Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

Установлено, что в Европе Албания, Рес­публика Молдова, Румыния и Украина являют­ся важными странами происхождения жертв торговли людьми. Все четыре страны имеют сравнительно высокую долю населения, живу­щего ниже международного уровня бедности. По информации из базы данных МОТ по воп­росам торговли людьми, основанной на опросе 644 возвратившихся домой мигрантов из стран Восточной и Юго-Восточной Европы, жертва­ми торговли людьми чаще (51%) становятся бедные люди по сравнению с успешными миг­рантами, живущими в том же районе (27%).

Страны с большим количеством населения, жи­вущего за чертой бедности, имеют более зна­чительную долю жертв торговли людьми, чем другие страны. Это также подтверждается дан­ными, полученными Бюро ООН по борьбе с наркотиками и организованной преступнос­тью (ЮНОДК) в отношении глобальных мас­штабов торговли людьми. По информации из базы данных ЮНОДК, основные страны про­исхождения находятся в менее развитых реги­онах мира, таких как Африка, Азия и СНГ, в то время  как промышленно развитые страны являются конечным пунктом назначения для большинства жертв торговли людьми[¨].

Другой опрос 151 возможного и действи­тельного трудящегося-мигранта из Таджикис­тана показал, что большинство респондентов и членов их семей жили ниже уровня бедности (измеряемой в показателях месячного дохода на душу населения и стоимости корзины базо­вых  «потребительских товаров»  в  64  долл.

По сообщениям социальных работников, особенно сильное давление оказывается на де­вушек, которым необходимы деньги для подго­товки к замужеству, а также на женщин дето­родного возраста, считающих, что условия в родительском доме являются слишком плохи­ми для того, чтобы там находиться. Они пере­езжают в городские районы для того, чтобы заниматься переноской грузов на голове, и зачастую подвергаются трудовой и сексуаль­ной эксплуатации. По данным обзора 35 иссле­дований относительно торговли людьми в Ни­герии, жертвы, как правило, имеют низкий со­циально-экономический статус. Многие из них происходят из больших семей и бросили шко­лу из-за финансовых трудностей. Многие де­вушки имеют профессиональную подготовку, но не могут создать свое небольшое дело из-за отсутствия оборотного капитала. В прове­денном при поддержке ЮНИСЕФ исследова­нии относительно торговли детьми в 11 штатах на юге Нигерии делается вывод о том, что тор­говля людьми распространена там, где бедность носит эндемический характер.

В Азии результаты исследования МОТ, проведенного в регионе Большого Меконга, также свидетельствуют о наличии тесной связи между стремлением мигрировать из сельских районов и незащищенностью от торговли людьми. Некоторые жертвы, как мужчины, так и женщины, фактически продаются торговцам родственниками или «друзьями», однако боль­шинство становятся жертвами торговли людь­ми в период добровольной, но плохо подготов­ленной и осуществляемой при отсутствии ин­формации миграции. Многих детей и молодых женщин, зачастую наивных и малообразован­ных, склоняют к тому, чтобы покинуть свои родные места в поисках работы. Хотя некото­рые из них просто ищут приключений в боль­ших городах и стремятся начать новую жизнь, многие пытаются вырваться из оков нищеты.

Дискриминация – одна из коренных причин торговли людьми

Дискриминация по признаку пола или эт­нического происхождения также является важ­ным определяющим фактором, лежащим в ос­нове торговли людьми. Исследование МОТ подтвердило широко распространенное мнение о том, что большинство жертв торговли людь­ми составляют женщины. Результаты исследо­вания, проведенного среди возвращающихся домой мигрантов из стран Восточной и Юго-Восточной Европы, показали, что большинство успешных мигрантов составляют мужчины, а на женщин приходится 58% жертв принуди­тельного труда. Однако доля муж­чин среди жертв принудительного труда также высока. Как мужчины, так и женщины — жерт­вы торговли людьми — указали, что долговая кабала не позволяла им покинуть работу. Од­нако больше женщин, чем мужчин упомянули о случаях насилия или угроз применения наси­лия в отношении их семей в качестве основной причины, препятствующей их уходу, в то вре­мя как мужчины были в большей степени обес­покоены тем, что на них донесут властям. Су­ществующее положение в области применения принудительного труда, по-видимому, являет­ся более опасным для женщин, чем для муж­чин.

