Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
Африка: принудительный труд в контексте бедности и традиций
При проведении обзора последних тенденций в Африке необходимо учитывать некоторые особенности этого континента. Во-первых, там, где крайняя нищета является нормой, многие работники практически не получают за свою работу денег, а их труд вознаграждается главным образом путем предоставления некачественных продуктов питания и жилья или посредством других форм оплаты труда натурой; широко распространены задержка и невыплата заработной платы; и уровень заработной платы редко соответствует какому-либо официально установленному минимальному уровню. Трудно определить, когда повсеместное нарушение трудовых договоров, в сочетании с плохими условиями труда, фактически приводит к принудительному труду.
Во-вторых, с учетом важности родственных связей и «традиций» в экономических и социальных отношениях африканских стран, на них могут ссылаться для того, чтобы потребовать предоставления неоплачиваемых услуг от членов больших семей, от занимающих более низкое социальное положение жителей общин и даже от потомков бывших рабов. И здесь отсутствует свобода выбора, но связанные с этим виды принуждения и наказания могут носить весьма неуловимый характер, причем до такой степени, что жертвы злоупотреблений (и даже те лица, кто совершил их) могут даже не заметить возникновения ситуаций, связанных с применением принудительного труда как такового. Эти ситуации могут рассматриваться в качестве «естественных» и социально обоснованных. В этой связи могут также оказывать воздействие религиозные верования и угрозы возмездия со стороны сверхъестественных сил.
В третьих, принудительный труд в некоторых африканских странах применяется в контексте жестокого политического насилия. Крах общей системы руководства и принципов верховенства права приводит к возникновению условий, в которых злоупотребления, связанные с применением принудительного труда, могут оказаться незамеченными.
В-четвертых, масштабы применения детского труда в Африке являются наиболее значительными среди всех регионов и связаны с крайней и широко распространенной нищетой. Обычная зависимость молодых людей от взрослых резко возрастает, когда они покидают привычную домашнюю среду, переходя «социальные» и национальные границы, что делает их еще более уязвимыми для принуждения к труду. Во многих частях Африки существует прочно устоявшаяся традиция, в соответствии с которой дети покидают родные места. По имеющимся последним данным, дети в Африке могут составлять более высокий процент привлеченных к принудительному труду трудящихся, чем в других регионах мира.
В Африке люди оказываются в ситуации принудительного труда различными путями. Рождение и происхождение, безусловно, играют важную роль в определении «рабского» положения в отдельных африканских странах. Жертвы принудительного труда зачастую принадлежат к различным группам этнических или религиозных меньшинств. Принудительный труд может также вводиться местными властями, включая традиционных вождей.
Наследие работорговли может сделать особенно трудной задачу признания существования современного принудительного труда для тех, кто наделен властью, а также для общества в целом. Действительно, сама концепция принудительного труда, а также рабского труда, вызывает в воображении образы из прошлого на континенте, где принудительный труд был широко распространен вплоть до конца колониальной эпохи. Такие факторы помогают объяснить причины недостаточного числа недавних исследований по данной теме, а также трудности, связанные с проведением этих исследований. В самом деле, результаты недавних исследований, проведенных МОТ, показывают, что национальные исследователи, а также их респонденты столкнулись со значительными трудностями в понимании этой концепции и в проведении различия между случаями применения принудительного труда и связанной с жестокой эксплуатацией, но, все же, «свободно выбираемой» занятостью. Хотя антропологи довольно детально изучили вопрос о сохранившихся по сей день остатках рабства в Западной Африке, а проблема трансграничной торговли женщинами и детьми занимает в последнее время центральное место в программных документах, другим возможным проявлениям принудительного труда уделяется намного меньше внимания. Так, по-прежнему существуют значительные пробелы в понимании сути принудительного труда в Африке и в определении наиболее эффективных путей решения этой проблемы.
Принудительный труд, связанный с рабством и рабским положением
Наличие связи между «традиционными» видами рабства и возможными современными формами принудительного труда, является в Африке весьма деликатным вопросом. Преимущественно в странах Западной Африки, расположенных к югу от Сахары, включая Бенин, Буркина-Фасо, Гвинею, Камерун, Мавританию, Мали и Чад, были высказаны некоторые опасения в отношении возможного существования в настоящее время практики, сходной с рабством, или дискриминации потомков рабов.
