Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Также метод административного  права характеризуется следующими специфическими признаками, определяемыми путем сравнения с методом гражданского права, как наиболее характерного для частно - правовых отраслей:

- по определению юридического  положения сторон. В административном  праве закрепляется юридическое  неравенство сторон, один  из субъектов  всегда является субъектом власти. В гражданском праве они юридически и фактически равны;

-  по определению  способа закрепления прав и  обязанностей субъектов отношений.  В административном праве права  и обязанности участников очень  жестко и четко, детально определены  нормами права. В гражданском  праве участники оформляют их с помощью договора, в котором могут быть отступления от норм права;

- по определению форм  защиты нарушенных прав в случае  наличия спора. В административном  праве – особый, административный  порядок защиты нарушенных прав, который характеризуется обращением к вышестоящему органу или должностному лицу за восстановлением нарушенного права. Хотя не исключена возможность судебного порядка защиты. В гражданском праве - только и исключительно судебный порядок защиты;

- по определению фактов, с которыми связано возникновение и прекращение прав и обязанностей правосубъектного лица. В административном праве их динамика осуществляется либо на основе событий, либо на основании волеизъявления любого из участников правоотношений (как властного, так и подвластного). В гражданском праве – либо на основании соглашения сторон (договор), либо на основе обстоятельств, возникающих вследствие причинения вреда.

Эти качественные характеристики метода административного права  значительно влияют на все методы общеправового воздействия, применяемые для регулирования общественных отношений, образующих предмет отрасли.

Тема 2: Адм право как отрасль системы права РФ Система административного права

Система административного  права - это третий элемент, характеризующий особенность административного права как отрасли. Система правовой отрасли представляет собой совокупность правовых норм и институтов, которые объединяются целями, принципами, предметом, методами регулирования. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, а также общих и специалбных норм. Однако все они создают специфический правовой режим регулирования административных правоотношений.

Система административного  права состоит из 2-х частей.

Общая часть – нормы, регулирующие управление в целом.

Здесь выделяют нормы, объединенные в несколько правовых институтов:

  1. устанавливающие и регулирующие административно-правовые статусы граждан;
  2. регулирующие административно-правовые статусы коллективных субъектов, не относящихся к субъектам государственной власти;
  3. регулирующие основы организации и деятельности субъектов государственной исполнительной власти;
  4. регулирующие основы организации и прохождения государственной службы;
  5. регулирующие основы организации и деятельности субъектов местного самоуправления, в т.ч. муниципальную службу;
  6. обеспечивающие законность управления;
  7. регулирующие вопросы применения административного принуждения;
  8. регулирующие применение административной ответственности.

Особенная часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, в различных сферах жизнедеятельности общества.

 В особенной части  выделяют 4 группы институтов:

1) нормы, которые обеспечивают  безопасность граждан, общества, государства, а также административно  - политическую деятельность;

2) нормы, регулирующие организационно - хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) нормы, регулирующие  социально - культурную деятельность  государственной администрации; 

4) нормы, регулирующие  деятельность государственной администрации  во взаимоотношениях с другими государствами.

Место административного  права в системе права РФ

Являясь неотъемлемой частью системы российского права, административное право тесно связано с другими  его отраслями. Прежде всего, оно  близко примыкает к государственному праву, источником которого является Конституция, определяет основы деятельности всех органов государства, в том числе и органов государственного управления.

Тесно соприкасается  административное право с гражданским  правом. Обе отрасти права нередко  связаны с регулированием имущественных отношений, нуждающихся в административно-правовом обеспечении. Вместе с тем, если имущественные отношения, регулируемые административным правом, являются, как правило, отношениями власти и подчинения, то для участников гражданско-правового имущественного отношения характерно равенство сторон.

Административное право  тесно связано с трудовым правом. Обе отрасли регулируют общественные трудовые отношения. Однако, если административное право регулирует отношения, связанные  с организацией и прохождением государственной службы, муниципальной службы, то трудовое право - отношения в сфере производственной деятельности, труд рабочих и служащих.

Взаимосвязано административное право и с уголовным правом -  нормы уголовного права применяются  в целях борьбы с общественно опасными деяниями - преступлениями, и наказанием преступников, а нормы административного права - с менее опасными проступками - административными правонарушениями.

Также административное право связано с земельным, финансовым и другими отраслями права (например, регулирует отношения в бюджетной сфере, в сфере управления финансами, кредитами и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3: Нормы административного права Формы (способы) реализации норм

Любая отрасль права  состоит из юридических норм, являющихся их организованной совокупностью. Первичным, основополагающим элементом административного права являются административно-правовые нормы.

Адм-правовые нормы - уст или санкционированные гос правила повед, регулир отн в сфере реализации адм власти, рассчит на неоднократное примен и исп опред кругом субъектов, реализация кот при неисп обеспеч адм принуждением.

