Понятие и признаки состава хулиганства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. С провозглашением РК демократическим правовым государством особенное значение приобрел вопрос обеспечения и охраны общественного порядка.
Среди мер, направленных на защиту общественного спокойствия, особое место занимают на сегодняшний день уголовно-правовые, которые определяют содержание уголовной ответственности за грубое нарушение общественного порядка.

Файлы: 1 файл

huliganstvo_kak_socialnopravovoe_yavlenie.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

прилегающих к нему местностях.

В то же время отмечаются серьезные проблемы, связанные с расследованием хулиганства. Все еще имеет место значительное число ошибок в квалификации, правильном понимании ряда объективных и субъективных признаков состава хулиганства. Как показывают результаты проведенного нами

Для устранения указанных недостатков необходимо сконцентрировать

большие усилия на работе подготовке кадров, профессиональном образовании и повышении квалификации сотрудников милиции, а равно комплектации подразделений, в особенности следствия, органов дознания лицами, имеющими высшее либо среднеспециальное юридическое образование.

Выше был отмечен тот факт, что более 22, 2% хулиганств совершаются лицами, ранее судимыми за совершение аналогичных преступлений. На этом основании особую актуальность приобретает на сегодняшний день потребность в выработке и воплощении в жизнь комплекса мер, направленных на ресоциализацию лиц, отбывших наказание за совершенное преступле-

 

ние. Д.А. Кириллов, обращает внимание на необходимость осуществления наряду с мерами по недопущению реализации возможности совершения преступлений в действительности комплекса мероприятие индивидуальной профилактики, включающей в качестве неотъемлемого признака меры по ресоциализации личности .

Деятельность государства, направленная на ресоциализацию лиц, отбывших наказание должна включать в себя создание специальных учреждений, в функции которых входило бы профессиональная ориентация бывших осужденных, подготовка их к возвращению в общество полноправным

и полноценным гражданином. Особенное значение имеет работа с осужденными, у которых истекает срок наказания.

Эффективным инструментом контроля и предупреждения преступле 
ний, совершаемых лицами, освободившимися из мест лишения сврбоды, яв 
ляется административный надзор. В настоящее время административный 
надзор устанавливается за определенными категориями лиц, освободив 
шихся из мест лишения свободы, на срок от 6 месяцев до 1 года. В отноше 
нии названных граждан устанавливаются определенные ограничения в пра 
вах, к числу которых относится обязанность являться в определенные дни в 
органы внутренних дел, запрет на посещение определенных общественных 
мест, иные ограничения, устанавливаемых согласно действующему законо 
дательству . • : . . -

В современных условиях назрела насущная потребность в организации трудоустройства, социальной адаптации лиц, отбывших наказание, обеспечении их жильем, оказание иной помощи. Решению данной проблемы способствовало бы создание и поддержка ныне существующих фондов, в чьи задачи входит социальное обеспечение бывших заключенных, разработка и реализация целевой государственной программы, по их ресоциализации.

Принципиальным моментом в деятельности по профилактике и предупреждению нарушений общественного порядка была на протяжении многих лет и остается по сей день борьба с алкоголизмом. В современных условиях

работа, проводимая в указанном направлении должна в первую очередь строиться на основе упорядочения торговли спиртными напитками, самой

активной борьбой с нелегальным производством алкоголя.

 

Наличие дешевого, низкосортного алкоголя, предлагаемого подпольными торговцами всем желающим, в том числе несовершеннолетним в значительной степени способствует росту пьянства, отравлений, связанных с употреблением некачественных напитков, совершению на почве этой почве множества жестоких, ничем не обусловленных преступлений.

Усиление государственного контроля за этой сферой позволит установить единый стандарт и проверку качества производимого алкоголя, а также   решить    множество    проблем,    возникающих    в    связи    с    его неограниченным производством.

Не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием

спирта более 13 процентов в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного значения) и ка прилегающих к ним территориях " .