Действительно, за последнее десятилетие значительное внимание было уделено трудному положению, в котором находятся жители стран Западной Африки, являющиеся потомками рабов, особенно те из них, которые по-прежнему страдают от дискриминации и трудовой эксплуатации. Такие случаи, как правило, рассматриваются в их социальном контексте, в отличие от эмоционального освещения этого вопроса в прошлом. Антропологи зарегистрировали как улучшение обращения с потомками рабов, так и продолжающуюся эксплуатацию. Местные организации, как и некоторые профсоюзы, приложили значительные усилия с целью оказания помощи этим группам населения. Правительства, со своей стороны, отреагировали различными путями, в зависимости от особенностей национальных условий.
Основное внимание в исследованиях уделялось группам скотоводов, в которых люди, считающиеся по положению рабами, принадлежат к относительно изолированным домашним хозяйствам кочевников. Они могут работать в качестве домашней прислуги, пасти скот или заниматься сельским хозяйством. В некоторых ситуациях, женщины, по-видимому, подвергаются более сильной эксплуатации, чем мужчины, выполняя преимущественно ту же работу, которой в прошлом занимались рабы — добывали воду, готовили пищу и пасли скот. Однако от потомков рабов, будь то мужчины, женщины или дети, может быть потребован целый ряд услуг — как в домашнем хозяйстве, так и на полях[*]. Сообщается о сохранении этой проблемы среди отдельных этнических и языковых групп, в которых четко выраженные различия между рабами и рабовладельцами, существовавшие еще в доколониальный период, сохранились до настоящего времени[¨]. В некоторых случаях дискриминация по происхождению может напрямую не приводить к принудительному труду, а способствовать установлению других видов практики, увековечивающих зависимость потомков рабов от своего хозяина, что значительно ограничивает число существующих у них альтернативных возможностей. К примерам относятся запрет на наследование имущества или владение значительным числом голов скота или запрещение жениться на женщинах нерабского происхождения[*]. По сообщениям, применяются угрозы и другие виды наказаний с тем, чтобы предотвратить бегство потомков рабов. Однако могут также вступить в игру различные социальные и психологические факторы, такие как страх перед возмездием со стороны сверхъестественных сил за несоблюдение религиозной «повинности» работать на одного и того же хозяина или страх перед неизвестным миром, находящимся за пределами хорошо известного двора дома традиционного хозяина.
В исследовании МОТ описывалось, как народ белла, состоящий из потомков черных рабов туарегов, может с фатальной покорностью относиться к своему положению лиц, принадлежащих своим хозяевам и зависимых во всем от них. Примечательным также оказалось отношение «хозяев» в том плане, что некоторые из них сокрушались о бремени непрекращающихся социальных обязательств перед бывшими рабами.
Однако данные исследований по-прежнему вызывают споры, причем некоторые правительства и потомки бывших рабов образуют группы, настаивающие на том, что такой практики больше не существует. Они утверждают, что в настоящее время люди могут свободно уходить из домашних хозяйств, с которыми они были традиционно связаны. Массовая миграция в города вслед за периодами продолжительной засухи разрушила традиционную зависимость «рабов» от своих «хозяев». Другие считают, что такие взаимоотношения иногда продолжают существовать в новом городском окружении. В целом было собрано недостаточное количество дезагрегированных данных об экономическом и социальном положении потомков рабов для того, чтобы установить, сохраняются ли значительные злоупотребления в этой области.
