Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение проблем, связанных с тор­говлей людьми, в более широком контексте вопросов миграции может привлечь внимание к мерам, необходимым для принятия долго­срочных решений[*]. В странах происхождения к ним могут относиться: разработка четкой и согласованной миграционной политики; повы­шение качества функционирования админист­ративных служб и учреждений по вопросам миграции; подготовка двусторонних трудовых соглашений, обеспечивающих каналы для ре­гулируемой миграции, особенно для женщин-мигрантов; создание системы информации о рынках труда, содержащей данные о рабочих местах внутри страны и за рубежом; широкое использование типовых контрактов о работе по найму; более эффективная политика в области занятости и профессиональной подготовки и более широкие возможности для женщин; и, наконец,   мониторинг   деятельности  частных агентств   занятости.   Аналогичным   образом, страны назначения могут пересмотреть свою миграционную  политику, зачастую  основан­ную на репрессивных мерах, а не на аспектах спроса, что предусматривает более упорядо­ченную  трудовую  миграцию.  Одновременно существует необходимость в обучении сотруд­ников правоохранительных органов и учрежде­ний рынка труда методам осуществления более эффективного    мониторинга    незащищенных рынков труда в тесном сотрудничестве с соци­альными партнерами и организациями трудя­щихся-мигрантов   с   целью   предотвращения эксплуатации и злоупотреблений. Работодате­ли могут играть более важную роль в предот­вращении торговли людьми посредством соб­людения и распространения норм достойного труда на свое поведение в области найма ра­бочей силы и предпринимательской деятель­ности.

При оценке воздействия режимов мигра­ции на торговлю людьми и принудительный труд, было бы полезно сопоставить сравни­тельно жесткий режим (такой, как в странах Шенгенской зоны Европейского союза) с более либеральным подходом (таким, как в Турции). Иммиграционные правила влияют на сферу охвата положений, регулирующих законный въезд, работу и проживание. В Турцию, напри­мер, граждане стран СНГ могут въезжать как туристы, однако существуют ограничения в от­ношении приема на работу. Имеются опреде­ленные данные, свидетельствующие о том, что, несмотря на документально зарегистрирован­ные случаи злоупотреблений в отношении тру­дящихся-мигрантов, сети торговли людьми и контрабандной перевозки рабочей силы игра­ют значительно менее важную роль в Турции, чем в странах Шенгенской зоны.

Однако менее жесткие условия въезда в страну не обязательно влекут за собой предо­ставление права на работу или проживание. По данным исследования МОТ, многие жертвы принудительного труда легально въезжают в страну и просто остаются там после истечения срока действия визы. Поэтому принудитель­ный труд также связан с незаконным приемом на работу трудящихся-мигрантов, а также с не­эффективным   мониторингом   рынков   труда. Большинство государств-членов МОТ приме­няют санкции против иностранцев, которые ра­ботают на нелегальной основе, причем санк­ции варьируются от штрафа или тюремного за­ключения   до   принудительной   депортации, включая установление запрета на въезд в стра­ну в течение ряда лет. Поэтому страх перед до­носом властям представляет собой реальную угрозу для нелегальных трудящихся-мигран­тов. Однако применение этих мер остается до­вольно неэффективным, в результате чего большое число нелегальных трудящихся-миг­рантов проживает во всех странах и, прежде всего, в крупных промышленно развитых стра­нах.

Для того чтобы предотвратить эксплуата­цию нелегальных   трудящихся-мигрантов и компенсировать дефицит рабочей силы, Ита­лия и Испания предпочли осуществлять прог­раммы по урегулированию статуса. Турция не­давно приняла закон, который направлен на урегулирование статуса иностранных рабо­чих[*], в то время как США и Российская Фе­дерация вплотную рассматривают вопрос об амнистировании нелегальных трудящихся-миг­рантов. Хотя такие меры не составляют четко выраженные аспекты превентивных стратегий борьбы с торговлей людьми, они имеют пос­ледствия   для вероятных и действительных жертв практики принудительного труда. Одна­ко кампании за урегулирование статуса долж­ны тщательно планироваться во избежание случайных побочных эффектов.

