Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

Характерная черта принудительного тру­да в сельском хозяйстве заключается в том, что крупные производственные и оптовые компа­нии могут оказаться подверженными его воз­действию в верхней части этих цепочек под­рядных организаций. В Соединенных Штатах некоторые из обвиненных в применении при­нудительного  труда  подрядчиков  по  найму сельскохозяйственных рабочих снабжали ра­бочей силой ряд крупнейших в стране компа­ний по производству цитрусовых. В Соединен­ном Королевстве ряд крупных супермаркетов запятнали свою репутацию предполагаемыми связями с вербовщиками рабочей силы, под­вергающейся   принудительной   эксплуатации. Это приводит к возникновению у групп рабо­тодателей желания решить эту проблему либо путем регулирования этого процесса, либо пу­тем применения систем сезонного труда для удовлетворения потребностей во временной сельскохозяйственной рабочей силе. Сами спе­циальные системы подвергаются критике как за то, что желающие получить работу должны платить за доступ к таким системам, так и за то, что они могут быть незаконно переданы для временной работы по найму другим орга­низациям той компанией, в которую они были направлены. Но такие системы, как правило, обеспечивают определенную возможность для осуществления мониторинга условий труда и, таким образом, создают определенный уровень защиты против применения методов принуди­тельного труда.

Строительная индустрия также обладает характерными особенностями, которые способ­ствуют возникновению спроса на дешевую и гибкую рабочую силу. Крупные компании ли­бо превратились в международные конгломе­раты, либо уменьшили численность своей ра­бочей силы за счет широкого использования трудовых ресурсов из внешних источников. Таким образом, в настоящее время в этой от­расли наметилась тенденция опираться в орга­низационном плане на небольшие и средние компании, которые выполняют субподрядные работы через цепочку многочисленных проме­жуточных подразделений.  Крупные проекты могут также осуществляться зарегистрирован­ными за границей компаниями, практика тру­довых отношений которых может отражать ус­ловия в соответствующей стране регистрации, в то время как подрядчики по найму рабочей силы играют все более важную роль в области найма временных работников для компаний. Строительство не может быть перебазировано, и для этой отрасли характерны тенденции, свя­занные с бумом и последующим спадом. Оно также связано с выполнением тяжелых и по­тенциально опасных работ, в ходе которых мелкий оператор может получить значитель­ные финансовые прибыли за счет сокращения расходов на обеспечение безопасности и гигие­ны труда.

Одна из характерных черт строительной индустрии в Европе и во всем мире заключает­ся в том, что принудительный труд может при­меняться как на основе систем неформальной и нелегальной вербовки рабочей силы, так и на основе юридически оформленных контрактов в рамках международных проектов по переводу рабочей силы. Крах экономики бывших социа­листических стран Центральной и Восточной Европы значительно увеличил численность ре­зерва дешевой и гибкой рабочей силы. Трудя­щиеся-мигранты направляются из Украины в Португалию, из Польши в Германию и из Ру­мынии в Израиль согласно официальным или неофициальным   соглашениям.   В   некоторых случаях нанятые международными агентства­ми работники, возможно, подвергаются прину­дительному труду, когда они связаны с одним работодателем без права уйти на другое место работы или когда имеют место незаконные вы­четы из их заработной платы. Профсоюзы и другие защитники прав трудящихся стремятся к тому, чтобы обеспечить решение этих вопро­сов с целью обеспечения охвата всех строи­тельных рабочих положениями трудового зако­нодательства в стране назначения.