Женщины более уязвимы, поскольку до миграции их жилищные условия и питание, как правило, намного хуже, чем у мужчин. В очень бедных семьях молодым женщинам и де­вушкам зачастую предначертано улучшать по­ложение семьи: их направляют на работу за границу или продают непосредственно торгов­цам людьми. Кроме того, мужчинам легче най­ти работу за границей, чем женщинам. Женщи­ны, зачастую не обладая достоверной инфор­мацией, в большей степени, чем мужчины, пользуются  услугами  посредников,  которые могут вполне оказаться торговцами людьми. В рамках более широких мер в области миграции они также могут подвергаться дискриминации в том смысле, что двусторонние миграционные соглашения, за исключением соглашений о ра­ботниках на дому из стран Азии, как правило, охватывают «мужские» профессии.

Связанные   с   гендерными   признаками культурные традиции могут также повышать уязвимость женщин в связи с торговлей людь­ми. Например, некоторые культурные тради­ции в республиках Центральной Азии, такие как устраиваемые родителями или принуди­тельные браки молодых женщин и девушек, способствуют росту объема торговли людьми в целях  сексуальной  эксплуатации.   Женщины могут  быть   также  частью   сетей  торговцев людьми, выдавая себя за друзей или выполняя функции содержательниц притонов, которые заманивают других женщин в ловушки прину­дительной сексуальной эксплуатации за грани­цей. По данным исследования о торговле ниге­рийскими женщинами в Италии, когда они прибывают в страну, им заявляют о том, что они должны 50.000-60.000 евро организаторам их поездки. Хотя говорят, что большинство из них заранее знают о том, какой вид работы их ожидает, они, как правило, не имеют представ­ления о реальных условиях и ограничениях, налагаемых на их свободу передвижения. О возмездии сверхъестественных сил упоминает­ся в качестве угрозы в отношении женщин, ко­торые не выполняют приказы и не возвращают свои мнимые долги; с этой целью всех соответ­ствующих женщин и девушек заставляют при­нимать участие в религиозной церемонии пе­ред отъездом из Нигерии. К угрозам прибегают как в общинах происхождения, так и в общинах назначения.

Необходимо провести больше исследова­ний для того, чтобы лучше понять связи, суще­ствующие между дискриминацией, основанной на этническом или национальном происхожде­нии, и торговлей людьми. Практика принуди­тельной эксплуатации, которой подвергаются трудящиеся-мигранты в  странах назначения, показывает, как этнические или расовые сте­реотипы могут усугублять уязвимое положе­ние в основном нелегальных трудящихся-миг­рантов. Однако зачастую принудительный труд является частью «этнической коммерчес­кой» структуры. Патриархальные отношения в рамках общины помогают держать работника в повиновении. В Венгрии было установлено, что цыгане из Румынии работали на предпри­нимателя-цыгана в Венгрии в условиях прину­дительного труда. Цыганская неправительст­венная организация сообщила властям об этой практике, попросив их при этом обратить вни­мание на коренные причины, по которым цы­гане становятся жертвами сетей организаций, занимающихся контрабандной перевозкой лю­дей или торговлей ими.

