Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие и сущность административного права Административное право как наука и отрасль права
При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:
как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;
как отрасль научного знания в правоведении;
как учебная дисциплина.

Файлы: 1 файл

Административка лекции (3).doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Тема 4: Административно-правовые отношения Структура административно-правовых отношений

Адм-правовые отношения - урегулированные нормами адм права общ отн, склад в сфере реализации адм власти.

Они явл разновидн  правоотнош вообще, поэтому облад общими признаками (носят общ характер и осн на законе).   

Но есть и свои особенности:

  • это организационные отношения;
  • субъекты данных отношений, как правило, заранее определены нормами административного права;
  • в этих отношениях одна из сторон всегда субъект административной власти;
  • обяз и права сторон отношений связаны с исп и распоряд деятельностью гос, с гос и муниципальным управлением;
  • обязанности и права сторон четко и жестко установлены нормами права;
  • возникают, изменяются или прекращаются в строго очерченных границах управленческой деятельности;
  • данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон (как властной, так и подвластной);
  • в случае нарушения адм-правовой нормы нарушитель (деликвент) несет ответственность перед государством;
  • разреш споров между сторонами происходит альтернативно (как в административном, так и в судебном порядке);

Структура административно-правовых отношений

Под структурой адм правоотношения след понимать способ, форму внутр взаимосвязи элементов, образ содерж данного, конкр юр отношения. Структура показывает как, каким образом связаны между собой те субъективные права и обязанности, из которых состоит данное административное правоотношение.

Элементы:

  • субъекты – участники, которых правовая норма наделяет правами и обязанностями;
  • объекты - то, по поводу чего возникают отношения;
  • юр факты, с кот связ возн, изменение и прекращение прав и обязанностей образующих содержание правоотношения.

Объект административных правоотношений (две точки зрения):

1. Единственный объект  любого правоотношения – волевое,  сознательное поведение, действие участников.

2. Различают: 

  • объекты имущественных правоотношений (предметы материального мира);
  • объекты неимущественных отношений (действие, поведение людей).

След учит наличие  прямого (непосредс) объекта и более  отдал объекта упр. Непосредств  объектом адм правоотнош  явл  волевое повед человека, его деяние. А через его поведе оказ влияние  на процессы, на матер предметы, инф  и т.д.

Субъектом правоотношений явл участник общ отнош, кот юр норма наделила правами и обяз. Облад двумя призн:

  1. Социальным - участвует в общественных отношениях в качестве обособленного, персонифицированного субъекта;
  2. Юридическим - способность быть носителем прав и обязанностей, участвовать в конкретных правоотношениях.

В адм праве выделяют две группы субъектов: индивидуальные субъекты и коллективные.

Субъекты в административных правоотношениях делятся на:

1. Действующие в публичных  интересах (гос органы, их должностные  лица, ОМС, муниципальные служащие и т.п.).

2. Преследующие частные  интересы (физические лица).

Тема 4: Адм-правовые отношения Основания возн, изм и прекращения административного правоотношения

Основания возн, изм и прекращения адм правоотношения - комплекс разл по содерж взаимосвяз юр явлений, взаимодействие которых влечет за собой развитие (динамику) административных правоотношений.

Различают три категории  оснований динамики административно-правовых связей:

  1. Нормативные основания - соответствующие нормы права, регулирующие данный вид общественных отношений.
  2. Правосубъектные основания - опред способность лица к участию в том или ином виде адм-правовых отношений.
  3. Юридико-фактические основания - определенные факты реальной действительности, с наличием которых правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей правосубъектного лица.

Первые два основания  обычно предполагаются (предпосылки), а юридико-фактические основания - собственно основания возникновения, изменения или прекращения соответствующих  административных правоотношений.

Юр факт-факт реальной действительн, с кот нормы права связ возн, изм или прекращение адм-правовых отношений.

Виды юридического факта:

  • правообразующий;
  • правоизменяющий;
  • правопрекращающий.

Юридические факты по содержанию делятся на:

1. Юридические  события - это явления, развитие которых происходит независимо от воли человека.

Выделяют две  группы:

  • абсолютные события - явления, которые как в своем возникновении, так и в последующем развитии не имеют непосредственной связи с волевой деятельностью человека (землетрясение, пожар от удара молнии, течение времени и др.).
  • относительные - возн в результате деятельн человека, но протекают (разв) независимо от этих действий, а иногда вопреки его воли (пожар от непотушенной сигареты).

Юр события приобретают правовое знач потому, что с их налич закон связ определенные юридические последствия.

2. Юр действия - это волевые действия субъекта, с которыми закон связывает определенные правовые последствия.

По характеру различают правомерные и неправомерные юридические действия.

Правомерные - действия, которые соответствуют требованиям закона, не противоречат ему.

Неправомерные - действия, кот наруш действующие правовые предписания(дисциплинарные или адм  правонаруш). К числу неправомерных  относится и бездействие (например, непринятие мер по обеспечению охраны общественного порядка).

Для административного  права характерно и наличие широко круга актов, как формы юридических  действий.