Текстильная и швейная промышленность, предприятия которой можно легко перебазиро­вать,  представляет  собой  совершенно  иную картину. В промышленно развитых странах эта отрасль за последние годы серьезно пострадала от глобальной конкуренции, в связи с чем фун­даментально изменилась структура занятости в ней. С средины 1990-х годов Европа, напри­мер, шаг за шагом сдает свои позиции глобаль­ного экспортера текстиля, уступая в конкурен­тной борьбе Азии. Многие предприятия были перебазированы, а уцелевшие предприятия вы­нуждены  применять  весьма  гибкие  методы производства в секторе, где ключом к успеш­ной конкуренции служат низкие затраты на ра­бочую силу и быстрая адаптация к потреби­тельскому спросу. Этот сектор, по-видимому, служит местом для образования «этнических ниш», в которых мигранты могут создавать подпольные предприятия со своими собствен­ными правилами эксплуатации, не соблюдая при этом национальные положения и поддер­живая весьма тесные связи с предприятиями реальной экономики.

Особенно глубокую озабоченность, безу­словно, вызывает тот факт, что практика при­менения принудительного труда может распро­страняться на крупные предприятия, а также на государственный сектор. Имеются многочис­ленные свидетельства того, что трудящиеся-мигранты набираются на работу в их странах происхождения на том условии, что они будут получать фиксированную заработную плату и выполнять определенную работу в месте наз­начения, однако по прибытии они получают контракт с совершенно иными условиями. При таких обстоятельствах медицинские и другие работники могут неуклонно накапливать долги в процессе набора на работу и перевозки к мес­ту назначения, связанные с покрытием расхо­дов на проводимые с помощью видеотехники собеседования, визы, авиабилеты и другие ус­луги. По прибытии их могут заставить прожи­вать в заранее отобранных помещениях по це­не, превышающей средний уровень. Когда за­работная плата окажется меньше ожидаемой, они могут оказаться в ситуации, равносильной долговой   кабале   в   юридическом   значении этого термина или, как минимум, в сходной с ней ситуации. Иногда серьезное беспокойство вызывает тот факт, когда выясняется, что то же самое агентство по найму действует в качестве кредитора, предоставляющего ссуды под высо­кий процент, агента бюро путешествий или да­же агента по размещению в стране назначения. Это — сомнительная практика, применяемая агентствами, которые могут быть зарегистри­рованы вполне легально, но, тем не менее, дей­ствуют на грани преступления и торговли людьми, что усиливает опасность дальнейшего распространения новой формы принудительно­го труда как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах.

Системы набора на работу в странах происхождения и назначения

Посредники играют важную роль как на начальном, так и на конечном этапе процесса торговли людьми.  Жертвы принудительного труда чаще опираются на сомнительных пос­редников, которые помогают им организовать поездку и устройство на работу.

В соответствии с выводами иссле­дования, проводимого среди возвращающихся домой мигрантов из стран Восточной и Юго-Восточной Европы, как жертвы принудитель­ного труда, так и успешные мигранты получа­ли работу за рубежом через социальные связи (38% и 42%, соответственно), однако через по­средников работу получало намного больше жертв принудительного труда (35%), чем ус­пешных мигрантов (10%). Сети торговли людь­ми для индустрии сексуальных услуг действу­ют несколько иначе, чем агентства по найму мигрантов для эксплуатации труда. Методы деятельности сетей агентств по найму рабочей силы являются, как правило, менее изощрен­ными, чем методы, применяемые преступными организациями,   доминирующими   в   области торговли людьми в целях сексуальной эксплуа­тации.   Торговля  людьми  для  эксплуатации принудительного труда зачастую осуществля­ется под юридическим прикрытием, например, через частные агентства занятости, выполне­ние подрядных работ или даже злоупотребле­ния в рамках систем сезонных работ.

Хотя набор на работу за границей необ­ходимо рассматривать как законную коммер­ческую операцию, в наихудших случаях, в от­сутствие юридического и административного контроля, он может явиться прикрытием для деятельности, связанной с торговлей людьми. Там, где контроль является слабым, а нормы деловой практики отсутствуют, агентства от­дают предпочтение методам, обеспечивающим быструю прибыль, взимая с мигрантов чрез­мерно высокую плату за свои услуги, вводя их в заблуждение в отношении истинного харак­тера их работы, не информируя их об их пра­вах и предоставляя им фальшивые документы. Эти агентства могут работать под различными прикрытиями, главным образом, как туристи­ческие, модельные и брачные агентства и бюро услуг в сфере развлечений.

