Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа

Описание работы

Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой.

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

 

2.           Прокурорский надзор в экономической  сфере (надзор за исполнением  законодательства о собственности;  законодательства о предпринимательстве;  законодательства о приватизации  государственных и муниципальных  предприятий; законодательства о  банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного  (земельного) законодательства; инвестиционного  законодательства; законодательства  об аренде; дорожно-транспортного  законодательства);

 

3.           Прокурорский надзор во внешнеэкономической  сфере (надзор за исполнением  законодательства о внешнеэкономической  деятельности; таможенного законодательства);

 

4.           Прокурорский надзор в оборонной  сфере (надзор за исполнением  законодательства об обороне;  законодательства об оружии; законодательства  о границе; законодательства о  чрезвычайных ситуациях или чрезвычайном  положении).

 

Говоря  об указанных выше основных направлениях в рассматриваемой надзорной  деятельности прокуроров, следует отметить, что они не носят исчерпывающего характера. В процессе развития и  деятельности государства, возникают  новые проблемы экономического и  социального характера, которые  требуют внимания прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов.

 

Осуществляя надзор за исполнением законов в  области государственного управления, органы прокуратуры тем самым  способствуют выполнению задач, стоящих  перед обществом и государством, по защите прав граждан, повышению их материального благосостояния. Иначе  говоря, прокуроры, осуществляя свои полномочия в сфере данного надзора, решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного  строительства[7].

 

Задачи  прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов, сформулированы в Законе о прокуратуре, а также  в приказах Генерального прокурора  РФ № 30 от 22 мая 1996 г. "Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" № 42 от 18 июля 1997 г. "Об усилении прокурорского  надзора за законностью правовых актов субъектов Российской федерации" и ряде других указаний и распоряжений.

 

Исходя  из анализа указанных нормативных  актов, можно выделить следующие  задачи, стоящие перед прокурорами  при осуществлении надзора в  данной сфере:

 

1)           обязательное вмешательство прокурора  в связи с поступившей информацией  о нарушении законов путем  принятия мер к выявлению и  устранению нарушений законов  и способствующих этому обстоятельств;

 

Особо следует  сказать о главном законе страны — Конституции РФ. Первые законы о прокуратуре — Закон СССР "О прокуратуре СССР" (1979 г.), Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" (1992 г.) — не содержали  специальных указаний на осуществление  прокуратурой надзора за соблюдением  Основного закона страны, хотя это  презюмировалось, и надзор за исполнением  конституционных норм, в действительности обеспечивался прокуратурой планомерно и непрерывно. Тем не менее отсутствие соответствующих положений в  законе порождало известную неопределенность позиции прокуратуры в выполнении ею надзорной роли по отношению к  практике реализации конституционно-правовых установлений. Федеральный закон  от 10 февраля 1999 г. "О внесении изменений  дополнений в Закон РФ "О прокуратуре  Российской Федерации", в соответствии с которым в понятие предмета прокурорского надзора было включено соблюдение Конституции РФ, обоснованно  устранил имевший место пробел в  законодательстве и законодательно закрепил ту серьезную фактическую  роль, которую играют органы прокуратуры  в механизме обеспечения действия Основного закона страны.

 

2)           наиболее полное использование  возможностей прокурорского надзора  за исполнением законов в предупреждении  правонарушений и в первую  очередь, преступлений;

 

3)           активизация и совершенствование  деятельности органов государственного  контроля и правоохранительных  органов, направленной на обеспечение  исполнения законов и подзаконных  актов, укрепление законности  и правопорядка через проведение  прокурорских проверок в основном  в этих органах и поручения  проведения ими проверок в  подчиненных, подконтрольных и  нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;

 

4)           более активное проведение в  жизнь принципа неотвратимости  ответственности за совершение  правонарушений, ставя вопрос о  привлечении к установленной  законом ответственности правонарушителей  вне зависимости от их должностного, имущественного положения, памятуя  о том, что перед законом  все равны;

