Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

2. Подведомственность -правовое  закр круга объектов, предметов  дел, на кот распр властные  полномоч дан коллект.

Особенности административно-правового статуса негосударственных коллективных субъектов.

1. Наличие не всех  элементов статуса, а только  лишь одного или максимально  двух.

2. И в миним объеме  адм-правового статуса вкл право  и порядок формир госуд признания,  права на собств имя (наименование) и право самостоятельно вступать в административно-правовые отношения с государственными органами.

Тема 5: Субъекты административного права Граждане как субъекты, их виды

Гр относятся к индивид  субъектам. Общий адм-правовой статус индивида принято наз статусом гр. До 1992 года различали разновидности граждан: граждане СССР; иностранцы; граждане без гражданства.

При образовании СНГ  и принятии Российского закона о  гражданстве, граждане делятся:

  • граждане РФ;
  • лица с двойным гражданством;
  • почетные граждане;
  • граждане ближнего зарубежья (СНГ, кроме России);
  • иностранцы;
  • лица без гражданства.

Существует  три основных категории граждан:

1. Граждане РФ:

  • обычные;
  • почетные;
  • двойное гражданство.

2. Иностранные граждане:

  • ближнего зарубежья;
  • дальнего зарубежья.

3. Граждане без гражданства.

Тема 6: Административно-правовой статус гражданина Административная правосубъектность

Адм правосубъектность - соц-правовая способность лица быть носителем прав и обяз в сфере реализации адм власти.

Она не явл каким-то прирожденным от природы данным свойством человека. Возн, изм и прекращ правосубъектности связано не только с фактом рождения, разв и смерти человека, но и с опред комплексом соц усл(матер и юр предпосылки).

Категория правосубъектности  многогранна. Она складывается из взаимосвязанных элементов.

Правоспособность - способность субъекта иметь административные права и нести соответствующие обязанности.

Дееспособность-способн субъекта своими действ приобр для себя пр, реализ их,также созд для себя обяз и их выполн.

Деликтоспособность - способность лица нести ответственность за совершенное административное правонарушение.

Трансдееспособность - способность субъекта своими действиями создавать для других лиц права и обязанности и его способность принимать на себя права и обязанности, возникающие в результате деятельности других лиц.

Тема 6: Адм-правовой статус гражданина Соотношение правосубъектности и субъективного права

Нельзя отождествлять  понятия правосубъектности и субъективного права.

Правосубъектность - это не право и не суммарное выраж субъективных прав. В понятии правоспособности существо в том, что не “вправе”, а в “способности”, которыми наделяет закон лиц к обладанию правами.

Различие правоспособности и субъективных прав в том, что  если первая представляет собой способность лица иметь права, то субъективное право - определяемая законом мера возможного поведения лица.

Субъективное административное право - определяемая законом мера возможного поведения конкретного лица.

Субъективная административная обязанность - определяемая законом мера должного поведения конкретного лица.

Адм-правовой  статус граждан РФ составляет важнейшую  и органичную часть их общественного  и правового статуса.

Общеправовой статус уст К РФ и Законом о гражданстве  и регламентируется другими нормативно-правовыми актами.

Содержание административно-правового  статуса граждан составляет:

1. Комплекс их прав  и обязанностей.

2. Гарантии реализации  этих прав и обяз, включая их  охрану законом и механизмом  защиты органами гос власти.

Однако не все права и обяз явл производными от конст (например: права и обязанности управления транспортом).

При реализации прав различают 6 степеней свобод:

1. полная.

2. связанная с обязанностью  уведомления субъекта власти (явочный  порядок реализации прав).

3. связанная с обязанностью регистрации действий.

4. ограниченная обязанностью  получать разрешения.

5. свобода огранич  дискреционными полномоч власти  при выдаче разреш на осущ прав (искл: разрешит порядок).

6. полная несвобода.

Среди прав по содержанию различают:

- права на участие  в государственном и муниципальном  управлении, социально-политическая  активность;

- права на государственное  участие, содействие, помощь компетентных  организаций;

- право на защиту. Осн  формы реализации: возм подавать  адм жалобу, жалобу в суд,  необходимая оборона, право на самозащиту, защита в административных юрисдикционных производствах.

Среди обязанностей граждан  в сфере управления выделяют:

абсолютные - безусловные, возлагаются на каждого, не зависят  от конкретных обстоятельств;

относительные -  возн из правомерных действий, напр на приобр прав и пользование ими, а также  из правонаруш (обязанность платить  штраф).

Тема 6: Административно-правовой статус гражданина Административно-правовые гарантии прав граждан

К ним относятся закр их правовые нормы, а также и автоматически действ гарантии, провозглашающие права и свободы. Изначальным и универсальным гарантом  может б закон, кот выполн функцию гаранта лишь при соблюд ряда усл:

1. Закон должен быть  адекватным экономической и политической ситуации в стране.

2. Должен быть стабильным.

3. Должен отвечать  высокому уровню юридической  техники и быть органичным  звеном правовой системы.

4. Должен быть конкретным, не декларативным.

5. Любой закон должен  определять круг органов и  должн лиц, кот обязаны осущ меры по реализации прав и свобод.

6. Любой закон должен  содержать меры ответственности  органов и должностных лиц  за ущемление прав граждан.

Все гарантии можно разделить  на 2 вида: судебные и несудебные.

Для обесп прав и свобод гр  имеет собл конст требов, особенно тех, кот закр  непоср действие прав и свобод граждан:

1. В РФ не должны  издаваться законы, отменяющие или  умаляющие права и свободу  человека и гражданина.

