Принудительный труд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)

22. Роль международных организаций в борь­бе с принудительным трудом. В России дей­ствуют представительства всех основных международных организаций в области тру­да, миграции и прав человека (ООН, МОТ, МОМ). Все эти организации действуют в пределах своих мандатов и осуществляют со­трудничество с правительством и граждан­ским обществом. Однако их огромный авто­ритет и потенциал влияния как глобальных агентов пока недостаточно эффективно ис­пользуются как в России, так и во всем мире для воздействия на глобальный миграцион­ный режим с целью сделать его менее напря­женным и дискриминационным. Механизм разделения власти и ответственности между национальными и глобальными агентами в области управления миграцией пока не отра­ботан. Поэтому помощь международных ор­ганизаций в преодолении противоречий между странами, осуществляющими мигра­ционное взаимодействие, пока недостаточна.

Для России актуально, в первую очередь, по­лучить статус полноправного члена МОМ, так как эта организация является одним из ключевых агентов миграционного менедж­мента на глобальном уровне, а без интегра­ции в глобальные структуры, роль которых будет становиться все более значимой, сего­дня невозможно эффективное развитие.

Большой потенциал в снижении напряженно­сти миграционного взаимодействия принадлежит межправительственным соглашениям России как со странами, экспортирующими своих работников в Россию, так и со страна­ми, принимающими российских мигрантов. Сегодня Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией, Швейцарией, Кир­гизией, Китаем, Польшей, Вьетнамом и неко­торыми другими странами. Этого явно недо­статочно. К тому же, часть заключенных со­глашений не выполняется. Авторитет влия­тельных международных организаций может быть более эффективно использован для со­действия процессу заключения таких согла­шений между правительствами.

Активизировать действия международного сообщества, направленные на расширение легитимного пространства миграции, борь­бу с маргинализацией и эксплуатацией миг­рантов, интенсификацию сотрудничества стран в данной области, – очень важно. Для этого должны быть разработаны специ­альные программы и схемы взаимодействия глобальных агентов в области политики тру­да и миграции. Таким образом, может быть институционализирована взаимосвязь тру­довой и миграционной политики на глобаль­ном уровне.

Изменение национальных и глобальных ре­жимов в затронутых областях – трудная за­дача, для этого абсолютно необходима поли­тическая воля как национальных, так и гло­бальных агентов. Со стороны национальных государств также важно активнее апеллиро­вать к международным организациям для ре­шения подобных проблем.

 

 

 

 

2

 



[¨] По материалам Глобального доклада МОТ на Международной конференции труда в  2005 году.

[*] В Конвенции (см. раздел 6) предусматриваются некоторые исключения, в частности в отношении воинской службы и работы чисто военного характера, выполнения обычных гражданских обязанностей, труда заключенных, осужденных по реше­нию суда, а также труда под контролем государственного органа власти, труда в чрезвычайных обстоятельствах, например во время войны или иных бедствий, и выполне­ние незначительных работ в рамках общин (п. 2 ст. 2 Кон­венции).

 

[*] Протокол о предупреждении, подавлении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, допол­няющий Конвенцию ООН о борьбе с организованной транснациональной преступностью.

[*] Европейская комиссия: доклад Группы экспертов по торговле людьми (Брюссель, 22 декабря 2004), стр. 53.

[*] МОТ: Положить конец принудительному труду, Гло­бальный доклад, представленный в соответствии с меха­низмом реализации Декларации МОТ об основополагаю­щих принципах и правах в сфере труда, Доклад I (B), Меж­дуна­род­ная конференция труда, 89-я сессия, Женева, 2001 (в частности, стр. 9-11).

[¨] Конвенция Лиги Наций о рабстве, принятая в 1926 г.

 

[*] О трудностях, связанных с получением точных и досто­верных статистических данных, говорится также и в докладе Национальной академии наук США, озаглавлен­ном «Monitoring International Labour Standards: Techniques and sources of information», Вашингтон, О.К., The National Academies Press, 2004.

 

[*] ООН: World Population Prospects The 2002 Revision, Vol.II, Sеx and age distribution of populations, ST/ESA/SER.A/223, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения (Нью-Йорк, 2003), стр. 39.

 

[*] Специальная программа действий МОТ по борьбе с принудительным трудом (СПД-ПТ).

