Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

Существенное значение имеет тот факт, что правительство Непала рассматривает воп­рос о реабилитации камайя в качестве одного из своих ключевых обязательств, что проявля­ется в выделении специальных ассигнований из бюджета за последние годы. Первоначаль­ный этап процесса вызволения работников ка­майя из их кабального положения, по-видимо­му, прошел успешно. Обязательства, принятые на себя центральным и региональными прави­тельствами, заложили основу для донорской помощи и участия значительного числа меж­правительственных и неправительственных ор­ганизаций. Выделение земельных участков, хо­тя и осуществляемое с определенными задерж­ками, безусловно, способствовало снижению степени уязвимости и риска возврата к старой системе.  Однако появляются признаки того, что, в отсутствие альтернативных возможнос­тей для того, чтобы зарабатывать на жизнь, бывшие работники камайя сейчас вступают в трудовые и арендные отношения, которые со­держат, как минимум, некоторые элементы бывшей системы эксплуатации. По поступаю­щим сообщениям, почти одна треть освободив­шихся от кабалы камайя стали арендовать зем­лю у землевладельцев. Почти половина таких арендаторов работает бесплатно на землевла­дельцев в качестве одной из форм оплаты. Кро­ме того, сохраняются прежние и возникают но­вые проблемы в отношении применения дет­ского труда. Отсутствие определенности в от­ношении возможностей для трудоустройства взрослых, а также условия, связанные с арен­дой земли, вероятно, способствовали сохране­нию этой проблемы.  Существуют опасения, что предоставление значительной помощи ос­вободившимся от кабалы камайя, как со сторо­ны государства, так и со стороны организаций гражданского общества, может привести к по­явлению   у   других   малоимущих   и   обездо­ленных социальных групп чувства, что они подвергаются дискриминации.  Это особенно проявляется в тех случаях, когда камайя полу­чают земельные участки вне районов своего постоянного проживания, что приводит к воз­никновению конкуренции из-за таких видов инфраструктуры, как школы, медицинские уч­реждения и источники снабжения питьевой во­дой.

В   Пакистане  проводится  определенная первоначальная работа в рамках проекта, осу­ществляемого при помощи МОТ.  С  апреля 2004 года в рамках Национальной программы оказания помощи жителям сельских районов (НППСР) активно проводятся мероприятия в семи лагерях около города Хайдарабада в про­винции Синд, куда переселились освободив­шиеся от кабалы семьи хари, убежавшие от своих землевладельцев. Анализ небольшой вы­борки показывает, что в подавляющем боль­шинстве эти семьи относятся к находящимся в социальном меньшинстве индусам или христи­анам из низших каст или к другим националь­ным меньшинствам. Общая цель проекта зак­лючается в том, чтобы обеспечить устойчивые средства к существованию почти 750 семьям хари и тем самым не допустить того, чтобы они вновь оказались втянутыми в кабальные или другие основанные на эксплуатации трудо­вые отношения.

Условия оказались плохими в этих лаге­рях, где все обитатели являются незаконными переселенцами, подлежащими выселению   в любое время; они проживают в основном во временных убежищах и обладают незначитель­ным имуществом. Немногие имеют образова­ние или находящие применение только в сель­ском хозяйстве профессиональные навыки; су­ществует хроническая неполная занятость, ко­гда поденная заработная плата и труд в других регионах являются  основными  источниками доходов. Многие люди занимали деньги для удовлетворения основных жизненных потреб­ностей, хотя до сих пор лишь незначительное число семей вновь оказались в кабале принуди­тельного труда[*]. Но они занимали деньги под высокий процент у ростовщиков или владель­цев магазинов и торговцев одеждой, которые устанавливали вздутые цены на продаваемые в кредит товары. Микрофинансирование и дру­гие услуги предоставляются через группы са­мопомощи (ГСП) в лагерях, насчитывающих более тысячи женщин и мужчин в отдельных группах, причем первоначальный акцент дела­ется на сбережениях. К проводимым мероприя­тиям относятся бесплатная медицинская по­мощь, популярность которой сделала ее прек­расной отправной точкой для осуществления других видов деятельности, включая обучение навыкам управления деятельностью общин и ведения учета; информирование о социальных правах посредством театральных представле­ний, картин и группового обсуждения; нефор­мальное обучение детей; подготовку препода­вателей и предоставление учебных пособий; и профессиональное обуче-ние имеющим спрос на местном рынке труда навыкам для обеспе­чения самостоятельной занятости.

