Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
Характерная черта принудительного труда в сельском хозяйстве заключается в том, что крупные производственные и оптовые компании могут оказаться подверженными его воздействию в верхней части этих цепочек подрядных организаций. В Соединенных Штатах некоторые из обвиненных в применении принудительного труда подрядчиков по найму сельскохозяйственных рабочих снабжали рабочей силой ряд крупнейших в стране компаний по производству цитрусовых. В Соединенном Королевстве ряд крупных супермаркетов запятнали свою репутацию предполагаемыми связями с вербовщиками рабочей силы, подвергающейся принудительной эксплуатации. Это приводит к возникновению у групп работодателей желания решить эту проблему либо путем регулирования этого процесса, либо путем применения систем сезонного труда для удовлетворения потребностей во временной сельскохозяйственной рабочей силе. Сами специальные системы подвергаются критике как за то, что желающие получить работу должны платить за доступ к таким системам, так и за то, что они могут быть незаконно переданы для временной работы по найму другим организациям той компанией, в которую они были направлены. Но такие системы, как правило, обеспечивают определенную возможность для осуществления мониторинга условий труда и, таким образом, создают определенный уровень защиты против применения методов принудительного труда.
Строительная индустрия также обладает характерными особенностями, которые способствуют возникновению спроса на дешевую и гибкую рабочую силу. Крупные компании либо превратились в международные конгломераты, либо уменьшили численность своей рабочей силы за счет широкого использования трудовых ресурсов из внешних источников. Таким образом, в настоящее время в этой отрасли наметилась тенденция опираться в организационном плане на небольшие и средние компании, которые выполняют субподрядные работы через цепочку многочисленных промежуточных подразделений. Крупные проекты могут также осуществляться зарегистрированными за границей компаниями, практика трудовых отношений которых может отражать условия в соответствующей стране регистрации, в то время как подрядчики по найму рабочей силы играют все более важную роль в области найма временных работников для компаний. Строительство не может быть перебазировано, и для этой отрасли характерны тенденции, связанные с бумом и последующим спадом. Оно также связано с выполнением тяжелых и потенциально опасных работ, в ходе которых мелкий оператор может получить значительные финансовые прибыли за счет сокращения расходов на обеспечение безопасности и гигиены труда.
Одна из характерных черт строительной индустрии в Европе и во всем мире заключается в том, что принудительный труд может применяться как на основе систем неформальной и нелегальной вербовки рабочей силы, так и на основе юридически оформленных контрактов в рамках международных проектов по переводу рабочей силы. Крах экономики бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы значительно увеличил численность резерва дешевой и гибкой рабочей силы. Трудящиеся-мигранты направляются из Украины в Португалию, из Польши в Германию и из Румынии в Израиль согласно официальным или неофициальным соглашениям. В некоторых случаях нанятые международными агентствами работники, возможно, подвергаются принудительному труду, когда они связаны с одним работодателем без права уйти на другое место работы или когда имеют место незаконные вычеты из их заработной платы. Профсоюзы и другие защитники прав трудящихся стремятся к тому, чтобы обеспечить решение этих вопросов с целью обеспечения охвата всех строительных рабочих положениями трудового законодательства в стране назначения.
Текстильная и швейная промышленность, предприятия которой можно легко перебазировать, представляет собой совершенно иную картину. В промышленно развитых странах эта отрасль за последние годы серьезно пострадала от глобальной конкуренции, в связи с чем фундаментально изменилась структура занятости в ней. С средины 1990-х годов Европа, например, шаг за шагом сдает свои позиции глобального экспортера текстиля, уступая в конкурентной борьбе Азии. Многие предприятия были перебазированы, а уцелевшие предприятия вынуждены применять весьма гибкие методы производства в секторе, где ключом к успешной конкуренции служат низкие затраты на рабочую силу и быстрая адаптация к потребительскому спросу. Этот сектор, по-видимому, служит местом для образования «этнических ниш», в которых мигранты могут создавать подпольные предприятия со своими собственными правилами эксплуатации, не соблюдая при этом национальные положения и поддерживая весьма тесные связи с предприятиями реальной экономики.
Особенно глубокую озабоченность, безусловно, вызывает тот факт, что практика применения принудительного труда может распространяться на крупные предприятия, а также на государственный сектор. Имеются многочисленные свидетельства того, что трудящиеся-мигранты набираются на работу в их странах происхождения на том условии, что они будут получать фиксированную заработную плату и выполнять определенную работу в месте назначения, однако по прибытии они получают контракт с совершенно иными условиями. При таких обстоятельствах медицинские и другие работники могут неуклонно накапливать долги в процессе набора на работу и перевозки к месту назначения, связанные с покрытием расходов на проводимые с помощью видеотехники собеседования, визы, авиабилеты и другие услуги. По прибытии их могут заставить проживать в заранее отобранных помещениях по цене, превышающей средний уровень. Когда заработная плата окажется меньше ожидаемой, они могут оказаться в ситуации, равносильной долговой кабале в юридическом значении этого термина или, как минимум, в сходной с ней ситуации. Иногда серьезное беспокойство вызывает тот факт, когда выясняется, что то же самое агентство по найму действует в качестве кредитора, предоставляющего ссуды под высокий процент, агента бюро путешествий или даже агента по размещению в стране назначения. Это — сомнительная практика, применяемая агентствами, которые могут быть зарегистрированы вполне легально, но, тем не менее, действуют на грани преступления и торговли людьми, что усиливает опасность дальнейшего распространения новой формы принудительного труда как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах.