 

[*] Эта  доля будет еще выше (95% и 71%), если к принудительному труду в целью коммерческой сексуаль­ной эксплуатации добавить смешанные формы принуди­тельного труда.

 

[*] МОТ: В будущем нет места детскому труду, глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации об основополага­ющих принципах и правах в сфере труда, Доклад I (B), Международная конференция труда, 90-я сессия, 2002, табл. 3, стр. 200.

[¨] «Цель этого доклада состоит в том, чтобы дать в динамике общую картину по каждой из категорий основополагаю­щих принципов и прав за предшествующий четырехлетний период и создать основу для оценки эффективности пре­доставленной Организацией помощи, а также для опреде­ления приоритетов на последующий период в форме планов мероприятий по техническому сотрудничеству, имеющих целью, в частности, привлечение внутренних и внешних ресурсов, необходимых для их выполнения», Декларация МОТ об основополагающих принципах и пра­вах в сфере труда и механизм ее реализации, 1998.

[*] МОТ: Положить конец принудительному труду, Гло­бальный доклад, представленный в соответствии с меха­низмом реализации Декларации МОТ об основопола­гающих принципах и правах в сфере труда, Доклад I (B), Международная конференция труда, 89-я сессия, Женева, 2001, стр. 51.

 

[*] Конвенция вступила в силу 29 сентября 2003 г., а второй дополня­ющий ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху – 28 января 2004 г. С 15 ноября 2004 г. участниками Протокола о предупреждении и пресе­чении торговли людьми стали 76 государств.

 

[*] Брюссельская Декларация была принята на Европейской конференции по предотвращению и борьбе с торговлей людьми: глобальный вызов XXI века, проходившей 18-20 сентября 2002 г., в которой приняли участие более 1.000 представителей государств-членов ЕС, кандидатов в члены ЕС, соседних и других государств, а также представители институтов Европейского союза. 8 мая 2003 г. Совет ЕС принял Заключения о Брюссельской Декларации (Official Journal of the European Union, C 137, 12 June 2003.

[¨] Постоянный совет ОБСЕ, Решение № 557; План действий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, PC.DEC/557, 24 июля 2003.

[*] 25-я очередная сессия глав государств и правительств, Дакар, 20-21 декабря 2001.

 

[*] Закон № 2003-025 от 13 июня 2003 года об изменении За­кона № 61-27 от 15 июля 1961 года о принятии Уголовного кодекса.

[*] Данные имеются только в отношении штата Уттар-Прадеш, где в результате 2.421 случаев судебного пресле­дования было вынесено 1.228 решений об осуждении и 1.193 решения об оправдании.

[*] Штаты, в которых были освобождены и получили реаби­литационную помощь жертвы кабального труда, представ­лены  в  порядке  их количества:   Тамилнад,  Карнатака, Орисса, Андхра-Прадеш, Бихар, Мадхья-Прадеш и Рад­жастхан, на которые в общей сложности приходится 98% всех освобожденных от кабального труда работников. На другие восемь штатов приходятся остальные 2%.

[¨] Доклад правительства Индии Комитету экспертов по применению конвенций и рекомендаций за период с 1 июня 2002 г. по 31 мая 2003 г.

[*] Constitutional Petition No-D53 of 2000. High Court of Sindh, Circuit Court Hyderabad (para. 36.c) of judgment). Судьи так­же рекомендовали внести изменения в этот закон, «чтобы привести его в соответствие с требованиями реалий на местах». (п. 36.b) решения суда).

 

[¨] HRCP: Abolition of bonded labour: Judiciary's potential for redress. Lahore, undated. Что касается остальных дел, то в трех случаях суд отказался принять их в производству, по­советовав обратиться в трибунал в соответствии с Законом об аренде; два иска были отклонены по техническим при­чинам; два иска были отозваны самими истцами; три иска ждут своего решения; в двух случаях землевладельцы по­дали встречные иски; и в трех случаях землевладельцы помешали истцам появиться в суде.

[*] МОТ: Принудительный труда в Мьянме (Бирме), Доклад комиссии по расследованию, назначенной в соответствии со ст. 26 Устава МОТ для рассмотрения вопроса о соблю­дении Мьянмой Конвенции 1930 года о принудительном труде (29), Official Bulletin (Geneva), Vol. LXXXI, 1998, Series B, Special Supplement; имеется также на сайте http://www.ilo.org

[*] idem: Developments concerning the question of the obser­vance by the Government of Myanmar of the Forced Labour Convention, 1930 (No. 29), документ Административного совета GB.289/8, 289-я сессия, Женева, март 2004, п. 10.

[¨] idem: Special sitting to examine developments concerning the question of the observance by the Government ofMyanmar of the Forced Labour Convention, 1930 (No. 29), Предвари­тельный протокол No. 24, Часть III, Международная кон­ференция труда, 91-я сессия, Женева, 2003.

[*] Подробную информацию по этому вопросу см. в гло­бальном докладе Положить конец принудительному тру­ду, op. cit., стр. 65-70.

[¨] Исполнительная комиссия Конгресса США по Китаю: Ежегодный доклад, 2004 (Вашингтон, О.К., Типография правительства США, 5 октября 2004), стр. 17.

[*] Например, в некоторых кантонах Швейцарии задержан­ное лицо может, по своему усмотрению, быть отправлено в тюрьму вместе с заключенными по приговору суда и соот­ветственно иметь возможность работать.

[*] Например, Стандартные минимальные правила ООН об обращении с заключенными, принятые на первом Конгрес­се ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками, состоявшемся в Женеве в 1955 г., и ут­вержденные резолюциями 663 С (ХХIV) ЭКОСОС от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г. Интересным региональным примером служат Европейские правила со­держания в тюрьме, Рекомендация № R (87) 3, принятые Комитетом министров 12 февраля 1987 г. на 404 заседании заместителей министров.

[*] Ссылка здесь делается именно на Англию, так как в раз­личных частях Соединенного Королевства действуют раз­личные пенитенциарные системы.

 

[*] Например, пенитенциарные учреждения ряда федераль­ных земель в Германии сбывают кустарную продукцию, изготовленную в тюремных цехах под товарной маркой «Haeftling». Эта продукция включает одежду, различные тканевые изделия, используемые в домашнем хозяйстве, на которую наклеивается ярлык «изготовлено в тюрьме». По­ступления от продаж делятся между тюремным заведени­ем, правительством и корпорацией «Haeftling» для покры­тия затрат, связанных с маркетингом и сбытом.

 

[*] Комиссия Пакистана по правам человека (КППЧ): Уп­разднение принудительного труда: показания освобож­денных «хари» (Лахор, без даты).

[*] Оценка масштабов бедности взята из Доклада о мировом развитии за 2000-01 Всемирного банка: Наступление на бедность (New York, Oxford University Press, 2001), р. 22.

[*] M. Singh: «Bonded migrant labour in Punjab agriculture», in Economic and Political Weekly (Mumbai), 15 March 1997. Проблема кабального труда среди трудящихся-мигрантов в Пенджабе освещается в ряде докладов, поступивших со стороны Дж. Синх из организации «Добровольцы за соци­альную справедливость». См. J. Singh: «Incidence and magnitude of bonded labour in Punjab», in K. Gopal Iyer (ed.) and NHRC: Migrant labour and human rights in India (New Delhi, Kanishka Publishers, 2003).

 

[*] В Пакистане термином «патера» обозначают мужчин, женщин и детей, которые занимаются формовкой кирпичей для обжига и приготовлением глины.

[¨] Все чаще отмечается, что мигранты из Афганистана в меньшей степени подвергаются эксплуатации в рамках кабального труда. Частично это можно объяснить тем, что они избегают брать крупные суммы авансов, но также и тем, что в местах их проживания действует эффективная сеть поддержки.

 

[*] В рамках этой программы на 31 марта 2003 г. размер централизованной помощи составлял примерно 650 млн. рупий (Доклад правительства Индии по Конвенции 29 за период с 1 июня 2002 г. по 31 мая 2003 г.). Централизован­ное  финансирование дополняется финансированием на уровне штатов в соотно­шении 50:50. Каждый идентифици­рованный кабальный работник в домашнем хозяйстве име­ет право на реабилитационную помощь, но на практике лишь глава домашнего хозяйства получает такую суб­сидию.

[¨] Комментарии правительства Индии от 10 декабря 2001 г. по замечаниям МКСП.