Принудительный труд как результат внутренней миграции и торговли людьми

Принудительный труд может также быть результатом внутренней миграции. В некото­рых зарегистрированных случаях жертвы, мно­гие из которых были детьми, сначала были проданы внутри страны до своего направления за границу.  Примеры можно  обнаружить в странах с переходной экономикой Централь­ной Азии, где к коренным причинам относятся бедность и плохие условия жизни в родных местах, закрытие предприятий и отсутствие возможностей для получения доходов. В то время, как мужчины уезжают в соседние стра­ны, женщины предпочитают  мигрировать внутри страны. В Узбекистане они работают в качестве поденщиц. Они особенно уязвимы к эксплуатации и негуманному обращению, включая принудительный труд. Они не могут зарегистрироваться в городах из-за того, что по-прежнему  существует  система  прописки, унаследованная с советских времен, что созда­ет высокие барьеры на пути внутренней мигра­ции. Они не могут заявить о своих правах, и их часто  обманывают при  выплате  заработной платы, а в некоторых случаях они подвергают­ся жестокому насилию со стороны работода­теля. В Узбекистане имеются зарегистрирован­ные случаи похищения женщин-паденщиц, которых принуждали работать бесплатно или насиловали.

Можно привести другой пример, на этот раз из Африки, где сезонная миграция является нормой в подверженных засухе районах север­ной Ганы. Молодые женщины и девушки-под­ростки, хотя они свободно приезжают на рын­ки Кумаси и Аккры для того, чтобы работать носильщиками, зачастую отдают свой зарабо­ток и предоставляют сексуальные услуги вла­дельцам магазинов, которые предлагают им место для ночлега. Возвращающиеся домой мигранты, особенно если они беременны, мо­гут столкнуться с трудностями в процессе их реинтеграции в жизнь своих родных общин.

Связь между обеспечением применения законодательства и защитой жертв

Несмотря на значительный прогресс, дос­тигнутый в области принятия нового законода­тельства о борьбе с торговлей людьми и прину­дительным трудом, применение такого законо­дательства во многих странах еще остается не­эффективным. Несмотря на успешно проведен­ные расследования и совершенствование про­цесса идентификации жертв, процент возбуж­дения уголовных дел по-прежнему является незначительным.  Особенно это  относится к торговцам людьми или работодателям, занима­ющимся принудительной эксплуатацией труда, а не сексуальной эксплуатацией в коммерчес­ких целях. Неэффективное правоприменение может быть обусловлено отсутствием механиз­мов защиты жертв, а также неосведомленнос­тью правоохранительных и судебных органов в отношении случаев применения принудитель­ного труда и торговли людьми. Власти могут опираться на противоположные толкования своих собственных законов, особенно в случае возникновения коллизии между применением иммиграционных законов (которые предусмат­ривают немедленную депортацию нелегальных трудящихся-мигрантов) и законов в отношении защиты прав человека и трудовых прав, вклю­чая основные права жертв торговли людьми. Наконец, во многих странах основным препят­ствием на пути эффективного обеспечения применения законодательства является корруп­ция.

Исследование МОТ о мигрантах из стран Восточной и Юго-Восточной Европы (опрос 644 мигрантов из Албании, Республики Молдовы, Румынии и Украины), возвра­щающихся домой, показало, что из общего числа жертв принудительного труда, с которыми были проведены собеседования, 52% смогли бросить работу за счет побега, ос­вобождения в результате рейдов полиции или после выплаты долгов. То, что некоторые из них (19% против 62% успешных мигрантов) прекратили ситуацию принудительного труда по своей собственной воле, потому что они «решили уйти», свидетельствует об определен­ной силе этих жертв. Тем не менее при этом им грозили депортация, потеря заработков или репрессии против них и членов их семей.

Жертвы при нынешних обстоятельствах неохотно сообщают полиции или инспекторам труда о случаях применения принудительного труда, поскольку они опасаются быть депор­тированными или потерять заработки, которые могли бы им причитаться. Те нелегальные тру­дящиеся-мигранты, у которых наибольшая ве­роятность   стать   жертвами   принудительного труда, как правило, вполне осведомлены о том, что они нарушили иммиграционные законы (а в некоторых странах также законы о борьбе с проституцией) и, таким образом, боятся выдать себя властям.

