Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
Вызывает беспокойство то, что жертвы – субъекты торговли людьми, обнаруженные в ходе полицейских рейдов, как правило, были арестованы и депортированы и лишь немногие были направлены в организации по оказанию помощи. Причиной было и то, что полиция считала арестованных не жертвами принудительного труда и торговли людьми, а нелегальными мигрантами. В других случаях арестованные были признаны жертвами принудительного труда и торговли людьми, однако не получили надлежащей помощи со стороны органов власти принимающей страны. В первом случае полиции надлежало быть соответствующим образом подготовленной, чтобы отличать жертвы торговли людьми от других категорий. Второй сценарий событий указывает на серьезные недостатки в работе органов власти принимающей страны в сфере защиты жертв принудительного труда.
Самая важная причина, по которой успешные мигранты и жертвы принудительного труда, не подвергшиеся торговле людьми, решают оставить работу за границей, – их собственное решение избавиться от принудительного труда. И все же для успешных мигрантов этот мотив имел большее значение. Этот же мотив играл важную роль для жертв принудительного труда и торговли людьми. Данные результаты кажутся противоречивыми, учитывая критерии принудительного труда, а также распространенные в ситуациях принудительного труда случаи ограничения свободы передвижения.
Однако тот факт, что жертвы принудительного труда, связанного и не связанного с торговлей людьми, действительно спасаются от принудительного труда по собственной воле, означает рассмотрение принуждения к труду как процесса, а не неизменного положения. По мере того как мигранты поддаются принуждению и все реже задумываются о достойных альтернативах принудительному труду, торговец работодатель приобретает все больший контроль над ними. Этот процесс можно сравнить с постоянно сужающимся лабиринтом. У мигранта есть возможности спастись от принудительного труда и они могут решить ими воспользоваться, однако по мере ужесточения принуждения число этих возможностей постепенно сокращается. По существу, несмотря на сокращение возможностей избавления от принудительного труда с течением времени, у субъекта принудительного труда, решившего оставить работу, остается определенный шанс осуществить желаемое. И тут на первый план выходят конкретные обстоятельства и личные качества.
Важно обратить внимание на недостаточную осведомленность опрошенных в целом о возможности получения помощи, а также их боязнь обратиться за помощью в органы власти. Жертвы принудительного труда, как и успешные мигранты, опасались ареста и депортации, что неудивительно, учитывая, что многие жертвы принудительного труда, обнаруженные в результате рейдов полиции, были арестованы и депортированы. Кроме того, многие считают полицию коррумпированной, что не способствует доверию к системе правоохранительных органов принимающей страны. Недостаточные масштабы распространения информации в сочетании со страхом перед органами власти приводят к возникновению угрожающего многообразия факторов уязвимости мигрантов перед принудительным трудом.
В то же время респонденты сообщили, что в ходе работы нуждались в помощи в трех основных областях. В первую очередь речь шла об улучшении условий труда и возвращении заработка, не выплаченного работодателем или посредником. Во-вторых, опрошенные нуждались в совете по поводу урегулирования иммиграционного статуса. Наконец, опрошенные, главным образом жертвы принудительного труда, искали поддержки для того, чтобы организовать побег или оставить рабочее место. Жертвы принудительного труда, связанного и не связанного с торговлей людьми, чаще нуждались в помощи, чем успешные мигранты.
Учитывая недостаточную осведомленность мигрантов о возможности получения помощи и объективную потребность жертв принудительного труда в поддержке, важно обратить особое внимание на ответы респондентов на вопросы, касающиеся эффективных источников информации. Местные неправительственные и мигрантские организации, по мнению опрошенных, обладают наибольшим потенциалом, чтобы стать эффективными источниками информации.
Меры борьбы с торговлей людьми
В последние годы Украина предприняла много конструктивных инициатив и много сделала для противодействия торговле людьми. В феврале 2004 г. страна ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и Палермские протоколы о торговле людьми и незаконном ввозе мигрантов. Кроме того, в марте 2004 г. Украина подписала и в настоящее время готовится ратифицировать Европейскую конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977 г.). Правительство Украины планирует более детально изучить возможность ратификации конвенций МОТ № 97, №143, №179 и № 171. Конвенция МОТ №29 о принудительном труде (1930 г.) и Конвенция №182 о наихудших формах детского труда (1999 г.) были уже ратифицированы в 1956 и 2000 году соответственно. В дополнение к ратификации конвенций, правительство также разработало базовый инструмент, касающийся борьбы с торговлей людьми, – Комплексную программу борьбы с торговлей людьми на 2002-2005 гг., принятую Советом министров 5 июня 2002 г. Программа состоит из трех частей, каждая из которых содержит набор мер, направленных на предотвращение торговли людьми, уголовное преследование торговцев людьми, а также на защиту и реинтеграцию жертв.
