Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

К сожалению, для проведения мероприятий по защите и реинтеграции вернувшихся жертв торговли людьми не хватает средств. Кроме того, координация между различными заинтересованными органи­зациями не налажена в должной степени. В борьбе с торговлей людьми недостаточно задействованы профсоюзы, значит, социальные партнеры не вовлечены в процесс в полной мере.

Общие рекомендации

В широком плане в стране необходимо улучшить социально-экономические условия, ведь в конечном итоге они представляют собой структурные факторы, стимулирующие эмиграцию. В более конкретном плане необходимо не только создавать достаточное количество рабочих мест, но и информировать о них соискателей, а также привести систему образования в соответствие с потребностями рынка труда.

Необходимо способствовать занятости и самозанятости, особенно для наиболее уязвимой группы – женщин Украины. Возможные пути решения этой задачи – содействие в поиске работы, организация обучающих программ, направленных на приобретение навыков поиска работы, создания бесплатных государственных служб занятости для людей с очень низким доходом, а также финансовая и иная госу­дарственная поддержка предпринимательской деятельности, особенно для женщин, в малом и среднем бизнесе. Кроме того, необходимо организовывать профессиональное обучение и переподготовку для безработных. Несмотря на то, что минимальный размер заработной платы уже установлен, следует обеспечить его эффективное применение. Необходимо применять принцип социального равенства в налоге на заработную плату с тем, чтобы те, чья заработная плата равна по размеру минимальной оплате труда, платили налог в меньшем объеме, чем работники с гораздо более высоким заработком.

Наконец, необходимо поощрять участие профсоюзов, организаций работодателей и неправительствен­ных организаций в национальном координационном комитете по борьбе с торговлей людьми. Все ин­ституциональные структуры должны принять участие в наращивании потенциала национальных струк­тур. Необходимо налаживать связи между различными организациями на национальном и междуна­родном уровнях при содействии международных агентств, таких, как МОТ. Рекомендуется выявить те пробелы, которые существуют в данных по торговле людьми и нерегулярной миграции. Обмен полу­ченной информацией может осуществляться посредством электронного портала, который также обес­печит связь между важными основными заинтересованными организациями и позволит наиболее эф­фективно использовать ресурсы сети. Кроме того, с помощью электронного портала возможно распро­странение передового опыта других стран в борьбе с торговлей людьми.

 

Законодательство

На правовом уровне необходимо обеспечить исполнение уже существующего законодательства. С этой целью рекомендуется создать орган, занимающийся мониторингом законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми и его исполнения. Одновременно можно учредить межминистерскую группу по борьбе с торговлей людьми и активизировать взаимодействие между основными заинтересованными органи­зациями и ведомствами на всех уровнях.

Правительству Украины следует рассмотреть возможность ратификации Конвенции МОТ 97 (пере­смотренной) 1949 г. о трудящихся-мигрантах и Конвенции № 143 1975 г. о трудящихся-мигрантах (до­полнительные положения). Кроме того, важно привлечь группу украинских экспертов к процессу разработки Европейской конвенции о противодействии торговле людьми.

Комитетам Верховной Рады Украины по правам человека, национальным меньшинствам и межна­циональным отношениям и другим комитетам Верховной Рады Украины, Совету министров, соот­ветствующим министерствам и ведомствам, Национальной Академии наук, Национальному банку, Генеральной прокуратуре, Совету министров Автономной Республики Крым и областным админис­трациям рекомендуется рассмотреть предложения, представленные уполномоченным по правам че­ловека Верховной Рады Украины, по приведению украинского законодательства в соответствие с международными стандартами в сфере защиты прав граждан Украины за рубежом (в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины №714-IV от 3 апреля 2003 г.). Кроме того, приведение законодательства в соответствие с международными стандартами требует внесения поправок в Ста­тью 149 Уголовного кодекса. Смысл поправок в том, что пересечение границы не должно быть необ­ходимым условием для определения факта торговли людьми; в том, чтобы по закону обязать вербов­щиков обеспечивать трудящихся-мигрантов письменными контрактами, предусматривающими стра­ховку и выплату компенсаций.

Для обеспечения деятельности по борьбе с торговлей людьми недостаточно ресурсов. Эту проблему можно решить путем внесения поправок в уголовное законодательство, которые утвердили бы право конфискации всех активов, которые торговцы людьми, а также работодатели жертв принудительного труда и их сообщники получили в результате нелегальной деятельности. Конфискованные активы мо­гут быть также использованы для выплаты компенсаций жертвам торговли людьми - напрямую или через специальный фонд, созданный для финансирования деятельности по борьбе с торговлей людьми и выплаты компенсаций жертвам принудительного труда.

