Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа
Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой.
2.
Прокурорский надзор в
3.
Прокурорский надзор во
4.
Прокурорский надзор в
Говоря об указанных выше основных направлениях в рассматриваемой надзорной деятельности прокуроров, следует отметить, что они не носят исчерпывающего характера. В процессе развития и деятельности государства, возникают новые проблемы экономического и социального характера, которые требуют внимания прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов.
Осуществляя
надзор за исполнением законов в
области государственного управления,
органы прокуратуры тем самым
способствуют выполнению задач, стоящих
перед обществом и
Задачи прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов, сформулированы в Законе о прокуратуре, а также в приказах Генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" № 42 от 18 июля 1997 г. "Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской федерации" и ряде других указаний и распоряжений.
Исходя из анализа указанных нормативных актов, можно выделить следующие задачи, стоящие перед прокурорами при осуществлении надзора в данной сфере:
1)
обязательное вмешательство
Особо следует
сказать о главном законе страны
— Конституции РФ. Первые законы
о прокуратуре — Закон СССР
"О прокуратуре СССР" (1979 г.),
Закон РФ "О прокуратуре Российской
Федерации" (1992 г.) — не содержали
специальных указаний на осуществление
прокуратурой надзора за соблюдением
Основного закона страны, хотя это
презюмировалось, и надзор за исполнением
конституционных норм, в действительности
обеспечивался прокуратурой планомерно
и непрерывно. Тем не менее отсутствие
соответствующих положений в
законе порождало известную
2)
наиболее полное использование
возможностей прокурорского
3)
активизация и
4)
более активное проведение в
жизнь принципа неотвратимости
ответственности за совершение
правонарушений, ставя вопрос о
привлечении к установленной
законом ответственности
5)
доведение до населения и
6)
выявление пробелов (дефектов) действующего
законодательства, потребностей в
нормативном регулировании
7)
повышение правовой культуры
должностных лиц, в
От активности,
инициативы, профессиональной подготовки
прокуроров, осуществляющих надзор, многое
зависит в укреплении законности
в государстве, в выявлении нарушений
закона и установлении их причин и
способствующих этим нарушениям условий.
Прокуроры первыми сталкиваются
с нарушениями законов, они первыми
исследуют причины и условия,
способствовавшие этим нарушениям. Именно
они решают вопрос о возбуждении
уголовного преследования против нарушителей
закона и привлечения нарушителей
к административной, дисциплинарной
или материальной ответственности.
Результаты их проверок служат исходным
материалом для расследования
1.2 Предмет и пределы надзора
Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В нем можно выделить два самостоятельных элемента.
1.
Соблюдение Конституции РФ и
исполнение законов,
2. Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами.
Фактически же как в первом, так и во втором случае речь идет о различных проявлениях единой по своей сути направленности надзорной: деятельности на решение определенного рода задач, стоящих перед прокуратурой, в чем собственно говоря, наиболее полно и конкретно выражаются особенности предмета каждой отдельно взятой отрасли прокурорского надзора. Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, является одной из форм исполнения законов. Специальное указание в статье Закона в качестве составной части предмета надзора на соответствие правовых актов закону следует рассматривать как свидетельство стремления законодателя вычленить те существенные, находящие отражение в предмете надзора специфические характеристики надзорной деятельности прокуратуры, которые являются наиболее значимыми.
Содержание используемого в ст. 21 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" понятия "исполнение закона" включает в себя как собственно исполнение законов, представляющее собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний, так и соблюдение законов, которое обычно понимается как следование установленным законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми.
Исполнение
законов выражается в виде действий
или правовых актов. В действиях
(бездействии) и актах, порождающих
юридически значимые последствия (правовых
актах), материализуются возведенные
в закон воля и интересы российского
народа. Через них реализуется
главная функция закона как регулятора
общественных отношений. Действия (бездействие)
и правовые акты служат формами исполнения
законов, охватывающими все области
правоприменительной
Говоря
о предмете надзора, необходимо отметить,
что прокуратура осуществляет надзор
за исполнением законов строго определенной
действующим законодательством
совокупностью органов, организаций
и должностных лиц. К таким
органам, согласно перечню, представленному
в ст. 21 Закона "О прокуратуре
Российской Федерации", относятся: федеральные
отраслевые органы исполнительной власти;
законодательные и
Несмотря на исчерпывающий характер определения поднадзорных прокуратуре органов и учреждений некоторые авторы считают необходимым дополнить данный перечень. В частности Ю.Е. Винокуров, утверждает, что в ст. 21 Закона о прокуратуре названы далеко не все органы, за исполнением законов которыми прокуроры призваны осуществлять надзор, и предлагает дополнить имеющийся перечень общественными организациями, объединениями, движениями[9]. Но если обратиться к главе 4 Гражданского кодекса РФ, то мы увидим, что все предлагаемые Винокуровым субъекты относятся к некоммерческим организациям[10], которые уже упомянуты в ст.21 Закона о прокуратуре. Кроме того, Ю.Е. Винокуров считает необходимым включить и граждан в число поднадзорных субъектов, мотивирую это тем, что при нарушении гражданами законов прокурор принимает меры к привлечению их к установленной законом ответственности[11], с чем вряд ли можно согласиться, ввиду того, что при привлечении граждан, например, к уголовной ответственности, реализуется не надзорная функция прокуратуры, а функция уголовного преследования. В этой связи, следует поддержать позицию Н.В. Мельникова, считающего, что исключение граждан из числа поднадзорных субъектов, совершенно справедливо и является следствием отказа от тотального осуществления прокурорского надзора за всеми[12].
В практическом плане важным является вопрос о том, какое содержание вкладывается законодателем в понятие законов, надзор за исполнением которых призвана осуществлять прокуратура. От точности ответа на данный вопрос непосредственно зависят целенаправленность и профессиональная, определенность надзорной деятельности прокуратуры.
Конституция РФ (ст.129), Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 1 и -21) устанавливают, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ. В настоящее время действующие на территории Российской Федерации законы представляют двухуровневую систему, элементами которой выступают федеральные законы и законы субъектов РФ. В связи с этим предметом прокурорского надзора является исполнение как федеральных законов, так и законов субъектов РФ.
К совокупности
нормативных актов, надзор за исполнением
которых осуществляет прокуратура,
относятся международные