Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:21, контрольная работа

Описание работы

Задача: Закончив предварительное следствие по уголовному делу по обвинению гр. Коробкова А.В. в причинении тяжкого вреда здоровью гражданина Бухарина М.М., следователь направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. Ознакомившись с делом, прокурор установил, что следователем не дана правовая оценка действиям гражданина Чукреева В.М., находившегося на месте совершения преступления и, по показаниям некоторых свидетелей, также нанесшего Бухарину один или два удара рукой.

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.docx

— 105.86 Кб (Скачать файл)

 

Полученная  прокурором информация подлежит систематизации и правовой оценке с учетом следующих  критериев:

 

а) характера  правонарушений;

 

б) распространенности правонарушений на отдельных объектах;

 

в) общественной опасности совершаемых правонарушений.

 

На основе проведенного анализа и обобщения  информации о правонарушениях прокурором планируются надзорные мероприятия  текущего и перспективного характера.

 

Таким образом, постоянный и целенаправленный анализ всей совокупной информации позволяет  прокурору района (города) своевременно выявлять и намечать объекты, где  наиболее распространены нарушения  законов, и безошибочно сформулировать конкретный круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверок.

 

Прокуратурой  Ленинского района г. Оренбурга в  ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства Оренбургским областным  управлением ветеринарии, были выявлены нарушения действующего бюджетного законодательства. Установлены факты  нарушений ст.163 Бюджетного законодательства РФ, выразившиеся в нецелевом использовании  средств федерального бюджета на общую сумму 57800 рублей. В соответствии с ч.2 ст.163 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств обязаны  эффективно использовать бюджетные  средства в соответствие с целевым  назначением. Однако средства федерального бюджета, полученные в 2003 г. для осуществления  текущего ремонта Оренбургского  областного эпизодического отряда в  размере 57800 рублей были направлены на расходы по оплате текущего ремонта  централизованной бухгалтерии Ветуправления, содержание которой осуществляется за счет средств областного бюджета. Тем самым осуществило нецелевое использование средств федерального бюджета.

 

На основании  вышеизложенного прокурором Ленинского района было внесено Представление  начальнику Оренбургского Областного управления ветеринарии.

 

Прокуроры могут серьезно оздоровить обстановку, если будут неуклонно добиваться исполнения требований Указа Президента РФ от 3 марта 1998 г, "Об обеспечении  взаимодействия государственных органов  в борьбе с правонарушениями в  экономике", в силу которого федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  должны "незамедлительно информировать  соответствующие органы прокуратуры  о выявленных правонарушениях в  сфере экономики".

 

В заключение еще раз подчеркнем: прокурорский надзор за исполнением законов в  сфере экономики востребован  масштабами и сложностью решаемых задач, он может служить механизмом, восполняющим дефекты государственного контроля. Заслуживает особого внимания особенности  организации и осуществления  прокурорского надзора и в  таких сферах экономики, как: надзор за исполнением законодательства о  государственной и муниципальной  собственности, надзор за исполнением  законов о приватизации, надзор за исполнением налогового законодательства. Рассмотрим их.

 

1. Надзор  за исполнением законодательства  о государственной и муниципальной  собственности.

 

Прокурорская  практика свидетельствует, что использование  государственной и муниципальной  собственности сопряжено со значительными  отступлениями от федерального законодательства, нередко носящими криминальный характер. Среди совершенных правонарушений в сфере управления государственным  и муниципальным имуществом наиболее распространены:

 

- факты  незаконного распоряжения и завладения  государственной собственностью, пакетами  акций, принадлежащих государству;

 

- умышленное  неисполнение решений судов о  возврате государству незаконно  отчужденного имущества;

 

- непоступление  в доходы соответствующих бюджетов  арендных платежей;

 

- слабая  работа представителей государства  в органах управления акционерных  обществ, где имеется федеральный  пакет акций;

 

- злоупотребления  государственных чиновников при  сдаче имущества в аренду, организации  конкурсов, аукционов, определении  начальной цены при его продаже;

 

- взяточничество.