Координация выполнения программы возложена на Межведомственный координационный совет по противодействию торговле людьми, учрежденный 25 декабря 2002 г. по решению Совета министров. Кроме того, программа предусматривает создание постоянных региональных комиссий по координации и обмену информацией о предотвращении торговли людьми.
В то же время различные правительственные и неправительственные организации выражают озабоченность в связи с недостаточной активностью и эффективностью работы Межведомственного координационного совета по осуществлению Комплексной программы.
Предотвращение торговли людьми
Поскольку безработица является основным фактором выталкивания для мигрантов, необходима эффективная стратегия занятости – ключевой элемент предотвращения торговли людьми. Основные принципы государственной стратегии занятости Украины включают в себя, в том числе, обеспечение равных возможностей для всех; продвижение эффективной занятости; профилактику безработицы; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; сотрудничество с профсоюзами и объединениями работодателей в развитии, осуществлении и контроле над развитием занятости; а также международное сотрудничество, включая вопросы, связанные с работой украинских граждан за рубежом и иностранцев в Украине.
Государственная программа занятости на 2001-2004 гг. включает ряд положений, связанных с международной трудовой миграцией, в частности:
подписание межгосударственных и межправительственных соглашений по вопросам занятости и социальной защиты;
сотрудничество в рамках СНГ в сфере трудовой миграции и социальной защиты трудовых мигрантов и членов их семей;
сотрудничество с Российской Федерацией и другими соседними странами в деле совместного регулирования трудовых процессов;
более жесткое осуществление законодательства в части, касающейся частных агентств занятости.
Комплексная программа борьбы с торговлей людьми на 2002-2005 гг. также включает положения, связанные с развитием занятости и малых предприятий, что соответствует приоритетным направлениям Государственной программы занятости. Кроме того, в Программе по регулированию миграционных процессов на 2003-2005 гг. предусмотрены следующие мероприятия:
разработка проекта закона, регулирующего деятельность частных агентств занятости и предусматривающего более строгий контроль за ней;
совершенствование законодательства по туризму с тем, чтобы исключить возможность для туристических агентств осуществлять рекрутинг и посреднические услуги;
подготовка к ратификации Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977 г.);
завершение подготовки к ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1999 г.;
дальнейшее изучение возможности ратификации следующих конвенций МОТ.
Конвенция (пересмотренная) 1949 г. о трудящихся-мигрантах (№ 97), Конвенция 1975 г. о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения) (№ 143), Конвенция 1996 г. о найме и трудоустройстве моряков (№ 179) и Конвенция 1997 г. о частных агентствах занятости (№181);
заключение дополнительных международных соглашений в области социальной защиты и занятости граждан Украины за рубежом, а также контроль над осуществлением этих соглашений;
изучение и оценка возможности создания базы данных, содержащей информацию о гражданах Украины, работающих за рубежом;
разработка информационной системы по правам украинских мигрантов за рубежом.
Таким образом, действующее законодательство в достаточной мере устанавливает связь между действиями на рынке труда, миграцией и борьбой с торговлей людьми. В то же время в трудовой правоприменительной практике недостаточный упор делается на борьбу с торговлей людьми. Кроме того, действующие двусторонние соглашения в сфере труда не охватывают основные страны назначения, а власти не чувствуют своего политического влияния для того, чтобы заключить дополнительные соглашения на надлежащих условиях. Наконец, предпринимаемые на рынке труда действия не включают в себя обеспечение потенциальных мигрантов информацией по вопросам, связанным с миграцией и торговлей людьми. Информации недостаточно даже при наличии организованных неправительственными организациями «горячих» информационных линий для потенциальных мигрантов.
