Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа

Описание работы

Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой.

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

 

Требование  прокурора дачи объяснений состоит  в предложении должностному лицу или гражданину сообщить все, что  ему известно о факте нарушения  закона. Объяснение может быть дано в устной и письменной форме. Получение  таких объяснений имеет определенное сходство с допросом свидетеля или  обвиняемого, но принципиально отличается по процессуальной форме и юридическому значению. Объяснение может быть дано в произвольной форме. Лицо, дающее объяснение, не предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Объяснение может  быть дано по месту работы или жительства указанных лиц. Это часто бывает в тех случаях, когда прокурор проводит проверку исполнения законов  на конкретном объекте (месте). В тех  случаях, когда такая проверка не проводится или при ее проведении отсутствует возможность получения  объяснений ввиду отсутствия необходимых  должностных лиц или граждан  или по другим причинам, они могут  быть  вызваны в прокуратуру[30].

 

Вызов должностных  лиц или граждан для дачи объяснений состоит в предложении указанным  лицам явиться в указанный  день и час в прокуратуру вызов  может быть осуществлен в письменной или устной форме (по телефону).

 

При реализации рассматриваемого полномочия могут  применяться различные тактические  приемы, например, выбор очередности  лиц для дачи объяснения, места  дачи объяснения, формы объяснения (в виде свободного рассказа, ответа на поставленные вопросы и т.д.). Совокупность всех этих приемов составляет тактику  вызова должностных лиц и граждан  и получения от них объяснений по поводу нарушений закона[31].

 

II. Полномочия  прокурора направленные на устранение  выявленных нарушений.

 

Полномочия  прокурора по устранению нарушений  закона представляют собой систему  правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями  закона негативных последствий.

 

Эффективными  средствами устранения нарушений закона являются возбуждение уголовного дела и возбуждение производства об административном правонарушении. Уголовное дело возбуждается прокурором при наличии данных, указывающих  на присутствие в имеющихся у  него материалах признаков преступления. Решение о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением прокурора. Уголовное дело, возбужденное прокурором, направляется по подследственности  органу расследования преступлений для производства дознания или предварительного следствия либо принимается к  производству самим прокурором.

 

Дело  об административном правонарушении прокурором возбуждается при наличии достаточных  данных, подтверждающих совершение административного  проступка. При этом в обязательном порядке проверяется отсутствие обстоятельств, препятствующих привлечению  к административной ответственности  таких как: недостижение лицом шестнадцатилетнего возраста, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и др.. О возбуждении  производства об административном правонарушении прокурор выносит постановление  которое направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать  дело об  административном правонарушении в течении суток с момента  вынесения постановления об административном правонарушении. По делам о правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, постановление передается на рассмотрение судье немедленно после  его вынесения. Прокурор в праве  участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, приносить протест на постановление  по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а  также совершать иные предусмотренные  законом действия.

 

Следующим полномочием является требование прокурора  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом  ответственности. Это полномочие прокурора  применяется в случаях выявления  правонарушений менее опасных, нежели преступления или административные правонарушения. Обычно это дисциплинарные проступки или нарушения гражданского законодательства, повлекшие материальный ущерб.

 

В таких  случаях прокурор может потребовать  принятия соответствующих мер от должностных лиц, в чью компетенцию  входит наложение на виновных мер  дисциплинарного взыскания, либо принятия мер к возмещению материального  ущерба, предусмотренных соответствующими нормами трудового или гражданского законодательства.

 

Особым  видом полномочий,  является освобождение лиц незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решения  несудебных органов. Применение административного  задержания является важной мерой обеспечения  производства по делам об административных нарушениях. Вместе с тем применение этой меры ограничивает важнейшее конституционное  право человека и гражданина - право  на свободу и личную неприкосновенность. В связи с этим данное полномочие прокурора, имеет чрезвычайно важное не только правовое, но и политическое значение.

 

При применении данного полномочия прокурор обязательно  проверяет правомочность органа, осуществившего задержание. Каждый из указанных в законе органов при  осуществлении административного  задержания действует в пределах, определенных законом подведомственности и компетенции.

 

Важно подчеркнуть, что применение этого полномочия распространяется только на решения  об административном задержании несудебных органов.

 

Необходимым условием законности административного  задержания является соблюдение сроков задержания. Его продолжительность  по общему правилу не может превышать 3-х часов. В исключительных случаях, срок может быть более продолжительным, в этом случае прокурор должен быть уведомлен в течение 24 часов.

 

При установлении нарушений прокурор выносит постановление  об освобождении незаконно задержанных, которое подлежит  незамедлительному  исполнению. В случае необходимости  прокурор может принять должные  меры к наказанию виновных в незаконном задержании.

 

Одним из основных полномочий по устранению нарушений  закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Примечательно, что данное полномочие было свойственно прокуратуре с  момента её возникновения. Прямое указание на наличие данного полномочия прокурор, а содержится еще в Указе Петра 1 "О должности генерал-прокурора" от 27 апреля 1722 г[32].

 

Принесение  протеста следует рассматривать  не только как право, но и как обязанность  прокурора. Во всех случаях выявления  противоречащих закону правовых актов  прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.