[*] 2004 Indlaw SC 382. Public Union For Civil Liberties v State of Tamil-Nadu and Others. 05/05/2004. Writ Petition (Civil) 3922 of 1985.  Первоначальная петиция касалась по­ложения кабальных трудящихся-мигрантов из Тамилнада, которые подвергались эксплуатации в штате Мадхья-Пра-деш, и была расширена для охвата проблем, связанных с кабальным трудом во всех штатах и союзных территориях.

[¨] Далее в постановлении правительствам штатов и союз­ных территорий поручалось учредить наблюдательные ко­митеты на уровне округов и более низких администра­тивных единиц в течение шести месяцев; организовать надлежащим образом работу по реабилитации освобож­даемых из кабалы работников; разработать детальный план реабилитации освобождаемых из кабалы работников само­стоятельно или с участием организаций или НПО в тече­ние шести месяцев; представить план для совместного его финансирования в рамках обновленной программы цент­рализованной поддержки, если штаты пожелают привле­кать к этому такие организации или НПО; и организовать обучение и разъяснительную работу среди работников окружной магистратуры и других органов и комитетов власти в отношении их функциональных обязанностей в соответствии с Законом об упразднении системы кабаль­ного труда.

[*] Проведенный в 2004 г. неофициальный обзор 698 ка­бальных работников, выявленных и освобожденных за период с 1997 по 2002 гг. в шести округах штата Тамилнад.

[*] По имеющимся данным, число безземельных и бездом­ных среди бывших хозяйств камайя, составило, соответст­венно, 13.461. Ministry of Land Reform and Management: A report on abolition of kamaiyas and their rehabilitation programme (Kathmandu, July 2004) (на языке непали).

[*] Небольшое неопубликованное исследование, проведен­ное НППСР в октябре 2003 г. по вопросам создания сетей социальной защиты бывших кабальных работников. В исследовании КППЧ указывалось, что 23 семьи из 100 оп­рошенных освободившихся от кабалы семей хари знали о семьях хари, вновь оказавшихся в кабале, причем боль­шинство из них были похищены и насильно возвращены. Этот страх по-прежнему является реальным для многих обитателей лагерей. HRCP «Abolition of bonded labour,» op. cit. Небезынтересно отметить, что никто из опрошенных никогда не слышал о существовании Комитетов бдитель­ности и, скорее обратился бы к НПО за реабилитационной помощью.

[*] Назим района — избранный глава районной админи­страции, как это установлено в Плане передачи полно­мочий, принятом в 2000 г.

 

[*] Пакистанский Фонд «Бейт-уль-Мааль» является государ­ственным фондом социального обеспечения, финансируе­мым посредством уплаты налогов, собираемых в соответ­ствии с мусульманскими законами.

 

[*] Равенство в сфере труда — веление времени, Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реа­лизации Декларации МОТ об основополагающих принци­пах и правах в сфере труда, Доклад I (B), Международная конференция труда, 91-я сессия, Женева, 2003, стр. 32, п. 96.

[¨] Republic of Bolivia: Poverty Reduction Strategy Paper (PRSP) (La Paz, March 2001), paras. 81, 91. Аналогичная связь между этническим происхождением, дискриминаци­ей и бедностью была установлена в других странах Ла­тинской Америки со значительной долей коренного насе­ления. По данным Всемирного банка, в Перу уровни бед­ности в горных и покрытых лесами районах почти вдвое выше соответствующих показателей в прибрежных райо­нах, и уровень бедности среди коренных народов очень высок и составляет 70%. Хотя в рамках Стратегии Всемир­ного банка по оказанию помощи странам избегают приме­нять термин «дискриминация», в ней указывается, что в Парагвае «те жители, которые говорят только на языке гуарани, как правило, имеют значительно меньшие по раз­мерам доходы» (World Bank, Country Assistance Strategy for the Republic of Paraguay 2004/2007 (Washington, DC, 2003), p. 18). В заключение, следует отметить, что, по данным Гватемальской оценки масштабов бедности (ГАПА), 76% коренного населения принадлежат к бедным слоям населе­ния и что бедность можно объяснить этнической изоля­цией (World Bank: Poverty in Guatemala, Report No. 24221-GU (20 February 20003), pp. ii-iii.

