Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
Установлено, что в Европе Албания, Республика Молдова, Румыния и Украина являются важными странами происхождения жертв торговли людьми. Все четыре страны имеют сравнительно высокую долю населения, живущего ниже международного уровня бедности. По информации из базы данных МОТ по вопросам торговли людьми, основанной на опросе 644 возвратившихся домой мигрантов из стран Восточной и Юго-Восточной Европы, жертвами торговли людьми чаще (51%) становятся бедные люди по сравнению с успешными мигрантами, живущими в том же районе (27%).
Страны с большим количеством населения, живущего за чертой бедности, имеют более значительную долю жертв торговли людьми, чем другие страны. Это также подтверждается данными, полученными Бюро ООН по борьбе с наркотиками и организованной преступностью (ЮНОДК) в отношении глобальных масштабов торговли людьми. По информации из базы данных ЮНОДК, основные страны происхождения находятся в менее развитых регионах мира, таких как Африка, Азия и СНГ, в то время как промышленно развитые страны являются конечным пунктом назначения для большинства жертв торговли людьми[¨].
Другой опрос 151 возможного и действительного трудящегося-мигранта из Таджикистана показал, что большинство респондентов и членов их семей жили ниже уровня бедности (измеряемой в показателях месячного дохода на душу населения и стоимости корзины базовых «потребительских товаров» в 64 долл.
По сообщениям социальных работников, особенно сильное давление оказывается на девушек, которым необходимы деньги для подготовки к замужеству, а также на женщин детородного возраста, считающих, что условия в родительском доме являются слишком плохими для того, чтобы там находиться. Они переезжают в городские районы для того, чтобы заниматься переноской грузов на голове, и зачастую подвергаются трудовой и сексуальной эксплуатации. По данным обзора 35 исследований относительно торговли людьми в Нигерии, жертвы, как правило, имеют низкий социально-экономический статус. Многие из них происходят из больших семей и бросили школу из-за финансовых трудностей. Многие девушки имеют профессиональную подготовку, но не могут создать свое небольшое дело из-за отсутствия оборотного капитала. В проведенном при поддержке ЮНИСЕФ исследовании относительно торговли детьми в 11 штатах на юге Нигерии делается вывод о том, что торговля людьми распространена там, где бедность носит эндемический характер.
В Азии результаты исследования МОТ, проведенного в регионе Большого Меконга, также свидетельствуют о наличии тесной связи между стремлением мигрировать из сельских районов и незащищенностью от торговли людьми. Некоторые жертвы, как мужчины, так и женщины, фактически продаются торговцам родственниками или «друзьями», однако большинство становятся жертвами торговли людьми в период добровольной, но плохо подготовленной и осуществляемой при отсутствии информации миграции. Многих детей и молодых женщин, зачастую наивных и малообразованных, склоняют к тому, чтобы покинуть свои родные места в поисках работы. Хотя некоторые из них просто ищут приключений в больших городах и стремятся начать новую жизнь, многие пытаются вырваться из оков нищеты.
Дискриминация – одна из коренных причин торговли людьми
Дискриминация по признаку пола или этнического происхождения также является важным определяющим фактором, лежащим в основе торговли людьми. Исследование МОТ подтвердило широко распространенное мнение о том, что большинство жертв торговли людьми составляют женщины. Результаты исследования, проведенного среди возвращающихся домой мигрантов из стран Восточной и Юго-Восточной Европы, показали, что большинство успешных мигрантов составляют мужчины, а на женщин приходится 58% жертв принудительного труда. Однако доля мужчин среди жертв принудительного труда также высока. Как мужчины, так и женщины — жертвы торговли людьми — указали, что долговая кабала не позволяла им покинуть работу. Однако больше женщин, чем мужчин упомянули о случаях насилия или угроз применения насилия в отношении их семей в качестве основной причины, препятствующей их уходу, в то время как мужчины были в большей степени обеспокоены тем, что на них донесут властям. Существующее положение в области применения принудительного труда, по-видимому, является более опасным для женщин, чем для мужчин.
Женщины более уязвимы, поскольку до миграции их жилищные условия и питание, как правило, намного хуже, чем у мужчин. В очень бедных семьях молодым женщинам и девушкам зачастую предначертано улучшать положение семьи: их направляют на работу за границу или продают непосредственно торговцам людьми. Кроме того, мужчинам легче найти работу за границей, чем женщинам. Женщины, зачастую не обладая достоверной информацией, в большей степени, чем мужчины, пользуются услугами посредников, которые могут вполне оказаться торговцами людьми. В рамках более широких мер в области миграции они также могут подвергаться дискриминации в том смысле, что двусторонние миграционные соглашения, за исключением соглашений о работниках на дому из стран Азии, как правило, охватывают «мужские» профессии.