2. Ограничение таких  прав и свобод возможно Федеральным  законом и только при наличии особых обстоятельств.

3. Ограничить права  и свободы можно только за  исключением тех, которые определены  конституционно.

4. Любые нормативно-правовые  акты затр права свободы, могут  прим только в сл их официального  опубликования.

5. Предусм гос-правовые институты, обеспеч права и свободы граждан, К РФ закр право человека и гр защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенных законом.

Гражданин имеет право  на необходимую оборону.

 

 

Тема 7: Способы защиты прав граждан Юридические гарантии субъективных прав граждан

Право на защиту явл важным правом субъектов, в том числе  любого гр. Гос легализует  это  право, то есть формул, уточняет объемы, закр процедуры реализации и уст  обяз гос и общ органов, а также должн лиц в опред сроки рассм и принять меры в связи с обращением граждан.

Кроме того, гос обесп  это право гос принужд и  права на защиту становится регулир  законом или юр правом.

Существует  два направления юридической  защиты граждан:

  • защита прав личности от преступления;
  • от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Основные средства защиты прав и интересов граждан  от неправомерных действий должностных  лиц.

1. Созд орг-правового  механизма и повседневная работа  уполномоч гос органов, кот выполн задачу по защите правопорядка.

2. Существ и деятельность  независимых от гос институтов, способн оказать помощь гр(адвокатура, профсоюзы).

3. Активная деятельность  самих граждан, использующих предоставляемые  им права.

Все способы взаимосвязаны, используются одновременно.

Осн гарантией прав граждан  в наст время явл деятельность сущ в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как  по собственной инициативе, так и  в связи с поступлением обращений  граждан.

Тема 7: Способы защиты прав граждан Виды обращений граждан

В наст вр в К РФ опред порядок права гр обращ лично и напр индивид и коллект обращ в гос органы и органы местного самоупр

Основными видами обращений граждан являются:

1. Предложение - привлеч  внимания на несовершенство организации деятельности или регулирования в этой или иной области и указания на пути их устранения.

2. Заявление - обращ  граждан по поводу реализации  права или законного интереса, не связанного с его нарушением.

3. Жалоба - обращ в гос или иные офиц органы к должн лицам по поводу наруш права или закон интереса гражданина

Среди административных жалоб по правовым признакам различают:

1. Общие - обладают  все граждане; делятся на 2 вида:

  • на адм обжалование - порядок рассм регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. «О порядке рассм предложений, заявлений, жалоб граждан» и Законами субъектов РФ.В соответствие  с данным Указом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, круг лиц, имеющих право подать жалобу неограничен.
  • на судебное обжалование – порядок урегулирован ФЗ  от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также нормами ГПК РФ.

2. Спец - порядок рассм  регулируется спец нормами, в  доп к общим(уставы, полож и так далее), предоставлены лицам, как участникам гражданского процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.

Тема 7: Способы защиты прав граждан Административная и судебная жалобы

Административная и  судебная жалобы различаются не адресатом, а порядком рассмотрения.

В соотв с законом  адм жалоба подлежит рассм в срок до 1 месяца. Жалоба в адм порядке подается в те органы или тем должн лицам, в непосредственном подчинении которых находятся органы или должностные лица, чьи действия обжалуются.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. запрещено рассм  анонимных заявлений и жалоб. В Указе определено, что жалоба должна содерж Ф.И.О. лица, подающего  жалобу, адрес его места жительства, сведения о месте его работы или учебы. Кроме того, жалоба должна быть подписана лицом ее подающим. Ф.И.О. указываются обязательно, а адрес и место работ альтернативно, или то, или иное. Наличие подписи в этом случае не обязательно.

Административная жалоба может быть подана в письменной или устной форме. В суд - в письменной форме.

Для общей административной жалобы установлены, кроме общего месячного  срока рассмотрения, исключения:

  • заявления и жалобы, не требующие изучения и проверки рассматриваются немедленно, но не позднее  15-ти дней;
  • по жалобам, треб провед спец проверки или истребования доп материалов уст срок продления для рассм на 1 мес.
  • жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в 15-ти дневный срок в центральных органах, 7-дневый срок в местных органах, также срок может быть продлен не более чем на 15 дней.

В целях усиления судебной защиты прав граждан 27 апреля 1993 г. был  принят закон РФ, кот закр право  граждан обжаловать в суде коллегиальные  и единичные действия гос органов, органов местного самоупр, действия органов предприятий, учреждений, организаций, их объединений и должностных лиц, действиями которых:

1. Нарушены права и  свободы граждан;

2. Созданы препятствия  для осуществления гражданином  его прав и свобод;

3. На гражданина незаконно  возложена какая - либо обязанность;

4. Гражданин незаконно  привлечен к какой-либо ответственности.

Не мб обжалованы действия и решения, проверка кот отнесена к исключ компетенции Конституционного суда РФ, а также действия, в отношении  которых законодательством предусмотрен иной судебный порядок обжалования.

Уст альтернативный порядок  обжалования. Гр может обратиться в  суд, либо в вышест орган в порядке  подчиненности.

Если гр органом или  должн лицом отказано в удовл  жалобы, либо он не получ ответа в  теч месяца со дня подачи жалобы, он вправе обрат в суд с жалобой. Датой подачи жалобы будет счит дата регистрации в органе (кому подана жалоба).

Информация о работе Лекции по "Административному праву"