Юр акт - правомочное юр действие, напр на возн, изменение или прекращение административных правоотношений.

Индивид юр акты адм-правового  характера - приказ о назн на должность - возн гос-служебных отнош, явл разновидностью адм-правовых.

Тема 4: Административно-правовые отношения Виды административно-правовых отношений

Существует значительное разнообразие административных  правоотношений.

В зависимости  от целей:

  • регулятивные;
  • охранительные (деликтные - связанные с правонарушениями).

По  содержанию:

  • материальные;
  • процессуальные.

По  составу участников (по кругу субъектов):

  • внутриаппаратные;
  • внеаппаратные (субъект управленческих связей взаимодействует с гражданами, с негосударственными предприятиями, государственными учреждениями и т.п.).

Взаимодействия  участников между собой:

  • субординационные (прямое подчинение);
  • координационные (нет прямой зависимости, есть подчинение третьему лицу).
  • реординационные (нижестоящие уровни осуществляют управление вышестоящими).

По  юридическому характеру взаимодействия их участников:

1. Вертикальные - возн между соподчиненными сторонами, что свидет об отсутствв них равенства сторон. Осущ в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.

2. Горизонтальные - те, в рамках кот стороны факт и юр равноправны (связ с адм договором). Для них характерно юридическое равенство сторон. Совместные акты министерств и ведомств.

Тема 5: Субъекты административного права Коллективные субъекты

Это организованные, обособленные группы людей, надел правами вступать в отнош с др субъектами  персонифицировано, как единое целое.

Основные  черты:

  • наличие общего интереса;
  • функционально дифференцирован;
  • действует на законном основании;
  • имеет собственный механизм управления;
  • определены роли каждого.

Коллективное обр в  адм-правовых отношениях с одной  ст действует от своего имени, на него возлаг обяз, ему предост права, а с др стороны обезлич конкр людей. Изм в личном сост не влияют на правов статус субъекта и на его правовое полож

По  форме собственности и принадлежности к определенной системе делятся  на:

  • государственные;
  • общественные;
  • религиозные;
  • иные (арендные, акционерные, смешанные, иностранные).

В группе самост организаций  по целям деятельности и особенностям правового статуса различают:

  • государственные органы;
  • предприятия;
  • учреждения;
  • иные организации.

По аналогии среди  общественных и религиозных можно различить:

  • самостоятельные организации;
  • органы сложных (объединений) организационных структур.

В зависимости от системы  организационной самостоятельности  и вытекающих обязанностей выделяют 3 класса:

  • организации;
  • структурные подразделения организации;
  • трудовые и административные коллективы.

Функциональная дифференциальная деятельность - важный признак организации. Объед деятельность групп, возн внутри организации в связи с общностью  выполн задач. Есть: управленч(бухгалтерские)и  производств по терр отд связи.

Структурные подразделения-элемент организации, выполн опред часть ее дел. Это организованная группа людей, между которыми распределены обязанности.

Признаки  структурных подразделений:

  • назначаемый руководитель;
  • собственно коллектив
  • юридический акт, на основании которого оно создано.

Трудовые и  адм коллективы наделены гос адм правосубъектностью, которой обладают и в других отраслях права.

Особенности:

1. Трудовой и административный  коллектив призваны выражать  и защищать интересы всех его членов.

2. В трудовом коллективе  нет иерархических связей, все  члены равны.

3. Создаются на основе  официального признания и не  требую т регистрации.

Тема 5: Субъекты адм права Адм-правовой статус государственных и муниципальных коллективных субъектов

Содержание административно-правового статуса государственных и муниципальных коллективных субъектов.

Первая особ адм правосубъектности  сост в том, что она закр разл в  правовом полож субъектов, одновр являясь  общеуст для всех.

Вторая особ в том, что сущ связь с управленческой деятельностью с участием в ней в качестве субъекта или объекта упр. Для коллект образований адм права, правосубъектность носит первичный характер, так как легализация данной организации при ее регистрации явл предпосылкой для возн у этих коллективов различных видов правосубъектности.

В административно-правовом статусе  коллективных субъектов  выделяют три основных блока:

1. Целевой - цели, задачи, функции, закр юр, ради чего  он созд. Все задачи, кот ставятся  перед гос коллективным субъектом делятся на три группы:

  • производственные задачи;
  • экономико-экологические задачи;
  • социальные задачи.

2. Структурно-организационный  - это сложная самостоятельная  система и в нее входят:

  • нормативное регулирование порядка образования, реорганизации и до ликвидации;
  • нормативное регулирование их подчиненности;
  • нормативное регулирование установления и изменения их организационных структур;
  • нормативное регулирование права на организационное самоопределение;
  • нормативное регулирование процедур деятельности;
  • нормативное регулирование права на официальные символы.

3. Компетенционный блок - явл частью адм-правового статуса  коллект субъектов и сост из  совокупности властных полномочий  относительно определенных предметов  ведения (это полномочия в определенной  сфере управления).

Элементы  компетенции:

1. Права и обяз связ  с осущ власти с участием  в управленческих отн, в том  числе право издавать определенные  акты.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"