 

Данное  полномочие прокурора применяется  в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора за соответствием  законам правовых актов, издаваемых органами или должностными лицами, выявляются приказы, распоряжения, постановления  и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции  РФ, конституциям и уставам субъектов  РФ, федеральным законам или законам  субъектов РФ.

 

Рассматриваемое полномочие состоит в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие закону акты.

 

Это требование обращается, как правило, к должностному лицу или органу издавшему (принявшему) незаконный акт. В зависимости от конкретных обстоятельств, например, неисполнения требований, прокурор может обратиться с этим требованием к вышестоящему органу или должностному лицу, в  чью компетенцию входит отмена такого акта.

 

В необходимых  случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд  общей юрисдикции или арбитражный  суд с требованием о признании  не соответствующих закону актов  недействительными. Такая форма  реализации рассматриваемого полномочия прокурора появилась сравнительно недавно и служит наглядным подтверждением укрепления судебной власти в Российской Федерации.

 

Исключением из этого правила является ограничение  права прокурора на обращение, в  суд общей юрисдикции с требованием  о признании законов субъектов  Российской Федерации недействительными. Применение рассматриваемого полномочия прокурора возможно только относительно актов, издаваемых органами и должностными лицами являющимися  объектами надзора  за исполнением законов в соответствии с Законом о прокуратуре[33].

 

Прокурор  может опротестовывать правовые акты, издаваемые и другими органами, например, судебными, исполняющими наказания  и др. Однако эти полномочия относятся  к другим отраслям прокурорского  надзора.

 

Полномочие  по внесению представлений об устранении нарушений закона, означает право  и обязанность прокурора требовать  устранения выявленных в процессе осуществления  надзора фактов нарушения закона. Под нарушениями закона в этом случае понимается неисполнение или  ненадлежащее исполнение требований закона органами, организациями или их должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст.21 Закона о прокуратуре. Характер нарушения  закона каждый раз определяется содержанием  требований конкретного закона (нормы  гражданского, финансового, налогового законодательства, законодательства о  приватизации, экологического и т.д.). Эти требования могут быть изложены непосредственно в Конституции  РФ, конституциях или уставах субъектов  РФ, федеральных законах или законах  субъектов РФ. Однако каждый раз  эти нарушения закона должны иметь  достаточно существенный характер, то есть причинять или создавать  реальную угрозу, интересам граждан, общества или государства.

 

С требованием  об устранении нарушений закона прокурор может обратиться к тем органам, организациям, учреждениям или должностным  лицам, которые имеют право и  возможность устранить выявленные нарушения закона. В их числе могут  быть только те объекты, исполнение законов  которыми входит в предмет прокурорского  надзора.

 

III. Полномочия  прокурора, направленные на предупреждение  нарушений закона.

 

Полномочия  прокурора по предупреждению нарушений  закона в "чистом виде" представлены правом прокурора объявлять предостережение  о недопустимости нарушения закона.

 

Это полномочие прокурора имеет целенаправленный профилактический характер. Оно применяется  в тех случаях, когда прокурор в процессе осуществления надзора  за исполнением законов и законностью  правовых актов либо в процессе проверки конкретных обращений, заявлений или  жалоб получает сведения о том, что  должностные лица органов, организаций  и учреждений, являющихся объектами  надзора за исполнением законов, готовятся совершить противоправные деяния. Предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется прокурором при наличии явной угрозы нарушения  закона.

 

Основная  цель предостережения о недопустимости нарушения закона – пресечение (прекращение) и предупреждение противоправного  антиобщественного деяния, недопущение  более опасных правонарушений, в  том числе и преступлений. Это  средство не заменяет, но дополняет  другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений  прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение  в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

 

Предостережения о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к  руководителям коммерческих организаций (управляющим, директорам, председателям  и их заместителям). С связи с  этим, на наш взгляд, разумно внести соответствующие дополнения в ст.25 Закона о прокуратуре.

 

В плане  предупреждения нарушений законов  хорошие результаты достигаются, когда  вся законоохранная деятельность прокуратуры  протекает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация о состоянии исполнения законов  и принимаемых прокуратурой мерах  по устранению и предупреждению нарушений  законов, направляемая в органы представительной и исполнительной власти[34].

 

Повышению эффективности прокурорского реагирования на нарушения законов могли бы способствовать:

 

а)          более тщательная отработка прокурорами  текстов актов прокурорского  надзора и в особенности их мотивировочной и резолютивной частей;

 

б)         разумное сочетание письменных и  устных форм реагирования;

 

в)          совершенствование контроля со стороны  прокуроров за выполнением требований, содержащихся в актах прокурорского  надзора;

 

г)          наделение прокуроров дополнительными  полномочиями, направленными на устранение нарушений законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Акты  прокурорского реагирования

 

 

Акты  прокурорского реагирования - это  предусмотренные Законом о прокуратуре  формы реализации полномочий прокурора  по устранению и предупреждению правонарушений.

 

Будучи  предусмотренными в Законе, акты прокурорского  реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского  реагирования, права и обязанности  прокурора и лиц, рассматривающих  эти акты.

Информация о работе Прокурорский надзор