Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа

Описание работы

Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой.

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

 

В актах  прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины  и условия, способствовавшие его  совершению. Закон о прокуратуре  предусматривает четыре вида актов  прокурорского реагирования: протест, представление, постановление и  предостережение.

 

1. Протест  прокурора. Это самое распространенное  средство прокурорского реагирования. Он вноситься на противоречащий  закону правовой акт, органов,  организаций и должностных лиц  указанных в п.1 ст. 21 Закона "О  прокуратуре РФ".

 

Протест вносится от имени прокурора или  его заместителя, действующих в  пределах своей компетенции. Это  означает, что подписывает протест  прокурор соответствующего района, города, субъекта РФ или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники.

 

Протест как официальный акт прокурорского  реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей  прокуратуры, в нем указывается  полное наименование органа, организации  или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с  указанием классного чина фамилии, имени отчества прокурора принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно, далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной, части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В     этой же части протеста, в случае необходимости, указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста[35].

 

Пункт 1 ст.23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем  указанно, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган  или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке  предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

 

Наиболее  часто протесты на противоречащие закону акты приносятся в орган или должностному лицу, которые издали опротестованный  акт, так как принесение протеста этим органам или должностным  лицам – самый простой и  короткий путь решения вопроса. Тот, кто издал акт, тот может изменить его или отменить.

 

Так прокурором Ленинского района города Оренбурга  был внесен протест на распоряжение Главы города Оренбурга № 6281-р  от 10.12.2004 г. Распоряжением Главы  г. Оренбурга утвержден акт от 07.12.2004 г. № 3/27 выбора земельного участка  для строительства временной  автостоянки по пр. Северному г. Оренбурга. Пункт 2.3 данного распоряжения противоречит действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.

 

Распоряжения  Главы города Оренбурга принятые в пределах своей компетенции  обязательны для исполнения всеми  расположенными на территории г. Оренбурга  предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (п.11 ст.17 Устава г. Оренбурга).

 

В соответствии со ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в  заключении договора. Понуждение к  заключению договора не допускаются. Согласно п.2.3 распоряжения Главы г. Оренбурга  заказчик должен предусмотреть отчисление средств на развитие инфраструктуры города на основании Постановления  Оренбургского городского Совета от 05.06.2000 г. "Об утверждении методики расчета финансовых средств, направляемых на развитие инфраструктуры г. Оренбурга", что противоречит гражданскому законодательству.

 

Договор о направлении финансовых средств  на развитие инфраструктуры города с  юридическими лицами и гражданами должен заключаться в добровольном порядке. Распоряжение Главы города от 10.12.2004 г. № 6281-р, обязательное для исполнения, предусматривает отчисление средств  на развитие инфраструктуры города.

 

Прокурор  потребовал отменить п.2.3. распоряжение Главы города Оренбурга от 10.12.2004 г. № 6281-р "Об утверждении акта  от 07.12.2004 г. № 3/27 выбора земельного участка  для строительства временной  автостоянки по пр. Северному" и  признать его незаконным.

 

 Если  орган представительной или исполнительной  власти или их должностные  лица не согласились с доводами  и требованиями прокурора и  отклонили протест, то прокурор  может принести его в их  вышестоящий орган или вышестоящему  должностному лицу.

 

При обращении  в суд с требованием о признании  противоречащим закону актов недействительными  прокурор должен руководствоваться  процессуальным законодательством  Российской Федерации, а в этом законодательстве такой формы реагирования прокурора  на эти противоречащие закону акты, как протест не предусмотрено. Поэтому  прокурор в таких случаях обращается в суд с заявлением, в котором  он обосновывает незаконность принятого  акта и просит признать его недействительным. Порядок рассмотрения таких заявлений  прокурора также регулируется процессуальным законодательством.

 

Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2 - 4  ст.23 Закона о прокуратуре, в соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному  рассмотрению не позднее чем в 10-тидневный  срок с момента его поступления. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные) органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен  на ближайшем с момента поступления  протеста, заседании. При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего  закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного  ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный  срок рассмотрения протеста.

 

Закон  предоставляет право прокурору  отзывать свой протест до начала его  рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны  с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства. Органы или должностные лица о  результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.

 

2. Представление  прокурора. В соответствии со cт.24 Закона о прокуратуре представление  вносится для устранения нарушений  закона. Под нарушениями закона  в данном случае следует понимать  как единичные факты правонарушения  в виде неисполнения или ненадлежащего  исполнения требований закона  или Конституции РФ, так и неоднократные  однородные обобщенные факты  правонарушений.

