адм власти.
Она не явл каким-то прирожденным от природы данным свойством человека. Возн, изм и прекращ правосубъектности связано не только с фактом рождения, разв и смерти человека, но и с опред комплексом соц усл(матер и юр предпосылки).
Категория правосубъектности многогранна. Она складывается из взаимосвязанных элементов.
Правоспособность - способность субъекта иметь административные права и нести соответствующие обязанности.
Дееспособность-способн субъекта своими действ приобр для себя пр, реализ их,также созд для себя обяз и их выполн.
Деликтоспособность - способность лица нести ответственность за совершенное административное правонарушение.
Трансдееспособность - способность субъекта своими действиями создавать для других лиц права и обязанности и его способность принимать на себя права и обязанности, возникающие в результате деятельности других лиц.
Тема 6: Адм-правовой статус гражданина Соотношение правосубъектности и субъективного права
Нельзя отождествлять понятия правосубъектности и субъективного права.
Правосубъектность - это не право и не суммарное выраж субъективных прав. В понятии правоспособности существо в том, что не “вправе”, а в “способности”, которыми наделяет закон лиц к обладанию правами.
Различие правоспособности и субъективных прав в том, что если первая представляет собой способность лица иметь права, то субъективное право - определяемая законом мера возможного поведения лица.
Субъективное административное право - определяемая законом мера возможного поведения конкретного лица.
Субъективная административная обязанность - определяемая законом мера должного поведения конкретного лица.
Адм-правовой статус граждан РФ составляет важнейшую и органичную часть их общественного и правового статуса.
Общеправовой статус уст К РФ и Законом о гражданстве и регламентируется другими нормативно-правовыми актами.
Содержание административно-
1. Комплекс их прав и обязанностей.
2. Гарантии реализации этих прав и обяз, включая их охрану законом и механизмом защиты органами гос власти.
Однако не все права и обяз явл производными от конст (например: права и обязанности управления транспортом).
При реализации прав различают 6 степеней свобод:
1. полная.
2. связанная с обязанностью уведомления субъекта власти (явочный порядок реализации прав).
3. связанная с обязанностью регистрации действий.
4. ограниченная обязанностью получать разрешения.
5. свобода огранич
дискреционными полномоч
6. полная несвобода.
Среди прав по содержанию различают:
- права на участие
в государственном и
- права на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций;
- право на защиту. Осн формы реализации: возм подавать адм жалобу, жалобу в суд, необходимая оборона, право на самозащиту, защита в административных юрисдикционных производствах.
Среди обязанностей граждан в сфере управления выделяют:
абсолютные - безусловные, возлагаются на каждого, не зависят от конкретных обстоятельств;
относительные - возн из правомерных действий, напр на приобр прав и пользование ими, а также из правонаруш (обязанность платить штраф).
Тема 6: Административно-правовой статус гражданина Административно-правовые гарантии прав граждан
К ним относятся закр их правовые нормы, а также и автоматически действ гарантии, провозглашающие права и свободы. Изначальным и универсальным гарантом может б закон, кот выполн функцию гаранта лишь при соблюд ряда усл:
1. Закон должен быть
адекватным экономической и
2. Должен быть стабильным.
3. Должен отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном правовой системы.
4. Должен быть конкретным, не декларативным.
5. Любой закон должен определять круг органов и должн лиц, кот обязаны осущ меры по реализации прав и свобод.
6. Любой закон должен
содержать меры
Все гарантии можно разделить на 2 вида: судебные и несудебные.
Для обесп прав и свобод гр имеет собл конст требов, особенно тех, кот закр непоср действие прав и свобод граждан:
1. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободу человека и гражданина.
2. Ограничение таких
прав и свобод возможно
3. Ограничить права
и свободы можно только за
исключением тех, которые
4. Любые нормативно-правовые
акты затр права свободы,
5. Предусм гос-правовые институты, обеспеч права и свободы граждан, К РФ закр право человека и гр защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенных законом.
Гражданин имеет право на необходимую оборону.
Тема 7: Способы защиты прав граждан Юридические гарантии субъективных прав граждан
Право на защиту явл важным правом субъектов, в том числе любого гр. Гос легализует это право, то есть формул, уточняет объемы, закр процедуры реализации и уст обяз гос и общ органов, а также должн лиц в опред сроки рассм и принять меры в связи с обращением граждан.
Кроме того, гос обесп это право гос принужд и права на защиту становится регулир законом или юр правом.
Существует два направления юридической защиты граждан:
Основные средства защиты прав и интересов граждан от неправомерных действий должностных лиц.
1. Созд орг-правового
механизма и повседневная
2. Существ и деятельность
независимых от гос институтов,
способн оказать помощь гр(
3. Активная деятельность
самих граждан, использующих
Все способы взаимосвязаны, используются одновременно.
Осн гарантией прав граждан
в наст время явл деятельность
сущ в стране специальных организационно-
Тема 7: Способы защиты прав граждан Виды обращений граждан
В наст вр в К РФ опред порядок права гр обращ лично и напр индивид и коллект обращ в гос органы и органы местного самоупр
Основными видами обращений граждан являются:
1. Предложение - привлеч внимания на несовершенство организации деятельности или регулирования в этой или иной области и указания на пути их устранения.
2. Заявление - обращ
граждан по поводу реализации
права или законного интереса,
не связанного с его
3. Жалоба - обращ в гос или иные офиц органы к должн лицам по поводу наруш права или закон интереса гражданина
Среди административных жалоб по правовым признакам различают:
1. Общие - обладают все граждане; делятся на 2 вида:
2. Спец - порядок рассм регулируется спец нормами, в доп к общим(уставы, полож и так далее), предоставлены лицам, как участникам гражданского процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.
Тема 7: Способы защиты прав граждан Административная и судебная жалобы
Административная и судебная жалобы различаются не адресатом, а порядком рассмотрения.
В соотв с законом адм жалоба подлежит рассм в срок до 1 месяца. Жалоба в адм порядке подается в те органы или тем должн лицам, в непосредственном подчинении которых находятся органы или должностные лица, чьи действия обжалуются.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. запрещено рассм анонимных заявлений и жалоб. В Указе определено, что жалоба должна содерж Ф.И.О. лица, подающего жалобу, адрес его места жительства, сведения о месте его работы или учебы. Кроме того, жалоба должна быть подписана лицом ее подающим. Ф.И.О. указываются обязательно, а адрес и место работ альтернативно, или то, или иное. Наличие подписи в этом случае не обязательно.
Административная жалоба может быть подана в письменной или устной форме. В суд - в письменной форме.
Для общей административной жалобы установлены, кроме общего месячного срока рассмотрения, исключения:
В целях усиления судебной защиты прав граждан 27 апреля 1993 г. был принят закон РФ, кот закр право граждан обжаловать в суде коллегиальные и единичные действия гос органов, органов местного самоупр, действия органов предприятий, учреждений, организаций, их объединений и должностных лиц, действиями которых:
1. Нарушены права и свободы граждан;
2. Созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;
3. На гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность;
4. Гражданин незаконно
привлечен к какой-либо
Не мб обжалованы действия
и решения, проверка кот отнесена
к исключ компетенции Конституционного
суда РФ, а также действия, в отношении
которых законодательством
Уст альтернативный порядок обжалования. Гр может обратиться в суд, либо в вышест орган в порядке подчиненности.
Если гр органом или должн лицом отказано в удовл жалобы, либо он не получ ответа в теч месяца со дня подачи жалобы, он вправе обрат в суд с жалобой. Датой подачи жалобы будет счит дата регистрации в органе (кому подана жалоба).