Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Глава I п. 1.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

 

Правовое  регулирование условного осуждения  в Российской Федерации

 

§ 1. Законодательная  регламентация условного осуждения  в Российской Федерации.

 

Происходившие политические события поставили под сомнение возможность дальнейшего поступательного развития союзного государства. Принятие Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 г. повлекло прекращение существования Союза ССР109. Необходимость в союзном законодательстве исключалась вследствие денонсации союзного договора. Изменение государственного устройства предопределило целесообразность реформирования социально-экономических и политико-правовых институтов. Численность населения России в 1991 г. достигла своего апогея – 148,3 млн. человек. Однако продолжавшаяся криминализация общественных отношений стала препятствием для развития государственности. Подтверждением служило увеличение зарегистрированной преступности в 1991 г. по сравнению с предыдущим годом на 18,2 %. Число осужденных по Союзу увеличилось на 13,7 %, а в РСФСР на 10,4 %. В Российской Федерации более трети (35 %) были осуждены к лишению свободы. Четвертая часть осужденных (24,1 %) оказалась привлеченной к уголовной ответственности условно и с отсрочкой исполнения приговора. Каждый пятый (21,8 %)  приговорен к исправительным работам. Отмечалось дальнейшее снижение 10,7 % осужденных. Сравнительно распространенным оказалось наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. На прежнем уровне оставался показатель условно осужденных с обязательным привлечением к труду (6,7 %)110. Анализ официальных данных судебной статистики и источников специальной литературы позволяет заключить, что назначаемые наказания и иные меры уголовно-правового характера представлялись недостаточно эффективными. Подтверждением служил уровень рецидива (64,9 %) среди лиц, отбывших наказание и вновь совершивших преступление в состоянии судимости. Внимания заслуживал удельный вес испытуемых (49,3 %) в общем числе лиц, совершивших преступление в период отбывания наказания.

Завершение  функционирования союзного государстве  предопределило необходимость признания  Российской Федерации в качестве самостоятельного субъекта международного права. Стремление России занять достойное место на европейском континенте обусловило рассмотрение международными экспертами заявки (от 07.05.1992 г.) на вступление в Совет Европы. В заключении от 07.10.1994 г. отмечался ряд недостатков национальной системы права и указывались позитивные тенденции в сфере реализации принципа законности на правоприменительном уровне.

Закон РФ от 12.06.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» был направлен на приведение в соответствие с международным стандартам норм национального права в области назначения и исполнения мер уголовно-правового характера111. Проект Уголовного кодекса РФ (октябрь 1992 г.) декларировал соответствие норм национального права положениям международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией112.Оптимизации деятельности противодействия преступности, по мнению составителей проекта, должны способствовать ужесточение ответственности за тяжкие преступления и рецидив, криминализация представлявших общественную опасность деяний и декриминализация действий (бездействия), утративших указанные свойства. Реализация принципов законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма требовали индивидуального и дифференцированного подхода к каждому виновному лицу. В этой связи дальнейшее распространение получили меры уголовно-правового характера и наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества. Логичным представлялось обращение к институтам освобождения от уголовной ответственности, наказания и его отбывания. Законопроект исключил норму об отсрочке исполнения приговора. Ряд условий ее применения были включены в содержание нормы, раскрывавшей сущность условного осуждения (ст. 65).

Модификация национальной правовой системы сопровождалась принятием законов и иных нормативно-правовых актов, направленных на противодействие развитию преступности. Продолжавшийся процесс криминализации общественных отношений предопределил активную наполняемость органов и учреждений, предназначенных для изоляции от общества. Превышение допустимого лимита численности подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных обусловило необходимость создания на территории исправительно-трудовых колоний временных следственных изоляторов. Указанные изоляторы предназначались для содержания осужденных, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу. Вместе с тем отказ от условного осуждения с обязательным привлечением к труду и условного освобождения с обязательным привлечением к труду представлялся преждевременным. Ограниченный перечень иных мер уголовно-правового характера ориентировал правоприменительные органы на наказание, исполнение которого не всегда обеспечивало реализацию основных функций и достижение предусмотренных законом целей. Закон РФ от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определил принципы и правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы113. Пристального внимания заслуживала организация уголовно-исполнительной системы и обеспечение ее деятельности. Упразднялись специальные комендатуры органов внутренних дел. Таким образом, исследуемый этап реформирования общества сопровождался стремлением следования общепризнанным принципам и нормам международного права. Однако совершенствование законодательства повлекло не совсем обоснованный отказ от отдельных видов условного исполнения наказания. Система испытания ограничивалась действием условного осуждения, отсрочки исполнения приговора и условно-досрочного освобождения.

Принятие Конституции  РФ 1993 г. открыло новый этап развития отечественной государственности. Принимаемые законы и другие нормативно-правовые акты не образовывали комплексного механизма  уголовно-правового регулирования. В этой связи активизировалась деятельность по разработке проектов УК и УИК РФ. Однако для полноценного функционирования указанного механизма требовалось совершенствование уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, обеспечивавшее взаимосвязь и взаимодействие соответствующих норм и институтов. Криминальная ситуация в России актуализировала проблему завершения реформ. Вместе с тем продолжавшийся предел собственности повлек рост зарегистрированных преступлений  (1,4 %) и сопровождался повышением на 10 % числа выявленных лиц. Общая численность осужденных в 1993 г. повысилась на 16,6 %. Осложнение криминальной обстановки отражалось на процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. Изменение специального контингента затрудняло реализацию функций уголовного наказания и достижение предусмотренных законом целей. Несмотря на это сохранялась эффективность действия институтов, в том числе базирующихся на условиях испытания.

