Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Гр может обратиться с жалобой в суд по месту  жительства, либо по месту нахождения органа, наруш право гр. Обращ  в суд можно в теч 3-х месяцев со дня, когда гр стало известно о наруш его прав и в теч 1-го месяца со дня отказа вышест органом или со дня истеч подачи жалобы, подан в адм порядке, если гражданин не получил письменного ответа.

Жалоба рассматривается  судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалованное действием незаконным, может отм  меру ответств, либо иным путем восст  наруш права. Если обжалов действие законно, суд отказ в удовл  жалобы. Жалоба мб подана на индивид  и нормативное решение. Если обжал  нормативное решение, суд может признать его незаконным относит гражданина, подавшего жалобу, но не вообще.

Право на суд обжалование  закр К РФ, где опред право гр обращ в Конституц суд в  отнош актов, противореч конст праву. Такие жалобы рассм и Арбитражный  суд, в части категорий дел, связ со сферой упр. В Арбитражных судах не рассм Акты нормативного характера.

В производстве по жалобам  граждан выделяют 4 стадии:

  • первичной обработки;
  • проверка жалобы;
  • принятие решения;
  • исполнение принятого решения.

Тема 7: Способы защиты прав граждан Специальная жалоба или специальное право жалобы

Спец жалоба или спец право жалобы - связ с особ правового статуса гр, как лиц выполн те или иные соц функции.

 

Признаки:

1. Наличие специальных  норм, устанавливающих особый порядок  ее подачи, рассмотрения.

2. Специальные основания для  обжалования прямо названными  в законе.

3. Четким опред субъектов права,  как правило лично заинтересованных  в деле лиц и их личными  представителями.

4. Четким определением адресатов  жалобы.

5. Специальными сроками подачи жалобы.

6. Характеризуется процедурными  особенностями по конкретным  видам жалоб.

7. Специальными, более короткими  сроками рассмотрения.

Специальная жалоба должна быть обязательно  в письменной форме.

Адресат - вышестоящий орган.

Срок для подачи 10 дней, для рассмотрения 10 дней.

Специальная жалоба часто находится  вне сферы административного  права. 

Тема 8: Административно-правовые основы теории государственного управления Социальное управление

Это управление, связанное  с деятельностью общества.

Особенности соц сферы, важной чертой кот явл наличие  управления связей, реализуемых через  отношения людей.

Признаки:

1. Присутствует только  там, где есть совместная деятельность  людей.

2. Основная цель: упорядоченное  воздействие на участников совместной  деятельности.

3. Основной объект  воздействия - поведение участников  совместной деятельности.

4. Достигает цели регулирования поведения людей управленческими отношениями.

5. Базир на соподчинен воли людей уч упр отношений. Воля упр приоритетна, но относит к воли управляемого.

6. Наличие властно-волевого  момента управления.

7. Имеет особый механизм  его реализации, который реализуется субъектами управления.

Соц управления имеет  и специальный смысл: социальное управление характеризуют как государственное  управление.

Тема 8: Административно-правовые основы теории государственного управления Содержание управленческой деятельности

Понятие, виды, функции управления.

Управление означает руководство чем-либо, кем-либо.

Содержание (функциональное назначение):

  • упр -функционально-организованная система (биологич, соц, техническая), обеспечивающая их целостность;
  • служит интересам взаимодействия какой-либо системы элементов;
  • внутр качество целостной системы осн элементами кот являются субъектоуправляющий и объектоуправляемый;
  • предпол внутр взаимод составляющих систему субъектов и взаимод целостных систем разл иерархического уровня;
  • управление есть управляющее воздействие субъекта на объект;
  • реально только тогда, когда на лицо подчинение объекта субъекту управления.

Общие управленческие функции:

  • прогнозирование;
  • планирование;
  • нормативное регулирование;
  • методическое руководство;
  • работа с кадрами;
  • учет;
  • контроль.

Общие функции-всеобщие личные взаимод между субъектами и объектами управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности. Каждая функция объективно необходима.

Общ функции упр конкретны, персонифицированы в функциях отдельных органов, структурного подразделения и должностей. Этим определяется компетенция структурных единиц.

По содержанию различают группы функций:

1. Ориентирование системы:

прогнозирование;

планирование;

нормативное регулирование;

методическое руководство.

2. Обеспечение системы:

кадровое;

материально-техническое  обеспечение;

финансирование;

организационно-структурное  обеспечение;

информационное.

3. Оперативное управление  системой:

непосредственное регулирование  деятельности;

учет;

контроль;

оценка деятельности.

Тема 8: Административно-правовые основы теории государственного управления Государственное управление

Это специфич вид гос  деятельности, разновидность соц  упр с функционир кот связано  формир адм права.

Термин гос упр широко исп в законодательстве стран. К1993 г. внедрила новый термин - исполнительная власть.

