Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа

Описание работы

Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой.

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

 

В соответствии с ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса  РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными  учета энергии. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными  нормативными правовыми актами или  соглашением сторон (ч. 2 ст. 544 ГК РФ).

 

Проверка  показала, что по состоянию на 01.01.2005 г. задолженность ООО "Оренбург Водоканал" за потребленную электроэнегрию за декабрь 2004 г. составила 7505 тыс. рублей. На основании  изложенного Генеральному директору  ООО "Оренбург Водоканал" было объявлено, что в случае неисполнения требовании закона, изложенных в указанном предостережении, он будет привлечен к административной ответственности.

 

Предостережение применяется, также при наличии  сведений о готовящихся противоправных деяниях, эти сведения должны быть реальными, объективными и достоверно установленными.

 

Закон ничего не говорит о характере готовящихся  противоправных деяний. Ведь таковыми могут быть и деяния, хотя и нарушающие какие-либо нормы права, но не представляющие серьезной общественной опасности. Поэтому, исходя из смысла ст. 25 Закона о прокуратуре, следует полагать, что данный акт прокурорского  реагирования может и должен применяться  в тех случаях, когда у прокурора  имеется объективная информация о реальной возможности совершения должностным лицом правонарушения, представляющего значительную общественную опасность[38].

 

Формы реализации рассматриваемого акта прокурорского  реагирования является смешанной. Сам  акт, как уже отмечалось, имеет  письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В  отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, или  другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено  прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение  закона, и возможность привлечения  его к ответственности в установленном  законом порядке в случае невыполнения этих требований. Объявление предостережения  должно быть соответствующим образом  зарегистрировано.

 

Помимо  предусмотренных Законом о прокуратуре  актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств  прокурорского реагирования. Так, например, прокуроры некоторых субъектов  федераций в своей надзорной  деятельности при выявлении нарушений  законов в правовых актах не предпринимают  предусмотренных Законом о прокуратуре  мер реагирования, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя. Они подменяют предусмотренные  законом о прокуратуре акты реагирования квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий  Эл подменяет принесение протестов "направлением предложений". Идентичная прокурорская практика наблюдается  в городе Москве, где для "урегулирования некоторых вопросов, а также в  случаях несоответствия законов  города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований – соответствующие  акты прокурорского реагирования". Некоторые прокуроры оповещали  адресата о выявленных нарушениях письмами. Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность[39].

 

Подобная  реакция прокуроров на нарушения  закона, по нашему мнению, недопустима, так как государственный орган  и конкретные должностные лица, осуществляющие надзор за исполнением законов другими, сами пренебрегают его содержанием, либо вольно трактуют его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА  ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ОТДЕЛЬНЫХ  СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

3.1 Надзор  за исполнением экологического  законодательства

 

 

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет  право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением. В  связи с тем, что это право  неразрывно связано с обязанностью государства поддерживать окружающую среду в благоприятном для жизни состоянии, возрастает значение его природоохранной функции, в частности, прокуратуры.

 

Для осуществления  надзора за исполнением природоохранного законодательства в бывшем СССР в 1985—1986 гг. стали создавать природоохранные  прокуратуры, число которых к 1990 г. составило 110. Из них две трети  были созданы в Российской Федерации. В настоящее время в России функционируют Волжская (на правах областной) и 48 межрайонных природоохранных  прокуратур, которые действуют в  территориальных рамках[40].

 

В юридической  литературе до сих пор ведется  дискуссия о целесообразности создания и проблемах деятельности природоохранных  прокуратур. Так, В. Похмелкин, депутат  Государственной Думы Федерального Собрания РФ считает, что прокурорская система надуманно разорвана  по предметам, которые даже не соответствуют  отраслям надзора[41]. Но ведь нельзя забывать, что такое деление имеет условный характер, задачи и цели прокурорского  надзора едины. Противоположную  точку зрения высказывает В.А. Солдатова, Волжский межрегиональный природоохранный  прокурор, — она утверждает, что  один из путей совершенствования  прокурорского надзора за исполнением  природоохранного законодательства —  его специализация. Специализация  и концептуальный подход к организации  прокурорского надзора за исполнением  природоохранного законодательства намного  повышает его действенность. Об этом свидетельствует опыт работы Волжской природоохранной прокуратуры (только в 2001г. прокуратурой выявлено 20 022 нарушения  законов об охране природной среды, что составило 30% нарушений данного  вида законодательства). По внесенным  прокуратурой представлениям привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 2 059 человек, по постановлениям природоохранных прокуроров наказано в административном порядке 1 352 человека, принесено 711 протестов на незаконные правовые акты[42].

 

Экологическое законодательство чаще всего нарушается в процессе его применения. Это  может выражаться в самовольной  порубке деревьев, браконьерство, залповом сбросе или выбросе токсичных  веществ в окружающую природную  среду (прямой умысел). При несоблюдении экологического законодательства должностными лицами, руководителями коммерческих организации, а в ряде случаев  и гражданами нередко загрязняется окружающая среда, гибнут животные, заболевают люди. Подобное обычно происходит при  неисполнении пли формальном исполнении служебных и гражданских обязанностей. В этом случае экологическое правонарушение совершается в форме бездействия. Прокурор применяет свои полномочия при получении сведений о любых  отклонениях от требований действующих законов в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

 

Так, прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга совместно  со специалистами ГУ "Государственная  инспекция по охране окружающей среды  Оренбургской области" проведена  проверка соблюдения природоохранного законодательства ЧП Кутаева А.Н. в  шиномонтажной мастерской.