Правоприменительная практика
В Уголовный кодекс в 1998 г. было включено положение, касающееся торговли людьми. Новая редакция Уголовного кодекса 2001 г. содержит следующее определение торговли людьми:
Продажа, другая форма передачи за плату человека, а также заключение любого другого вида незаконной сделки против человека, которая может быть связана с легальной или нелегальной перевозкой данного лица через государственную границу Украины с его/ее согласия или без его/ее согласия, для последующей продажи или другой формы передачи другому лицу (лицам) с целью сексуальной эксплуатации, использования в порноиндустрии, вовлечения в преступную деятельность, вовлечения в долговую кабалу,усыновления с коммерческими целями, использования в вооруженных конфликтах, трудовой эксплуатации.
С момента вступления в силу данного положения в октябре 2003 г. в Украине были начаты, расследованы или в настоящее время расследуются 530 уголовных дел. Однако количество приговоров по-прежнему остается на низком уровне. Кроме того, несмотря на контроль над деятельностью частных агентств занятости, все еще остается много возможностей для нарушения закона. На вид экономической деятельности, определяемый как «посреднические услуги в трудоустройстве за рубежом», Министерство труда и социальной политики Украины выдает лицензию в соответствии с Законом о лицензировании некоторых видов коммерческой деятельности, решением Совета министров об утверждении списка органов лицензирования, а также в соответствии с совместным указом Министерства труда и социальной политики Украины и Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Инспекция имеющих лицензию агентств, занимающихся посреднической деятельностью в трудоустройстве за рубежом, проводится один раз в год. Дополнительная проверка может быть организована в случае, если в орган, выдавший лицензию (Министерство труда и социальной политики), будет направлена жалоба.
Инспекции проводят представители местных отделений Государственной службы занятости, которые затем представляют отчет в Министерство труда и социальной политики. На основании этих материалов Комиссия по лицензированию Министерства труда рассматривает дело и принимает решение по вопросу о предполагаемых нарушениях. Если нарушение незначительное, агентству, как правило, предписывается его устранить. Если нарушения повторяются, Комиссия по лицензированию отзывает лицензию. Если учесть, что под «крышей» работает множество полулегальных или нелегальных частных агентств трудоустройства, называющих себя, например, брачными агентствами, то вышеописанная процедура, скорее всего, будет недостаточно эффективной для того, чтобы защитить трудящихся-мигрантов от торговли людьми и других проявлений аспектов миграции, связанных с принудительным трудом. Кроме того, контроль над деятельностью частных агентств занятости, точно так же, как уголовное преследование торговцев людьми, сталкивается с рядом проблем. В первую очередь, отсутствуют не только ресурсы, но и эффективная координация между полицией и инспекторами труда. В результате практически нет обмена информацией. Недостаточно координируется работа правоохранительных органов и посольств стран назначения, которые выдают визы украинцам, желающим выехать за границу. При этом имеющаяся у этих органов информация не используется в полной мере.
Помощь жертвам торговли людьми
Сети неправительственных организаций в Украине активно действуют в сфере борьбы с торговлей людьми. Как правило, они получают финансовую поддержку от различных международных организаций (ОБСЕ, MOM и ПРООН). НПО организовали несколько «горячих линий», в том числе бесплатную общенациональную «горячую линию» организации «Ла Страда», с помощью которых оказывается содействие как потенциальным мигрантам, так и жертвам торговли людьми.
В Украине действует реабилитационный центр MOM, где перед возвращением домой или переездом в новый дом живут жертвы торговли людьми. Центр предоставляет различные услуги, в том числе медицинскую и психологическую помощь, юридические консультации и т. д. Кроме того, в соответствии с решением Совета министров о статусе организаций, занимающихся реабилитацией жертв торговли людьми, организуются центры, которые финансируются из региональных и местных бюджетов. Министерство по делам семьи, детей и молодежи (бывший Государственный комитет по делам семьи и молодежи) является национальным координирующим органом, осуществляющим руководство работы центров. В настоящее время планируется открыть пять таких центров на территории Украины.
Государственная служба занятости не выделяет жертв торговли людьми в отдельную категорию. Объясняется это главным образом тем, что большинство жертв не желают рассказывать о своем прошлом, многие из них не доверяют властям. И все же государственная служба занятости предоставляет безработным широкий спектр услуг. Речь идет о профессиональной ориентации, поиске работы, профессиональном обучении и т. д. В Украине служба также обеспечивает возможности для открытия собственного бизнеса, предоставляя единовременную выплату всей суммы пособий в качестве стартового капитала.