Особенно новаторским по своему харак­теру является элемент, связанный с примене­нием новой системы сдачи земли в аренду. Об­ладание документом, подтверждающим право на владение землей, и постоянный адрес облег­чают обитателям лагеря задачу получения на­циональных удостоверений личности (НУЛ), которые необходимы для того, чтобы пользо­ваться целым рядом прав и пособий. Поэтому была разработана система с целью приобрете­ния и передачи в аренду земельных участков площадью 20 акров с возмещением расходов в течение одного года по специальной кредитной схеме.   Были  разбиты  четыреста  земельных участков трех различных размеров для удов­летворения различных потребностей и пожела­ний различных семей и были проведены основ­ные виды работ по освоению этих земель. Ла­герные комитеты способствовали идентифика­ции семей для добровольного переселения. К концу 2004 года около 50 семей переехали на новое место. В настоящее время рассматри­вается заявка, направленная НППСР и прави­тельством провинции Синд в Фонд по искоре­нению кабального труда, в отношении оказа­ния финансовой поддержки для строительства постоянного жилья. На новом месте работает общинная школа, и разрабатывается проект по созданию новых ГСП и осуществлению других видов деятельности, включая направление зая­вок на получение НУЛ.

Опыт  НППСР  продемонстрировал  диа­пазон деятельности с такими маргинальными и подвергающимися   дискриминации   группами населения, как освободившиеся от кабалы се­мьи хари, которые, как правило, исключаются из магистральных программ развития. Несмо­тря на неграмотность, отсутствие опыта пред­принимательской деятельности и угнетенное положение в прошлом, обитатели лагерей до­казали, что они в состоянии организовать свои усилия, сэкономить средства и начать осущест­влять в небольших масштабах приносящую до­ход деятельность. Частое переселение в лагеря недавно освободившихся от кабалы семей сви­детельствует о безотлагательной необходимо­сти начать профилактическую работу в райо­нах их первоначального проживания.

Объединение усилий в борьбе против кабального труда: новые подходы и нерешенные проблемы

В первом глобальном докладе содержался призыв применять всеобъемлющий подход к искоренению   азиатского   кабального   труда, включая целый ряд мер и учреждений. С 2001 года в этой области наблюдается определен­ный прогресс. В Пакистане, в сентябре этого же года, Федеральный кабинет министров одо­брил Национальную политику и План дейст­вий по ликвидации кабального труда и реаби­литации освободившихся кабальных работни­ков (НППД). В Политике четко сформулирова­ны обязательства правительства в отношении ликвидации   принудительного   и   кабального труда,   компоненты  национальной  стратегии для достижения этой цели, а также план дейст­вий, в котором указаны виды деятельности, временные рамки, функции и обязанности со­ответствующих   организаций-партнеров.   Эта Политика является  смелым шагом впе­ред — она фактически признает преобладание кабальной формы труда, особенно в сельском хозяйстве и на кирпичных заводах, и налагает на правительство обязательство в отношении принятия конкретных и всеобъемлющих мер в целом ряде областей.

Ключевыми элементами стратегии и Пла­на действий являются:

 образование многостороннего Националь­ного комитета по ликвидации кабального труда под председательством министра труда и с участием представителей органи­заций работодателей и работников, а также гражданского общества, с целью осущест­вления контроля за ходом осуществления Плана;

 реструктуризация и активизация деятель­ности местных Комитетов бдительности под руководством назима[*], района, ответ­ственного за осуществление на местном уровне Закона 1992 года об упразднении системы кабального труда, в частности за освобождение и реабилитацию работников, освободившихся от кабальной зависимос­ти, совместно с судебными и другими орга­нами;

 регистрация всех кирпичных заводов; кампания, направленная на повышение степени информированности обществен­ности, официальных должностных лиц и учреждений, занятых осуществлением про­ектов, по вопросам ликвидации кабального труда, и о положениях законодательства и политики;

 проведение национального обследования о масштабах применения кабального труда; создание ячеек по оказанию правовой по­мощи;

 осуществление пакета мер по оказанию по­мощи и программы реабилитации освобо­дившихся от кабальной зависимости работ­ников и членов их семей, включая обуче­ние и профессиональную подготовку; мик­рокредитование и создание возможностей для самостоятельной занятости.

В Плане признается важная роль, кото­рую должны играть в этой работе профсоюзы, организации работодателей, НПО и основан­ные на участии общин организации. Еще до принятия НППД, и как было предусмотрено в Правилах 1995 года об упразднении системы кабального труда, правительством Пакистана был учрежден специальный фонд для обучения работающих детей и реабилитации освободив­шихся от кабальной зависимости работников, который широко известен под названием Фонд по ликвидации кабального труда (ФКТ). Фонд был учрежден с первоначальным уставным ка­питалом в размере 100 млн. пакистанских ру­пий, предоставленных Фондом[*] «Бейт-уль-Мааль». Таким образом, были выделены зна­чительные финансовые средства, в принципе, по крайней мере, для осуществления Плана. Кроме того, в Плане предусматриваются пос­тупления из других источников, включая Фонд социального обеспечения трудящихся, органи­заций-доноров, включая МОТ, а также пожерт­вования от благотворительных организаций и организаций работодателей. Тот факт, что в па­кистанском документе с изложением стратегии по сокращению масштабов бедности (ПРСП) ликвидация кабального труда занимает при­оритетное место, должен улучшить перспек­тивы поступления от доноров значительных финансовых средств, направляемых на реше­ние этой проблемы.

