Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

85

 

 

Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов

Электронная версия на сайте автора

www.zerkalov.org.ua

 

 

    

 

 

 

Действия МОТ против принудительного труда

 

Действия МОТ в рамках мер по реализации положений Декларации

По результатам обсуждения второго гло­бального доклада Положить конец принуди­тельному труду на сессии Конференции в ию­не 2001 года, в ноябре 2001 года[*] Администра­тивный совет одобрил план действий, преду­сматривающий предлагаемые действия МОТ, направленные   на  искоренение   современных форм принудительного труда. В этом плане действий определены различные компоненты всеобъемлющей стратегии по ликвидации принудительного труда.

Во-первых, незаменимым инструментом является  соответствующее  законодательство, включая принципы, касающиеся вызволения и защиты от принудительного труда его жертв, а также эффективные санкции против преступ­ников. Во-вторых, необходимо повышать осоз­нание проблем принудительного труда как ши­рокой общественностью, так и такими компе­тентными органами, как полиция и судебные органы. В-третьих, высокий приоритет отдает­ся проведению обследований и обзоров как по характеру и масштабам проблем, так и по эф­фективности проводимых в настоящее время мер. В-четвертых, следует оказывать неустан­ную поддержку и проводить реабилитацион­ные меры в интересах вызволяемых из условий принудительного труда работников, что требу­ет уделения особого внимания решению проб­лем бедности, порождающей принудительный труд. И наконец, в плане действий подчеркнута важность профилактических мероприятий бла­годаря неукоснительному применению нацио­нальных законодательных и нормативных ак­тов, проведению просветительско-информационных мероприятий и благодаря устранению первопричин этой проблемы.

Хорошо известна и документально под­тверждена действенность усилий МОТ в облас­ти технического сотрудничества в отношении упразднения детского труда. На основе опыта Международной программы по упразднению детского труда (ИПЕК) удалось предложить в плане  действий  идею  создания  под эгидой Программы ИнФокус по содействию Деклара­ции   Специальную   программу   действий   по борьбе с принудительным трудом. Эта прог­рамма призвана «ориентировать будущую дея­тельность МОТ и придать ей более всеобъем­лющий, зримый и последовательный харак­тер». МОТ должна также сотрудничать с уч­реждениями ООН и другими органами, зани­мающимися этими проблемами, что тем самым обеспечило бы большую весомость усилий Ор­ганизации. Такая программа охватила бы все группы населения и все формы принудитель­ного труда, обеспечив решение проблем, воз­никающих как в развивающихся странах, так и в государствах с высокими доходами. Она со­действовала бы прозрачности и повысила бы действенность усилий МОТ в области прину­дительного труда, а также стимулировала бы практические действия Бюро, придав им более последовательный характер.

Специальная программа действий по борьбе с принудительным трудом (СПД-ПТ) стала проводиться с начала 2002 года благода­ря щедрой донорской поддержке по покрытию расходов на небольшой основной кадровый ап­парат и на оперативные издержки[*]. Как предусматривается в плане, СПД-ПТ обеспечила повышение эффективности различ­ных действий МОТ в области принудительного труда. Последние включают главным образом мероприятия, которые проводят Международ­ная программа по упразднению детского труда (ИПЕК), с особым упором на проблемах тор­говли мальчиками и девочками как проявления наихудших форм детского труда[¨]; отдел по международной миграции (MIGRANT), уделя­ющий особое внимание защите трудящихся-мигрантов в целом; Программа содействия гендерному равенству Сектора занятости, которая сейчас включена в подразделение политики в области занятости, занимающаяся гендерной тематикой в сфере миграции и торговли людь­ми; Программа социального финансирования, обеспечивающая апробирование механизмов микрофинансирования, ориентированных на искоренение долговой кабалы; Бюро по дея­тельности работников и Бюро по деятельности работодателей, занимающиеся вопросами, свя­занными с ролью социальных партнеров МОТ в сфере содействия трудовым нормам и пра­вам; и Департамент международных трудовых норм, традиционно отвечающий за выполнение контрольных функций в отношении принуди­тельного труда и других соответствующих кон­венций[*].

Действия МОТ против принудительного труда в период после 2001 года

За рассматриваемый период вопрос, каса­ющийся принудительного труда, приобрел зна­чительно большую международную прозрач­ность и резонанс. Одной из причин этого было глобальное движение против торговли людь­ми, в котором видную роль играет МОТ. Сдви­ги, происходящие в дискуссиях, посвященных проблемам торговли людьми и выражающиеся в том, что все больший упор делается на тру­довых аспектах этой проблемы, означал, что в настоящее  время  МОТ  признается  важным партнером  большинством международных и региональных    организаций,    занимающихся проблемами торговли людьми.

По более широкомасштабным проблемам принудительного труда МОТ сегодня проводит значительное и все возрастающее число меро­приятий и проектов в различных уголках мира. Ряд весьма многообещающих инициатив пред­принимается в партнерстве с национальными правительствами и социальными партнерами, благодаря чему приумножаются ценные моде­ли и извлекаются новые уроки на будущее.

Бюро проявляло активность на различных региональных форумах. Оно отчиталось за свою работу на специальном заседании, посвя­щенном принудительному труду, в июне 2004 года на сессии Рабочей группы ООН по совре­менным формам рабства. В Европе представи­тели МОТ выступали на совещаниях Органи­зации по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (ОБСЕ), Целевой группы Пакта стабиль­ности по торговле людьми, Европейской груп­пы экспертов по проблемам торговли людьми, а также на ежегодном совещании экспертов ЕВРОПОЛа по вопросам торговли людьми. МОТ внесла свой вклад в подготовку проекта новой Европейской конвенции против торгов­ли людьми под эгидой Совета Европы. Она яв­ляется партнером Иссык-Кульского диалога по проблемам миграции (в том числе по вопросам торговли людьми и их тайному/незаконному вопросам принудительного труда: Конвенция (пересмот­ренная) 1949 года о трудящихся-мигрантах (97), Конвен­ция 1975 года о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения) (143) и Конвенция 1997 года о частных агент­ствах занятости (181).

МОТ сформировала ряд национальных координационных групп по проблемам торгов­ли людьми и сыграла видную роль в создании регионального координационного форума, приданного секретариату Ассоциации регио­нального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК).

В  рассматриваемый период  определен­ный интерес к проблемам принудительного труда проявляли и многосторонние банки раз­вития, которые рассчитывали на сотрудничест­во с МОТ по данной проблеме. К примеру, в 2003  году Департамент региона Южной Азии по  вопросам  экологического  и  социального развития Всемирного банка предпринимал ме­ры по разработке оперативной стратегии про­тив кабального труда и обращался к МОТ за содействием. Азиатский банк развития, строя свою работу с учетом предыдущих мероприя­тий, проведенных совместно с МОТ по вклю­чению некоторых дополнительных трудовых норм в свою кредитную стратегию, приступил к рассмотрению проблем, связанных с прину­дительным трудом. Европейский банк рекон­струкции и развития (ЕБРР) провел в течение 2004 года ряд консультаций с МОТ в процессе подготовки внутренних директив по вопросу о включении гарантий в отношении всех осно­вополагающих трудовых норм в свои кредит­ные программы; особый интерес был проявлен к масштабам торговли людьми в некоторых странах, являющихся заемщиками ЕБРР.

Предпринимаются масштабные внутрен­ние меры по усилению сотрудничества и обме­ну информацией в рамках МОТ по вопросам, связанным с принудительным трудом. Напри­мер, регулярно проводятся заседания неофици­альной Рабочей группы по вопросам торговли людьми, в ходе которых координируются уси­лия, направленные на борьбу с торговлей лю­дьми. Стали проводиться совместные проекты, при этом особые усилия прилагаются к тому, чтобы привлечь к этому процессу организации работодателей и работников. Одним из таких примеров является проведение нового проекта по борьбе с торговлей людьми и эффективно­сти усилий по искоренению принудительного труда в Таджикистане, Узбекистане и Россий­ской Федерации.

МОТ содействовала многим государствам в их попытках пресечь практику принудитель­ного труда. В глобальных масштабах более чем в 50 государствах проводятся многочисленные проекты, направленные на борьбу с торговлей людьми. Другие важные текущие проекты на­правлены на борьбу с системами найма, пост­роенными на злоупотреблениях в странах Ла­тинской Америки, и с кабальным трудом в странах Южной Азии. Эти мероприятия более подробно рассматриваются ниже.

Основными компонентами комплексного подхода к проблемам борьбы с принудитель­ным трудом в том виде, в каком он был раз­работан и осуществляется СПД-ПТ и другими подразделениями МБТ, являются:

 обзоры, обследования и прикладные иссле­дования, проводимые в целях того, чтобы понять характер и масштабы принудитель­ного труда, а также отличительные черты уязвимых групп населения и жертв прину­дительного труда;

 распространение знаний, достижение кон­сенсуса и просветительские мероприятия, направленные на то, чтобы привлечь вни­мание общественности к проблемам при­нудительного труда и добиться политичес­кой воли к тому, чтобы положить ему конец;

 проведение консультаций по соответству­ющим законодательным актам, правовым основам и возможным санкциям, направ­ленным на борьбу с принудительным тру­дом, а также по вспомогательным полити­ческим основам;

 укрепление институционального потенциа­ла правительств, организаций работодате­лей и работников и других основных заин­тересованных сторон по борьбе с принуди­тельным трудом;

 проведение проектов целенаправленных действий на местах в целях предотвраще­ния и выявления случаев принудительного труда, освобождения, реабилитации и ока­зания поддержки его жертвам, а также раз­работки, апробирования и документально­го учета инструментария и примеров пере­довой практики для их более широкого тиражирования.