 

Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов

Электронная версия на сайте автора

www.zerkalov.org.ua

 

 

    

 

Принудительный труд и глобальная экономика:
вопросы политики

 

Исследования и мероприятия, проведен­ные за последние  годы, позволили луч­ше понять характер принудительного труда в его различных формах, пробелы в законода­тельстве и политических структурах по борьбе с ним, его причины, его воздействие на различ­ные социальные группы, а также связи между принудительным трудом и такими приоритет­ными проблемами, как сокращение масштабов бедности, содействие обеспечению равнопра­вия и урегулирование социальных аспектов глобализации.

В первом глобальном докладе о принуди­тельном труде торговля людьми в целях при­нудительной эксплуатации труда изображалась как «оборотная сторона» глобализации. С тех пор более широкая база знаний проливает дополнительный свет на наличие связей между принудительным трудом и различными аспек­тами глобализации, включая обострение гло­бальной конкуренции, миграцию и дерегулиро­вание рынков труда.

Принудительный труд, свя­занный с торговлей людьми, является одним из наиболее явных провалов в деятельности рын­ков труда и даже в функционировании системы глобального руководства в области удовлетво­рения потребностей, возможно, самых уязви­мых и наименее защищенных людей в сегодня­шнем мире. Хотя сама по себе торговля людь­ми ни в коей мере не является новой пробле­мой, механизмы такой торговли людьми, дей­ствительно, приводят к возникновению новых крупных проблем для мирового сообщества. Однако было бы неразумно проводить слиш­ком жесткое разграничение между старыми и новыми проблемами. Закабаленные работники временами принудительно привлекаются к ра­боте в различных отраслях промышленности при помощи разных механизмов попадания в долговую кабалу, поскольку некоторые бес­принцип­ные работодатели чувствуют возмож­ность для эксплуатации этого источника деше­вой и уязвимой рабочей силы. Работники — жертвы торговли людьми как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах так­же попадают в кабальную долговую зависи­мость. А возникновение новых форм принуж­дения к труду в некоторых странах с переход­ной экономикой в Восточной Азии и в других регионах можно частично объяснить становя­щимися глобальными тенденциями, когда ра­ботодатели в зарождающемся частном секторе предпринимают отчаянные попытки превра­тить в капитал возможности мирового рынка путем максимальной эксплуатации дешевой и зачастую незащищенной рабочей силы.

Сейчас становится более очевидным тот факт, что воздействие конкуренции может ока­зывать негативное влияние на условия занято­сти и в своем крайнем проявлении может при­вести к применению принудительного труда. С учетом глобального давления на поставщиков в направлении сокращения издержек при помо­щи  любых  имеющихся   средств,  розничные торговцы и посредники могут воспользоваться острой   конкуренцией   между   поставщиками для того, чтобы выжать из них прибыль. Мно­гим поставщикам платят за их продукцию та­кую цену, которая едва позволяет им обеспе­чить свою безубыточность. Если они хотят по­лучить прибыль, то они должны еще больше сократить издержки на рабочую силу. Постав­щики с эффективностью затрат ниже среднего уровня подвержены банкротствам, и неболь­шое сокращение издержек на рабочую силу может оказать значительное влияние на полу­чение прибыли.

Поставщики могут переложить бремя рас­ходов на подрядчиков по набору работников, требуя от них предоставления рабочей силы по столь низкой цене, что это повышает вероят­ность  применения  принудительных  методов труда. Действительно, имеются некоторые дан­ные, свидетельствующие о том, что именно это и происходит, когда подрядчики соглашаются на столь низкое вознаграждение за одного ра­бочего, что уже невозможно соблюдать поло­жения национального законодательства. В од­ном случае в Соединенном Королевстве под­рядчик по набору рабочей силы поставлял юж­ноафриканских рабочих компании по упаковке фруктов, которая, в свою очередь, являлась по­ставщиком многих ведущих розничных торгов­цев. Этому подрядчику платили почасовое воз­награждение за одного работника, более низ­кое, чем вознаграждение, которое, по данным председателя Ассоциации поставщиков рабо­чей силы (АПРС), было необходимо просто для того, чтобы покрыть расходы любого под­рядчика, который соблюдает законодательство.