Осуществление НППД сначала происхо­дило медленными темпами, частично из-за бю­рократических препятствий на пути эффектив­ной выплаты средств Фондом по ликвидации кабального труда. На совещании, проведенном в январе 2004 года, Национальный комитет провел обзор хода осуществления НППД. Бы­ли приняты решения активизировать этот про­цесс, включая создание ячеек по  оказанию правовой помощи,  предоставление  недорого жилья освободившимся от кабальной зависи­мости работникам, а также обязательство в от­ношении   безотлагательного   уведомления   и подготовки Комитетов бдительности.

В Индии был выдвинут ряд инициатив на федеральном уровне с целью усовершенство­вать процесс применения существующих зако­нов и политики, включая меры, предпринятые Верховным судом и Национальной комиссией по правам человека. Важные изменения прои­зошли также на уровне штатов. Правительство штата Андхра-Прадеш, например, предложило принять ограниченное временными рамками обязательство покончить с кабальным трудом к 2007 году. В ноябре 2003 года на уровне шта­та было проведено собрание с целью повыше­ния уровня информированности должностных лиц штата и обсуждения мероприятий, необхо­димых для ликвидации кабального труда в штате.

Несмотря на эти позитивные изменения, странам Южной Азии по-прежнему необходи­мо решительно взяться за решение существую­щих и зачастую острых проблем, связанных с кабальным трудом. Существуют весьма реаль­ные проблемы, связанные с повторным попада­нием освобожденных жертв в кабальную зави­симость, когда они просто не могут выжить на свободном рынке труда. Кроме того, сущест­вующие противоречия, находящие свое отра­жение в решениях судебных органов в отноше­нии того, в чем конкретно выражается ситуа­ция кабальной зависимости, по-прежнему пре­пятствуют принятию действенных мер. Осу­ществление авансовых платежей в счет зара­ботной платы в сочетании с невыплатой мини­мальной заработной платы, что запрещается в национальном законодательстве в отношении кабального труда, потенциально распростра­няет сферу охвата законодательства на мил­лионы сельскохозяйственных рабочих, издоль­щиков и трудящихся неформального сектора, имеющих ту или иную задолженность перед своими землевладельцами или работодателя­ми.

Хотя меры, направленные против всех проблем, связанных с существова­нием системы кабального труда, являются су­щественно важными, тем не менее, представ­ляется необходимым срочно   сосредоточить внимание на наиболее серьезных случаях. К ним относятся многолетняя и переходящая из поколения в поколение кабальная зависимость, особенно затрагивающая положение женщин и детей; случаи физического насилия и принуж­дения; или экономические сектора и географи­ческие зоны, в которых кабальный труд еще более усугубил положение семей, находящихся за чертой бедности. Правительства, совместно с организациями работодателей и работников, должны определить на национальном уровне приоритеты в этой области. Однако можно ут­верждать, что для национальных и междуна­родных учреждений, занимающихся вопроса­ми искоренения крайней нищеты к 2015 году, не может быть более важной проблемы в сов­ременном мире.

Латинская Америка: акцент на ликвидации долговой кабалы и на положении коренного населения

Некоторые пра­вительства стран Латинской Америки решили противодействовать применению принудитель­ного труда, особенно в секторе сельского хо­зяйства. В соответствии с опытом, накоплен­ным в Бразилии, правительства Боливии, Гва­темалы, Парагвая и Перу провели в сотрудни­честве с МОТ предварительные исследования. Из числа этих стран, правительства Боливии и Перу, в частности, решили разработать, сов­местно с организациями работодателей и ра­ботников, новые меры борьбы с принудитель­ным трудом.

Это не означает, что современная практи­ка применения принудительного труда затра­гивает  только  коренные  народы  Латинской Америки или удаленные районы сельской ме­стности. Действительно, в ходе целого ряда ра­бочих совещаний в странах Центральной Аме­рики и Андийского региона, проведенных в 2002 году с тем, чтобы инициировать процесс рассмотрения современных проблем принуди­тельного труда и его коренных причин, были также выявлены и другие проблемы. К ним относятся практика принуждения к труду на приватизированных шахтах; злоупотребления, связанные с обязательной военной службой; принудительные условия (включая принуди­тельный сверхурочный труд) на сборочных предприятиях типа maquiladora в свободных экспортных зонах; принудительный труд до­машней прислуги; и в более общем плане, при­чинно-следственные связи между крайней ни­щетой и дискриминацией, ослабление трудово­го законодательства и новые формы принуди­тельного труда. Однако в нижеследующих пун­ктах акцент делается на рассмотрении ситуа­ций, связанных с применением принудитель­ного труда коренного населения в отдельных странах, в которых за рассматриваемый период была расширена база знаний в этой области.

Информация о работе Принудительный труд