Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
8. Рекомендации в области совершенствования Федерального законодательства:
(1) Разработка четкого понятийного аппарата и введение его в законодательную базу. В статью 4 Трудового кодекса РФ необходимо ввести развернутое определение принудительного труда, а также дополнения,направленные на более четкое определение признаков принудительного труда, как то «отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения определенной работы» и «труд под угрозой наказания», то есть наличие элементов физического или психологического насилия со стороны работодателя, посредника и т.п.
(2) Разработка системы норм о действенном запрещении всех форм принудительного или обязательного труда, включая:
а) процедуры выявления и расследования случаев принудительного труда;
б) создание механизмов защиты в случае принудительного труда (в статью 4 ТК РФ целесообразно включить положения, что лицо, считающее, что оно подверглось принудительному труду, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда);
в) определение государственных органов, в компетенцию которых могут быть введены функции выявления и расследования нарушений прав работника, связанных с использованием принудительного труда, принятие мер по пресечению данных нарушений и восстановлению прав работников, в том числе в сфере неформального использования труда (такие функции целесообразно ввести в компетенцию Федеральной инспекции труда с полномочиями по передаче дела в судебные органы при необходимости защиты прав в судебном порядке, следственные и иные правоохранительные органы в случае наличия признаков преступления в действиях лиц, использующих принудительный труд);
г) определение процедур рассмотрения дел о принудительном труде (органы - суд, гос-трудинспекция, иные госорганы, объем и порядок доказывания, представительство госорганов в интересах жертв принудительного труда); целесообразно дополнить статью 391 ТК РФ положением о том, что иски о восстановлении трудовых прав в случаях принудительного и обязательного труда рассматриваются непосредственно в суде; в данную же норму включить положения, предусматривающие возможность обращения с такими исками в интересах работника инспекторов Гострудинспекции;
д) определение меры и объема восстановления прав принуждаемого работника (освобождение, увольнение, либо официальное оформление трудового договора, взыскание сумм заработной платы, компенсации морального вреда, подтверждение стажа работы в условиях принудительного труда для получения пенсии, пособий и т.п.).
(3) Принятие полноценной системы федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения мигрантов. Соответствующая глава может быть включена в раздел ХII Трудового кодекса, содержащий главы об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников. При этом должен быть обеспечен принцип соответствия и взаимодополняемости миграционного и трудового права. Действующие нормативные акты должны быть пересмотрены с целью принятия надлежащих механизмов реализации трудовой правосубъектности иностранных работников, порядка их въезда, поиска работы, доступа к ней, взаимоотношений с властями и работодателем и т.п.
(4) Одновременно с совершенствованием национального законодательства необходимо инициировать процесс ратификации необходимых международно-правовых актов, в частности Конвенции 1975 г. о работниках-мигрантах (дополнительные Положения) (№ 143); вступившей в силу 1 июля 2003 г. Конвенции ООН 1990 г. о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, выступив с предложением ко всем странам СНГ сделать то же самое для создания взаимного климата доверия и внимания к трудовым мигрантам. Ратификации подлежит также подписанная Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и два Протокола к ней против торговли людьми и контрабандной перевозки людей через национальные границы.
(5) Меры по недопущению практики принудительного труда, кроме всего вышеперечисленного, должны также включать меры информационного, разъяснительного, контрольного, инспекционного и иного характера. На уровне подзаконных актов целесообразно регламентировать контрольные механизмы за применением и исполнением данного законодательства.
(6) Совершенствование нормативного регулирования в сфере упразднения всех форм принудительного или обязательного труда должно сочетаться с соответствующей правоприменительной практикой. Контроль за исполнением и применением законодательства в этой сфере должен быть возложен на государственные органы как в системе Министерства труда и социального развития Российской Федерации, так и на правоохранительные органы, в том числе органы внутренних дел, прокуратуру, Миграционную службу, пограничные, таможенные и иные органы. Судебные органы в их правоприменительной практике также должны быть ориентированы на воплощение принципа упразднения всех форм принудительного или обязательного труда.