Правоприменительная практика

Необходимо исследовать причины, по которым выносится крайне мало приговоров в отношении тор­говцев людьми, а также принять меры для улучшения ситуации в этой области. В то же время следует усилить подготовку сотрудников правоохранительных органов и инспекторов труда по вопросам торговли людьми. Кроме того, важно повысить квалификацию сотрудников неправительственных организаций и социальных работников. В процессе обучения упор следует делать на выявлении тор­говцев людьми, жертв торговли людьми и фактов торговли людьми, а также на том, как действовать в различных ситуациях.

Инспекторы труда и полиция должны более тесно сотрудничать с тем, чтобы отслеживать процесс найма работников, уделяя особое внимание деятельности рекрутинговых агентств. Однако сначала необходимо точно определить ответственность и полномочия различных правоохранительных орга­нов в деле инспектирования частных агентств по найму. Для налаживания координации усилий не­обходимо проводить регулярные консультации и обучение по вопросам найма. Чтобы все заинтере­сованные стороны имели доступ к наиболее оперативной информации, следует создать и поддержи­вать базу данных вербовщиков, работодателей и мигрантов, которой могли бы пользоваться и по­лиция, и инспекторы труда.

Необходимо улучшить координацию усилий правоохранительных органов и организаций в сфере тру­да в странах происхождения мигрантов и принимающих странах путем профессиональной подготовки, проведения консультаций и создания единых баз данных. Посольства принимающих стран должны тесно сотрудничать с правоохранительными органами и организациями в сфере миграции и найма, чтобы обеспечивать потенциальных мигрантов достоверной информацией и пресекать выдачу торгов­цам людьми виз для их жертв.

Кроме того, контроль над деятельностью частных агентств по найму должен быть расширен – от про­верки лицензированных агентств до мониторинга деятельности агентств, замаскированных под брач­ные, развлекательные, модельные и туристические. Особую роль здесь играет сотрудничество между полицией и трудовой инспекцией, поскольку законы в сфере труда и уголовное законодательство при­обретают все больше точек соприкосновения.

Управление миграцией

В процессе управления миграцией следует уделять больше внимания торговле людьми. В совершен­ствовании управления миграцией может быть использован передовой международный опыт, например практика управления миграцией на Филиппинах. Необходимо обеспечить участие в процессе членов Координационного совета, а также создать специальный координационный комитет по вопросам тор­говли женщинами. В общем плане следует способствовать подписанию межведомственных соглашений и созданию советов с участием социальных партнеров и неправительственных организаций.

Привлечение Государственной службы занятости к мониторингу деятельности по найму рабочей силы означает ее более активное участие в решении вопросов трудовой миграции. Необходимо организо­вать обучение сотрудников Государственной службы занятости для совершенствования оказываемых ею услуг (например, путем сокращения бюрократии и обеспечения большей прозрачности процедур). Это сделает использование легальных каналов менее громоздким и наиболее соответствующим нуж­дам потенциальных мигрантов. Государственная служба занятости должна усилить свое присутствие на региональном и особенно местном уровнях. Ее деятельность должна быть направлена на улучшение положения наименее обеспеченных групп населения.

Предлагается передать все вопросы, связанные с миграцией, в ведение одного нового специализиро­ванного органа, например Государственного агентства по миграции или уже существующего органа. Этот орган будет заниматься расширением и совершенствованием легальных каналов миграции, про­ведением информационных кампаний по вопросам миграции, подготовкой будущих мигрантов к ра­боте за рубежом и распределением государственного финансирования. Такой орган мог бы также уча­ствовать в мониторинге деятельности частных агентств занятости с использованием различных мето­дов – от лицензирования до саморегулирования через кодексы поведения, составление рейтингов рек-рутинговых агентств, поощрение лучших из них и составление «черных списков».

Кроме того, необходимо заключить большее число двухсторонних соглашений с основными принима­ющими странами. Чтобы обеспечить при подписании соглашений более сильную политическую пози­цию Украины, рекомендуется разработать стратегию маркетинга и продвижения украинской рабочей силы. Для достижения этих соглашений важно осуществлять сотрудничество с представителями раз­личных органов принимающих стран, в том числе с посольствами.