Примером того, как некоторые агентства по найму рабочей силы могут стать частью действующего механизма преступной деятель­ности в области торговли людьми, является упомянутая выше система вербовщиков рабо­чей силы в Соединенном Королевстве. Вербов­щики играют важную роль в обеспечении вре­менной рабочей силой британского сельского хозяйства и садоводства. Этот термин также включает частные агентства занятости, хотя различия не всегда являются четко выражен­ными. По оценкам, в Соединенном Королевст­ве действуют примерно 600 вербовщиков. Ко­митет Палаты общин по вопросам окружаю­щей среды, продовольствия и сельского хозяй­ства зарегистрировал несколько случаев, когда вербовщики серьезно нарушали права наня­тых ими работников. Проблемы возникают в связи со вздутыми ценами на проезд, визы и проживание, а также из-за упомянутой выше практики подмены контрактов.

Следующий пример показывает, как сис­тема долговой кабалы действует через посред­ников по найму рабочей силы. Группа вербов­щиков привезла рабочих из стран Восточной Европы для нелегальной работы на предприя­тиях в период 2002-03 годов. Первоначально им обещали выдать разрешения на работу, но в пути им выдали фальшивые паспорта. Затем рабочие пытались выйти из-под контроля этой группы вербовщиков, но подверглись таким серьезным угрозам, чтобы были вынуждены продолжать свой путь. По прибытии на место назначения, их информировали об условиях труда. Им предстояло работать семь дней в не­делю, возместить расходы, связанные с их пе­ревозкой в Соединенное Королевство, питани­ем и проживанием в этой стране. После пога­шения долгов они должны были работать, как минимум, один год без оплаты, либо, в лучшем случае, за несколько фунтов стерлингов «кар­манных денег» в неделю. Зарплата помещалась на банковский счет одного из вербовщиков. За работниками тщательно следили, перевозили из дома в дом и держали в изоляции. Если кто-нибудь нарушал условия, в том числе отсутст­вовал на работе по болезни, соответствующие суммы добавлялись к долгу или вычитались из «карманных денег». Контроль осуществлялся посредством побоев и угроз применением фи­зического насилия в отношении работников и их семей на родине.

Нелегальные посредники в Эфиопии при­бегают к обману, давая лживые обещания в от­ношении того, что ждет трудящихся-мигрантов женщин в странах назначения Ближнего Вос­тока. Проведенные обзоры подтверждают тот факт, что мигранты сталкиваются со злоупот­реблениями, сходными с теми, которые испы­тывают трудящиеся — жертвы торговли людь­ми во всем мире, включая принудительную эксплуатацию труда. Хотя эфиопские власти пытаются запретить деятельность таких пос­редников, в основном мигранты-женщины по-прежнему прибегают к незаконным услугам. Подобная практика сохраняется, несмотря на Официальное постановление о частных агент­ствах занятости № 104/1998, которое обязыва­ет агентства занятости получить лицензию и обеспечивает защиту трудящимся-мигрантам, требуя от агентств регистрировать все контрак­ты о работе по найму, давать мигрантам до их отъезда рекомендации и контролировать ситуа­цию, в которой находятся трудящиеся-мигран­ты в стране работы по найму.

В Индонезии будущие мигранты должны обратиться в одно из 400 агентств, деятель­ность которых регулируется правительством. Агентства требуют от мигрантов жить в учеб­ных лагерях от одного до 14 месяцев, где их могут заставить выполнять в принудительном порядке работу и услуги в тяжелых услови­ях. Одна работница на дому, находившаяся в течение четырех месяцев в учебном лагере на Восточной Яве вместе с тысячью других жен­щин, сообщила о строгой изоляции, в которой они содержались. Женщины, которые заболели и пожелали вернуться домой, должны были внести залог в сумме 2 млн. рупий в качестве гарантии того, что они возвратятся назад, а те женщины, которые хотели расторгнуть конт­ракт, подвергались штрафу в размере 3,5 млн. рупий (примерно 400 долл. США). Чем дольше они находились в лагере, тем больше возрастал их долг агентству. Влияние агентства на работ­ника продолжается даже после его трудоуст­ройства. Упомянутая выше работница обнару­жила, что агентство обманным путем сняло с ее банковского счета большую часть суммы за­работной платы, положенной на счет ее рабо­тодателем, и, в результате, после девяти меся­цев работы в условиях, сходных с рабскими, она осталась ни с чем.

