Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа

Описание работы

Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой.

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

ПРОКУРОРСКИЙ  НАДЗОР

  1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов.

Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой. По уголовному делу Чукреев В.М. проходит в качестве свидетеля и нанесение им ударов Бухарину отрицает. Имеющееся в уголовном деле противоречие следователем не устранено.

В роли прокурора  разрешите сложившуюся ситуацию, подготовьте соответствующий документ?

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

О значении закона, законности для социального  благополучия, нормального функционирования общества, полнокровной жизни всех и каждого сказано немало. Еще  мыслитель древности Гераклит заметил, что «народ должен защищать закон  как свой оплот, как охранительную  свою стену». Много лет прошло с  тех пор, а роль закона в регулировании  общественных отношений, которые в  ходе социального прогресса естественно  усложняются, обогащаются, наполняются  новым содержанием, неизменно возрастает.

 

Разумная  упорядоченность социальной жизни, оптимальный баланс разнообразных, зачастую не совпадающих и даже противоположных  интересов и стремлений людей  – всем этим мы во многом обязаны  закону.

 

На состоянии  законности в Российской Федерации, прежде всего, сказываются объективные  сложности нынешнего времени, зыбкость и подвижность нормативно-правового  «поля». Сейчас в России нет стабильной правовой системы, она только формируется. При отсутствии продуманной концепции  правовой реформы законотворческие работы осуществляются бессистемно. Наличие  пробелов в законодательстве пагубно  сказывается на регулировании процессов  в экономике, социальной и других сферах.

 

Плохо обстоит  дело с исполнением действующих  законов. На фоне общего падения социальной дисциплины в стране усилился правовой нигилизм. Распад прежней системы государственного и общественного контроля не сопровождался созданием новой целостной контролирующей системы.

 

Нормализовать  сложившуюся ситуацию в сфере  законности призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение законности и правопорядка. Именно им  принадлежит функция  надзора за исполнением законов  и законностью правовых актов, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и  грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит  состояние законности в РФ в целом.

 

Все сказанное  позволяет определить избранную  для исследования тему «Прокурорский  надзор за исполнением законов» как  весьма актуальную и значимую для  современного периода развития России.

 

Цель  бакалаврского исследования – подчеркнуть  важность и значимость надзорной  деятельности прокуратуры в сфере  исполнения законов, а также провести сравнительный анализ между содержанием  законодательных положений о  прокуратуре и прокурорском надзоре, теоретическими разработками науки  «Прокурорский надзор» и прокурорской практикой, с тем, чтобы установить тождество либо расхождение в  них, определить причины встречающегося несоответствия и систему мер  по их устранению.

 

Подобрать теоретический материал по обозначенной проблематике не представляет особой сложности: существует огромное количество научных разработок, посвященных  прокурорскому надзору за исполнением  законов, однако, большая часть из них  затрагивает какой либо один, узкий аспект данного вопроса, не уделяя должного внимания остальным, либо – предлагается лишь общая характеристика основных элементов, составляющих содержание надзора. В данной работе нами предпринята  попытка комплексного анализа всех составляющих прокурорского надзора  за исполнением законом, с тем, чтобы  представить его полную и объективную  картину.

 

В содержании работы определяется сущность, предмет, пределы и задачи прокурорского  надзора за исполнением законов, полномочия прокурора в данной сфере  и способы их реализации, выделяются особенности прокурорского надзора  за исполнением законов в экологической  и экономической  сферах деятельности.

 

Обращение, в ходе подготовки работы к нормативной  базе о прокуратуре и прокурорском надзоре, позволило установить ее несовершенство: во-первых, она ужасно устарела, а  во-вторых, хотя в научной литературе, как уже отмечалось, и уделяется значительное внимание надзору за исполнением законом, высказываются конкретные предложения по повышению его эффективности – многие из предлагаемых новшеств, заслуживающих внимания, к сожалению, не находят своего отражения в нормативных актах. Подобная ситуация оценивается в работе как недопустимая.

 

Метод исследования носит комплексный характер и  включает в себя использование системного, логического, исторического методов, а так же метода сравнительно-правового  анализа законодательства и практики его применения.

 

Научную основу бакалаврского исследования составили труды таких известных  российских правоведов, как Ю.Н.Винокуров, В.И.Басков, Б.В.Коробейников, Г.П.Химичева, Н.В.Мельников, А.А. Чувилев и др. Правовая база представлена положениями действующего Российского  и международного законодательства, а так же практикой его реализации и применения.

 

 Все  изложенные в работе выводы  подкрепляются результатами изучения  и обобщения прокурорской практики  по надзору за исполнением  законов в г. Оренбурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО  НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

 

 

 

1.1 Понятие  прокурорского надзора за исполнением  законов, его задачи и основные  направления осуществления

 

 

Надзор  за исполнением законов и законностью  издаваемых правовых  актов является одним из основных направлений прокурорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности прокурора чрезвычайно  широка. Прокурор осуществляет надзор за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, еще большим числом различного вида субъектов, исполняющих эти  законы и издающих правовые акты, соответствие законам которых также проверяется  прокурором. Вследствие чрезвычайной широты и многообразия общественных отношений, входящих в сферу этой деятельности прокурора данное направление  в ранее действовавшем законодательстве о прокуратуре называлось общим  надзором это определение сохранилось  и широко применяется до настоящего времени[1].