Основные признаки:

1. Конкретный вид деятельности  по осуществлению единой государственной  власти.

2. Деятельность исполнительно-распорядительного  характера, основным путем является исполнение, то есть проведение в жизнь законов.

3. Деятельность специальных  субъектов - органы государственного  управления.

4. Исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного  и непосредственного руководства  различными сферами жизнедеятельности общества.

5. Деятельность подзаконная,  осуществляемая на основе и  во исполнение закона.

Специфические признаки:

1. Вертикальность, субординационность, иерархичность.

2. Реализация юридически  властных полномочий в административном порядке, то есть внесудебном.

3. Возможность административного  правотворчества.

4. Включ в механизм  гос упр не только исп-распорядит  органов, но и всех иных звеньев  управленческого аппарата.

Принципиальные  обстоятельства:

1. Гос упр и реализующие его функции гос органы есть составная часть единого механизма государственной власти.

2. Государственное управление  связано с исполнительным его  назначением.

Тема 8: Административно-правовые основы теории государственного управления Исполнительная власть

В механизме гос власти опр переход от разд труда к разд властей. С принятием К РФ провозглашен принцип разделения властей, который ранее игнорировался.

Государственная власть едина в своих проявлениях:

1. Законодательная власть.

2. Исполнительная власть.

3. Судебная власть.

Гос власть должна строиться  на определенной функционально-компетенционной  специализации. Это означает, что  именно власть в ее государственном  правовом выражении служит единой основой  функционирования субъекта.

Основные черты  исполнительной власти.

1. Относительно самостоятельная  разновидность государственной  власти.

2. Самостоятельна только  в функционально-компетенционном  смысле.

3. Сущ наряду с законодат  и судебной властями, т.е. явл  непременным атрибутом гос- властного  механизма.

4. Это есть способн и возможн оказ определяющее возд на деятельность, поведение людей. Отличительным признаком является то, что власть реализуется к различным субъектам.

5. Не тождественна  исп деятельности, так как исп  деятельность не власть, а форма  ее практической реализации.

6. Олицетворяется в  деятельности специальных субъектов,  наделенных исполнительной компетенцией.

7. Организуется и осуществляется  на началах федерализма.

Два основных аспекта исполнительной власти.

  • юр - право и возможн субъекта упр кем-либо, подчинять своей воле др людей, изд акты, осущ организаторск работу;
  • полит-включ в себя комплекс политико-правов явл и прежде всего аппарат гос упр, компетенцию его органов и служ

Органы исполнительной власти.

К органам исп власти РФ относятся фед органы исп власти и органы исп власти субъектов РФ, образ единую систему.

 Современный правовой  статус органов исполнительной  власти характеризуется общими  позициями:

1. Предст собой одну  из ветвей единой гос власти, они пользуются относительной  юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.

2. В большинстве своем  органы исп власти формир при  решающ уч Президента РФ и  уполномоч субъектов исп вл  РФ.

3. Органы исполнительной  власти не подотчетны и не контролируются органом представительной власти

4. Органы получили  значительную возможность влиять  на правотворческую деятельность  представительных органов.

5. Органы исполнительной  власти самостоятельны в пределах, очерченных правом.

6. Обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации.

7. Подзаконность деятельности  органов исполнительной власти.

8. Органы исполнительной  власти обладают гражданской  правоспособностью.

Виды органов  исполнительной власти.

Для деления их на виды существуют различные критерии:

1. В зависимости от  государственного устройства:

  • федеральные;
  • субъектов РФ.

2. По организационно-правовым  формам:

  • правительства;
  • советы министров, имеющие статус правительства;
  • министерства;
  • государственные комитеты;
  • комитеты;
  • службы;
  • главные управления и управления;
  • инспекции;
  • агентства;
  • департаменты;
  • администрации;
  • мэрии;
  • отделы и другие.

Эти параметры закреплены в нормативно-правовых актах, определяющих их статус.

Органы исп власти созд и действуют на разл уровнях. По общему правилу правительства, советы министров, министерства, гос комитеты образ на уровне республик, но в наст время допустимо их обр и на уровне субъектов РФ.

Фед органы образов в соот с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. №314«О системе и структуре фед органов исп вл».

В Указе опр функциональное назнач, компетенция и организация  работы фед органов исполнительной власти.

Фед министерство-орган  исп власти, осущ реализацию гос политики в уст сфере деят и межотраслевую координацию.

Фед служба – орган  спец компетенции, осущ функции контрольно-надзорн  и функции по охране общ безоп  и правопор

Фед агентство-исп специальные  функции по упр государственным  имуществом и оказанию государственных  услуг.

Данный нормативный  правовой акт дополнен Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

3. По характеру компетенции  делятся на:

  • Органы общей.
  • Отраслевой.
  • Межотраслевой.
  • Внутриотраслевой.

4. По порядку разрешения  подведомственных вопросов:

Информация о работе Лекции по "Административному праву"