Во многих странах это стремление к сни­жению издержек сопровождается двумя други­ми тенденциями, способствующими практике принудительного труда: ростом числа трудя­щихся-мигрантов и дерегулированием рынков труда, что может стирать границы между ре­альной и неформальной экономикой. Трудящи­еся-мигранты могут быть более уязвимыми к ситуациям, связанным с применением прину­дительного труда, просто потому, что они и их семьи потеряют больше, чем приобретут в слу­чае уведомления об этих ситуациях властей. Кроме того, дальнейшее дерегулирование рын­ков труда и разукрупнение служб инспекции труда способствовали широкому распростране­нию незарегистрированных агентств, которые могут действовать за пределами сферы контро­ля любых государственных органов.

Что касается институтов рынка труда, то следует проанализировать деятельность как ор­ганизаций, занимающихся вопросами набора и трудоустройства рабочей силы, так и тех орга­низаций, в обязанности которых входит защита трудящихся от негуманных методов обраще­ния. За последние десятилетия наблюдается общая тенденция к ликвидации государствен­ной монополии в области трудоустройства, что подготавливает почву для возникновения част­ных агентств занятости, которые зачастую счи­таются более эффективными. Но выявляются случаи  применения  принудительного  труда, причем опять как в развивающихся, так и в развитых странах, где ослаблен контроль за деятельностью таких агентств. Организацион­ные формы агентств, которые в определенном отношении   ассоциируются   с   применением принудительного труда и эксплуатацией, варь­ируются от состоящих из одного лица пред­приятий и посредников в сельских районах Ла­тинской Америки или Азии до не охваченных регулированием предприятий в Центральной и Восточной Европе, которые могут выполнять функции туристических бюро и бюро занятос­ти. Ликвидация такой практики представляет собой крупную проблему для организаций ра­ботодателей во всем мире, а также для профсо­юзов. Одним из путей решения этой проблемы является саморегулирование, осуществляемое группами работодателей, в рамках одного из подходов к решению этой проблемы, за счет соблюдения минимальных норм и исключения из своих рядов или лишения соответствующих полномочий любого агентства занятости, кото­рое их нарушает. Однако в случае совершения более серьезных нарушений настоятельно не­обходимо применять более жесткие санкции.

В развивающихся странах также необхо­димо проводить более детальные исследования в отношении договоров о выполнении подряд­ных работ, преобладающих в неформальной экономике, для установления того, существуют ли в значительных масштабах проблемы в от­ношении принудительного труда и долговой кабалы, и, если эти проблемы имеют место, то в каких областях. Исследование, проведенное в странах Африки, расположенных к югу от Са­хары, свидетельствует о том, что долговая ка­бала и принудительный труд могут преобла­дать среди уличных торговцев в городских центрах, среди рикш, и других лиц, которые иногда вынуждены передавать свои удостове­рения личности своим поставщикам. Если они не соблюдают графики погашения долгов за предоставленные товары, то они обязаны либо отработать без оплаты (например, ночным сто­рожем или домашней прислугой), либо перес­мотреть условия погашения долга — взять до­полнительные «авансы» и, тем самым, дейст­вительно, оказаться в долговой кабале в связи с все возрастающим бременем непогашенного долга.

Ортодоксальная экономическая теория предусматривает постепенную отмену положе­ний о регулировании рабочей силы с целью обеспечения более плавного и гибкого функци­онирования рынков труда. Парадоксально, но именно это дерегулирование приводит к обра­зованию одного из наихудших дефектов рынка труда. С чисто экономической точки зрения, принудительный труд является одним из де­фектов рынка труда, поскольку он нарушает ключевые условия для эффективного функцио­нирования рынков труда, а именно, свободу трудящихся осуществлять свой выбор и полу­чать достаточное вознаграждение за свободно выбранную работу. Право пользоваться этой свободой имеет такое же существенное значе­ние для эффективных рынков труда, как права собственности   для   эффективных   товарных рынков. Но в целях настоящего доклада, тер­мин «дефект рынка труда» может использо­ваться в более широком смысле, как совокуп­ный провал рынков, учреждений и положений в области рынков труда в отношении обеспече­ния либо более эффективных, либо более спра­ведливых результатов.

