Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Глава I п. 1.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Условный характер действия данного института создавал необходимые  предпосылки для ресоциализации осужденных в местах лишения свободы и последующей успешной социальной адаптации в условиях обычной микросреды. Завершение процесса исправления условно освобожденных осуществлялось в течении испытательного срока. Критериями достижения указанной цели становились добросовестное отношение к труду, выполнение возложенных обязанностей, отсутствие нарушений закона или социальных норм. Ситуация менялась при систематических нарушениях  трудовой дисциплины, побеге со стойки или совершении нового преступления. Определением суда условно освобожденный возвращался в исправительно-трудовое учреждение для дальнейшего отбывания наказания. Совершение условно освобожденным нового преступления  влекло назначение наказания по совокупности приговоров (ст. 36 Основ). Общая положительная тенденция снижения численности  осужденных в период 1963-1965 гг. на 13,1 % свидетельствовала о позитивных преобразованиях в сфере противодействия преступности. Однако увеличение доли освобожденных от уголовной ответственности, наказания и дальнейшего отбывания неизбежно влекло повышение уровня повторно совершаемых преступлений  вследствие недостаточного совершенства законов и осуществляемой правоприменительной деятельности. В этой связи в период 1965-1966 гг. численность осужденных увеличилась на 26,8 %. Такой подход имел отрицательные последствия для поощряемых лиц, в том числе и освобожденных под определенные условия. Условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду активно реализовывалось на правоприменительном уровне. По оценкам специалистов число таких освобожденных из исправительно-трудовых учреждений возросло в 1965-1966 гг. на 17,6 %. Между тем в 1966 г. почти каждый третий из числа досрочно освобожденных по различным основаниям был вновь осужден84.

Постановка на учет, возвращение  в семью, устройство на работу, решение  жилищного вопроса, исключение отрицательного влияния криминального окружения осуществлялось под контролем. Соответственно, потенциальная готовность лица к совершению нового преступления в результате действия постпенитенциарного контроля постепенно заменялась другими устремлениями, в том числе социально-полезного содержания. Поддержка семьи, трудового коллектива, компетентного государственного органа, должностных лиц, общественной организации заполняли образовавшееся после освобождения из исправительно-трудового учреждения вакуум, ориентируя лицо на действия и поступки, выгодные поднадзорному и государству. Такой подход должен был решить проблему эффективного противодействия рецидивной преступности, актуализировавшийся в указанный период.

Начиная с 1968 г. актуализировался вопрос эффективности практики единовременного  условного освобождения из исправительно-трудовых учреждений отдельных категорий осужденных с направлением на предприятия народного хозяйства. Вместе с тем отмечалась положительная тенденция снижения численности осужденных на 4,5 % в период 1966-1968 гг. Однако указанные показатели не исключали необходимости дальнейшего совершенствования деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.

Совершенствованию механизма  условного исполнения наказания  содействовала модификация редакции ст. 38 Основ. В этой связи изменилось представление об условном осуждении, упрощению подлежал порядок применения исследуемого института. Согласно первоначальной редакции условное осуждение оценивалось специалистами как неприменение назначенного судом наказания в виде лишения свободы или исправительных работ, заключавшееся в неисполнении вынесенного судом приговора при условии не совершения осужденным в период испытательного срока нового однородного или не менее тяжкого преступления85. Принятие данного закона повлекло изменение представления об условном осуждении. Анализируемый институт стал оцениваться как освобождение виновного лица от реального отбывания наказания под условие не совершения в период испытательного срока нового умышленного преступления, повлекшего осуждение к лишению свободы86. Модификация исследуемого института отразилась на сложности не менее тяжких преступлений. Различное толкование указанных понятий доктриной уголовного права и сложившейся практики детерминировало принятие ошибочных судебных решений. Вследствие этого возникали проблемы, связанные с реализацией данного института на правоприменительном уровне, и, в отдельных случаях, возникали неразрешимые вопросы в части определения последствий условного осуждения. В этой связи законодателем были конкретизированы и несколько изменены требования, предъявляемые к категории условно осужденных. Новая редакция норм, размещенных в ст. 38 Основ и ст. 45 УК РСФСР, трансформировало правовое основание отмены анализируемой меры уголовно-правового характера. В качестве единственного основания отмены действия исследуемого института закон признавал совершение условно осужденным в течении испытательного срока нового умышленного преступления, за которое назначалось наказание в виде лишения свободы. Реализация условно осужденным нового умышленного преступления в период испытательного срока подчеркивала его стойкие асоциальные установки и определенный уровень деформации правового сознания, требующие адекватной реакции со стороны государства. Вследствие этого испытательный срок прерывался и к наказанию, назначенному за вновь совершенное преступление, полностью или частично присоединялось наказание, назначенное за первое преступление.

