Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

8. Рекомендации в области совершенствова­ния Федерального законодательства:

(1) Разработка четкого понятийного аппарата и введение его в законодательную базу. В статью 4 Трудового кодекса РФ необходимо ввести развернутое определение принуди­тельного труда, а также дополнения,направ­ленные на более четкое определение призна­ков принудительного труда, как то «отсутст­вие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения определенной работы» и «труд под угрозой наказания», то есть наличие элементов физического или психологического насилия со стороны рабо­тодателя, посредника и т.п.

(2) Разработка системы норм о действенном запрещении всех форм принудительного или обязательного труда, включая:

а) процедуры выявления и расследования случаев принудительного труда;

б) создание механизмов защиты в случае принудительного труда (в статью 4 ТК РФ це­лесообразно включить положения, что лицо, считающее, что оно подверглось принуди­тельному труду, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда);

в) определение государственных органов, в компетенцию которых могут быть введены функции выявления и расследования нару­шений прав работника, связанных с исполь­зованием принудительного труда, принятие мер по пресечению данных нарушений и восстановлению прав работников, в том чис­ле в сфере неформального использования труда (такие функции целесообразно ввести в компетенцию Федеральной инспекции тру­да с полномочиями по передаче дела в судеб­ные органы при необходимости защиты прав в судебном порядке, следственные и иные правоохранительные органы в случае нали­чия признаков преступления в действиях лиц, использующих принудительный труд);

г) определение процедур рассмотрения дел о принудительном труде (органы - суд, гос-трудинспекция, иные госорганы, объем и по­рядок доказывания, представительство го­сорганов в интересах жертв принудительно­го труда); целесообразно дополнить статью 391 ТК РФ положением о том, что иски о вос­становлении трудовых прав в случаях прину­дительного и обязательного труда рассматри­ваются непосредственно в суде; в данную же норму включить положения, предусматрива­ющие возможность обращения с такими ис­ками в интересах работника инспекторов Гострудинспекции;

д) определение меры и объема восстановле­ния прав принуждаемого работника (осво­бождение, увольнение, либо официальное оформление трудового договора, взыскание сумм заработной платы, компенсации мо­рального вреда, подтверждение стажа рабо­ты в условиях принудительного труда для по­лучения пенсии, пособий и т.п.).

(3) Принятие полноценной системы феде­ральных законов и подзаконных актов, регу­лирующих трудовые и связанные с ними от­ношения мигрантов. Соответствующая глава может быть включена в раздел ХII Трудового кодекса, содержащий главы об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников. При этом должен быть обеспе­чен принцип соответствия и взаимодополня­емости миграционного и трудового права. Действующие нормативные акты должны быть пересмотрены с целью принятия надле­жащих механизмов реализации трудовой правосубъектности иностранных работни­ков, порядка их въезда, поиска работы, до­ступа к ней, взаимоотношений с властями и работодателем и т.п.

(4)  Одновременно с совершенствованием на­ционального законодательства необходимо инициировать процесс ратификации необхо­димых международно-правовых актов, в ча­стности Конвенции 1975 г. о работниках-миг­рантах (дополнительные Положения) (№ 143); вступившей в силу 1 июля 2003 г. Конвенции ООН 1990 г. о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, выступив с предложением ко всем странам СНГ сделать то же самое для создания взаим­ного климата доверия и внимания к трудо­вым мигрантам. Ратификации подлежит так­же подписанная Конвенция ООН против транснациональной организованной пре­ступности и два Протокола к ней против тор­говли людьми и контрабандной перевозки людей через национальные границы.

(5) Меры по недопущению практики прину­дительного труда, кроме всего вышеперечис­ленного, должны также включать меры ин­формационного, разъяснительного, кон­трольного, инспекционного и иного характе­ра. На уровне подзаконных актов целесооб­разно регламентировать контрольные меха­низмы за применением и исполнением дан­ного законодательства.

(6)  Совершенствование нормативного регу­лирования в сфере упразднения всех форм принудительного или обязательного труда должно сочетаться с соответствующей пра­воприменительной практикой. Контроль за исполнением и применением законодатель­ства в этой сфере должен быть возложен на государственные органы как в системе Ми­нистерства труда и социального развития Российской Федерации, так и на правоохра­нительные органы, в том числе органы внут­ренних дел, прокуратуру, Миграционную службу, пограничные, таможенные и иные органы. Судебные органы в их правоприме­нительной практике также должны быть ориентированы на воплощение принципа уп­разднения всех форм принудительного или обязательного труда.

Региональное законодательство может пре­дусматривать дополнительные механизмы профилактики и предупреждения случаев принудительного труда. К примеру, приня­тие программ, направленных на выявление латентных трудовых отношений, программ занятости населения в легальном секторе экономики, дополнительные механизмы по регулированию труда мигрантов на террито­рии соответствующего субъекта, а также до­полнительные механизмы по регулированию труда в определенных сферах занятости (сельское хозяйство, добывающие отрасли промышленности, услуги, сфера развлече­ний и т.п.), особенно уязвимых с точки зре­ния распространения принудительного труда в данной местности.

9. Характеристики мигрантов. На откры­том рынке труда среди трудовых мигрантов в целом преобладают мужчины. Однако чем более развита миграция и чем более труд ми­грантов встроен в экономику региона, тем более сбалансирован состав мигрантов по полу. Женские сферы занятости более не­формальны (например, сфера частных ус­луг), и поэтому более закрыты для исследова­телей.

Большинство мигрантов находятся в самом активном возрасте (от 30 до 40 лет).

70% мигрантов приехали из небольших горо­дов и сел. Это - новая тенденция, сопровож­дающаяся построением мигрантских сетей, на которые обычно опирается такая мигра­ция из сел и малых городов. Цепная мигра­ция иногда охватывает целые села. К факто­рам, усиливающим риск маргинализации ми­грантов, относятся также значительное коли­чество иждивенцев в семьях мигрантов, на­личие на рынке труда очень молодых миг­рантов, в том числе несовершеннолетних, наличие групп, плохо знающих язык, без об­разования и др.

Большинство мигрантов не были аутсайдера­ми или маргиналами на родине. Обращает на себя внимание довольно высокий уровень образования, наличие работы и определен­ного социального статуса на родине у боль­шинства мигрантов. В большинстве случаев миграция представляет собой активную социальную стратегию адаптации и выжива­ния в трудных экономических условиях. Эту стратегию можно было бы назвать рацио­нальным выбором, если бы этот выбор делал­ся на основе информации и при наличии оп­ределенных гарантий, чего в действительнос­ти нет.

10. В спектре факторов миграции явно доми­нируют экономические причины и цели, главными из которых являются возможность заработка и наличие хорошей работы. Одна­ко сочетания притягивающих и выталкиваю­щих факторов, в конечном итоге приводя­щих к миграции, довольно сложны и разно­образны.

Почти все мигранты отмечают плохое или очень плохое материальное положение на родине. После миграции доля людей с «пло­хим» материальным положением уменьши­лась более чем вдвое, а группа с «очень пло­хим» положением практически опустела. Та­ким образом, миграция как стратегия выхо­да из трудного экономического положения для абсолютного большинства мигрантов оказалась эффективной: она помогла боль­шинству мигрантов перебраться из группы с низшим доходом в группу с более высоким доходом. Около половины опрошенных по­сылают часть заработанных денег на роди­ну - в среднем немногим менее 100 долл. в месяц.

11. Большая группа трудовых мигрантов рас­сматривает поездку на работу в Россию не как краткосрочный эпизод, а как долгосроч­ную жизненную стратегию. Средняя про­должительность пребывания в России в на­стоящий приезд составляет около 2 лет. По­этому отсутствие осмысленной политики ин­теграции мигрантов является причиной рас­пространения нелегального положения в те­чение продолжительного времени и, как следствие, массовой маргинализации и нару­шений прав мигрантов, распространения элементов рабства и принудительного труда. Получить российское гражданство и остать­ся в России намерены в среднем 44% опро­шенных; быстро заработать и уехать до­мой – около 30%; остальные придерживают­ся промежуточной стратегии.

Учитывая, что Россия позиционирует себя сегодня, в первую очередь, как принимаю­щая страна и в ряде программных докумен­тов, таких, как Концепция демографического развития, Концепция миграционной полити­ки и Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 гг., декларирует свою заинтересованность в приеме мигрантов, обязательно должна быть продуманная политика интег­рации иммигрантов, которая пока не сфор­мирована. Эта политика должна стать одной из составляющих миграционной и социаль­ной политики, как, например, направление иммиграционного контроля или трудовой миграции. Необходима институционализа-ция этого направления в специальных под­разделениях ФМС МВД России и Минтруда России и разработка его правовой основы. Одновременно с программами интеграции необходимы специальные программы по вос­питанию толерантного общества, в первую очередь, направленные на молодое поколе­ние (введение этой тематики в школьные программы и т.п. меры).

