Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат
Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност
15. Трудовые мигранты, в отличие от вынужденных, мало используют возможности кооперирования для взаимной помощи. Формой такой взаимопомощи, возможной для трудовых мигрантов, могло бы быть объединение в ассоциации или подобные организации для объединения ресурсов в защите своих прав.
Наше исследование зафиксировало, что неверие работников, подвергающихся трудовой эксплуатации, в возможность получения помощи со стороны властей сопровождается отсутствием желания у них добиться справедливого наказания и правосудия для преступников. Это, вероятно, характерно для российского населения в целом и отражает как недоверие к власти, особенно к правоохранительным органам, так и низкий уровень правосознания граждан, а также объективную слабость механизмов защиты потерпевших и свидетелей в российской правовой системе.
Однако не пробелы в законодательстве и правоприменении и не недостаток правосознания у населения являются корневой причиной распространенности различных форм эксплуатации людей, в том числе крайне тяжелых. Встроенность экономических механизмов эксплуатации в современные «нормальные» экономические практики приводит к тому, что в условиях бедности и ограниченности экономических возможностей само понятие нормальности сдвигается, причем не для каких-то единичных маргинальных членов социума, а для целых социальных групп. В этих условиях эксплуатация уже не воспринимается как маргинальное состояние, а входит в понятие нормальности.
16. Нелегальная миграция и неформальная, или незаконная, занятость — это звенья одной цепи, связанные с распространением теневых отношений во всех сферах жизни, как в экономике, так и в обществе. Массовое распространение неофициальных отношений в сферах мигрантской занятости - имманентная черта современной миграции. Регистрацию по месту пребывания в России имеют около половины мигрантов, а разрешение на работу – вдвое меньше. В среднем 74% мигрантов указали, что получают зарплату так называемым «черным налом», то есть без официальной ведомости, не платят никаких налогов и начислений. Менее 20% опрошенных работников имеют письменный контракт с работодателем. Столь низкий уровень формализации отношений занятости, безусловно, сказывается на социальной и личной защищенности работающих мигрантов. Найм не местных, особенно нелегальных, работников облегчает работодателю работу вне правового поля, что обеспечивает ему большую гибкость, отсутствие социальных расходов, уход от налогов.
Таким образом, из года в год, из десятилетия в десятилетие создается и воспроизводится определенный режим, «резервирующий» за мигрантами самые неформальные сегменты занятости. Около половины рабочих мест в сфере массовой занятости, занятых сегодня мигрантами, можно считать чисто мигрант-скими, то есть «зарезервированными» за мигрантами на долгие годы. За другую половину идет конкуренция мигрантов и местного населения.
Среди факторов, дающих преимущество мигрантам при найме на работу у российских работодателей, немаловажную, а часто ключевую роль играет согласие на неформальную занятость и по сути на сверхэксплуатацию и даже на использование элементов «принудительного» труда. Мигранты работают в среднем 11 часов в день 6 дней в неделю, то есть примерно 60-часовую рабочую неделю. Однако рабочие часы доходят и до 16-18 часов ежедневно; примерно треть опрошенных мигрантов работают 12 часов в день и более. Немалая часть мигрантов трудится без выходных. Условия труда мигрантов, как правило, тяжелые; нормальными их считают только 10-13% опрошенных.
17. Нелегальная миграция способствует распространению практик принудительного труда, поэтому проблема легализации миграции вообще и в том числе, трудовой миграции очень актуальна. Действующее законодательство России решает эту проблему в основном методами противодействия нелегальной миграции. Меры по легализации тех отношений, которые сегодня вытеснены в неправовую область, пока непопулярны среди лиц, принимающих решения в области миграционной политики, что, на наш взгляд, не соответствует декларированной национальной стратегии на прием мигрантов. Приоритетным направлением борьбы с нелегальной миграцией является ужесточение контроля и карательных санкций к работодателям за найм нелегалов (предлагается повысить штрафы к работодателям за использование нелегальных рабочих, поставить их в зависимость от числа нанятых работников, упростить процедуру оформления наказания работодателей) и к самим мигрантам (в том числе в виде депортации). Современная концепция регулирования трудовой миграции, таким образом, развивается в русле общетрудовой политики, утверждая, что основная ответственность за найм нелегальных работников должна лежать на работодателе. Предлагаемые меры, конечно, необходимы. Однако «другим концом» они могут ударить по мигрантам и сделать их еще более уязвимыми, а их эксплуатацию – более изощренной и скрытой. Поэтому их можно применять только в комплексе с другими мерами, направленными на расширение легитимного пространства трудовой миграции и эффективное отслеживание ситуации с правами человека в данной сфере.