Помощь жертвам торговли людьми

Необходимо развивать сферу оказания помощи жертвам торговли людьми, в том числе организовать интенсивную подготовку работников в области оказания поддержки по вопросам миграции и реабили­тации мигрантов, подвергшихся торговле людьми. Следует обеспечить доступ жертв торговли людьми к профессиональному обучению, в том числе в сфере женского предпринимательства. Для этого необ­ходимо создать объединение социальных партнеров, в том числе работодателей, нацеленное на оказа­ние поддержки жертвам торговли людьми. Необходимо также активизировать деятельность атташе в сфере труда за рубежом.

Для жертв трудовой эксплуатации и насилия при вербовке на работу важно обеспечить эффективные механизмы подачи жалоб. Здесь профсоюзы могут сыграть важную роль, представляя интересы работ­ника в стране гражданства, а также защищая его права за рубежом. При содействии профсоюзов в принимающих странах у работников появится возможность получить легальным путем компенсацию. Такую деятельность может осуществлять местный профсоюз по официальному запросу профсоюза в стране происхождения мигранта.

Информационно-разъяснительная работа

Последнее, но не менее важное преобразование должно заключаться в повышении информированнос­ти по вопросам трудоустройства, миграции и работы за рубежом, а также об опасных последствиях торговли людьми и принудительного труда. Повышение информированности – наиболее эффективный способ предотвращения торговли людьми и принудительного труда, который, однако, должен исполь­зоваться в сочетании с другими стратегиями, упомянутыми выше. Эта цель может быть достигнута путем проведения кампаний в прессе, школьного образования, обучения чиновников, развития граж­данского общества и т.д.

Основными получателями информации должны стать те, кто наиболее уязвим перед угрозой торговли людьми, то есть женщины. Однако информационно-разъяснительная работа не должна ограничивать­ся кругом потенциальных мигрантов, находящихся на предмиграционной стадии. Тех мигрантов, ко­торые уже приняли решение выехать из страны, следует информировать о возможностях получения помощи за рубежом, например в офисе атташе по труду. Возвращающиеся мигранты должны быть осведомлены о той поддержке, которую они могут получить в Украине.

 

Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов

Электронная версия на сайте автора

www.zerkalov.org.ua

 

    

 

Принудительный труд  в России[*]

 

1.  Формы принудительного труда постоянно изменялись в ходе истории в зависимости от социально-экономического и политического контекста, но во все времена отношения за­висимости и принуждения были основаны на неравенстве и власти. Однако вряд ли когда-либо это неравенство осознавалось в глобаль­ном масштабе так отчетливо, как это проис­ходит сегодня. Огромная разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах, растущая поляризация ми­ра – основная движущая сила и источник противоречий современной миграции.

Миграция труда превратилась в неотъемле­мую часть мировой экономики, постоянно воспроизводящей потребность развитых на­ций в труде мигрантов. Чем жестче миграци­онные барьеры, тем больше мигрантов ока­зываются в положении нелегалов, рабочие места для которых в принимающей стране есть, а гарантий достойного труда и соблюде­ния элементарных прав человека – нет. Большинство принимающих стран, в том числе и Россия, не ратифицировали Конвен­цию ООН «О защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей» (1990 г.), что говорит о неготовности развитых стран к расширению легитимного пространства тру­довой миграции.

Одновременно с ростом мобильности растут и развиваются техники манипулирования людьми, каковыми являются торговля людь­ми и организация нелегальной миграции с целью трудовой эксплуатации мигрантов. Мигранты представляют наиболее уязвимую категорию населения для дельцов, наживаю­щихся на сделках с людьми.

2. Россия является сегодня крупным прини­мающим центром, а также страной выезда и транзита мигрантов. Действия многих факто­ров указывают на то, что Россия останется принимающей страной на долгое время.

Россия активно интегрируется в мировой экономический порядок и обслуживающий его миграционный режим. Реструктуризация российской экономики и занятости идет в русле сложившихся мировых тенденций: в низовых секторах рынка труда выкристали-зовываются участки, на которых преимуще­ственно заняты мигранты. Этот процесс пока еще в самом начале, но он приобретает все более систематический характер, что позво­ляет предположить, что через какое-то время российская экономика будет также зави­сеть от притока труда мигрантов, как сего­дня зависят от него экономики развитых стран.

Информация о работе Принудительный труд