 

Отмечается  неуклонный рост нарушений законодательства о государственной и муниципальной  собственности.

 

Необходимую информацию о правонарушениях прокурор получает из анализа следующих источников: правовых актов органов власти субъектов  Федерации, муниципальных образований; обращений представителей юридических  лиц о неправомерных действиях  контролирующих органов (в первую очередь  подразделений Министерства имущественных  отношений РФ); локальных актов  органов управления предприятий (организаций); заявлений и жалоб граждан; результатов  прокурорской и правоприменительной  практики; обобщений материалов прокурорской практики; сообщений средств массовой информации[55].

 

Проверки  исполнения законодательства прокурорами  проводятся по двум основным направлениям:

 

1) исполнение  требований законов об использовании  государственного, муниципального  имущества;

 

2) соблюдение  законодательства при выполнении  контрольных функций органами  по управлению государственным,  муниципальным имуществом.

 

В ходе проверки прокурор должен ознакомиться с:

 

- уставами  предприятий (организаций);

 

- учредительными  договорами;

 

- планами-заказами  собственника на осуществление  хозяйственной деятельности казенными  предприятиями;

 

- договорами  о передаче собственниками имущества  предприятию в хозяйственное  ведение (оперативное управление);

 

- договорами  об использовании (купле-продаже,  аренде) государственного и муниципального  имущества;

 

- протоколами  общих собраний акционеров и  решениями о начислении дивидендов  по акциям;

 

- актами  сдачи и приемки объектов муниципальной  собственности; 

 

- доверенностями  и отчетами представителей государства  в акционерных обществах;

 

- балансами  предприятия (организации);

 

- планами  счетов, патентами на применение  упрощенной системы налогообложения;

 

- данными  о ценах на аналогичную выпускаемой  предприятием продукцию, полученными  в письменной форме от организаций-изготовителей;

 

- сведениями  об уровне цен, полученными  в органах ценообразования, государственной  статистики, торговых инспекциях;

 

- книгами  учета доходов и расходов, которые  ведутся субъектами, которые применяют  упрощенную систему налогообложения,  учета и отчетности (в частности,  малыми предприятиями);

 

- регистрами (книгами, журналами, карточками, электронными носителями) бухгалтерского  учета и внутренней бухгалтерской  отчетности, а также декларациями  и другими документами, связанными  с исчислением и уплатой налогов.

 

Ввиду специфики  и особой сложности указанной  группы вопросов проверке привлекаются специалисты в области бухгалтерского учета финансов.

 

В зависимости  от характера установленных в  ходе проверки правонарушений прокурор принимает адекватные меры реагирования.

 

2. Надзор  за исполнением законов о приватизации.

 

В течение  последнего десятилетия одним из основных направлений деятельности прокуроров был надзор за исполнением  приватизационного законодательства.

 

На региональном уровне наиболее типичными нарушениями  в этой сфере правоотношений являются:

 

1) незаконное  отчуждение из государственной  и муниципальной собственности  объектов недвижимости, активов  унитарных предприятий, пакетов  акций (долей) под видом расчетов  с кредиторами;

 

2) установление  противоречащего федеральному законодательству  порядка приватизации государственного  и муниципального имущества, включение  в состав приватизируемого имущества,  не подлежащего приватизации;

 

3) нарушение  порядка проведения конкурсов  и аукционов по продаже государственного  и муниципального имущества, предоставление  непредусмотренных льгот и преимуществ  конкретным покупателям;    

 

4) нарушение  антимонопольного законодательства  при проведении конкурсов и  аукционов;

 

5) незаконное  распределение средств от продажи  приватизируемого имущества между  бюджетами, установление противоречащего  федеральному законодательству  порядка расчетов с покупателями  государственного и муниципального  имущества, нецелевое использование  этих средств[56].