Одной из причин узости легитимного миграционного пространства является также общая оторванность политики труда и занятости от миграционной политики. Поскольку нелегальная миграция тесно связана с функционированием теневого сектора экономики, политика в области трудовой миграции должна быть тесно увязана с экономической политикой противодействия неформальной и теневой экономике. Эксперты предлагают не только усилить работу Федеральной инспекции труда по контролю над работодателями, но и найти эффективные институциональные формы, чтобы подключить к контролирующей деятельности профсоюзы. Для эффективного контроля необходимо решить проблему кадрового обеспечения контролирующих органов, включая обучение кадров, поскольку работа в теневом секторе и особенно в среде мигрантской занятости потребует специальных знаний и методов работы. Связь трудовой и миграционной политики должна быть институционализирована, например, в виде межведомственной комиссии или рабочей группы по вопросам теневой экономики, неформального рынка труда и миграции.
Поиск институциональных форм их взаимодействия политики в области миграции и труда – важное направление оздоровления ситуации. Одной из таких форм может быть привлечение государственных служб занятости к работе с мигрантами. Это также будет способствовать повышению государственного контроля над ситуацией в области трудовой миграции.
18. Нелегальность — важный фактор распространенности принудительного труда и безнаказанности этого преступления для использующих его. Если даже мигрант обращается в милицию или его забирают, для милиции всегда виноват он - нелегальный мигрант. Никто не рассматривает его как жертву другого преступления, которое скрыто. Можно выделить несколько факторов беззащитности мигрантов в России: боязнь властей и недоверие к властям со стороны мигранта; недоверие к любым мигрантам (легальным и нелегальным) со стороны властей; априори виктимное отношение к нелегальному мигранту и игнорирование его прав человека со стороны властей; коррупция и «смычка» правоохранительных структур с преступными элементами.
19. Элементы эксплуатации (давления и насилия) проявляются уже на этапе организации миграции и трудоустройства, хотя открыто факт обмана или дезинформации при организации поездки признают немногие (5%).
Организация трудоустройства в России также не обходится без различных форм давления и насилия. В основном также заявляется об обмане (7%) и психологическом давлении (3%). Большое количество затрудняющихся ответить на данные вопросы говорит о латентности явлений насилия и значительном объеме информации, скрытой от глаз исследователя.
Некоторые формы эксплуатации в процессе работы настолько распространены, что они уже практически не воспринимаются как нечто маргинальное и незаконное. Наиболее распространены трудовые формы эксплуатации: принуждение работать сверх положенного времени без оплаты (62%); с повышенной интенсивностью (44%); длительные задержки заработной платы (39%); принуждение выполнять работу, на которую не давалось согласия (38%); принуждение работать без оплаты (24%); принуждение к секс-услугам (22% от числа опрошенных женщин); психологическое насилие, угрозы, шантаж (21%); ограничение свободы перемещения -полное или частичное содержание взаперти (20%).
Сравнивая данные в трех регионах, можно заметить следующую закономерность – в Омске выявленная опросом степень эксплуатации несколько слабее, чем в других регионах, Москва занимает серединное положение, в Ставрополье — эксплуатация, как правило, выше. Однако в Москве больше, чем в других регионах, распространены такие тяжкие формы эксплуатации, как сексуальная эксплуатация (30% от числа женщин), ограничение свободы, то есть контроль над перемещениями, содержание взаперти и т.п. (31%), и физическое насилие (13%).
В соответствии с определением Конвенции, почти все перечисленные формы трудовой эксплуатации в той или иной степени могут рассматриваться как элементы принудительного труда. Более 50% мигрантов в Москве и Ставрополье отметили, что их принуждают выполнять работу, на которую они не давали своего согласия. Распространенность этой формы эксплуатации (более 50% в Москве и Ставрополье) определенно говорит о наличии элементов принудительного труда в исследуемых трудовых сферах, причем не на маргинальной основе и не где-нибудь на периферии рынка труда, а на массовой основе и на самом что ни на есть открытом рынке занятости. Даже если подобные случаи нельзя в целом квалифицировать как принудительный труд, то наличие и распространенность элементов принуждения, встроенных в нормальные трудовые отношения, мы можем констатировать со всей определенностью.