Системы набора на работу в странах происхождения и назначения
Посредники играют важную роль как на начальном, так и на конечном этапе процесса торговли людьми. Жертвы принудительного труда чаще опираются на сомнительных посредников, которые помогают им организовать поездку и устройство на работу.
В соответствии с выводами исследования, проводимого среди возвращающихся домой мигрантов из стран Восточной и Юго-Восточной Европы, как жертвы принудительного труда, так и успешные мигранты получали работу за рубежом через социальные связи (38% и 42%, соответственно), однако через посредников работу получало намного больше жертв принудительного труда (35%), чем успешных мигрантов (10%). Сети торговли людьми для индустрии сексуальных услуг действуют несколько иначе, чем агентства по найму мигрантов для эксплуатации труда. Методы деятельности сетей агентств по найму рабочей силы являются, как правило, менее изощренными, чем методы, применяемые преступными организациями, доминирующими в области торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации. Торговля людьми для эксплуатации принудительного труда зачастую осуществляется под юридическим прикрытием, например, через частные агентства занятости, выполнение подрядных работ или даже злоупотребления в рамках систем сезонных работ.
Хотя набор на работу за границей необходимо рассматривать как законную коммерческую операцию, в наихудших случаях, в отсутствие юридического и административного контроля, он может явиться прикрытием для деятельности, связанной с торговлей людьми. Там, где контроль является слабым, а нормы деловой практики отсутствуют, агентства отдают предпочтение методам, обеспечивающим быструю прибыль, взимая с мигрантов чрезмерно высокую плату за свои услуги, вводя их в заблуждение в отношении истинного характера их работы, не информируя их об их правах и предоставляя им фальшивые документы. Эти агентства могут работать под различными прикрытиями, главным образом, как туристические, модельные и брачные агентства и бюро услуг в сфере развлечений.
Примером того, как некоторые агентства по найму рабочей силы могут стать частью действующего механизма преступной деятельности в области торговли людьми, является упомянутая выше система вербовщиков рабочей силы в Соединенном Королевстве. Вербовщики играют важную роль в обеспечении временной рабочей силой британского сельского хозяйства и садоводства. Этот термин также включает частные агентства занятости, хотя различия не всегда являются четко выраженными. По оценкам, в Соединенном Королевстве действуют примерно 600 вербовщиков. Комитет Палаты общин по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства зарегистрировал несколько случаев, когда вербовщики серьезно нарушали права нанятых ими работников. Проблемы возникают в связи со вздутыми ценами на проезд, визы и проживание, а также из-за упомянутой выше практики подмены контрактов.
Следующий пример показывает, как система долговой кабалы действует через посредников по найму рабочей силы. Группа вербовщиков привезла рабочих из стран Восточной Европы для нелегальной работы на предприятиях в период 2002-03 годов. Первоначально им обещали выдать разрешения на работу, но в пути им выдали фальшивые паспорта. Затем рабочие пытались выйти из-под контроля этой группы вербовщиков, но подверглись таким серьезным угрозам, чтобы были вынуждены продолжать свой путь. По прибытии на место назначения, их информировали об условиях труда. Им предстояло работать семь дней в неделю, возместить расходы, связанные с их перевозкой в Соединенное Королевство, питанием и проживанием в этой стране. После погашения долгов они должны были работать, как минимум, один год без оплаты, либо, в лучшем случае, за несколько фунтов стерлингов «карманных денег» в неделю. Зарплата помещалась на банковский счет одного из вербовщиков. За работниками тщательно следили, перевозили из дома в дом и держали в изоляции. Если кто-нибудь нарушал условия, в том числе отсутствовал на работе по болезни, соответствующие суммы добавлялись к долгу или вычитались из «карманных денег». Контроль осуществлялся посредством побоев и угроз применением физического насилия в отношении работников и их семей на родине.