Связанные с гендерными признаками культурные традиции могут также повышать уязвимость женщин в связи с торговлей людьми. Например, некоторые культурные традиции в республиках Центральной Азии, такие как устраиваемые родителями или принудительные браки молодых женщин и девушек, способствуют росту объема торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации. Женщины могут быть также частью сетей торговцев людьми, выдавая себя за друзей или выполняя функции содержательниц притонов, которые заманивают других женщин в ловушки принудительной сексуальной эксплуатации за границей. По данным исследования о торговле нигерийскими женщинами в Италии, когда они прибывают в страну, им заявляют о том, что они должны 50.000-60.000 евро организаторам их поездки. Хотя говорят, что большинство из них заранее знают о том, какой вид работы их ожидает, они, как правило, не имеют представления о реальных условиях и ограничениях, налагаемых на их свободу передвижения. О возмездии сверхъестественных сил упоминается в качестве угрозы в отношении женщин, которые не выполняют приказы и не возвращают свои мнимые долги; с этой целью всех соответствующих женщин и девушек заставляют принимать участие в религиозной церемонии перед отъездом из Нигерии. К угрозам прибегают как в общинах происхождения, так и в общинах назначения.
Необходимо провести больше исследований для того, чтобы лучше понять связи, существующие между дискриминацией, основанной на этническом или национальном происхождении, и торговлей людьми. Практика принудительной эксплуатации, которой подвергаются трудящиеся-мигранты в странах назначения, показывает, как этнические или расовые стереотипы могут усугублять уязвимое положение в основном нелегальных трудящихся-мигрантов. Однако зачастую принудительный труд является частью «этнической коммерческой» структуры. Патриархальные отношения в рамках общины помогают держать работника в повиновении. В Венгрии было установлено, что цыгане из Румынии работали на предпринимателя-цыгана в Венгрии в условиях принудительного труда. Цыганская неправительственная организация сообщила властям об этой практике, попросив их при этом обратить внимание на коренные причины, по которым цыгане становятся жертвами сетей организаций, занимающихся контрабандной перевозкой людей или торговлей ими.
Принудительный труд как результат внутренней миграции и торговли людьми
Принудительный труд может также быть результатом внутренней миграции. В некоторых зарегистрированных случаях жертвы, многие из которых были детьми, сначала были проданы внутри страны до своего направления за границу. Примеры можно обнаружить в странах с переходной экономикой Центральной Азии, где к коренным причинам относятся бедность и плохие условия жизни в родных местах, закрытие предприятий и отсутствие возможностей для получения доходов. В то время, как мужчины уезжают в соседние страны, женщины предпочитают мигрировать внутри страны. В Узбекистане они работают в качестве поденщиц. Они особенно уязвимы к эксплуатации и негуманному обращению, включая принудительный труд. Они не могут зарегистрироваться в городах из-за того, что по-прежнему существует система прописки, унаследованная с советских времен, что создает высокие барьеры на пути внутренней миграции. Они не могут заявить о своих правах, и их часто обманывают при выплате заработной платы, а в некоторых случаях они подвергаются жестокому насилию со стороны работодателя. В Узбекистане имеются зарегистрированные случаи похищения женщин-паденщиц, которых принуждали работать бесплатно или насиловали.
Можно привести другой пример, на этот раз из Африки, где сезонная миграция является нормой в подверженных засухе районах северной Ганы. Молодые женщины и девушки-подростки, хотя они свободно приезжают на рынки Кумаси и Аккры для того, чтобы работать носильщиками, зачастую отдают свой заработок и предоставляют сексуальные услуги владельцам магазинов, которые предлагают им место для ночлега. Возвращающиеся домой мигранты, особенно если они беременны, могут столкнуться с трудностями в процессе их реинтеграции в жизнь своих родных общин.
Связь между обеспечением применения законодательства и защитой жертв
Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в области принятия нового законодательства о борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом, применение такого законодательства во многих странах еще остается неэффективным. Несмотря на успешно проведенные расследования и совершенствование процесса идентификации жертв, процент возбуждения уголовных дел по-прежнему является незначительным. Особенно это относится к торговцам людьми или работодателям, занимающимся принудительной эксплуатацией труда, а не сексуальной эксплуатацией в коммерческих целях. Неэффективное правоприменение может быть обусловлено отсутствием механизмов защиты жертв, а также неосведомленностью правоохранительных и судебных органов в отношении случаев применения принудительного труда и торговли людьми. Власти могут опираться на противоположные толкования своих собственных законов, особенно в случае возникновения коллизии между применением иммиграционных законов (которые предусматривают немедленную депортацию нелегальных трудящихся-мигрантов) и законов в отношении защиты прав человека и трудовых прав, включая основные права жертв торговли людьми. Наконец, во многих странах основным препятствием на пути эффективного обеспечения применения законодательства является коррупция.