Одной из часто встречающихся характеристик принудительного труда и торговли людьми является изъятие документов у жертвы. По данным нашего опроса, более чем в 20% случаев (23% в Москве и Ставрополье, 17% – в Омске) паспорт мигранта хранится у работодателя, что само по себе противозаконно и является элементом эксплуатации, но главное, является фактором, облегчающим для работодателя незаконную эксплуатацию работника и контроль над ним.
Только 37% опрошенных отметили, что они могут свободно уйти от работодателя, из них 12% имеют долг (18% – в Москве), около 10% испытывают угрозы депортации или насилия.
Такие крайние формы эксплуатации, как долговая кабала, принуждение к секс-услугам, физическое и психологическое принуждение к труду, ограничение свободы, часто характеризуются в качестве элементов, характерных для торговли людьми. То, что такие формы эксплуатации выявились уже на этапе общего анализа, осуществляемого методом выборочного опроса в заданных экономических секторах при случайном характере выборки, говорит о распространенности элементов принудительного труда и торговли людьми в среде массовой мигрантской занятости. Причем анкетный опрос выявил не единичные, а достаточно массовые случаи крайних форм трудовой эксплуатации.
«Мягкие», или неявные, формы принудительного труда (или его элементы) не менее опасны, чем принудительный труд, сопряженный с рабским состоянием жертвы, поскольку в данном случае (например, если работник имеет официально оформленный договор) «нормальный» труд используется как «прикрытие» для остальной, нелегальной части. Работник здесь зачастую оказывается несвободен именно исходя из социальных и иных обстоятельств (невозможность найти другую работу и т.п.). Такие массовые практики, содержащие элементы принуждения под прикрытием «нормального» труда, опасны тем, что они, благодаря своей массовости, постепенно превращают принудительный труд из маргинального явления в массовое, привычное, а следовательно, принимаемое как нормальное состояние.
Крайние формы контроля и эксплуатации мигрантов, такие как принудительный труд, торговля людьми и рабство, плохо поддаются статистико-социологическому анализу, однако существуют многочисленные документальные свидетельства их существования и относительной распространенности в России. Такие данные представлены в полученных нами интервью с мигрантами.
20. Организация трудовой миграции превращается в профессию и выгодный бизнес. Причем на этот бизнес есть спрос населения, а более официальные организации, предоставляющие услуги по организации миграции, которые могли бы обеспечить безопасную миграцию и занятость, практически отсутствуют. Поэтому мигранты вынуждены прибегать к услугам теневых посредников, ставя себя сразу в условия риска. «Черное посредничество» при организации миграции превратилось в организованный экономический институт. Такие частные «предприниматели» действуют практически открыто. Это возможно по двум причинам. Первая — пробелы в законодательстве, из-за которых их деятельность практически ненаказуема. Вторая – всепроникающая коррупция, которой пропитаны все отношения трудовой миграции. Альтернативой этому может быть только развитие официальных (государственных или частных) сервисов по организации миграции (организация информации, транспортировки мигрантов, трудоустройства, юридической помощи при нарушении прав и пр.).
Коррупция является питательной средой для нелегальной миграции, распространения элементов принудительного труда и манипулирования людьми. Те масштабы, которые она приняла в России в сфере миграции и занятости мигрантов, требуют принятия срочных мер для изменения ситуации. Нужен «крестовый поход» против коррупции в форме государственных или региональных программ.
21. Осознание мигрантами своей ситуации как эксплуатации важно для понимания природы принудительного труда. Группа мигрантов, которые остро осознают нарушения своих прав человека, составляет около 20%. Еще около 60% опрошенной совокупности признают некоторые нарушения прав. От 2 до 6% опрошенных мигрантов считают свой труд практически полностью недобровольным и около половины признают, что их работа частично не является добровольной. Более 25% опрошенных в Москве и Ставрополье считают, исходя из личных наблюдений, что принудительный труд – распространенное явление; и только менее 20% утверждают, что лично не встречались со случаями принудительного труда.
Только 40% опрошенных (а в Москве таких только 25%) заявили, что не знают случаев торговли людьми. Следует отметить, что осведомленность мигрантов о явлении торговли людьми оказалась выше, чем наши гипотетические предположения, особенно в Москве.