12. Мигранты в основном заняты временной (контрактной) работой по найму на частных акционерных предприятиях. Анализ основ­ных сфер занятости мигрантов в России сви­детельствует о том, что российский рынок труда структурируется так же, как рынки труда многих принимающих стран. В России идет процесс формирования характерного для таких стран разделения рынка труда между местными и приезжими работниками на основе национальной и гендерной сегрега­ции работников. Этот процесс говорит о том, что Россия включается в современный гло­бальный экономический режим, неотъемле­мую часть которого составляет использова­ние труда мигрантов.

Хотя в России выделение и оформление миг-рантских или этнических ниш занятости только начинается, во многих регионах труд мигрантов уже начинает «впитываться» в жизнь локального социума. Этот процесс за­метнее в Москве и крупных городах, пригра­ничных районах, традиционных районах им­миграции (каким является Ставропольский край). В таких регионах, как Омск, которые не считаются традиционными районами им­миграции, структурирование рынка труда и выделение мигрантских ниш тоже уже за­метно. То, что определенные виды работ из года в год, из десятилетия в десятилетие вы­полняют мигранты, а не коренное население, является существенным фактором структу­рирования местных рынков труда и всей экономики регионов, наиболее затронутых миграцией.

13. Устойчивое присутствие «мигрантского модуля» в экономике влияет не только на чи­сто экономические отношения и практики, но вызывает также серьезные трансформации социальных отношений. Не только рабо­тодатель «привыкает» использовать дешевый труд мигрантов, но и общество «привыкает», что определенную работу для него делают мигранты, что дает возможность более эф­фективно использовать собственные ресур­сы. Так, например, использование труда женщин-мигрантов по уходу за детьми, по­жилыми, больными в семьях приводит к ос­вобождению женщин среднего класса разви­тых стран, возможности повышения их ак­тивности в публичной сфере, распростране­нию общественно престижных моделей за­нятости.

Национальная сегрегация на рынке труда связана с процессом социального расслоения общества и формирования среднего класса в том понимании, в котором эта категория су­ществует в условиях рыночной экономики. Очень часто мигранты, предоставляя сравни­тельно дешевые услуги, обслуживают имен­но потребности нарождающегося в России среднего класса. На наших глазах идет фор­мирование новых сегментов занятости, в ос­новном в секторе услуг, в том числе домаш­них. Эти сектора рассчитаны в первую оче­редь именно на потребности среднего клас­са.

14. Анализ данных о поведении мигрантов на различных этапах миграции говорит об абсо­лютном доминировании неофициальных ка­налов и неформальных связей, включая как пути получения информации, так и каналы трудоустройства. Только 3-5% мигрантов пользуются официальными каналами полу­чения информации и трудоустройства. В среднем 34% опрошенных хоть раз подверга­лись штрафам. Более 70% делали это всегда или в основном неофициально. Преоблада­ние неофициальных и нелегальных связей на этапах организации миграции, трудоустрой­ства, проживания и работы является сущест­венным фактором дальнейшей маргинализа­ции мигрантов и их эксплуатации, вплоть до принудительного труда.

Во многих приведенных эпизодах можно встретить описание теневых отношений раз­ного свойства, которые помогают работода­телям и посредникам удерживать контроль над рабочими. Работодатель «обрастает» це­лой инфраструктурой, которая не относится напрямую к трудовым отношениям: является для рабочего не только тем человеком, на ко­торого он работает, но и тем, кто дает ему кров, еду, организует его правовое положе­ние, улаживает его отношения с милицией и т.п. Это помогает ему контролировать и экс­плуатировать мигрантов.

Распространенность теневых отношений на всех стадиях миграции (во время получения информации, переезда, трудоустройства, пе­рехода с работы на работу и т.п.) объясняет­ся, в частности, слабостью официальных ин­ститутов, обеспечивающих трудовую мигра­цию. Поэтому необходимо развивать инфра­структуру трудовой миграции в виде ком­плекса государственных и частных сервис­ных институтов, работающих на официаль­ной основе и обеспечивающих легитим­ность, информированность, безопасность мигрантов на разных этапах миграции. Та­кие сервисы могут включать информацион­но-консультационные центры, услуги по тру­доустройству, юридическому сопровожде­нию и т.п., а также службы доверия, горячие линии и центры помощи для мигрантов. Здесь очень большая роль принадлежит гражданскому обществу и неправительст­венным организациям. Все эти сервисы пред­ставляют по сути миграционную инфраст­руктуру, которой в настоящее время на офи­циальном уровне критически не достаточно, поэтому на ее месте возникают теневые и криминальные услуги.

Информация о работе Принудительный труд