Особенности норм административного  права:

  1. В большинстве своем носят императивный характер;
  2. Не содержат классической «триады» в своей структуре. Любая норма должна содерж правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии опред усл (гипотезы). Также в структуру включается санкция, но это применимо только к нормам, регулирующим ответственность за правонарушения.
  3. По общему правилу должны быть закр в источниках адм права, но содерж также в источниках др отраслей права.

Формы (способы) реализации норм:

  1. Исполнение - активная деятельность по выполнению;
  2. Соблюдение - воздержание от неправомерных действий (бездействие);
  3. Использование - субъект сам решает исполнить или нет;
  4. Применение - юр властный акт органа гос управления, должностное лицо. Действие компетентного лица по поводу закрепленной уже административно-правовой нормы и переноса ее на конкретный субъект.

Тема 3: Нормы административного права Виды административно-правовых норм

По целевому назначению:

  • регулятивные - содержащие правила нормальной деятельности;
  • охранительные - призваны обеспечить защиту, охрану отношений.

По содержанию:

  • материальные - определяют права и обязанности субъектов правоотношений;
  • процессуальные - закрепляют порядок процедуры реализации прав и осуществление обязанностей.

По методу воздействия  на субъектов правоотношений:

  • обязывающие (предписывающие);
  • запрещающие;
  • управомочивающие (дозволительные);
  • поощрительные.

По территориальным пределам действия:

  • федеральные;
  • субъектов РФ;
  • муниципальных образований;
  • локальные (в пределах одной организации).

По юридической  силе:

  • законодательные;
  • подзаконные.

По уровню обобщенности правила, закрепленного в норме:

  • общие;
  • специальные (приоритет отдается специальным нормам, когда они имеют одинаковую юридическую силу).

По субъектам (адресатам):

  • внеаппаратные;
  • внутриаппаратные.

По сроку  действия:

  • бессрочные (постоянные);
  • срочные (временные) - установлен срок действия.

Тема 3: Нормы административного права Источники административного права  
Источники административного права - это внешние формы выражения адм-правовых норм.

Источниками адм права  явл акты гос органов, их должностных  лиц, иных субъектов адм власти, облад  надлежащими полномочиями, в кот содержатся адм-правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли явл их разнообразие и множественность, а также отсутствие (за искл КоАП РФ) кодифицированных источников. Источники права должны быть определенным, надлежащим образом оформлены и имеют статус официальных документов.

Признаки источника:

  • это правовая форма;
  • это государственно - официальные способы выражения обязательных предписаний;
  • это официальное закрепление норм административного права;
  • это придание правилам поведения общеобязательного легитимного характера;
  • это инкорпорационные и кодификационные предписания;
  • это предписания компетентных субъектов.

Классификация источников

По содержанию:

  • чистые (КоАП РФ);
  • смешанные - в которых соседствуют нормы административного права и других отраслей права.

По территориальным  пределам действия:

  • общероссийские (федеральные);
  • субъектов РФ;
  • муниципальные;
  • локальные.

По субъектам, их издающих:

  • субъектов законодательной власти;
  • Президента РФ;
  • субъектов исполнительной власти;
  • субъектов судебной власти;
  • иных государственных органов;
  • субъектов местного самоуправления;
  • субъектов с делегированными полномочиями.

Система источников административного права:

1. Конституция РФ.

2. Законодательные акты, принимаемые на двух уровнях:  федеральном (федеральные конституционные законы и федеральные законы) и на уровне субъекта РФ (Конституции, Уставы субъектов РФ, законы субъектов Федерации).

3. Нормативные Указы  Президента РФ.

4. Нормативные Постановления  Правительства РФ.

5. Нормативные акты  фед органов исп власти (фед  министерств,также ранее принятые акты комитетов, комиссий, служб и т.п.).

6. Нормативные акты  глав исполнительной власти субъектов  РФ (высших должностных лиц субъектов  РФ).

7. Нормативные правовые  акты высших органов исп власти  субъектов РФ (Правительств, Администраций и т.п.).

8. Нормативные правовые  акты органов исполнительной  власти субъектов РФ.

9. Акты судебной власти (пост и определения Конст суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ).

10. Акты СССР (не отмененные  и применяемые в части, не противоречащей законодательству РФ).

11. Нормативные акты  органов местного самоупр в случае наделения их соотв полномочиями (ст. 132 К РФ).

12. Общепризн нормы  междунар права и междунар  договоры РФ(ст. 15 К РФ – указ на то, что международно-правовые договоры и нормы междунар права вкл в правовую систему РФ и в случае коллизий уст приоритет норм междунар пр)

13. Локальные акты (акты  руководителей различных социальных  структур внутриорганизационного  характера).

Информация о работе Лекции по "Административному праву"