Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
К сожалению, для проведения мероприятий по защите и реинтеграции вернувшихся жертв торговли людьми не хватает средств. Кроме того, координация между различными заинтересованными организациями не налажена в должной степени. В борьбе с торговлей людьми недостаточно задействованы профсоюзы, значит, социальные партнеры не вовлечены в процесс в полной мере.
Общие рекомендации
В широком плане в стране необходимо улучшить социально-экономические условия, ведь в конечном итоге они представляют собой структурные факторы, стимулирующие эмиграцию. В более конкретном плане необходимо не только создавать достаточное количество рабочих мест, но и информировать о них соискателей, а также привести систему образования в соответствие с потребностями рынка труда.
Необходимо способствовать занятости и самозанятости, особенно для наиболее уязвимой группы – женщин Украины. Возможные пути решения этой задачи – содействие в поиске работы, организация обучающих программ, направленных на приобретение навыков поиска работы, создания бесплатных государственных служб занятости для людей с очень низким доходом, а также финансовая и иная государственная поддержка предпринимательской деятельности, особенно для женщин, в малом и среднем бизнесе. Кроме того, необходимо организовывать профессиональное обучение и переподготовку для безработных. Несмотря на то, что минимальный размер заработной платы уже установлен, следует обеспечить его эффективное применение. Необходимо применять принцип социального равенства в налоге на заработную плату с тем, чтобы те, чья заработная плата равна по размеру минимальной оплате труда, платили налог в меньшем объеме, чем работники с гораздо более высоким заработком.
Наконец, необходимо поощрять участие профсоюзов, организаций работодателей и неправительственных организаций в национальном координационном комитете по борьбе с торговлей людьми. Все институциональные структуры должны принять участие в наращивании потенциала национальных структур. Необходимо налаживать связи между различными организациями на национальном и международном уровнях при содействии международных агентств, таких, как МОТ. Рекомендуется выявить те пробелы, которые существуют в данных по торговле людьми и нерегулярной миграции. Обмен полученной информацией может осуществляться посредством электронного портала, который также обеспечит связь между важными основными заинтересованными организациями и позволит наиболее эффективно использовать ресурсы сети. Кроме того, с помощью электронного портала возможно распространение передового опыта других стран в борьбе с торговлей людьми.
Законодательство
На правовом уровне необходимо обеспечить исполнение уже существующего законодательства. С этой целью рекомендуется создать орган, занимающийся мониторингом законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми и его исполнения. Одновременно можно учредить межминистерскую группу по борьбе с торговлей людьми и активизировать взаимодействие между основными заинтересованными организациями и ведомствами на всех уровнях.
Правительству Украины следует рассмотреть возможность ратификации Конвенции МОТ 97 (пересмотренной) 1949 г. о трудящихся-мигрантах и Конвенции № 143 1975 г. о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения). Кроме того, важно привлечь группу украинских экспертов к процессу разработки Европейской конвенции о противодействии торговле людьми.
Комитетам Верховной Рады Украины по правам человека, национальным меньшинствам и межнациональным отношениям и другим комитетам Верховной Рады Украины, Совету министров, соответствующим министерствам и ведомствам, Национальной Академии наук, Национальному банку, Генеральной прокуратуре, Совету министров Автономной Республики Крым и областным администрациям рекомендуется рассмотреть предложения, представленные уполномоченным по правам человека Верховной Рады Украины, по приведению украинского законодательства в соответствие с международными стандартами в сфере защиты прав граждан Украины за рубежом (в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины №714-IV от 3 апреля 2003 г.). Кроме того, приведение законодательства в соответствие с международными стандартами требует внесения поправок в Статью 149 Уголовного кодекса. Смысл поправок в том, что пересечение границы не должно быть необходимым условием для определения факта торговли людьми; в том, чтобы по закону обязать вербовщиков обеспечивать трудящихся-мигрантов письменными контрактами, предусматривающими страховку и выплату компенсаций.
Для обеспечения деятельности по борьбе с торговлей людьми недостаточно ресурсов. Эту проблему можно решить путем внесения поправок в уголовное законодательство, которые утвердили бы право конфискации всех активов, которые торговцы людьми, а также работодатели жертв принудительного труда и их сообщники получили в результате нелегальной деятельности. Конфискованные активы могут быть также использованы для выплаты компенсаций жертвам торговли людьми - напрямую или через специальный фонд, созданный для финансирования деятельности по борьбе с торговлей людьми и выплаты компенсаций жертвам принудительного труда.
Правоприменительная практика
Необходимо исследовать причины, по которым выносится крайне мало приговоров в отношении торговцев людьми, а также принять меры для улучшения ситуации в этой области. В то же время следует усилить подготовку сотрудников правоохранительных органов и инспекторов труда по вопросам торговли людьми. Кроме того, важно повысить квалификацию сотрудников неправительственных организаций и социальных работников. В процессе обучения упор следует делать на выявлении торговцев людьми, жертв торговли людьми и фактов торговли людьми, а также на том, как действовать в различных ситуациях.
Инспекторы труда и полиция должны более тесно сотрудничать с тем, чтобы отслеживать процесс найма работников, уделяя особое внимание деятельности рекрутинговых агентств. Однако сначала необходимо точно определить ответственность и полномочия различных правоохранительных органов в деле инспектирования частных агентств по найму. Для налаживания координации усилий необходимо проводить регулярные консультации и обучение по вопросам найма. Чтобы все заинтересованные стороны имели доступ к наиболее оперативной информации, следует создать и поддерживать базу данных вербовщиков, работодателей и мигрантов, которой могли бы пользоваться и полиция, и инспекторы труда.
Необходимо улучшить координацию усилий правоохранительных органов и организаций в сфере труда в странах происхождения мигрантов и принимающих странах путем профессиональной подготовки, проведения консультаций и создания единых баз данных. Посольства принимающих стран должны тесно сотрудничать с правоохранительными органами и организациями в сфере миграции и найма, чтобы обеспечивать потенциальных мигрантов достоверной информацией и пресекать выдачу торговцам людьми виз для их жертв.
Кроме того, контроль над деятельностью частных агентств по найму должен быть расширен – от проверки лицензированных агентств до мониторинга деятельности агентств, замаскированных под брачные, развлекательные, модельные и туристические. Особую роль здесь играет сотрудничество между полицией и трудовой инспекцией, поскольку законы в сфере труда и уголовное законодательство приобретают все больше точек соприкосновения.
Управление миграцией
В процессе управления миграцией следует уделять больше внимания торговле людьми. В совершенствовании управления миграцией может быть использован передовой международный опыт, например практика управления миграцией на Филиппинах. Необходимо обеспечить участие в процессе членов Координационного совета, а также создать специальный координационный комитет по вопросам торговли женщинами. В общем плане следует способствовать подписанию межведомственных соглашений и созданию советов с участием социальных партнеров и неправительственных организаций.
Привлечение Государственной службы занятости к мониторингу деятельности по найму рабочей силы означает ее более активное участие в решении вопросов трудовой миграции. Необходимо организовать обучение сотрудников Государственной службы занятости для совершенствования оказываемых ею услуг (например, путем сокращения бюрократии и обеспечения большей прозрачности процедур). Это сделает использование легальных каналов менее громоздким и наиболее соответствующим нуждам потенциальных мигрантов. Государственная служба занятости должна усилить свое присутствие на региональном и особенно местном уровнях. Ее деятельность должна быть направлена на улучшение положения наименее обеспеченных групп населения.
Предлагается передать все вопросы, связанные с миграцией, в ведение одного нового специализированного органа, например Государственного агентства по миграции или уже существующего органа. Этот орган будет заниматься расширением и совершенствованием легальных каналов миграции, проведением информационных кампаний по вопросам миграции, подготовкой будущих мигрантов к работе за рубежом и распределением государственного финансирования. Такой орган мог бы также участвовать в мониторинге деятельности частных агентств занятости с использованием различных методов – от лицензирования до саморегулирования через кодексы поведения, составление рейтингов рек-рутинговых агентств, поощрение лучших из них и составление «черных списков».
Кроме того, необходимо заключить большее число двухсторонних соглашений с основными принимающими странами. Чтобы обеспечить при подписании соглашений более сильную политическую позицию Украины, рекомендуется разработать стратегию маркетинга и продвижения украинской рабочей силы. Для достижения этих соглашений важно осуществлять сотрудничество с представителями различных органов принимающих стран, в том числе с посольствами.
Помощь жертвам торговли людьми
Необходимо развивать сферу оказания помощи жертвам торговли людьми, в том числе организовать интенсивную подготовку работников в области оказания поддержки по вопросам миграции и реабилитации мигрантов, подвергшихся торговле людьми. Следует обеспечить доступ жертв торговли людьми к профессиональному обучению, в том числе в сфере женского предпринимательства. Для этого необходимо создать объединение социальных партнеров, в том числе работодателей, нацеленное на оказание поддержки жертвам торговли людьми. Необходимо также активизировать деятельность атташе в сфере труда за рубежом.
Для жертв трудовой эксплуатации и насилия при вербовке на работу важно обеспечить эффективные механизмы подачи жалоб. Здесь профсоюзы могут сыграть важную роль, представляя интересы работника в стране гражданства, а также защищая его права за рубежом. При содействии профсоюзов в принимающих странах у работников появится возможность получить легальным путем компенсацию. Такую деятельность может осуществлять местный профсоюз по официальному запросу профсоюза в стране происхождения мигранта.
Информационно-разъяснительная работа
Последнее, но не менее важное преобразование должно заключаться в повышении информированности по вопросам трудоустройства, миграции и работы за рубежом, а также об опасных последствиях торговли людьми и принудительного труда. Повышение информированности – наиболее эффективный способ предотвращения торговли людьми и принудительного труда, который, однако, должен использоваться в сочетании с другими стратегиями, упомянутыми выше. Эта цель может быть достигнута путем проведения кампаний в прессе, школьного образования, обучения чиновников, развития гражданского общества и т.д.
Основными получателями информации должны стать те, кто наиболее уязвим перед угрозой торговли людьми, то есть женщины. Однако информационно-разъяснительная работа не должна ограничиваться кругом потенциальных мигрантов, находящихся на предмиграционной стадии. Тех мигрантов, которые уже приняли решение выехать из страны, следует информировать о возможностях получения помощи за рубежом, например в офисе атташе по труду. Возвращающиеся мигранты должны быть осведомлены о той поддержке, которую они могут получить в Украине.
Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов
Электронная версия на сайте автора
www.zerkalov.org.ua
Принудительный труд в России[*]
1. Формы принудительного труда постоянно изменялись в ходе истории в зависимости от социально-экономического и политического контекста, но во все времена отношения зависимости и принуждения были основаны на неравенстве и власти. Однако вряд ли когда-либо это неравенство осознавалось в глобальном масштабе так отчетливо, как это происходит сегодня. Огромная разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах, растущая поляризация мира – основная движущая сила и источник противоречий современной миграции.
Миграция труда превратилась в неотъемлемую часть мировой экономики, постоянно воспроизводящей потребность развитых наций в труде мигрантов. Чем жестче миграционные барьеры, тем больше мигрантов оказываются в положении нелегалов, рабочие места для которых в принимающей стране есть, а гарантий достойного труда и соблюдения элементарных прав человека – нет. Большинство принимающих стран, в том числе и Россия, не ратифицировали Конвенцию ООН «О защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей» (1990 г.), что говорит о неготовности развитых стран к расширению легитимного пространства трудовой миграции.
Одновременно с ростом мобильности растут и развиваются техники манипулирования людьми, каковыми являются торговля людьми и организация нелегальной миграции с целью трудовой эксплуатации мигрантов. Мигранты представляют наиболее уязвимую категорию населения для дельцов, наживающихся на сделках с людьми.
2. Россия является сегодня крупным принимающим центром, а также страной выезда и транзита мигрантов. Действия многих факторов указывают на то, что Россия останется принимающей страной на долгое время.
Россия активно интегрируется в мировой экономический порядок и обслуживающий его миграционный режим. Реструктуризация российской экономики и занятости идет в русле сложившихся мировых тенденций: в низовых секторах рынка труда выкристали-зовываются участки, на которых преимущественно заняты мигранты. Этот процесс пока еще в самом начале, но он приобретает все более систематический характер, что позволяет предположить, что через какое-то время российская экономика будет также зависеть от притока труда мигрантов, как сегодня зависят от него экономики развитых стран.