 

Планирование  и проведение проверок исполнения законов  о приватизации осуществляется с  учетом информации, которую можно  почерпнуть из нескольких источников, это: отчеты и статистические данные органов по управлению государственным  и муниципальным имуществом, фондов имущества; средства массовой информации.

 

В ходе проверки необходимо выяснять следующие вопросы:

 

1) кто  на поднадзорной территории осуществляет  приватизацию государственного  и муниципального имущества; образован  ли специальный орган по управлению  муниципальным имуществом; имеет  ли соответствующие полномочия  орган, осуществляющий приватизацию  государственного имущества;

 

2) полномочным  ли органом приняты решения  об отчуждении государственного  и муниципального имущества;

 

3) соблюдаются  ли сроки рассмотрения заявок  и принятия решений о приватизации, сроки утверждения планов приватизации, порядок формирования комиссии  по приватизации; законны ли принимаемые  комиссией решения;

 

4) организовано  ли привлечение оценщиков, аудиторов  и иных специалистов к работе  комиссий по приватизации в  целях объективной оценки финансового  состояния предприятия и определения  начальной цены отчуждаемого  имущества;

 

5) исполняется  ли требование законодательства  при разработке инвестиционных  и специальных условий для  коммерческого конкурса;

 

6) соблюдаются  ли права трудового коллектива;

 

7) соблюдаются  ли требования закона при внесении  изменений в планы приватизации, уставы акционерных обществ, проспекты  эмиссии; не нарушены ли при  этом имущественные права Российской  Федерации или субъекта Федерации;

 

8) соблюдается  ли процедура передачи документов  продавцу после утверждения плана  приватизации;

 

9) соблюдаются  ли требования о сроках и  процентном соотношении при перечислении  денежных средств от приватизации  в бюджеты соответствующих уровней,  нет ли фактов задержки таких  средств на счетах органов  по управлению имуществом;

 

10) нет  ли фактов использования средств,  поступивших от приватизации, не  по их целевому назначению.

 

3. Надзор  за исполнением налогового законодательства.

 

Практика  прокурорского надзора за исполнением  налогового законодательства показывает, что налоговые органы не в полной мере используют предоставленные им законодательством права и полномочия в деле обеспечения своевременного и полного поступления налогов  в бюджет. В их деятельности допускаются  многочисленные отступления от требований закона, неисполнение возложенных на них функциональных обязанностей, имеются  иные негативные тенденции, препятствующие эффективному функционированию налоговой  системы.

 

Прежде  всего, налоговые органы не обеспечивают точного учета налогоплательщиков, в результате чего десятки тысяч  предпринимателей остаются вне поля зрения налоговых инспекций, годами не уплачивают налоги. Допускается  регистрация множества юридических  лиц по одному и тому же адресу, нередко  на одно и то же лицо.

 

По мнению большинства прокуроров, наиболее действенными мерами является обращение взыскания  на имущество должника и изъятие  наличных средств, которые используются еще недостаточно. Повсеместно органы Государственной налоговой инспекции  не выполняют требований о систематическом  проведении проверок налогоплательщиков один раз в два года. Так, в Нижегородской  и Тамбовской областях отдельные  предприятия не проверялись по 4-5 лет.

 

Но эффективность  от реализации имущества должников, на которое накладывается арест  очень мала. За II месяцев 1997 г. было арестовано имущество на сумму 70 042330 млн. руб., фактическая  реализация принесла в бюджеты разного  уровня всего 6644087 млн. руб. (9,4 %). Например, в Читинской области она составляет 10,5 %, во Владимирской - 10 %, в Орловской - 2,3 %. В ряде случаев это происходит из-за обращения взыскания на имущество, не являющееся собственностью предприятия, на заведомо нереализуемое или специальное  оборудование, без которого невозможно дальнейшее функционирование предприятия, а также из-за несоблюдения налоговыми органами законодательства[57].

Информация о работе Прокурорский надзор