Нелегальные посредники в Эфиопии прибегают к обману, давая лживые обещания в отношении того, что ждет трудящихся-мигрантов женщин в странах назначения Ближнего Востока. Проведенные обзоры подтверждают тот факт, что мигранты сталкиваются со злоупотреблениями, сходными с теми, которые испытывают трудящиеся — жертвы торговли людьми во всем мире, включая принудительную эксплуатацию труда. Хотя эфиопские власти пытаются запретить деятельность таких посредников, в основном мигранты-женщины по-прежнему прибегают к незаконным услугам. Подобная практика сохраняется, несмотря на Официальное постановление о частных агентствах занятости № 104/1998, которое обязывает агентства занятости получить лицензию и обеспечивает защиту трудящимся-мигрантам, требуя от агентств регистрировать все контракты о работе по найму, давать мигрантам до их отъезда рекомендации и контролировать ситуацию, в которой находятся трудящиеся-мигранты в стране работы по найму.
В Индонезии будущие мигранты должны обратиться в одно из 400 агентств, деятельность которых регулируется правительством. Агентства требуют от мигрантов жить в учебных лагерях от одного до 14 месяцев, где их могут заставить выполнять в принудительном порядке работу и услуги в тяжелых условиях. Одна работница на дому, находившаяся в течение четырех месяцев в учебном лагере на Восточной Яве вместе с тысячью других женщин, сообщила о строгой изоляции, в которой они содержались. Женщины, которые заболели и пожелали вернуться домой, должны были внести залог в сумме 2 млн. рупий в качестве гарантии того, что они возвратятся назад, а те женщины, которые хотели расторгнуть контракт, подвергались штрафу в размере 3,5 млн. рупий (примерно 400 долл. США). Чем дольше они находились в лагере, тем больше возрастал их долг агентству. Влияние агентства на работника продолжается даже после его трудоустройства. Упомянутая выше работница обнаружила, что агентство обманным путем сняло с ее банковского счета большую часть суммы заработной платы, положенной на счет ее работодателем, и, в результате, после девяти месяцев работы в условиях, сходных с рабскими, она осталась ни с чем.
В значительной степени различаются программные подходы к осуществлению мониторинга деятельности частных агентств и посредников по набору рабочей силы. Некоторые правительства, например, Нидерландов и Германии, внесли изменения в законодательство, позволяющие частным вербовщикам рабочей силы играть более важную роль в интересах повышения гибкости рынка труда. В странах, где частные агентства по набору рабочей силы уже давно играют важную роль в оказании содействия развитию миграции, например на Филиппинах, правительства разработали жесткие правила для того, чтобы наказывать за злоупотребления, а также защищать желающих работать за рубежом трудящихся-мигрантов от чрезмерных выплат и вводящей в заблуждение информации. В странах с переходной экономикой наблюдается рост числа частных агентств по набору рабочей силы, зачастую выполняющих функции туристических агентств. Положения и нормы для осуществления мониторинга их работы по-прежнему являются весьма слабыми, а сотрудники органов государственной власти, правоохранительных органов, а также представители работодателей нуждаются в прохождении подготовки с целью повышения уровня своего профессионального поведения в этой области и предотвращения, таким образом, опасности торговли людьми.
Ориентировочные прибыли, связанные с торговлей людьми
Торговля людьми, безусловно, образует поток прибылей, не только для посредников, обеспечивающих перевозку и трансграничное передвижение людей, но также для работодателей, которые эксплуатируют жертв принудительного труда в местах назначения.
Общий объем незаконных прибылей, произведенных за один год подвергающимися принудительной эксплуатации работниками — жертвами торговли людьми, составляет, по оценкам, примерно 32 млрд. долл. США. Половину этой прибыли получают в промышленно развитых странах (15,5 млрд. долл. США) и около одной трети — в Азии (9,7 млрд. долл. США). В глобальных масштабах этот показатель составляет в среднем примерно 13.000 долл. США в год на одного подвергающегося принудительной эксплуатации работника, или 1.100 долл. США в месяц.
Коренные причины торговли людьми
Связь между торговлей людьми и бедностью
В соответствии с теорией миграции принято считать, что трудящиеся-мигранты не принадлежат к беднейшим слоям населения, хотя они могут быть выходцами из очень бедных стран с точки зрения значения показателя ВВП на душу населения. Однако исследования в области торговли людьми раскрывают несколько иную картину. Хотя для осуществления любого миграционного проекта необходим финансовый и общественный капитал[*], жертвы торговли людьми не имеют такого доступа к капиталу и поэтому они становятся добычей преступных групп или лиц, которые пользуются их бедностью. Они в большей степени уязвимы, чем другие мигранты, поскольку они должны занимать деньги у посредников, включая торговцев людьми, до своего отъезда, плохо информированы о наличии легальных возможностей для трудоустройства, могут происходить из удаленных мест и не иметь доступа к социально-экономическим сетям безопасности. Хотя существующие данные о торговле людьми, а также о сопоставимых в международных масштабах уровнях бедности являются предметом споров, считается, что большинство жертв торговли людьми происходят из беднейших стран и беднейших слоев национального населения. Однако бедность можно рассматривать лишь в качестве одной возможной коренной причины в сочетании с другими факторами, такими как дискриминация, коррупция и неэффективно функционирующие рынки труда.