Исследование МОТ о мигрантах из стран Восточной и Юго-Восточной Европы (опрос 644 мигрантов из Албании, Республики Молдовы, Румынии и Украины), возвращающихся домой, показало, что из общего числа жертв принудительного труда, с которыми были проведены собеседования, 52% смогли бросить работу за счет побега, освобождения в результате рейдов полиции или после выплаты долгов. То, что некоторые из них (19% против 62% успешных мигрантов) прекратили ситуацию принудительного труда по своей собственной воле, потому что они «решили уйти», свидетельствует об определенной силе этих жертв. Тем не менее при этом им грозили депортация, потеря заработков или репрессии против них и членов их семей.
Жертвы при нынешних обстоятельствах неохотно сообщают полиции или инспекторам труда о случаях применения принудительного труда, поскольку они опасаются быть депортированными или потерять заработки, которые могли бы им причитаться. Те нелегальные трудящиеся-мигранты, у которых наибольшая вероятность стать жертвами принудительного труда, как правило, вполне осведомлены о том, что они нарушили иммиграционные законы (а в некоторых странах также законы о борьбе с проституцией) и, таким образом, боятся выдать себя властям.
Правоохранительные органы, в свою очередь, недостаточно подготовлены для того, чтобы выявить ситуации возможного применения принудительного труда и начать расследование, за исключением случаев, когда они в основном опираются на показания потенциальных жертв. Хотя многие страны предоставляют определенный уровень защиты идентифицированным жертвам торговли людьми, это осуществляется только при условии, что жертва даст соответствующие показания. В тех случаях, когда законодательство в области борьбы с торговлей людьми по-прежнему сводится к борьбе с сексуальной эксплуатацией, жертвы, как правило, вообще не получают никакой защиты в отношении принудительной эксплуатации труда. Для того чтобы поощрить жертвы предоставлять властям информацию о случаях применения принудительного труда, государства могли бы смягчить наказания мигрантам за нарушение иммиграционных положений (что уже зачастую происходит на практике); расширить сферу охвата существующих программ защиты жертв; и активизировать сотрудничество между поставщиками услуг, правоохранительными органами и социальными партнерами.
В национальных законах и политике существуют отличия в отношении защиты и реинтеграции жертв торговли людьми. Нынешние механизмы защиты в большинстве про-мышленно развитых стран, как правило, охватывают только женщин и детей, являющихся жертвами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации. Некоторые страны, такие как Соединенные Штаты и Италия, уже внесли изменения в свое законодательство, чтобы также защищать жертв торговли людьми, подвергающихся трудовой эксплуатации и принудительному труду. Все более широкое распространение получает мнение о том, что всем жертвам торговли людьми должен быть предоставлен период времени для размышлений, после чего им выдается временный вид на жительство в том случае, если эти жертвы желают дать показания в суде. Однако в этих мерах не учитывается отсутствие альтернативных вариантов, с которым может столкнуться жертва после депортации. Итальянское законодательство, например, выходит за эти рамки, предусматривая предоставление защиты независимо от рассмотрения дел в судах. Временный вид на жительство обеспечивает доступ к услугам в области здравоохранения и образования, а также к регулируемому в соответствии с законодательством рынку труда.
Необходимость принятия профилактических мер и повышения качества управления процессом миграции
Несмотря на значительные средства, направляемые на борьбу с торговлей людьми в Юго-Восточной Европе, недавний анализ воздействия принятых мер показал, что сделано весьма мало для того, чтобы не допускать попадание мигрантов в руки торговцев людьми. Помимо проведения кампаний по информированию общественности, зачастую ограниченных вопросами продажи женщин в целях сексуальной эксплуатации, это предполагает необходимость разработки комплексных стратегий, которые рассматривают торговлю людьми как одно из последствий неэффективного управления процессами миграции. Многие страны происхождения в Юго-Восточной Азии добились значительного прогресса в этом направлении, и другие регионы могут воспользоваться их опытом.
В Протоколе о торговле людьми (п. 2 ст. 9) перечислены некоторые профилактические меры, которые обязаны предпринимать государства-участники, такие как исследования, сбор и распространение информации, проведение кампаний в СМИ и осуществление социально-экономических инициатив. Необходимость в принятии профилактических мер также признается в ряде важных региональных программных документов. В Европе, например, в Плане действий ОБСЕ предусматривается, в частности, проведение экономической и социальной политики, направленной на устранение коренных причин торговли людьми[*]. Группа экспертов по вопросам торговли людьми, учрежденная Европейской комиссией, рекомендует проведение более целенаправленных кампаний по информированию общественности, повышение уровня профессиональной подготовки, применение более эффективных методов административного контроля, таких как мониторинг деятельности частных агентств по найму рабочей силы, которые являются частью той среды, в которой совершаются преступления, связанные с торговлей людьми.