Всегда будет существовать необходи­мость в применении двойных подходов, соче­тающих «пряник» и «кнут», правопримени­тельные и профилактические меры, затрагива­ющие структурные  причины  возникновения принудительного  труда, а также отдельные стороны, применяющие этот труд. Частью ре­шения этой проблемы всегда должно быть со­вершенствование процесса исполнения зако­нодательства на основе четких правовых ра­мок. Но было бы нереалистичным считать, что сосредоточение усилий только на применении законодательства, нацеленных на ограничен­ное число работодателей, извлекающих при­быль от эксплуатации труда, может устранить уходящие вглубь структурные проблемы. Иг­норирование необходимости создания четких регламентирующих рамок в отношении прак­тики принудительного труда на том довольно сомнительном основании, что это могло бы сдерживать ориентированный на рынок рост и развитие экономики, явилось бы неприемлемо слабым ответом на существующую проблему современного принудительного труда.

Там, где имеются  национальные  планы  действий  по борьбе с принудительным трудом, представля­ется очевидным, что такой подход имеет все­стороннюю направленность.

Участники переговоров по заключению многосторонних и двусторонних соглашений могут играть важную роль в создании стиму­лов к достижению глобализации, свободной от принудительного труда. Потребители также играют центральную роль в обеспечении при­менения более высоких трудовых норм во всем мире. В условиях глобализации, время, в тече­ние которого применение принудительного труда в звеньях производственной цепочки можно скрывать от мировой общественности, быстро сокращается, поскольку объем инфор­мации об условиях труда в различных районах мира возрастает многократно. Потребители в Нью-Йорке и Париже хотят знать, откуда пос­тупили их одежда, сахар или помидоры, в ка­ких условиях они были произведены, а произ­водители все лучше понимают, что в их ком­мерческих интересах искоренить принудитель­ный труд во всем мире.

Растущее число торговых соглашений, в которых делаются ссылки в отношении прину­дительного труда и других трудовых норм, свидетельствует о том, что участники торговых переговоров    стремятся    рассматривать    эти вопросы.  Североамериканское  соглашение  о сотрудничестве в области трудовых отноше­ний (НААЛК), подписанное в 1993 году, было принято как дополнительное в рамках Северо­американского соглашения о свободной тор­говле (НАФТА); в последующих двусторонних торговых соглашениях с участием США запре­щение принудительного труда и другие нормы упоминались в их основных текстах. Орган по содействию развитию торговли, создание кото­рого было одобрено Конгрессом США в 2002 году, также обратился к правительству США с просьбой обеспечить, чтобы во всех проводи­мых им торговых переговорах страны-участни­ки соблюдали свое трудовое законодательство, а также ключевые трудовые нормы МОТ.15 Различные соглашения в рамках Общей систе­мы преференций (ОСП) как стран Европейско­го союза, так и США предусматривают сниже­ние тарифов на импорт из развивающихся стран при условии, что они соблюдают целый ряд требований, включая запрет на принуди­тельный труд. В ОСП ЕС сейчас в прямой фор­ме упоминаются Конвенции МОТ 29 и 105, а также все основополагающие конвенции, охва­ченные Декларацией МОТ 1998 года об осно­вополагающих принципах и правах в сфере труда.

Наряду с такими двусторонними торговы­ми соглашениями, ряд промышленно развитых стран оказывает финансовую и техническую помощь в совершенствовании трудового зако­нодательства и его применении. Сама МОТ по­лучает существенные ресурсы на обеспечение технического сотрудничества в этой сфере. Аб­солютно необходимо, чтобы страны, которые наглядно демонстрируют смелость и полити­ческую волю перед лицом новых форм приме­нения принудительного труда, не подвергались за это наказанию. Действительно, исследова­ния и информирование общественности по этим вопросам, по всей вероятности, позволят собрать конкретную информацию о принуди­тельном труде, что не должно наносить ущерб торговым переговорам. Правительства в стра­нах-импортерах будут извещены о применении санкций или наложении штрафов только в слу­чаях постоянных или систематических неудач в области политики, а не в связи с отдельными случаями принудительного труда. Будет весь­ма огорчительно, если правительства будут вы­нуждены отрицать или скрывать случаи приме­нения принудительного труда из-за опасения подвергнуться торговым или иным санкциям или из-за опасения, что более достоверная информация о применении принудительного труда может сорвать торговые переговоры. По­ложения в торговых соглашениях должны сти­мулировать принятие собственных националь­ных стратегий борьбы с принудительным тру­дом и, конечно, устранять любую возможность того, что такая информация будет скрываться из-за опасения, что это может быть использо­вано в протекционистских целях.

Информация о работе Принудительный труд