Новая редакция статьи 44 УК указывала, что совершение условно  осужденным в течении испытательного срока по неосторожности или умышленного преступления, повлекшего назначение наказания, не связанного с лишением свободы, не нарушало установленного законом условия действия анализируемого института. В этой связи продолжал действовать приговор, связанный с условным осуждением виновного лица (по первому преступлению), и новый обвинительный приговор, сопряженный с назначением конкретного вида наказания и реальным процессом его исполнения. Между тем судам рекомендовалось с особой осторожностью подходить к применению условного осуждения в отношении лиц, которые в прошлом неоднократно совершали преступления87. Такой подход обусловил появление вопроса, связанного с порядком и сроками погашения судимости. Дело в том, что уголовный закон предъявлял различные требования к поведению условно осужденного в течение испытательного периода и к сроку погашения судимости. В этой связи следует отметить, что для признания успешно выдержавшим испытательный срок признавался условно осужденный, не совершивший нового умышленного преступления, за которое назначено наказание в виде лишения свободы. Условием погашения судимости после истечения испытательного срока являлось не совершение любого нового преступления. Анализ положений действовавшего закона (ч. 4 ст. 57 УК) позволяет утверждать, что порядок исчисления сроков судимости при совершении нового преступления логично было распространить на случаи реализации условно осужденным нового общественно опасного деяния, не влекущего отмены действия данного института. Срок погашения судимости по приговору об условном осуждении должен исчисляться исходя из вида и размера назначенного наказания, а по приговору за новое преступление – из фактически отбытого наказания. Вследствие этого лицо считалось судимым до истечения наиболее продолжительного срока (с учетом наиболее строгого наказания) погашения судимости. Новая редакция закона оставляла неурегулированным вопрос по поводу начала течения испытательного срока. В этой связи на страницах юридической литературы высказывались различные точки зрения. Одни исследователи связывали начало течения испытательного срока с вступлением приговора суда в законную силу88. Другие – с момента вынесения приговора89. Разумеется, начало испытательного срока для условно осужденного неразрывно сопряжено с вступлением обвинительного приговора суда в законную силу. Отсутствие такового исключало наступление негативных уголовно-правовых последствий в силу имевшейся вероятности изменения или отмены обвинительного приговора вышестоящей судебной инстанцией. Стимулированию позитивного постпенитенциарного поведения особо опасных преступников содействовало изменение редакции ст. 47. Лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше десяти лет, и особо опасные рецидивисты в течении восьми лет после освобождения от отбытия наказания, не совершившие нового преступления, при констатации судом их исправления признавались несудимыми.