Региональное законодательство может предусматривать дополнительные механизмы профилактики и предупреждения случаев принудительного труда. К примеру, принятие программ, направленных на выявление латентных трудовых отношений, программ занятости населения в легальном секторе экономики, дополнительные механизмы по регулированию труда мигрантов на территории соответствующего субъекта, а также дополнительные механизмы по регулированию труда в определенных сферах занятости (сельское хозяйство, добывающие отрасли промышленности, услуги, сфера развлечений и т.п.), особенно уязвимых с точки зрения распространения принудительного труда в данной местности.
9. Характеристики мигрантов. На открытом рынке труда среди трудовых мигрантов в целом преобладают мужчины. Однако чем более развита миграция и чем более труд мигрантов встроен в экономику региона, тем более сбалансирован состав мигрантов по полу. Женские сферы занятости более неформальны (например, сфера частных услуг), и поэтому более закрыты для исследователей.
Большинство мигрантов находятся в самом активном возрасте (от 30 до 40 лет).
70% мигрантов приехали из небольших городов и сел. Это - новая тенденция, сопровождающаяся построением мигрантских сетей, на которые обычно опирается такая миграция из сел и малых городов. Цепная миграция иногда охватывает целые села. К факторам, усиливающим риск маргинализации мигрантов, относятся также значительное количество иждивенцев в семьях мигрантов, наличие на рынке труда очень молодых мигрантов, в том числе несовершеннолетних, наличие групп, плохо знающих язык, без образования и др.
Большинство мигрантов не были аутсайдерами или маргиналами на родине. Обращает на себя внимание довольно высокий уровень образования, наличие работы и определенного социального статуса на родине у большинства мигрантов. В большинстве случаев миграция представляет собой активную социальную стратегию адаптации и выживания в трудных экономических условиях. Эту стратегию можно было бы назвать рациональным выбором, если бы этот выбор делался на основе информации и при наличии определенных гарантий, чего в действительности нет.
10. В спектре факторов миграции явно доминируют экономические причины и цели, главными из которых являются возможность заработка и наличие хорошей работы. Однако сочетания притягивающих и выталкивающих факторов, в конечном итоге приводящих к миграции, довольно сложны и разнообразны.
Почти все мигранты отмечают плохое или очень плохое материальное положение на родине. После миграции доля людей с «плохим» материальным положением уменьшилась более чем вдвое, а группа с «очень плохим» положением практически опустела. Таким образом, миграция как стратегия выхода из трудного экономического положения для абсолютного большинства мигрантов оказалась эффективной: она помогла большинству мигрантов перебраться из группы с низшим доходом в группу с более высоким доходом. Около половины опрошенных посылают часть заработанных денег на родину - в среднем немногим менее 100 долл. в месяц.
11. Большая группа трудовых мигрантов рассматривает поездку на работу в Россию не как краткосрочный эпизод, а как долгосрочную жизненную стратегию. Средняя продолжительность пребывания в России в настоящий приезд составляет около 2 лет. Поэтому отсутствие осмысленной политики интеграции мигрантов является причиной распространения нелегального положения в течение продолжительного времени и, как следствие, массовой маргинализации и нарушений прав мигрантов, распространения элементов рабства и принудительного труда. Получить российское гражданство и остаться в России намерены в среднем 44% опрошенных; быстро заработать и уехать домой – около 30%; остальные придерживаются промежуточной стратегии.
Учитывая, что Россия позиционирует себя сегодня, в первую очередь, как принимающая страна и в ряде программных документов, таких, как Концепция демографического развития, Концепция миграционной политики и Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 гг., декларирует свою заинтересованность в приеме мигрантов, обязательно должна быть продуманная политика интеграции иммигрантов, которая пока не сформирована. Эта политика должна стать одной из составляющих миграционной и социальной политики, как, например, направление иммиграционного контроля или трудовой миграции. Необходима институционализа-ция этого направления в специальных подразделениях ФМС МВД России и Минтруда России и разработка его правовой основы. Одновременно с программами интеграции необходимы специальные программы по воспитанию толерантного общества, в первую очередь, направленные на молодое поколение (введение этой тематики в школьные программы и т.п. меры).