 

5)           доведение до населения и общественности  через радио, телевидение, периодическую  печать информации о работе  органов прокуратуры, в том  числе и в области прокурорского  надзора за исполнением законов,  в особенности о принимаемых  ею мерах к устранению нарушений  законов и привлечению к ответственности  виновных лиц с указанием их  фамилий и должностей, состоянии  и динамике правонарушаемости  в регионах;

 

6)           выявление пробелов (дефектов) действующего  законодательства, потребностей в  нормативном регулировании общественных  отношений и принятии мер к  их устранению путем внесения  соответствующих предложений в  представительные (законодательные)  органы и органы, обладающие правом  законодательной инициативы. При  этом нижестоящие прокуроры могут  вносить подобные предложения  через вышестоящих прокуроров;

 

7)           повышение правовой культуры  должностных лиц, в особенности  руководителей государственных  органов, издающих правовые акты  и совершающих другие юридически  значимые действия, руководителей  коммерческих организаций, предпринимателей, а также граждан, привитии им  потребности точного исполнения  законов. В наибольшей мере  этому способствует активно осуществляемый  прокурорский надзор за исполнением  законов в сочетании с проведением  специальных предупредительно-профилактических  мероприятий. Основное требование, предъявляемое в современный  период к прокурорскому надзору  за исполнением законов — это  повышение его эффективности,  что выражается в его влиянии  на конечный результат - состояние  законности и правопорядка

 

От активности, инициативы, профессиональной подготовки прокуроров, осуществляющих надзор, многое зависит в укреплении законности в государстве, в выявлении нарушений  закона и установлении их причин и  способствующих этим нарушениям условий. Прокуроры первыми сталкиваются с нарушениями законов, они первыми  исследуют причины и условия, способствовавшие этим нарушениям. Именно они решают вопрос о возбуждении  уголовного преследования против нарушителей  закона и привлечения нарушителей  к административной, дисциплинарной или материальной ответственности. Результаты их проверок служат исходным материалом для расследования преступлений, связанных с хищениями и взяточничеством, злоупотреблениями полномочиями должностных  лиц, незаконным предпринимательством и многими другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Предмет  и пределы надзора

 

 

Понятие предмета надзора за исполнением  законов дано в ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В нем можно выделить два самостоятельных элемента.

 

1.           Соблюдение Конституции РФ и  исполнение законов, действующих  на территории Российской Федерации,  федеральными министерствами, государственными  комитетами, службами, иными федеральными  органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами  управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций.

 

2.           Соответствие законам правовых  актов, издаваемых указанными  органами и лицами.

 

Фактически  же как в первом, так и во втором случае речь идет о различных проявлениях  единой по своей сути направленности надзорной: деятельности на решение  определенного рода задач, стоящих  перед прокуратурой, в чем собственно говоря, наиболее полно и конкретно  выражаются особенности предмета каждой отдельно взятой отрасли прокурорского  надзора. Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами государственной  власти, местного самоуправления, должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, является одной из форм исполнения законов. Специальное указание в  статье Закона в качестве составной  части предмета надзора на соответствие правовых актов закону следует рассматривать  как свидетельство стремления законодателя вычленить те существенные, находящие  отражение в предмете надзора  специфические характеристики надзорной деятельности прокуратуры, которые являются наиболее значимыми.

 

Содержание  используемого в ст. 21 Закона "О  прокуратуре Российской Федерации" понятия "исполнение закона" включает в себя как собственно исполнение законов, представляющее собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний, так и соблюдение законов, которое обычно понимается как следование установленным законом  запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми.

 

Исполнение  законов выражается в виде действий или правовых актов. В действиях (бездействии) и актах, порождающих  юридически значимые последствия (правовых актах), материализуются возведенные  в закон воля и интересы российского  народа. Через них реализуется  главная функция закона как регулятора общественных отношений. Действия (бездействие) и правовые акты служат формами исполнения законов, охватывающими все области  правоприменительной деятельности.