Избранный курс социальной политики государства позитивным образом  отражался на демографической ситуации в стране. Увеличение численности  населения в РСФСР составило  за период 1960-1970 гг. 11,1 млн. человек90. Интенсификация правового регулирования условного исполнения наказания способствовало законодательное оформление нового вида. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.06.1970 г. регламентации подлежало условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду91. Действие указанного института распространялось на совершеннолетних трудоспособных впервые осужденных к лишению свободы сроком от одного года до трех лет. Возможность перевоспитания лица, исходя из обстоятельств дела и личности виновного, без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора принимались во внимание судом, выносившим обвинительный приговор. Анализируемая мера уголовно правового характера не применялась к лицам, реформирование сознания и поведение которых, как правило, не возможно в силу повышенной общественной опасности личности, категорий совершенных преступлений либо устойчивых асоциальных установок. Стимулирование позитивного поведения лица обеспечивалось возможностью применения условно-досрочного освобождения при доказанности осужденным примерным поведением и честным отношением к труду своего исправления. Уклонение от работы, систематическое или злостное нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка либо установленных правил проживания влекло направление по определению суда для отбывания лишения свободы. Совершение в течение испытательного срока нового умышленного преступления предполагало назначения наказания по совокупности приговоров. Положительное влияние труда и коллектива должно было оказывать на условно осужденных дисциплинирующее воздействие. Наличие необходимых предпосылок для реформирования поведения и сознание указанных лиц в выгодном обществу направлении позволяло рассчитывать на достижение исправительного и специально-предупредительного эффекта без реального исполнения отбывания наказания. Вследствие этого исключалось действие норм тюремной субкультуры на условно осужденного. Становление условно осужденного в местах лишения свободы на путь исправления предполагало завершение указанного процесса в более благоприятных условиях. Условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду получило определенное распространение в правоприменительной деятельности. По оценкам исследователей, в отдельных областях страны в 1974 г. условное осуждение с обязательным привлечением к труду было применено почти к половине (40 %) осужденных к лишению свободы на срок от одного года до трех лет92. В период 1970-1972 гг. по ряду регионов отмечался значительный рост доли условного осуждения с обязательным привлечением к труду.

Модернизации регулирования  условий и порядка исполнения наказания содействовал утвержденный 18.12.1970 г. и вступивший в законную силу 01.07.1971 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР93. Нормы кодифицированного законодательства были направлены на правовое регулирование исполнения лишения свободы, исправительных работ, ссылки и высылки. Особое внимание уделялось правовому регулированию лишения свободы в силу его приоритетного положения в законе и правоприменительной деятельности. Между тем удельный вес ссылки признавался минимальным и не превышал в 1970 г. 1% среди назначаемых мер уголовно-правового характера. Однако уровень рецидива в период отбывания наказания ( 10 %) и после освобождения (25 %) указывал на необходимость совершенствования исполнения основных и дополнительных видов наказания. Приоритетное положение в рамках уголовно-исполнительной системы страны занимали учреждения, исполнявшие лишение свободы. Основными средствами исправления и перевоспитания признавались режим отбывания наказания, общественно-полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных. 

Для отбывания наказания  несовершеннолетним предназначалось воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режимов. В тюрьмах содержались особо опасные рецидивисты, осужденные за тяжкие преступления, лица, переведенные из исправительно-трудовых колоний за злостное нарушение режима. Кодекс предусмотрел возможность оставления осужденных в следственных изоляторах или тюрьме для производства следственных действий или выполнения хозяйственных работ. Совершенствование правового регулирования условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду обуславливало необходимость внесение изменений и дополнений. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1972 г. ужесточался порядок реализации данной меры уголовно-правового характера94. Строгой регламентации подлежал срок получения предписания и прибытия к месту работы. Дополнительным правовым ограничением для условно осужденных становилась возможность установления запрета на срок до трех месяцев ухода из дома (общежития), а так же пребывание в определенных местах.

Дополнение ст. 23 Основ, регламентировавшей лишение свободы, условным осуждением к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, раскрывало значение исследуемой меры уголовно-правового характера, назначение которой обеспечивалось наличием необходимых основания и условия ее применения95. Исправительно-воспитательное воздействие на осужденного посредством приобщения его к социально полезной деятельности соответствовало государственным интересам. Ориентация судов на назначение условного осуждения обеспечивало вовлечение в производительный процесс особой категории лиц, которые должны следовать требуемой линии поведения на протяжении испытательного срока. В течении указанного периода специальный контингент получал дополнительные трудовые навыки, становился более дисциплинированным и ответственным. Уважение законов и правил поведения, принятых в обществе, формировались под воздействием положительной социально полезной деятельностью. Такой подход соответствовал экономическим интересам, возможностью исправления и перевоспитания осужденного путем вовлечения его в производственную деятельность.

Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации