Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

10. Выбор конкретных методов  управления зависит от особенностей  объекта управления.

Гл критерий, необходимый для разгр: метод правового регулирования - это метод адм права, а метод упр-это функция конкр субъекта. Сущ большое количество методов упр. Они имеют какое-то знач для аппарата в целом. Они являются мероприятиями или операциями, не вызывают прямых юридических последствий.

Различают:

  • методы управляющего воздействия контор - всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение;
  • методы организации работы аппарата управления - чисто внутриаппаратное значение;
  • методы совершения отдельных управленческих действий, которые являются методами процедурного характера.

Первые два являются административно-правовыми методами

Тема 9: Формы и методы управления Виды административно-правовых методов

1. Убеждение - стимулирует  должное поведение управленческих  отношений. Убеждение проводится  путем проведения разл воспитательных, разъяснительных, рекомендационных  и иных мер. Для убеждения  характерно моральное воздействие.

2. Принуждение – вспомогат метод возд и исп только тогда, когда убеждение нерезультативно. В адм праве это применение дисциплинарной и адм ответственности, а при необходимости для обеспечения общ безопасности действует особый комплекс принудительных мер, обозначаемых как административное принуждение.

Все методы делятся на:

  • Адм-средство внеэк или прямого упр возд со стороны субъектов гос-управленческой деятельности. Прямой их характер означ, что субъект упр, в рамках своей компетенции, приним управленческие реш юридически обязат для объекта упр - прямое предписание или команда. Внеэк характер означ, что реальным объектом упр явл сознательно волевое поведение управляемых.
  • Эк - способы и средства возд носят эк или косвенный характер. Гл при этом, что субъект упр возд на матер интересы управляемых.

Методы упр должны находиться в тесной взаимосвязи  друг с другом. Не должно быть противоречия между ними.

Методы прямого и  косвенного воздействия должны сочетаться, дополнять друг друга, так как:

1. Используются с единой  целью реализации управления

2. Используются одними  и теми же субъектами.

3. Используются в отношении  одних и тех же объектов.

4. Прямые и косвенные  средства используются как одностороннее  и властное волеизъявление субъекта  управления.

5. Для реализации прямого  и косвенного управления требуется  единая правовая форма.

6. Практически во всех  актах управления налицо сочетание  экономического 

Тема 10: Административное принуждение Специфика административного принуждения

Характерно:

1. Внесудебное применение предусм законодательством принудительных мер уполномоч на то исп органами.

2. Принудительные меры примен  не всеми органами исп власти. а только теми, кот наделены  спец полномочиями.

Исключ применение мер адм принуждения  руководителями в отношении подчиненных или работников.

3. Меры адм принуждения прим  органами уполномоч на осущ правоохранительных функций в сфере управления.

4. Примен в целях  регулирования не всех адм-правовых  норм, а только тех, кот содержат  общеобяз правила поведения.

5. Принудительные меры  могут применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам  права.

6. Правов принуждение  прим только к конкр субъектам  права, кот нарушили юр нормы.  Принужд персонифицировано.

7. Принуждение осущ  в связи с неправильным вредным для общества деянием, как реакция на вредоносное поведение.

8. Принуждение осуществляется  посредством правоприменительных  актов.

9. Принужд примен на  основе закона и всякая принуд  мера рассм как дозволенное,  в виде исключения нарушение  неприкосновенности прав личности, закрепл законом. Только в рамках закона уполномоч органы и лица могут ограничивать права и свободы личности. Только гос вправе издавать юридические нормы и применять установленные им санкции.

Неправовое принуждение  основано не на законе, иначе насилие, самосуд.

Тема 10: Административное принуждение Виды принуждения

В зависимости от основания  и процедурных особенностей выделяют:

  1. уголовное;
  2. административное;
  3. дисциплинарное;
  4. гражданско-правовое;
  5. государственно-правовое.

Различ меры адм-правового принуждения и принудительные меры, уст нормами адм права. Адм законодательство закр различные виды санкций:

  • административные;
  • дисциплинарные;
  • общественно-правовые.

Административным законодательством  закреплена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих.

Адм принуждение полностью  регулир нормами адм права, кот  регулирует дисциплинарное и общественно-правовое принуждение. Различают дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность  административного права.

Ответственность - это разновидность принуждения, а меры ответственности - особый вид мер принуждения.

Административным законодательством  урегулированы виды ответственности:

  1. административная ответственность граждан;
  2. административная ответственность организаций;
  3. дисциплинарная ответственность милитаризованных служащих, студентов, учащихся, лиц с ограниченной свободой в административном порядке;
  4. материальная ответственность военнослужащих.

Тема 10: Административное принуждение Виды административно-правового принуждения

Административно-правовому принуждению характерны общие признаки государственно-правового принуждения:

  • правоприменительная деятельность;
  • защита правопорядка;
  • реализуются в рамках правоохранительных отношений.

