Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа

Описание работы

Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой.

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Надзор  за исполнением законов в сфере  экономики

 

 

Реформирование  экономических отношений в Российской Федерации сопровождается ростом преступности. Преступные группировки, действующие  в экономике, легализовали значительную часть теневых капиталов, освоили  новые виды противоправной деятельности, вовлекают в преступный бизнес все  большее число предпринимателей.

 

В результате возникла разветвленная сеть криминализированных  коммерческих структур, ориентированных  на получение противоправным путем  сверхприбылей. Они проникают во все отрасли хозяйственной деятельности, и прежде всего на фондовый рынок, в финансово-кредитную, инвестиционную и внешнеэкономическую системы.

 

Несмотря  на то, что законодатель существенно  ограничил рамки прокурорского  вмешательства в экономические  процессы, анализ состояния законности свидетельствует об активизации  и эффективности надзора по многим направлениям: за исполнением законодательства о собственности, о внешнеэкономической  деятельности, о финансово-кредитной  деятельности, о ценных бумагах, о  налогах.

 

Практика  показывает, что роль контролирующих органов в борьбе с указанными правонарушениями незначительна. Органы исполнительной власти самостоятельно исполняют функции контроля и  не всегда заинтересованы в инициировании  прокурорских проверок. Прокуратура  вынуждена вмешиваться, проверяя поступившие  сигналы о фактах правонарушений[52].

 

В целях  повышения эффективности надзорных  мероприятий необходимо выделить "точки  роста" в экономических правоотношениях, определить линию поведения и  конкретные задачи при осуществлении  полномочий, предоставленных Федеральным  законом "О прокуратуре Российской Федерации".

 

Своевременное информационное обеспечение - залог  и неотъемлемое условие правильной организации надзорной деятельности прокурора, поэтому необходимо систематическое  накопление данных о правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях.

 

Исходя  из ст.21 Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации" и приказа  Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30  "Об организации прокурорского  надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" предметом надзора  в сфере экономики применительно  к деятельности прокурора города (района) являются: соблюдение конституционных  требований по регламентации основных положений экономической деятельности в России; исполнение федеральных  законов экономического характера  и законов субъектов Федерации, принятых в пределах их компетенции  всеми органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам  правовых актов, издаваемых указанными выше органами и должностными лицами.

 

Приказ  Генерального прокурора РФ "Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 22 мая 1996 г. № 30 (п. 6, 7) предписывает проверки исполнения законов проводить в первую очередь  для защиты общезначимых или государственных  интересов, а в области экономических  отношений сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов  о собственности, земле, предпринимательской  деятельности, финансового, налогового, банковского, таможенного законодательства.

 

Однако  в современных условиях прокурорский надзор в экономической сфере  должен быть избирательным. Вместо "широкозахватного" общего надзора следует переходить на конкретную работу по направлениям, наиболее значимым для общества и  государства. Такой характер надзора  позволит поставить его в четкие рамки, повысит коэффициент полезного  действия, исключит вмешательство в  хозяйственную деятельность организаций, особенно коммерческих структур. Прокурорское вмешательство в сферу экономики  должно быть, прежде всего, правомерным, т.е. ограничиваться строгими рамками  имеющихся к тому оснований[53].

 

Основаниями для прокурорских проверок могут  быть: материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел; результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной  практики; другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

 

В каждой городской (районной) прокуратуре, исходя из региональных условий, определяется порядок, предусматривающий срок и  процедуру получения и обработки  статистических и иных первичных  данных по вопросу соблюдения законов  на поднадзорных объектах. С этой целью  используются накопительные таблицы, аналитические схемы, учетные журналы, картотеки и иные вспомогательные  средства, а также ЭВМ.

 

Надлежащая  организация работы прокуратуры  по информационному обеспечению  достигается путем истребования необходимых сведений о правонарушениях  из всех действующих на территории города (района) государственных органов  и некоторых общественных организаций, это: коммерческие и некоммерческие организации, органы местного самоуправления (представительные, исполнительные, их структурные подразделения - финансовые, торговля, здравоохранение и др.), органы МВД России, районные (городские) комитеты (статистики,  по управлению имуществом, по земельным ресурсам и землеустройству, жилищно-коммунальные), санитарно-эпидемиологические органы, районные, городские органы судебных приставов, банковские и иные финансово-кредитные  учреждения, районные (городские) суды, общества защиты прав потребителей.

 

Так, в  территориальных агентствах по управлению имуществом сосредоточены сведения: о поданных и удовлетворенных  заявках на приватизацию, о допущенных нарушениях законодательства в процессе приватизации, о возбужденных в судах  исках об отмене незаконных решений  о приватизации, о привлечении  к ответственности виновных должностных  лиц и результатах их рассмотрения, об организации контроля за эффективностью использования и сохранностью имущества, находящегося в федеральной собственности.

 

В налоговых  инспекциях аккумулируются сведения о  деятельности коммерческих и некоммерческих организаций: бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД), отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД), расшифровка  дебиторской и кредиторской задолженности  организации (форма №0710011 по ОКУД), реестр сведений о доходах физических лиц, отчет об итоговых суммах начисленных  доходов и удержанного подоходного  налога с налогоплательщиков - физических лиц, расчет (налоговая декларация) по НДС, расчет по налогу с продаж.

 

В указанных  выше и других формах отчетности содержатся сведения:

 

а) о проведенных  проверках, выявленных нарушениях и  принятых мерах;

 

б) о количестве должностных лиц, привлеченных к  административной ответственности;

 

в) о суммах наложенных и взысканных с юридических  лиц административных штрафов и  недоимок;

 

г) о приостановленных операциях предприятий, учреждений и граждан по расчетным и другим счетам в банках в связи с нарушениям законодательства;

 

д) о предъявленных  в суды исках о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными, взыскании сумм, неосновательно приобретенных  в результате незаконных сделок.