 

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации"[2]  (далее  Закон о прокуратуре) деятельность прокурора в данном направлении  состоит в надзоре за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и  руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием  законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанных  выше органов и организаций.

 

Уже из определенного  законом перечня видов объектов надзора видно, насколько обширна  надзорная деятельность прокурора  в данном направлении. Только федеральных  министерств, государственных комитетов  и служб насчитывается несколько  десятков, причем число и состав их постоянно изменяются. В сферу  данного направления прокурорского  надзора входит исполнение законов  представительными и исполнительными  органами 89 субъектов Российской Федерации, во много раз превышающее число  местных органов самоуправления, десятки контрольных органов  и органов военного управления, не поддающееся точному определению  число их должностных лиц, коммерческих и некоммерческих организаций и  тем более их органов управления и руководителей.

 

Не поддается  точному определению и численность  законодательных актов, исполнение которых объектами надзора проверяется  прокурорами. В их число, прежде всего, входят почти все статьи Конституции  РФ, нормы гражданского, трудового, административного, экологического и  других отраслей права.

 

Число же правовых актов, издаваемых всеми объектами  надзора, чье соответствие указанным  выше законам должно проверяться  прокурором, тем более не поддается  точному определению.

 

Характеризуя  содержательную сторону сферы прокурорского  надзора за исполнением законов, можно сказать, что в сферу  этой деятельности прокурора входят практически все общественные отношения, за исключением тех, которые возникают  в деятельности органов правосудия, некоторых других правоохранительных органов (МВД, ФСБ, и некоторые другие), регулируемой уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным  процессуальным законодательством  и рядом иных, сравнительно немногочисленных законодательных актов[3].

 

Сущность  и назначение надзора за исполнением  законов главным образом определяет надзор за исполнением законов в  органах и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего  допускаются правонарушения, а также  факты противодействия органам  прокуратуры в устранении нарушений  закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушений  закона. Именно в области государственного управления должно быть обеспечено точное исполнение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияния 

 

Являясь родоначальником специальной прокурорской деятельности, общий надзор в отличие  от других отраслей призван содействовать  обеспечению законности в сфере  государственного управления. Исходя из этого его свойства, общий надзор можно считать звеном, цементирующим  российскую государственность, способом согласования интересов Российской Федерации и субъектов, ее составляющих[4].

 

Надзор  за исполнением законов - одно из ведущих  направлений в деятельности прокуратуры  Российской Федерации. Данная отрасль  прокурорского надзора непосредственно  связана: с реальной защитой и  обеспечением прав и свобод человека и гражданина; с укреплением законности в деятельности федеральных органов  исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местно го самоуправления; с утверждением действенной вертикали власти.

 

В надзоре  за исполнением законов реализуется  значительная часть надзорного и  профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с его  помощью достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление  правонарушений на ранних стадиях их формирования, принятие мер к их устранению.

 

Дестабилизационные  процессы в экономике, социальной сфере, рост напряженности в межнациональных  отношениях, неустойчивость морально-психологического климата в обществе, низкая эффективность  государственного управления, низкое качество нормативных правовых актов, особенно принимаемых в регионах, обостренное состояние криминальной ситуации, проявляющееся блокирование усилий правоохранительных органов  криминальными структурами - все  это требует сохранять и наращивать правозащитный потенциал средств  обеспечения исполнения законов  и укрепления законности, в том  числе надзорные возможности  прокуратуры[5].

 

Если  сопоставить данное направление  надзора с другими направлениями  прокурорского надзора, то мы увидим, что по своим задачам, по числу  и разнообразию поднадзорных объектов (государственные органы власти и  управления, общественные объединения  должностные лица) данная деятельность прокуроров является наиболее сложной  и трудоемкой. К тому же значение данного надзора с каждым годом  возрастает в связи со сложностью задач экономического и социального  строительства, разветвленностью экономических  связей между государственными и  негосударственными предприятиями, переходом  промышленности и предприятий сельского  хозяйства в частную собственность. Все это обязывает прокуроров держать надзор за исполнением законов  и законностью правовых актов  на постоянном контроле и поднимать  его качество на новый уровень.

 

При всем многообразии поднадзорных объектов и  проблем по соблюдению законности прокуроры  должны избирать те из них, которые  существенным образом отражаются на режиме законности в государстве [6].

 

Исходя  из задач, стоящих в современный  период перед российским государством, сформировавшейся структуры федерального законодательства и сложившейся  практики работы прокуратуры, можно  выделить следующее направление (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением  законов.

 

1.           Прокурорский надзор в социальной  сфере (надзор за исполнением:  законодательства о политических  правах и свободах граждан;  законодательства о гражданстве;  законодательства о беженцах  и вынужденных переселенцах; трудового  законодательства; законодательства  об охране труда и соблюдении  правил по технике безопасности; законодательства о занятости  населения; законодательства о  здравоохранении; законодательства  об образовании; жилищного законодательства; законодательства о приватизации  жилищного фонда; законодательства  о защите прав потребителей; экологического  законодательства; законодательства  о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законодательства о льготах; законодательства о борьбе с наркоманией; законодательства о несовершеннолетних; законодательства об обращениях граждан);

Информация о работе Прокурорский надзор