Следует отметить, что ужесточение контооля со стоооны госудаоства

•   •*• -• •* j. л v '   •   л

за производством и" продажей спиртных напитков встречает в ряде случаев активное противодействие со стороны дельцов теневого бизнеса. Ранее, при анализе субъективных признаков хулиганства мы отмечали, что антисоциальная установка лица формируется и получает развитие не одномоментно, но на протяжении определенного периода времени. В силу  этого  весьма  важным  для  профилактики  преступлений  является проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, имеющими антиобщественную направленность.

Непосредственным способом реализации мер индивидуальной профилактики является персональная работа сотрудников правоохранительных органов в отношении конкретных лиц, имеющих антисоциальную направленность. Указанная деятельность должна проводиться в форме бесед, индивидуально - разъяснительной работы, встреч с населением, наглядной агитации. Указанные меры способствуют формированию должного уровня правовой культуры, уважения к общественному порядку.

Вторым, не менее важным моментом указанной работы является применение к лицам имеющим сформировавшиеся антиобщественные установки специальных профилактических мер. Как показывает практика, индивидуальная профилактическая работы, направленная на переориентацию лица на уровне бесед, воспитательной работы не всегда оказывается эффективной, реальных же средств воздействия на указанных лиц в распоряжении правоохранительных органов нет.

 

К таким мерам, на наш взгляд, следовало бы относить: официальное предупреждение о недопустимости определенного поведения, ограничение на посещение определенных мест, установление надзора за лицами ведущими антиобщественный образ жизни, возложение обязанности трудоустроиться.

Указанные средства нашли свое отражение в законодательства ряда зарубежных государств, где на деле доказали свою эффективность и целесообразность.

Определяющим фактором, обуславливающим эффективность и подкрепление всех иных мер борьбы с хулиганством является, вне всякого сомнения проведение правильной и четко обоснованной уголовной политики в отношении преступлений против общественного порядка. В указанной сфере за последние годы имеет место четко выраженная тенденция к смягчению

уголовно - правовых мер в отношении указанных правонарушений. '

Смягчение мер уголовно - правового воздействия прослеживается и в

самом уголовном кодексе РК 1997г., где, как было рассмотрено выше обязательными признаками хулиганства признаны применение физического либо психического насилия, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества. Наряду с положительными моментами этого нововведения, которые выразились в более четком определении границ этого состава, его отграничении от иных преступлений, административно наказуемого хулиганства, данная новелла содержит в себе и отрицательный потенциал.

В настоящее время фактически декриминализированньш оказался ряд действий, которые по своей природе являются объективно общественно опасными. К таковым относятся, в частности, публичное совершение в общественных местах развратных действий, демонстративное отправление естественных потребностей, выражение через громкоговоритель нецензурной

бранью во время проведения массовых мероприятий и т.д.

Обозначенные действия грубо нарушают, прежде всего, общественную

нравственность, мораль, затрагивают также общественный порядок, спокойствие, нормы социального общежития.

Однако, с нашей точки зрения, на современном этапе развития РК.

общественная нравственность, отношения морали имеют крайне высокую социальную значимость, и их нарушение в довольно высокой степени является общественно опасным. Поэтому, представляется весьма важным дополнить УК РК статьей 257: «Грубое нарушение общественной морали», из-

 

79

дожив ее в следующей редакции: «Грубое нарушение общественной морали, совершенное публично в общественном месте, и выражающее пренебрежение к общественным устоям, наказывается...».

Предложенная редакция нового состава преступления диктуется необходимостью подчеркнуть его основные признаки: грубость, явное и демонстративное нарушение норм морали. Они позволяют отличать состав грубого нарушения норм морали от смежных преступлений, а равно от деяний, не представляющих существенной общественной опасности. Публичность также является необходимым элементом нового состава преступления и предполагает присутствие в месте грубого нарушения норм морали как минимум двух лиц, наблюдающих указанные выше действия. Включение данного признака в купе с общественным местом в число обязательных элементов состава преступления, предусмотренного ст. 257 УК РК, обусловлено природой грубого нарушения норм социальной морали, ибо совершить данное нарушение вне переделов общественного места, а равно в отсутствие посторонних лиц невозможно.