В значительной степени различаются про­граммные подходы к осуществлению монито­ринга деятельности частных агентств и посред­ников по набору рабочей силы. Некоторые пра­вительства, например, Нидерландов и Герма­нии,  внесли  изменения  в  законодательство, позволяющие частным вербовщикам рабочей силы играть более важную роль в интересах повышения гибкости рынка труда. В странах, где частные агентства по набору рабочей силы уже давно играют важную роль в оказании со­действия развитию миграции, например на Фи­липпинах, правительства разработали жесткие правила для того, чтобы наказывать за злоу­потребления, а также защищать желающих ра­ботать за рубежом трудящихся-мигрантов от чрезмерных выплат и вводящей в заблуждение информации. В странах с переходной экономи­кой наблюдается рост числа частных агентств по набору рабочей силы, зачастую выполняю­щих функции туристических агентств. Поло­жения и нормы для осуществления монито­ринга их работы по-прежнему являются весьма слабыми, а сотрудники органов государствен­ной власти, правоохранительных органов,  а также представители работодателей нуждают­ся в прохождении подготовки с целью повыше­ния уровня своего профессионального поведе­ния в этой области и предотвращения, таким образом, опасности торговли людьми.

Ориентировочные прибыли, связанные с торговлей людьми

Торговля людьми, безусловно, образует поток прибылей, не только для посредников, обеспе­чивающих перевозку и трансграничное перед­вижение людей, но также для работодателей, которые эксплуатируют жертв принудитель­ного труда в местах назначения.

Общий объем незаконных прибылей, произведенных за один год подвергающимися принудительной эксплуатации работниками — жертвами  торговли  людьми,  составляет,  по оценкам, примерно 32 млрд. долл. США. Половину этой прибыли получают в промышленно развитых странах (15,5 млрд. долл. США) и около одной трети — в Азии (9,7 млрд. долл. США). В глобальных масштабах этот показатель составляет в среднем пример­но 13.000 долл. США в год на одного под­вергающегося принудительной эксплуатации работника, или 1.100 долл. США в месяц.

Коренные причины торговли людьми

Связь между торговлей людьми и бедностью

В соответствии с теорией миграции при­нято считать, что трудящиеся-мигранты не принадлежат к беднейшим слоям населения, хотя они могут быть выходцами из очень бед­ных стран с точки зрения значения показателя ВВП на душу населения. Однако исследования в области торговли людьми раскрывают нес­колько иную картину. Хотя для осуществления любого миграционного проекта необходим фи­нансовый и общественный капитал[*], жертвы торговли людьми не имеют такого доступа к капиталу и поэтому они становятся добычей преступных групп или лиц, которые пользуют­ся их бедностью. Они в большей степени уяз­вимы, чем другие мигранты, поскольку они должны занимать деньги у посредников, вклю­чая торговцев людьми, до своего отъезда, пло­хо информированы о наличии легальных воз­можностей для трудоустройства, могут проис­ходить из удаленных мест и не иметь доступа к социально-экономическим сетям безопасности. Хотя существующие данные о торговле людь­ми, а также о сопоставимых в международных масштабах уровнях бедности являются предме­том споров, считается, что большинство жертв торговли людьми происходят из беднейших стран и беднейших слоев национального насе­ления. Однако бедность можно рассматривать лишь в качестве одной возможной коренной причины в сочетании с другими факторами, та­кими как дискриминация, коррупция и неэф­фективно функционирующие рынки труда.

Информация о работе Принудительный труд