Правоохранительные органы, в свою очередь, недостаточно подготовлены для того,   чтобы  выявить   ситуации   возможного применения принудительного труда и начать расследование, за исключением случаев, когда они в основном опираются на показания потен­циальных жертв. Хотя многие страны предо­ставляют определенный уровень защиты иден­тифицированным жертвам торговли людьми, это осуществляется только при условии, что жертва даст соответствующие показания. В тех случаях,   когда  законодательство   в   области борьбы с торговлей людьми по-прежнему сво­дится к борьбе с сексуальной эксплуатацией, жертвы,  как правило,  вообще  не получают никакой защиты в отношении принудительной эксплуатации труда. Для того чтобы поощрить жертвы предоставлять властям информацию о случаях применения принудительного труда, государства могли бы смягчить наказания миг­рантам за нарушение иммиграционных поло­жений (что уже зачастую происходит на прак­тике); расширить сферу охвата существующих программ защиты жертв; и активизировать сот­рудничество между поставщиками услуг, пра­воохранительными органами и социальными партнерами.

В национальных законах и политике су­ществуют отличия в отношении защиты и ре­интеграции жертв торговли людьми. Нынеш­ние механизмы защиты в большинстве про-мышленно развитых стран, как правило, охва­тывают только женщин и детей, являющихся жертвами торговли людьми в целях сексуаль­ной эксплуатации. Некоторые страны, такие как Соединенные Штаты и Италия, уже внесли изменения в свое законодательство, чтобы так­же защищать жертв торговли людьми, подвер­гающихся трудовой эксплуатации и принуди­тельному труду. Все более широкое распрост­ранение получает мнение о том, что всем жерт­вам торговли людьми должен быть предостав­лен период времени для размышлений, после чего им выдается временный вид на жительст­во в том случае, если эти жертвы желают дать показания в суде. Однако в этих мерах не учи­тывается отсутствие альтернативных вариан­тов, с которым может столкнуться жертва пос­ле депортации. Итальянское законодательство, например, выходит за эти рамки, предусмат­ривая предоставление защиты независимо от рассмотрения дел в судах. Временный вид на жительство обеспечивает доступ к услугам в области здравоохранения и образования, а так­же к регулируемому в соответствии с законо­дательством рынку труда.

Необходимость принятия профилактических мер и повышения качества управления процессом миграции

Несмотря на значительные средства, нап­равляемые на борьбу с торговлей людьми в Юго-Восточной Европе, недавний анализ воз­действия принятых мер показал, что сделано весьма мало для того, чтобы не допускать по­падание мигрантов в руки торговцев людь­ми. Помимо проведения кампаний по инфор­мированию общественности, зачастую ограни­ченных вопросами продажи женщин в целях сексуальной эксплуатации, это предполагает необходимость разработки комплексных стра­тегий, которые рассматривают торговлю людь­ми как одно из последствий неэффективного управления   процессами   миграции.   Многие страны происхождения в Юго-Восточной Азии добились значительного прогресса в этом нап­равлении, и другие регионы могут воспользо­ваться их опытом.

В  Протоколе  о торговле людьми (п. 2 ст. 9) перечислены некоторые профилактичес­кие меры, которые обязаны предпринимать го­сударства-участники, такие как исследования, сбор и распространение информации, проведе­ние кампаний в СМИ и осуществление соци­ально-экономических инициатив. Необходи­мость в принятии профилактических мер также признается в ряде важных региональных про­граммных документов. В Европе, например, в Плане действий ОБСЕ предусматривается, в частности, проведение экономической и соци­альной политики, направленной на устранение коренных причин торговли людьми[*]. Группа экспертов по вопросам торговли людьми, уч­режденная Европейской комиссией, рекомен­дует проведение более целенаправленных кам­паний по информированию общественности, повышение уровня профессиональной подго­товки, применение более эффективных мето­дов административного контроля, таких как мониторинг деятельности частных агентств по найму рабочей силы, которые являются частью той среды, в которой совершаются преступле­ния, связанные с торговлей людьми.

Информация о работе Принудительный труд