 

[*] E. Bedoya Garland, A. Bedoya Silva-Santisteban: Peonaje рог deudas y marginaciуn en las estancias ganaderas del Paraguay (неопубликованный документ, 2004). Это иссле­дование было проведено правительством в связи с запро­сом Комитета экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций информации о возможном применении при­нудительного труда в отношении коренного населения района Чако.

[*] Закон № 10.608 от 20 декабря 2002 г., вносящий измене­ния в Закон № 7.998 от 11 января 1990 г. о регулировании программы страхования по безработице.

[*] Данные исследования в Нигере, собранные в ходе обсуж­дения в рамках целевых групп, указывают на широкий круг обязанностей, которые респонденты выполняли в среднем по 16 часов в день. В исследовании проводилось различие между двумя разными формами современного рабства в Нигере: во-первых, «активной» системой эконо­мической дискриминации, основанной на расовой идеоло­гии в туарегских и арабских общинах скотоводов-кочевни­ков, и во-вторых, более «пассивной» системой социальной и политической дискриминации, применяемой, главным образом, если не исключительно, в общинах, ведущих оседлый образ жизни. См. A. R. Sйkou; S. Adji: Йtude sur le travail forcй en Afrique de l'Ouest: Le cas du Niger, DECLARATION Working Paper (forthcoming).

[¨] Примерами являются народы фула или фулани, прожи­вающие в странах Западной Африки; туареги или кель-тамашек в Буркина-Фасо, Мали и Нигере; тубу в Чаде и Нигере; и говорящие на арабском языке общины в Маври.

[*] Недавно полученные данные из различных африканских стран свидетельствуют о том, что потомки рабов, которые в настоящее время не подвергаются каким-либо формам принудительного труда, испытывают по отношению к себе дискриминационное отношение, когда они пытаются же­ниться на девушках из семей, социальное положение кото­рых считается выше. Dottridge, op. cit.

 

[*] Rift Valley Institute Slavery and Abduction Project: The Sudan Abductee Database: Project Summary, July 2003. В этом докладе утверждается, что по-прежнему не имеется сведений более чем об 11.000 похищенных.

 

[¨] Группа видных деятелей состояла из экспертов из Ита­лии, Норвегии, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Франции. Ей была оказана поддержка, как правительством Судана, так и Суданским народно-ос­вободительным движением/армией (СНД/А) См. (United States Department of State, Bureau of African Affairs, Report of   the   International   Eminent   Persons   Group: Slavery, Abduction and Forced Servitude in Sudan, 22 May 2002), p. 7. http://www.state.gov

 

[*] По оценкам организации «На страже прав человека», около 5.000 детей были похищены в период с июня 2002 г. по март 2003 г., по сравнению лишь с сотней похищенных детей в  течение  2001   г.  Human Rights  Watch:  Stolen children: Abduction and recruitment in northern Uganda (New York), Vol. 15, No. 7(A), March 2003.

[¨] Anti-Slavery International: Enslaved рeople in the 1990s: Indigenous рeoples, debt bondage and human rights, Copenhagen, 1997, стр. 23. Однако следует отметить, что в таких случаях не труд эксплуатируемых людей является принудительным, а продажа результатов этого труда.

 

[*] В недавнем исследовании, проведенном в Нигере, выска­зывается мнение о том, что брак используется как средство установления контроля за сельскохозяйственным трудом женщин, причем браки заключаются за некоторое время до начала сезона дождей, когда сельскохозяйственный труд пользуется  наибольшим  спросом,  с  конкретной целью контролировать труд женщин (в одном из приведенных примеров число жен доходило до восьми). По имеющимся сообщениям, в некоторых случаях такие браки прекраща­лись после завершения периода наибольшего спроса на ра­бочую силу. A. Sйkou; S. Adji: op. cit

[¨] Среди народа эве, проживающего в юго-восточной час­ти Ганы, распространен обычай, когда семьи, во искупле­ние грехов, направляют женщину или девушку жить и ра­ботать вместе с хранителями святынь, как правило, на всю жизнь, которым они оказывают сексуальные и бытовые услуги. Более десяти лет ганские власти, а также целый ряд  неправительственных  организаций  при  поддержке Фонда ООН  для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) и других учреждений прилагают усилия по искоренению этой практики. В 1998 г. Гана приняла новый закон, квалифицирующий в качестве преступления подвер-гание человека «ритуальному или основанному на обычаях

[*] Во многих странах мальчики, обучающиеся в религиоз­ных школах, должны собирать милостыню у населения с тем, чтобы финансировать свое учебное или воспитатель­ное учреждение. По сообщениям, такая практика сущест­вует среди христианских общин в горных районах Эфио­пии, а также во многих мусульманских общинах от Судана до Сенегала. В странах Западной Африки, где французский является официальным языком, таких учеников исламских школ называют «талибэ».

[§] C.O. Diallo: Trafic d'enfants — Le marabout pris en flagrant dйlit, in L'Essor, 3 июля 2003 г., цитируется из публикации M. Coulibaly; A. Diarra: Etude sur le travail forcй au Mali (Бамако, октябрь 2003) PAMODEC/BIT, стр. 49-50.

 

[*] Etude sur le travail forcй: cas de Madagaskar (проект, октябрь, 2004), ис­следование проводится по инициативе МОТ.

 

[*] Ряд исследований для понимания сути торговли детьми с целью сексуальной и трудовой эксплуатации был прове­ден Международной программой по упразднению детского труда (ИПЕК), но они не рассматриваются подробно в нас­тоящем докладе. Для получения более подробной инфор­мации о деятельности ИПЕК см. МОТ: Unbearable to the human heart: Child trafficking and action to eliminate it (Же­нева, 2002).

[*] В своем «Докладе по вопросам торговли людьми» за июнь 2004 г., Государственный департамент США оценил число лиц, которые ежегодно незаконно ввозятся в страну, в пределах от 14.500 до 17.500 человек.

[¨] Национальный докладчик по вопросам торговли людь­ми оценивает на уровне 1.602 число людей, которые под­вергались   сексуальной   эксплуатации   в   коммерческих целях за период с 1995 по 2001 гг. A.G. Korvinus et al.: Trafficking in human beings: Supplementary figures, Second report of the Dutch National Rapporteur (The Hague, Bureau NRM, 2003), p. 4.

 

[*] N. Cyrus:   Human   trafficking for   sexual   and   labour exploitation in Germany, Special Action Programme to combat Forced Labour (draft, 2004). Это исследование основано на материалах личных собеседований (7 случаев из 42) или вторичной информации от поставщиков услуг, на телефон­ных разговорах, материалах судебных заседаний или сооб­щениях в средствах массовой информации.

[*] Е. Тюрюканова, Принудительный труд в Российской Федерации сегодня (МОТ, Москва и СПД-ПТ, проект, 2004). В рамках проекта были отобраны три конкретных региона по конкретным  причинам. Центральная Россия, включая Москву и Московскую область, была выбрана как крупнейший центр,  принимающий мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Ставропольский край и часть Краснодарского края на юге европейской части России бы­ли выбраны как районы, известные своей жесткой полити­кой в отношении иммиграции. Третий регион, включав­ший Омск и Омскую область в Зауралье, был выбран в свя­зи с обширным накопленным опытом и высокой степенью информированности о проблемах торговли людьми.

[¨] В исследовании акцент был сделан на строительстве, малых предприятиях (например, пекарнях и мастерских, работающих в несколько смен), торговле на рынках, быто­вых услугах (включая работу на дому и уход за больными и т.д.), услугах и работе в сфере развлечений, индустрии сексуальных услуг и «незаконных видах деятельности». Эти сектора были выбраны в качестве видов деятельности, известных тем, что в них занят высокий процент трудя­щихся-мигрантов. Были проведены беседы с 158 мигранта­ми в Москве, 144 мигрантами в Ставропольском крае и 140 мигрантами в Омске. Затем в каждом из этих регионов бы­ли отобраны десять источников информации для проведе­ния более обстоятельных собеседований, причем выбор со­беседников производился с учетом их способности проил­люстрировать новый элемент или форму эксплуатации труда или принудительного труда.

 

[*] Из респондентов, которые обладали некоторыми пред­варительными знаниями о своей будущей работе в России, 15% опрошенных заявили о том, что были обмануты, а 39% сообщили, что данные им обещания были «выполне­ны частично». Две трети опрошенных указали, что условия труда оказались не такими, как они ожидали. Но 63% от­метили, что они не столкнулись с обманом при организа­ции своей поездки, а 74% заявили, что они не испытали принуждения, угроз или давления в период своего трудо­устройства.

[*] Gao Yun; V. Poisson: Letrafic et V exploitation des immigrants chinois en France (ILO SAP-FL, unpublished document, 2004). Это исследование базируется на данных 59 произвольных собеседований и десяти подробных тема­тических исследований, охватывающих девять нелегаль­ных китайских мигрантов (в некоторых случаях вместе с их семьями) и одного представителя китайского этничес­кого бизнеса.

 

[*] Как и в других странах, место, расположенное на пере­сечении улицы Жаботинского и улицы Аароновиц в Тель-Авиве обычно называют «рынком рабов».

[*] МОТ: Ваш голос в сфере труда, Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Доклад I (B), Международная конференция труда, 88-я сессия, Женева, 2000, стр. 40, п. 76.

[*] См. обзор этих вопросов в Европе в: G. Van Liemt: Human trafficking in Europe: An economic perspective, Спе­циальная программа действий по борьбе с принудитель­ным трудом, DECLARATION Working Paper No. 31 (Жене­ва, МОТ, 2004).

[*] Общественный капитал можно определить как доступ к информации, связанной с вопросами миграции и рынков труда, и к социально-экономическим сетям безопасности за границей (семья, друзья) и другим вспомогательным структурам.

 

[¨] K. Кангаспунта: «Отображение ситуации, касающейся торговли людьми: предварительные выводы анализа базы данных о торговле людьми», в Форуме по проблемам прес­тупности и общества (Нью-Йорк, ЮНОДК), том 3, №. 1 и 2, декабрь 2003, стр. 91-113.

[*] Решение Постоянного совета ОБСЕ № 557. План дейст­вий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, DEC/557, 24 июля 2003, стр. 8-10.

[*] Для получения более подробной информации см.: За справедливое отношение к трудящимся-мигрантам в гло­бальной экономике, Доклад VI, Международная конферен­ция труда, 92-я сессия, Женева, 2004.

 

[*] Закон № 4817 от 23 февраля 2003 г. о выдаче разреше­ний на работу иностранцам.

[*] МОТ: Меры по реализации Декларации МОТ об основопо­лагающих принципах и правах в сфере труда: приоритеты и планы действий по техническому сотрудничеству, Ад­министративный совет, док. GB.282/TC/5, 282-я сессия, Женева, ноябрь 2001.

[*] В период 2001-04 гг. финансирование основных расходов Специальной программы действий по борьбе с принуди­тельным трудом и полевых проектов в области принуди­тельного труда осуществлялось правительствами Соеди­ненного   Королевства   (Департаментом   международного развития и Департаментом труда и пенсий), Нидерландов, Ирландия, США (Департаментом труда и Госдепартамен­том) и Германией.

[¨] Однако действия, предпринимаемые в рамках ИПЕК и ориентированные на искоренение принудительного труда детей, и в частности на недопущение торговли детьми, ох­вачены лишь поверхностно, поскольку более масштабный учет всех этих проблем будет предусмотрен в следующем глобальном докладе по вопросу об упразднении детского труда, который будет подготовлен в 2006 г.

[*] Основными конвенциями, в которых так или иначе рас­сматриваются проблемы,  связанные  с  принудительным трудом, являются: Конвенция 1930 года о принудительном труде (29), Конвенция 1957 года об упразднении принуди­тельного труда (105), Конвенция 1999 года о наихудших формах детского труда (182); другие основополагающие Конвенции МОТ также имеют непосредственное отноше­ние к проблемам искоренения принудительного труда (см. раздел 6).

 

[*] По рабочему докладу «Торговля людьми и трудящиеся-мигранты из Украины: вопросы труда и сексуальной эксплуатации», подготовленному  Татьяной Кирьян  и Маришкой Н. Дж. Ван дер Линден Международное бюро труда Женева.  Международная организация труда, 2005 Русское издание, 2006

[*] Выводы и рекомендации по  докладу «Принудительный труд в современной России», подготовленному авторским коллективом под руководством Елены Тюрюкановой, ведущего научного сотрудника  Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук. Международная организация труда, 2004.

 


Информация о работе Принудительный труд