 

В ходе проверки выявлены нарушения действующего федерального природоохранного законодательства. В  соответствии со ст. 11 ФЗ "Об отходах  производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические  лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, обязаны разрабатывать  проекты нормативов образования  отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Установлено, что ЧП Кутаев данное требование закона не выполнял.

 

Результаты  проведенной проверки свидетельствуют, что ЧП Кутаев не выполняет требования законодательства в области охраны окружающей среды. На основании изложенного  было внесено Представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Прокурор потребовал безотлагательно  рассмотреть настоящее представление  и в течении месяца принять  конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий  им способствующих. О результатах  и принятых мерах сообщить прокурору  Ленинского района г. Оренбурга в  письменной форме.

 

Прокурорский  надзор за исполнением экологического законодательства - важнейшее правовое средство:

 

—    защиты экологических прав граждан  и, в первую очередь, их права на благоприятную  окружающую среду;

 

—  обеспечения  экологической безопасности в регионах и в целом в стране;

 

— защиты, сохранения и рационального использования  природных богатств России, являющихся наиболее ценным ее достоянием;

 

—    позитивного воздействия на деятельность природоохранных и других органов, наделенных функциями экологического контроля, призванных обеспечить надлежащее исполнение экологического законодательства;

 

—  повышения  экологической культуры должностных  лиц, руководителей коммерческих и  некоммерческих организаций, граждан  как составной части общей  культуры, формирования у них правильного, максимально  адаптированного к  действительности экологического мировоззрения[43].

 

Анализируя  Закон о прокуратуре и акты Генпрокуратуры РФ, можно определить ряд направлении деятельности прокуратуры  в сфере экологии:

 

1. Надзор  за соблюдением экологических  норм Конституции РФ, за исполнением  экологических требований законов  федеральными министерствами и  ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций, их должностными  лицами.

 

2. Надзор  за соответствием законам в  сфере экологии нормативных правовых  актов, издаваемых указанными  органами и лицами.

 

3. Надзор  за соблюдением экологических  прав человека и гражданина  названными органами и лицами. Приказом Генерального прокурора  РФ "Об организации прокурорского  надзора за исполнением законов,  соблюдением прав и свобод  человека и гражданина" № 30 от 22 мая 1996 г. к числу основных  направлений надзорной деятельности  отнесен надзор за исполнением  законов в сфере экологической  безопасности. В каждом регионе  на органы прокуратуры возлагается  обязанность наладить эффективный  надзор за исполнением законов  об охране природы и о рациональном  использовании ее ресурсов, по  каждому факту экологического  правонарушения решать вопросы  о привлечении к ответственности  виновных и взыскании причиненного  материального ущерба.

 

В связи  с этими тремя направлениями  прокурорского надзора необходимо отметить три обстоятельства. Первое - органы прокуратуры при реализации своей компетенции в сфере  экологического законодательства не подменяют  иные государственные органы и субъекты права, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в этой сфере. Второе — проверки исполнения этого законодательства проводятся на основании поступившей  в органы прокуратуры информации о фактах его нарушения, требующих  принятия мер прокурорам.   Третье       органы  прокуратуры  не  вмешиваются  в  оперативно-хозяйственную деятельность организаций в сфере экологии.

 

4. Уголовное  преследование лиц, подозреваемых  в совершении экологических преступлений, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным  законодательством РФ.

 

5. Координация  деятельности других правоохранительных  органов по борьбе с экологической  преступностью.

 

6. Участие  в рассмотрении дел судами, опротестование  противоречащих закону решений,  приговоров, определений и постановлений  судов в сфере экологии.

 

7. Участие  прокуратуры в правотворческой  деятельности, касающейся экологических  общественных отношений[44].

 

Согласно  пп. в, д, з, к п.1 ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими ресурсами, охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности, осуществления мер  по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды относятся к предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В связи  с этим в соответствии с п. 2 ст. 76 Основного закона возможно принятие регионами собственных законов  в сфере экологии, не противоречащих федеральному законодательству.

 

Таким образом, под предметом прокурорского  надзора за исполнением законов  в сфере экологии следует понимать соблюдение Конституции Российской Федерации и экологических прав человека и гражданина, исполнение действующих на территории Российской Федерации законов в природоохранной  сфере федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и  некоммерческих организации; а также  соответствие законам в сфере  экологии правовых актов, издаваемых этими  органами и должностными лицами[45].

 

Принимая  меры к выявлению нарушений экологического законодательства, установлению обстоятельств, способствующих этому, к их устранению и привлечению к ответственности  лиц, прокуроры способствуют защите экологических прав граждан, обеспечению  экологической безопасности и экономических  интересов государства.

 

Прокурорский  надзор за исполнением экологического законодательства в современных  условиях становится наиболее важным и приоритетным направлением работы прокуратуры[46]. Прокуроры на местах стремятся активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряжении арсенал правовых средств  для своевременного и полного  выявления, пресечения и устранения любых нарушений экологического законодательства и принимать предусмотренные  законом меры к возмещению материального  ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, к реабилитации (восстановлению) деградированных природных объектов (проведению рекультивации, освобождению территории от несанкционированных  свалок промышленных и бытовых отходов), привлечению к ответственности, в том числе и уголовной, виновных лиц. Тем самым преследуется стратегическая цель — предупреждение нарушений  названного законодательства и, следовательно, оздоровление окружающей природной  среды.

Информация о работе Прокурорский надзор