Основным объектом нового состава преступления являются отношения общественной морали и нравственности, а в качестве дополнительного объекта выступают общественный порядок, нормы социального общежития.

Объективная сторона ст. '257 УК РК, на наш взгляд, выражается в виде действия. Состав этого преступления по конструкции формальный, считается оконченным с момента совершения действий, грубо нарушающих общественную нравственность. Обязательным признаком является совершение

указанных действий в общественном месте и публично.

Вина грубого нарушения общественной морали имеет форму прямого

умысла. Мотив - желание проявить пренебрежение общественными устоями, выразить собственное гипертрофированное «Я». Субъектом данного преступления признается физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Включение нового состава преступления в систему норм УК позволит, с нашей точки зрения ликвидировать законодательный пробел в сфере охраны общественного порядка, усилить защиту таких значимых социальных категорий, как общественные мораль и нравственность. Представляется, что это положительным образом скажется на правоприменительной практике, связанной с привлечением к уголовной ответственности за хулиганство, позволит отграничить от него действия предусмотренные ст. 257 УК' РК.

 

Заключение.

Подводя общий итог дипломному исследованию необходимо отметить, что правильная квалификация хулиганства возможна на основе изучения всех объективных и субъективных признаков этого состава преступления. Верное понимание и единообразный подход к содержанию элементов, образующих состав хулиганства возможен на основе глубокого анализа, сравнения с аналогичными признаками смежных преступлений, изучения судебной практики по делам данной категории.

При написании данного дипломного исследования был собран

большой объем статистической информации, эмпирических данных. Результаты ее изучения показали, что состав преступления, предусмотренный ст. 257 УК РК и поныне играет крайне значительную роль в правоприменительной деятельности. Более 96,6 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов высказались за сохранение в Уголовном кодексе статьи, предусматривающей уголовную ответственность за хулиганство, при этом 32,5 % выразили мнение о необходимости дальнейшего ужесточения ответственности за грубое нарушение общественного порядка.

В то же время результаты исследования показали, что остаются проблемы с верным пониманием объективных и субъективных признаков, образующих состав хулиганства, затруднения, связанные с тем, какое насилие предусмотрено в диспозиции ст. 257 УК РК.

В процессе работы над темой дипломного . исследования мы попытались наиболее полно, со всех сторон осветить все аспекты, имеющие отношение к разрабатываемой проблеме, составить определенную методологическую основу для дальнейшей работы над данной проблемой.

Изучение элементов состава преступления, предусмотренного ст. 257 УК РК позволило сделать вывод, что объектом хулиганства является общественный порядок в узком смысле этого слова, а именно совокупность отношений, складывающихся в общественных местах, обеспечивающих нормальный обстановку спокойствия, установленных правил поведения в публичных местах, соблюдение норм морали и нравственности, правил социального общежития, психическую и телесную неприкосновенность граждан,

нормальную деятельность организаций и учреждений. Обязательным дополнительным объектом хулиганства в свете изменений его законодательно-

 

го определения является психическая и телесная неприкосновенность личности, а равно отношения собственности. Предметом состава преступления, предусмотренного ст. 257 УК РК является чужое имущество, в качестве обязательного дополнительного признака выступает потерпевший.

Объективная сторона хулиганства включает в себя в качестве факультативно-обязательных признаков общественное место и обстановку совершения преступления - публичность. По конструкции состав хулиганства является формальным, считается оконченным с момента совершения действий, грубо нарушающих общественный порядок.

Грубым нарушением общественного порядка следует признавать совершение дерзких антиобщественных действий, существенно нарушающих общественные спокойствие, общепринятые нормы нравственности, причиняющих значительный вред общественным интересам, дезорганизующих работу учреждений, органов власти.

Информация о работе Понятие и признаки состава хулиганства