 

В представлении  указываются не только совершенные  правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения  прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

 

Так, прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в  ходе проверки по обращению Жаркова  А.В. соблюдения трудового законодательства ООО "Студия авторского и молодежного  телевидения" было установлено, что  причитающаяся заработная плата  Жаркову А.В. не выплачена в течении  семи месяцев с момента увольнения, что противоречит трудовому законодательству.

 

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при  прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся  работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. На основании  изложенного прокурором было внесено  Представление об устранении нарушений  норм трудового законодательства. В  котором прокурор потребовал принять  меры к неукоснительному исполнению требований трудового законодательства, решить вопрос о выплате заработной платы Жаркову А.В., о результатах  рассмотрения и принятых мерах в  месячный срок уведомить прокурора  Ленинского района г. Оренбурга.

 

При разработке и внесении в представление конкретных предложений об устранении причин и  условий, способствовавших правонарушениям, прокурор не должен подменять орган  управления, контроля, вмешиваться  в оперативно-хозяйственную деятельность. Поэтому в представлении должен строго соблюдаться "баланс" возможного и необходимого для предупреждения правонарушений.

 

Согласно  п.1 ст.24 Закона о прокуратуре представление  прокурора должно быть рассмотрено  безотлагательно. Это означает, что  органы или должностные лица, получившие представление, должны рассмотреть  его в ближайшее возможное  время.

 

Учитывая, что для устранения правонарушения, а особенно его причин и условий  совершения, может понадобиться более  продолжительное время, что это  бывает, связано с необходимостью осуществления различного рода организационно управленческих и административно-хозяйственных  мероприятий предусмотрен месячный срок со дня поступления представления  для принятия конкретных мер по устранению правонарушения. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах.

 

Каждое  внесенное представление регистрируется в прокуратуре, где указывается, когда и кому было внесено представление, в связи, с чем и о чем  оно. Такой учет позволяет  проконтролировать, во-первых, своевременность рассмотрения представления о принятых мерах, во-вторых, полноту выполнения требований прокурора[36].

 

 После  получения уведомления от соответствующих  органов или должностных лиц  о том, что правонарушение устранено  с указанием, что конкретно  было сделано для его устранения  и предупреждения, прокурор анализирует  полученные материалы. Если они  его удовлетворяют, то об этом  делается запись о получении  этих материалов, и рассмотрение  внесенного представления снимается  с контроля. Если ответ органа  или должностного лица о результатах  рассмотрения, представления не  удовлетворяет прокурора, то он  может  дополнительно уточнить  свои предложения и потребовать  их исполнения или провести  проверку исполнения требовании  ст.24 Закона прокуратуре. 

 

3. Постановление  прокурора. В соответствии с  Законом о прокуратуре прокурор  может вынести два вида постановлений:  а) о возбуждении уголовного  дела; б) о возбуждении производства  об административном правонарушении.

 

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом  к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что  при вынесении постановлений  прокурор должен быть убежден в наличии  в выявленном правонарушении либо признаков  преступления, либо признаков административного  правонарушения. Это убежденность должна быть отражена в мотивированности постановлений.

 

Постановление о возбуждении уголовного дела выноситься в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость. Прокурор решает вопрос, направить ли постановление для  дальнейшего производства расследования  дела следователю или органу дознания, в исключительных случаях прокурор может принять дело к своему производству. Дальнейшие действия прокурора в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела выходят за пределы надзора за исполнением законов.

 

Прокурор  не имеет полномочий по привлечению  и наказанию должностных лиц  или граждан совершивших административное правонарушение. Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение  закона, имеющее признаки административного  правонарушения, он только выносит  постановление о возбуждении  соответствующего производства. После  этого постановление и приложенные  к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то органу или должностному лицу[37].

 

4. Предостережение  о недопустимости нарушения закона. Этот акт прокурорского надзора  как форма реализации полномочия  прокурора установлен поправкой  к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется  в виде специального акта, в  котором указывается наименование  прокуратуры и должностного положения  прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия,  имя, отчество и занимаемая  должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения,  требования, предъявляемые к должностному  лицу, и указание на последствия  в случае невыполнения требований  и нарушения закона в виде  соответствующей ответственности,  к которой может быть привлечено  предупреждаемое лицо. В предостережении  указывается дата его объявления  предостерегаемому. 

 

Так, 28.01.2005 г. Генеральному директору ООО "Оренбург Водоканал" Серову С.А. первым заместителем прокурора Ленинского района г. Оренбурга  Киселевым М.В. было объявлено Предостережение  о недопустимости нарушения Гражданского законодательства. Данные нарушения  были установлены в ходе проверки прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга  по обращению заместителя Генерального директора ОАО "Оренбургэнерго", директора ОП "Энергосбыт" Кожаева  В.Ф. по вопросу несвоевременной  оплаты за потребленную электрическую  энергию ООО "Оренбург Водоканал".

Информация о работе Прокурорский надзор