В реальной жизни, по-видимому, наблюдается широкий диапазон ситуаций: от жестокой эксплуатации до относительно нормальных условий труда. Большинство проведенных до сих пор обследований и мероприятий были сосредоточены на Мавритании и Нигере, а в других странах, расположенных к югу от Сахары, этому вопросу уделялось сравнительно небольшое внимание. По-прежнему совершенно очевидна необходимость продолжения диалога по этому деликатному вопросу с целью достижения консенсуса в отношении того, какие виды традиционной практики являются принудительным трудом, как идентифицировать эти случаи и как с наибольшей эффективностью бороться с этими проблемами. 207. Можно отметить некоторый прогресс, достигнутый за последнее время. В Нигере активное участие Ассоциации традиционных вождей Нигера (АТВН) в борьбе с принудительным трудом привело к разработке, при поддержке МОТ, начальной программы проведения рабочих совещаний и организации радиопередач с целью повышения степени информирования общественности. В Мавритании состоялся продолжительный диалог по этим вопросам между правительством и контрольными органами МОТ. Правительство сообщило о мерах, принятых в рамках его экономической и социальной стратегии по борьбе с бедностью, и о своем вкладе в усилия по ликвидации остатков рабства и предотвращению применения любых форм принудительного труда. В то же время организации работников продолжали ссылаться на конкретное положение лиц в домашних хозяйствах бывших хозяев, которым было отказано в их праве на свободу передвижения и свободу работать в других местах. Представляется, что женщины в большей степени, чем мужчины продолжают оставаться связанными с домашними хозяйствами кочевников и выполнять большую часть трудовых обязанностей, которые выполняли рабы в прошлом, добывая воду, приготавливая пищу и занимаясь выпасом скота. Еще один вопрос, который неоднократно ставился организациями работников перед правительством, заключается в том, что бывшие рабы утрачивают свои права на землю, к которой они раньше имели доступ для удовлетворения своих потребностей в средствах к существованию. Поэтому они выдвигают программу оказания целевой помощи бывшим рабам, включая крупномасштабные программы развития в населенных пунктах, где проживают бывшие рабы, программы развития основных видов инфраструктуры, стипендии детям, а также крупную кампанию с целью информирования о нерешенных проблемах и определения путей их решения. Вслед за проведением в мае 2004 года в Мавритании миссии по установлению прямых контактов, Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций на своей сессии в ноябре-декабре 2004 года, действительно, предложил правительству провести, при содействии МОТ, информационно-пропагандистску
Принудительный труд и дискриминация в конфликтных и постконфликтных ситуациях
Пример Судана является наглядной иллюстрацией того, как принудительный труд может быть связан с дискриминацией по этническому признаку в контексте гражданского конфликта. Принудительный труд мужчин, женщин и детей, похищенных во время гражданского конфликта на юге страны, который официально закончился в мае 2004 года, по-прежнему, вызывает серьезную озабоченность международного сообщества. Общины племени динка северного Бахр-эль-Газала стали жертвами набегов, во время которых скот и люди угонялись в районы южного Дарфура и западного Кордофана[*]. Когда похищенные люди были доставлены на место, жители скотоводческих общин племени баггара заставляли их пасти крупный рогатый скот и коз или передавали этих людей другим общинам. Со временем, некоторые из них обосновались в населенных пунктах на более постоянной основе, а многих девушек, по имеющимся сведениям, отдали замуж за мужчин из местной общины.
В 2002 году Группа видных деятелей посетила Судан для расследования сложившейся ситуации[¨]. Она сообщила о целом ряде различных злоупотреблений, совершенных в отношении похищенных людей, включая введение принудительного труда, установление жестких ограничений на свободу передвижения, многочисленные случаи физического и психологического насилия и отдельные случаи принудительной выдачи замуж и принуждения женщин и девушек к вступлению в половые отношения. Рекомендации Группы включали создание действенной политической основы для поиска и реинтеграции похищенных лиц; оказания поддержки применению существующих на местах методов урегулирования конфликтов; более жесткое применение существующих законов; обеспечение гарантированного прохода всем, кто желает вернуться в родные места; и укрепление потенциала программ экономического и социального развития в затронутых конфликтом районах.93
210. В мае 2004 года правительство Судана подписало протоколы о заключении мира с мятежными группами, включая протокол о разделении полномочий, который содержит положения об отмене рабства. Хотя возлагались надежды на то, что осуществление этих соглашений решит спорные проблемы, продолжали поступать сообщения о случаях похищений и обращения в рабство в конце 2004 года, особенно в районе южной части Дарфура, где похищение женщин и детей приписывалось группам милиции. В то же время правительство отметило, что, хотя его Комитет по искоренению практики похищения женщин и детей (КИПЖД) считает, что правовые действия являются наиболее эффективным средством искоренения такой практики похищений, группы племен просили КИПЖД не прибегать к правовым действиям до тех пор, пока их собственные миротворческие усилия не потерпят провал. Проблема заключается в том, чтобы способствовать проведению таких примирительных встреч между представителями племен в условиях мирного сосуществования, при одновременном обеспечении того, чтобы похитители, которые используют принудительный труд, не оставались безнаказанными.