 

Городские (районные) комитеты по статистике располагают  следующими формами государственного статистического наблюдения:

 

Годовые формы отчетности:

 

       а) форма № 1-РП - сведения о  состоянии расчетов за отгруженную  продукцию, выполненные работы (услуги) - сдается всеми предприятиями  и организациями, кроме малых  предприятий, банков, страховых и  бюджетных организаций;

 

       б) форма № 4 - сведения об  остатках, о поступлении и расходе  топлива, о сборе и использовании  отработанных нефтепродуктов –  сдается предприятиями и организациями,  их обособленными подразделениями,  являющимися потребителями топлива  и нефтепродуктов;

 

 

в) форма  № 11 - сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов за год - сдается  всеми предприятиями и организациями, кроме малых;

 

г) форма  № 11-тэр - сведения об использовании  топлива, тепло- и электроэнергии - сдается  предприятиями и объединениями, являющимися потребителями тепло- и электроэнергии.

 

Квартальные формы отчетности:

 

а) форма  № 1-КО - сведения о структуре просроченной кредиторской задолженности организаций;

 

б) форма  № П-2 - сведения об инвестициях;

 

в) форма  № Б-2 (срочная) - сведения о кредиторской и дебиторской задолженности  организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, - сдается  некоммерческими юридическими лицами, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней;

 

г) форма  П-1 - сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг представляется всеми юридическими лицами, являющимися  коммерческими организациями, а  также некоммерческими организациями  всех форм собственности, осуществляющими  производство товаров и услуг  для реализации на сторону, их обособленными  подразделениями (кроме банков, страховых  и прочих финансово-кредитных учреждений);

 

д) форма  П-2 - сведения об инвестициях - представляется всеми юридическими лицами, коммерческими  и некоммерческими организациями  всех форм собственности, их обособленными  подразделениями;

 

е) форма  П-3 - сведения о финансовом состоянии  организации - представляется всеми  юридическими лицами, являющимися коммерческими  организациями, а также некоммерческими  организациями всех форм собственности, осуществляющими производство товаров  и услуг для реализации на сторону (кроме банков, бюджетных, страховых  и прочих финансово-кредитных организаций), их обособленными подразделениями (в случае, если они выделены на отдельный  баланс и имеют расчетный счет);

 

ж) форма  № 1-РП - сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные  работы (услуги).

 

В целях  обеспечения полноты информационного  обеспечения прокурорам следует  использовать некоторые формы отчетности судов:

 

а) отчет   формы   №   2  (единая форма  отчетности для всех уровней судебной системы), утвержденный постановлением Госкомстата России от 20 марта 1992 г. № 17, содержит показатели о результатах  рассмотрения гражданских дел, среди  которых 40 категорий дел искового производства, 8 категорий дел, возникающих  из административно-правовых отношений, 6 категорий дел особого производства;

 

б) отчет  формы № 1-АП (утвержден приказом министра юстиции РФ от 8 мая 1997 г. Х  в 19-01-57-97) составляется исходя из судебной подведомственности отдельных категорий  административных дел, определенной КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами; в этом отчете перечислены конкретные статьи по составам административных правонарушений, данные о количестве рассмотренных дел, числе лиц, подвергнутых конкретному виду административного наказания, о суммах штрафов;

 

в) сводный  статистический отчет "Основные статистические показатели работы арбитражных судов  Российской Федерации" (составляется на основании данных окружных арбитражных  судов Высшим Арбитражным Судом  РФ) - соответствующие показатели сравниваются по периодам и по территориальному расположению арбитражных судов; содержит данные о динамике роста рассмотренных  арбитражными судами отдельных категорий  дел (о ценных бумагах, о признании  права собственности, об обжаловании  отказа в государственной регистрации  и т.д.).

 

Как показывает анализ практики, источниками информации о правонарушениях в сфере  экономики чаще всего являются:

 

- устные  и письменные заявления и жалобы  граждан;

 

- обращения  должностных лиц и руководителей  хозяйствующих субъектов;

 

- акты  органов местного самоуправления, руководителей коммерческих и  некоммерческих организаций;

 

- сведения  средств массовой информации;

 

- иные  конкретные сигналы о правонарушениях.

 

Определенные  сведения о правонарушениях накапливаются  в самой прокуратуре: проверочные  материалы, акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона; материалы  уголовных дел; отказные материалы; информационно-аналитические справки  и обобщения, характеризующие состояние  законности.

 

В материалах уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей и налогов  путем "лжеэкспорта" (ст.194 УК РФ) можно  получить информацию о нарушениях таможенных правил и валютного законодательства, злоупотреблениях или халатности должностных  лиц таможенных органов.

 

В соответствии со ст.6 Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации" требования прокурора  о представлении сведений, материалов и документов подлежат безусловному исполнению в установленный срок и на безвозмездной основе. Действия прокурора по истребованию материалов, документов, статистической и иной информации облекаются в форму письменного документа, озаглавленного "требование". В этом документе излагается содержание требования, делается ссылка на статьи закона, регламентирующие полномочия прокурора, и содержится указание на обязательность его исполнения и предусмотренную законом ответственность за неисполнение[54].

 

Всю поступающую  в прокуратуру из различных источников информацию о правонарушениях надлежит регулярно (ежемесячно, ежеквартально) анализировать и обобщать.

Информация о работе Прокурорский надзор