12. Мигранты в основном заняты временной (контрактной) работой по найму на частных акционерных предприятиях. Анализ основных сфер занятости мигрантов в России свидетельствует о том, что российский рынок труда структурируется так же, как рынки труда многих принимающих стран. В России идет процесс формирования характерного для таких стран разделения рынка труда между местными и приезжими работниками на основе национальной и гендерной сегрегации работников. Этот процесс говорит о том, что Россия включается в современный глобальный экономический режим, неотъемлемую часть которого составляет использование труда мигрантов.
Хотя в России выделение и оформление миг-рантских или этнических ниш занятости только начинается, во многих регионах труд мигрантов уже начинает «впитываться» в жизнь локального социума. Этот процесс заметнее в Москве и крупных городах, приграничных районах, традиционных районах иммиграции (каким является Ставропольский край). В таких регионах, как Омск, которые не считаются традиционными районами иммиграции, структурирование рынка труда и выделение мигрантских ниш тоже уже заметно. То, что определенные виды работ из года в год, из десятилетия в десятилетие выполняют мигранты, а не коренное население, является существенным фактором структурирования местных рынков труда и всей экономики регионов, наиболее затронутых миграцией.
13. Устойчивое присутствие «мигрантского модуля» в экономике влияет не только на чисто экономические отношения и практики, но вызывает также серьезные трансформации социальных отношений. Не только работодатель «привыкает» использовать дешевый труд мигрантов, но и общество «привыкает», что определенную работу для него делают мигранты, что дает возможность более эффективно использовать собственные ресурсы. Так, например, использование труда женщин-мигрантов по уходу за детьми, пожилыми, больными в семьях приводит к освобождению женщин среднего класса развитых стран, возможности повышения их активности в публичной сфере, распространению общественно престижных моделей занятости.
Национальная сегрегация на рынке труда связана с процессом социального расслоения общества и формирования среднего класса в том понимании, в котором эта категория существует в условиях рыночной экономики. Очень часто мигранты, предоставляя сравнительно дешевые услуги, обслуживают именно потребности нарождающегося в России среднего класса. На наших глазах идет формирование новых сегментов занятости, в основном в секторе услуг, в том числе домашних. Эти сектора рассчитаны в первую очередь именно на потребности среднего класса.
14. Анализ данных о поведении мигрантов на различных этапах миграции говорит об абсолютном доминировании неофициальных каналов и неформальных связей, включая как пути получения информации, так и каналы трудоустройства. Только 3-5% мигрантов пользуются официальными каналами получения информации и трудоустройства. В среднем 34% опрошенных хоть раз подвергались штрафам. Более 70% делали это всегда или в основном неофициально. Преобладание неофициальных и нелегальных связей на этапах организации миграции, трудоустройства, проживания и работы является существенным фактором дальнейшей маргинализации мигрантов и их эксплуатации, вплоть до принудительного труда.
Во многих приведенных эпизодах можно встретить описание теневых отношений разного свойства, которые помогают работодателям и посредникам удерживать контроль над рабочими. Работодатель «обрастает» целой инфраструктурой, которая не относится напрямую к трудовым отношениям: является для рабочего не только тем человеком, на которого он работает, но и тем, кто дает ему кров, еду, организует его правовое положение, улаживает его отношения с милицией и т.п. Это помогает ему контролировать и эксплуатировать мигрантов.
Распространенность теневых отношений на всех стадиях миграции (во время получения информации, переезда, трудоустройства, перехода с работы на работу и т.п.) объясняется, в частности, слабостью официальных институтов, обеспечивающих трудовую миграцию. Поэтому необходимо развивать инфраструктуру трудовой миграции в виде комплекса государственных и частных сервисных институтов, работающих на официальной основе и обеспечивающих легитимность, информированность, безопасность мигрантов на разных этапах миграции. Такие сервисы могут включать информационно-