Но обладают рядом  особенностей:

  1. Меры адм-правового принуждения примен при антиобщ деяниях, наруш нормы адм законодательства.
  2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения.
  3. Множественность субъектов, осуществляющих применение мер административного воздействия.
  4. Административно-правовое принуждение регулируется административно-правовыми нормами.

Адм-правовое принуждение-особый вид гос принуждения, сост в применении субъектами функциональной власти, установленной нормами административного права, принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

По целевому назначению административно-правовое принуждение можно разделить  на:

  • группу административно-предупредительных мер;
  • группу административно-восстановительных мер;
  • группу административно-пресекательных мер.

В КоАП выдел меры процессуального обесп производства по делам об адм правонаруш. Самост юр знач они не имеют, а поглощаются д мерами.

Адм предупредительные  меры - прим с целью предупрежд возм правонарушения в сфере государственного управления, а также иных вредных для безопасности явлениях и носят ярко выраженный профилактический характер.

Эти меры осущ в принудит порядке  и выражаются в виде опред ограничений  и запретов. Наиболее типичными явл:

  1. Контроль и надзорные проверки.
  2. Досмотр вещей.
  3. Личный досмотр.
  4. Проверка документов.
  5. Административное задержание.
  6. Введение карантина.
  7. Прекращение движения транспорта и пешеходов.
  8. Медицинское освидетельствование граждан.
  9. Освидетельствование, санитарное предупреждение общественного питания.
  10. Реквизиция имущества.
  11. Закрытие участков государственной границы и т.д.

Эти меры строго регламентир  разл нормативными актами. Одним из осн документов явл закон РСФСР «О милиции».

Адм - восстановит  меры - прим с целью возмещения причин ущерба,также восстановл прежнего полож дел, вещей.

  1. Меры материальной  ответственности, взыскание ущерба.
  2. Снос самовольно  возведенных строений и сооружений.
  3. Административные выселение из самовольно занятых жилых и нежилых помещений.
  4. Изъятие у организаций незаконно полученного.
  5. Пеня(взыскание за каждый просроч день уст в  процентной ставке от суммы просроч платежа)и взыскан недоимки (не внесенное в срок в бюджет или в гос внебюджетные фонды суммы налогов и др обяз платежей)- финансовые санкции.

Адм-пресекательные меры - имеют своей целью прекращ противопр действий и предотвр их вредных последствий.

К их числу относят:

  1. Требование прекращения противоправных действий.
  2. Непосредственное физическое воздействие.
  3. Применение специальных средств.
  4. Административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении.
  5. Применение оружия.
  6. Принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями опасными для окружающих.
  7. Временное отстранение от работы инфекционных больных.
  8. Запрещение эксплуатации транспортных средств, состояние которых не отвечает установленным требованиям.
  9. Запрещ или огранич ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не собл требования по общ безопасн.
  10. Меры адм ответственности - они применяются в случае совершения административного правонарушения.

Административные  пресечение.

Как разновидность адм принуждения, пресечение обладает всеми признаками, но имеет ряд особенностей:

  • Цель пресечения прекратить противоправные деяния и не допустить новых.
  • Должно быть оперативным.
  • Фактическим основанием пресечения является противоправное действие. Также используются для прекращения объективно противоправных невиновных действий, совершаемых невменяемыми (неделиктоспособными) лицами.
  • Расшир круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения.
  • Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя.
  • Меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан.
  • Расширенный диапазон средств, применяемых в качестве  мер пресечения.
  • Меры пресечения применяются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных актов. Юридическим актом, влекущим принуждение, будет являться само нарушение.

Тема 11: Характеристика отдельных мер административного принуждения Принудительное лечение

Принудительное  лечение - это мера пресечения прим к лицам, страд психическими заболеваниями. Регламент прим этой меры законом РФ от 02.07.92 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Без согласия самого больного или его законного представителя, лечение может производится только по основаниям, предусм в уголовном кодексе, а также при недобровольной госпитализации в порядке. установленном законом от 02.07.92 г.

Лицо, принудительно помещенное в психиатрический стационар, подлежит обяз освидетельствованию в течение 48 часов и оно должно проводиться комиссией врачей.

Если госпитализация признается необоснованной по медицинскому критерию и если госпитализированный  против того, чтобы остаться в стационаре, он подлежит немедленной выписке.

Если госпитализация признается обоснованной, то в течение 24 часов с момента заключения комиссии оно должно быть направлено в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании в нем лица.

Судья рассматривает  его в течение 5 дней с момента  принятия этого заключения, при этом гражданину предоставляется право лично участвовать в судебном заседании. Обязательное участие прокурора, представителя психиатрического учреждения.

Пребывание лица в  психиатрическом стационаре допускается  только в пределах  того срока, пока имеются осн. В теч первых 6 месяцев лицо подлежит освидетельствованию не реже 1 раза  в месяц, в послед не реже 1 раза в течение 6 месяцев.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"