Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа
Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой.
Требование
прокурора дачи объяснений состоит
в предложении должностному лицу
или гражданину сообщить все, что
ему известно о факте нарушения
закона. Объяснение может быть дано
в устной и письменной форме. Получение
таких объяснений имеет определенное
сходство с допросом свидетеля или
обвиняемого, но принципиально отличается
по процессуальной форме и юридическому
значению. Объяснение может быть дано
в произвольной форме. Лицо, дающее
объяснение, не предупреждается об
уголовной ответственности за дачу
ложных показаний. Объяснение может
быть дано по месту работы или жительства
указанных лиц. Это часто бывает
в тех случаях, когда прокурор
проводит проверку исполнения законов
на конкретном объекте (месте). В тех
случаях, когда такая проверка не
проводится или при ее проведении
отсутствует возможность
Вызов должностных
лиц или граждан для дачи объяснений
состоит в предложении
При реализации
рассматриваемого полномочия могут
применяться различные
II. Полномочия
прокурора направленные на
Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий.
Эффективными
средствами устранения нарушений закона
являются возбуждение уголовного дела
и возбуждение производства об административном
правонарушении. Уголовное дело возбуждается
прокурором при наличии данных, указывающих
на присутствие в имеющихся у
него материалах признаков преступления.
Решение о возбуждении
Дело об административном правонарушении прокурором возбуждается при наличии достаточных данных, подтверждающих совершение административного проступка. При этом в обязательном порядке проверяется отсутствие обстоятельств, препятствующих привлечению к административной ответственности таких как: недостижение лицом шестнадцатилетнего возраста, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и др.. О возбуждении производства об административном правонарушении прокурор выносит постановление которое направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении в течении суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении. По делам о правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, постановление передается на рассмотрение судье немедленно после его вынесения. Прокурор в праве участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные законом действия.
Следующим
полномочием является требование прокурора
привлечения лиц, нарушивших закон,
к иной установленной законом
ответственности. Это полномочие прокурора
применяется в случаях
В таких
случаях прокурор может потребовать
принятия соответствующих мер от
должностных лиц, в чью компетенцию
входит наложение на виновных мер
дисциплинарного взыскания, либо принятия
мер к возмещению материального
ущерба, предусмотренных
Особым видом полномочий, является освобождение лиц незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов. Применение административного задержания является важной мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях. Вместе с тем применение этой меры ограничивает важнейшее конституционное право человека и гражданина - право на свободу и личную неприкосновенность. В связи с этим данное полномочие прокурора, имеет чрезвычайно важное не только правовое, но и политическое значение.
При применении
данного полномочия прокурор обязательно
проверяет правомочность
Важно подчеркнуть, что применение этого полномочия распространяется только на решения об административном задержании несудебных органов.
Необходимым условием законности административного задержания является соблюдение сроков задержания. Его продолжительность по общему правилу не может превышать 3-х часов. В исключительных случаях, срок может быть более продолжительным, в этом случае прокурор должен быть уведомлен в течение 24 часов.
При установлении нарушений прокурор выносит постановление об освобождении незаконно задержанных, которое подлежит незамедлительному исполнению. В случае необходимости прокурор может принять должные меры к наказанию виновных в незаконном задержании.
Одним из основных полномочий по устранению нарушений закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Примечательно, что данное полномочие было свойственно прокуратуре с момента её возникновения. Прямое указание на наличие данного полномочия прокурор, а содержится еще в Указе Петра 1 "О должности генерал-прокурора" от 27 апреля 1722 г[32].
Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.
Данное
полномочие прокурора применяется
в тех случаях, когда в процессе
осуществления надзора за соответствием
законам правовых актов, издаваемых
органами или должностными лицами,
выявляются приказы, распоряжения, постановления
и иные акты, полностью или частично
не соответствующие Конституции
РФ, конституциям и уставам субъектов
РФ, федеральным законам или
Рассматриваемое
полномочие состоит в требовании
прокурора полностью или
Это требование обращается, как правило, к должностному лицу или органу издавшему (принявшему) незаконный акт. В зависимости от конкретных обстоятельств, например, неисполнения требований, прокурор может обратиться с этим требованием к вышестоящему органу или должностному лицу, в чью компетенцию входит отмена такого акта.
В необходимых
случаях прокурор, реализуя данное
полномочие, может обратиться в суд
общей юрисдикции или арбитражный
суд с требованием о признании
не соответствующих закону актов
недействительными. Такая форма
реализации рассматриваемого полномочия
прокурора появилась
Исключением
из этого правила является ограничение
права прокурора на обращение, в
суд общей юрисдикции с требованием
о признании законов субъектов
Российской Федерации недействительными.
Применение рассматриваемого полномочия
прокурора возможно только относительно
актов, издаваемых органами и должностными
лицами являющимися объектами надзора
за исполнением законов в
Прокурор может опротестовывать правовые акты, издаваемые и другими органами, например, судебными, исполняющими наказания и др. Однако эти полномочия относятся к другим отраслям прокурорского надзора.
Полномочие
по внесению представлений об устранении
нарушений закона, означает право
и обязанность прокурора
С требованием
об устранении нарушений закона прокурор
может обратиться к тем органам,
организациям, учреждениям или должностным
лицам, которые имеют право и
возможность устранить
III. Полномочия
прокурора, направленные на
Полномочия
прокурора по предупреждению нарушений
закона в "чистом виде" представлены
правом прокурора объявлять
Это полномочие
прокурора имеет
Основная
цель предостережения о
Предостережения о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих организаций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). С связи с этим, на наш взгляд, разумно внести соответствующие дополнения в ст.25 Закона о прокуратуре.
В плане предупреждения нарушений законов хорошие результаты достигаются, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры протекает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по устранению и предупреждению нарушений законов, направляемая в органы представительной и исполнительной власти[34].
Повышению
эффективности прокурорского
а) более тщательная отработка прокурорами текстов актов прокурорского надзора и в особенности их мотивировочной и резолютивной частей;
б) разумное сочетание письменных и устных форм реагирования;
в) совершенствование контроля со стороны прокуроров за выполнением требований, содержащихся в актах прокурорского надзора;
г) наделение прокуроров дополнительными полномочиями, направленными на устранение нарушений законов.
2.2 Акты прокурорского реагирования
Акты
прокурорского реагирования - это
предусмотренные Законом о
Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.