 

Говоря  о предмете надзора, необходимо отметить, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов строго определенной действующим законодательством  совокупностью органов, организаций  и должностных лиц. К таким  органам, согласно перечню, представленному  в ст. 21 Закона "О прокуратуре  Российской Федерации", относятся: федеральные  отраслевые органы исполнительной власти; законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов  РФ; органы местного самоуправления; органы управления и руководители, государственных  и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в различных сферах жизни общества. Этот перечень является исчерпывающим. Дополняться, изменяться он может только путем принятия соответствующих  законов. Обоснованное и крайне необходимое  изменение перечня объектов прокурорского  надзора обеспечил Федеральный  закон от 10 февраля 1999 г.[8], который  устранил допущенную в первоначальной редакции Закона о прокуратуре ошибку, выразившуюся в невключении в  него коммерческих и некоммерческих организаций. Это, как известно, серьезно осложняло процесс осуществления  прокурорского надзора на низовом  уровне надзорной деятельности, где  отмечается совершение основной массы  правонарушений.

 

Несмотря  на исчерпывающий характер определения  поднадзорных прокуратуре органов  и учреждений некоторые авторы считают  необходимым дополнить данный перечень. В частности Ю.Е. Винокуров, утверждает, что в ст. 21 Закона о прокуратуре  названы далеко не все органы, за исполнением законов которыми прокуроры  призваны осуществлять надзор, и предлагает дополнить имеющийся перечень общественными  организациями, объединениями, движениями[9]. Но если обратиться к главе 4 Гражданского кодекса РФ, то мы увидим, что все предлагаемые Винокуровым субъекты относятся к некоммерческим организациям[10], которые уже упомянуты в ст.21 Закона о прокуратуре. Кроме того, Ю.Е. Винокуров считает необходимым включить и граждан в число поднадзорных субъектов, мотивирую это тем, что при нарушении гражданами законов прокурор принимает меры к привлечению их к установленной законом ответственности[11], с чем вряд ли можно согласиться, ввиду того, что при привлечении граждан, например, к уголовной ответственности, реализуется не надзорная функция прокуратуры, а функция уголовного преследования. В этой связи, следует поддержать позицию Н.В. Мельникова, считающего, что исключение граждан из числа поднадзорных субъектов, совершенно справедливо и является следствием отказа от тотального осуществления прокурорского надзора за всеми[12].

 

В практическом плане важным является вопрос о том, какое содержание вкладывается законодателем  в понятие законов, надзор за исполнением  которых призвана осуществлять прокуратура. От точности ответа на данный вопрос непосредственно  зависят целенаправленность и профессиональная, определенность надзорной деятельности прокуратуры.

 

Конституция РФ (ст.129), Федеральный закон "О  прокуратуре Российской Федерации" (ст. 1 и -21) устанавливают, что прокуратура  осуществляет надзор за исполнением  законов, действующих на территории РФ. В настоящее время действующие  на территории Российской Федерации  законы представляют двухуровневую  систему, элементами которой выступают  федеральные законы и законы субъектов  РФ. В связи с этим предметом  прокурорского надзора является исполнение как федеральных законов, так и законов субъектов РФ.

 

К совокупности нормативных актов, надзор за исполнением  которых осуществляет прокуратура, относятся международные договоры Российской Федерации и акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы  международного права, являющиеся, согласно ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы России. Причем они  имеют приоритетное значение в случаях  расхождения с отечественным  законодательством. В Конституции  РФ указано: "Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем установленные  законом, то применяются правила  международного договора"[13]. В числе  актов международного правового  характера несомненного внимания прокуроров заслуживают: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и факультативный протокол к нему, Конвенция о защите прав и основных свобод, Конвенция о  правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным  делам, подписанная в Минске 22 января 1993 г. (Минская конвенция), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ратифицирована 4 ноября 1995 г.).

Информация о работе Прокурорский надзор