Хотя все эти компоненты рассматривают­ся и анализируются ниже по отдельности, на практике они взаимозависимы.

 

Справка. МОТ и торговля людьми

Торговля людьми имеет как международные, так и национальные отличительные черты. Женщины, дети и мужчины могут стать ее жертвами внутри государственных границ, а также тайно вывозиться за пределы нацио­нального государства. Торговля людьми является также, возможно, наиболее вопиющим проявлением обществен­ного банкротства и несостоятельности рынка труда, которые проявляются в контексте современного процесса гло­бализации. Прилагая усилия к тому, чтобы разобраться в социальных аспектах глобализации, МОТ сконцентриро­вала свое внимание на взаимосвязях между принудительным трудом, детским трудом, незаконной миграцией и торговлей людьми. Особый упор Организация делает на трудовых аспектах торговли людьми, и в этой области она является наиболее компетентным учреждением, поскольку на сегодняшний день многие правительства, средства массовой информации и общественность уделяют этому измерению недостаточно внимания. МОТ осуществляет свой мандат, ведя борьбу с торговлей людьми, опираясь на широкий круг соответствующих конвенций: особенно тех из них, которые посвящены принудительному и детскому труду и вопросам защиты трудящихся-мигрантов; при этом Организация имеет в своем распоряжении множество других актов, касающихся, помимо прочего, равенства прав, инспекции труда, служб занятости и политики в области занятости. И независимо от того, в каких целях осу­ществляется торговля людьми - трудовой или сексуальной эксплуатации, МОТ прилагает усилия к тому, чтобы за­действовать самих работников и трудовые институты, привлекая их к широкомасштабным действиям против этого зла.

Что наиболее важно, МОТ отводится видная роль во всех мероприятиях, которые необходимы для проведе­ния эффективной стратегии борьбы с торговлей людьми. В большинстве национальных и международных планов действий, направленных на борьбу с торговлей людьми, учитывается широкий спектр различных мер, часть из которых затрагивает сферу надзора за правоприменением, а другие касаются прав человека и защиты жертв. Кро­ме того, проводятся мероприятия по информированию, сбору данных, профилактике, выявлению и защите жертв, правоприменению, а также репатриации и реабилитации жертв.

Многие учреждения системы Организации Объединенных Наций наделены мандатом, включающим тот или иной из этих аспектов. Вполне очевидно, что МОТ имеет широкий мандат и обладает достаточной компетенцией по всем этим вопросам. Более того, ее сети организаций работодателей и работников (многие из которых обладают региональной и международной структурой) обеспечивают их, наряду с правительствами, инструментарием, необ­ходимым для решения проблем торговли людьми на протяжении всего цикла - от страны происхождения до стра­ны транзита и конечного назначения. Все шире в политических заявлениях и декларациях звучат призывы к все­объемлющим и комплексным действиям подобного характера. МОТ является организацией, наиболее готовой эф­фективно решать эти задачи.

 

Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов

Электронная версия на сайте автора

www.zerkalov.org.ua

 

 

 

    

 

Торговля людьми и трудящиеся мигранты из Украины[*]

 

Общие положения

Жертвы принудительного труда и торговли людьми  наиболее часто спасались от принудительного труда бег­ством или в ходе рейдов полиции, – еще одно свидетельство широкого спектра проявлений принуди­тельного труда, на самом негативном полюсе которого находятся субъекты торговли людьми. Они сталкиваются с самым жестоким принуждением к труду и находятся под наиболее жестким контролем торговцев людьми/работодателей.

Связь между торговлей людь­ми и преступностью может проявляться двояко, но эти проявления могут быть взаимосвязаны. Прежде всего, она может отражать общепризнанную связь между торговлей людьми и организованной пре­ступностью. Однако она также может отражать законодательное регулирование статуса жертв торгов­ли людьми в стране въезда и деятельность правоохранительных органов по исполнению закона. Дея­тельность полиции по борьбе с торговлей людьми часто направлена на спасение женщин, ставших жер­твами торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации и извлечения прибыли. Поэтому рейды полиции могут быть нацелены на объекты секс-индустрии, при этом не обращается внимание на тех, кто стал жертвой принудительного труда в других сферах занятости.

Информация о работе Принудительный труд