Составители проекта  УК РФ 1994 г. принимая во внимания положения  международных нормативно-правовых актов, предложили возложить посткриминальный контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока на Службу ресоциализации. Между тем представляется очевидным, что деятельность указанной службы не могла ограничиваться осуществлением контролирующих функций. Процесс ресоциализации предполагал оказание реального содействия в возвращении осужденного в общество. 

Особого внимания заслуживала одобренная Президентом  РФ 13.01.1996 г. Концепция реорганизации  уголовно-исполнительной системы МВД России за период до 2005 г114. Поэтапное реформирование деятельности органов и учреждений, исполнявших наказание, требовало совершенствования нормативно-правовой основы, качественного изменения уголовно-исполнительной системы. Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» раскрыл новые направления уголовно правовой политики115. Уголовный кодекс стал правовой основой противодействия преступности на рубеже веков. Сложившаяся криминальная ситуация указывает на необходимость использования в механизме уголовно-правового регулирования норм и институтов, наиболее соответствовавших социальной действительности. Регламентация строгих видов и размеров наказаний за совершение тяжких и особо тяжких преступлений сопровождалась установлением сравнительно мягких мер государственного принуждения за преступления небольшой или средней тяжести. Подтверждением служили, с одной стороны, увеличения сроков отбывания лишения свободы, законодательное оформление пожизненного лишения свободы как альтернативы смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. С другой – увеличение на 37,4 % числа санкций в УК РФ по сравнению с прежним уголовным законом, регламентирующих штраф в качестве основного вида наказания.

Законодательное оформление условного осуждения  повлекло расширение перечня наказаний (с двух до пяти), которые могли  назначаться условно (ст. 73 УК РФ). Целесообразность отбывания виновным назначенного наказания  менялось на новое основание применения данной меры уголовно-правового характера. Таковым становился вывод суда о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. Стремление осужденного оправдать оказанное доверие трансформировалось на модифицированное условие применения указанной меры уголовно-правового характера, связанной с необходимостью условно осужденного доказать свое исправление в течение испытательного срока. Дифференциации в зависимости от вида и срока назначенного наказания подлежало исчисления испытательного срока, нижняя граница которого снижалась с одного года до шести месяцев. Корректирующее воздействие на поведение условно осужденного, по мнению законодателя, должен был оказывать регламентированный законом перечень определенных обязанностей, исполнение которых могло быть возложено судом с ориентацией на его исправление. Изменению подвергались контролирующие органы, функции которых возлагались на специализированный государственный орган или командирование воинских частей и учреждений. Взамен назначения наказания условно осужденному в случае совершения нового преступления появился регламентированный законом перечень оснований для отмены условного осуждения или продления испытательного срока (ст. 74 УК РФ).

Период разработки и принятия Уголовного кодекса РФ характеризовался относительной стабилизацией криминальной обстановки. Общее количество зарегистрированных преступлений не было подвергнуто существенным изменениям в течение 1995-1996 гг. Рост общего числа выявленных лиц составил 12,1 %. Увеличился показатель осужденных на 6,9 %. Доля осужденных к лишению свободы снизилась с 34,5 % до 33,8 %. Повысился удельный вес осужденных к штрафу (с 11,4 % до 13,1 %). Продолжилось снижение доли осужденных к исправительным работам (с 8,9 % до 8,1 %)116. Увеличилась доля осужденных условно с испытательным сроком (с 21,5 % до 25,9 %). Фактически на прежнем уровне остался показатель осужденных с отсрочкой исполнения приговора. Отмечалась тенденция увеличения доли условного осуждения и с отсрочкой приговора лиц в возрасте от 14 до 17 лет включительно (с 69,7 % до 70,5 %). Вместе с тем относительная стабилизация криминальной обстановки не оказывала положительного влияния на какую-либо сферу жизнедеятельности российского общества. Численность населения России за пятилетие оставалось на прежнем уровне. В течение 1991-1996 гг. численность жителей Российской Федерации сохранилась на отметке 148,3 млн. человек. Отсутствие положительных изменений в демографической ситуации было зафиксировано впервые за более чем трехсотлетнюю историю развития отечественной государственности. Вследствие этого возникла закономерная необходимость изменения социальной и уголовно-правовой политики. Вступление в законную силу Уголовного кодекса РФ предопределило интенсификацию деятельности, связанной с принятием уголовно-исполнительного законодательства. Федеральный закон от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» раскрыл новые направления уголовно-исполнительной политики. Введение в действие с 01.07.1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ создало предпосылки для приведения национального законодательства в соответствие принципам и нормам международного права.

Постановлениями Правительства РФ были утверждены Положение  о дисциплинарной воинской части, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативы их штатной численности117. Устанавливались минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях. Регламентация деятельности специализированного органа, наделенного компетенцией осуществления контроля за поведением испытуемых лиц, имела принципиальное значение для оптимизации правового регулирования условного исполнения наказания. Разъяснению функционального предназначения способствовали внутриведомственные нормативно-правовые акты. Приказ Министра внутренних дел РФ от 01.07.1997 г. № 403 был направлен на совершенствование деятельности, связанной с реализацией наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и иных мер уголовно-правового характера. Вследствие этого утверждению подлежало Инструкция о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применяется отсрочка отбывания наказания.

Указ Президента РФ от 08.10.1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» регламентировал совершенствование  системы исполнения уголовных наказаний. Предусматривалось поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы и последовательная ее передача в ведение Министерства юстиции РФ118.

Численность населения  Российской Федерации снизилась  на один год на 800 тыс. человек. В этой связи следует отметить, что в  течении 1996-1997 гг. численность жителей Российской Федерации снизилась со 148,3 млн. человек до 147,5 млн. человек. Указанная проблема требовала внесения корректив в реализуемую социальную и уголовно-правовую политику. Постановление Правительства РФ от 30.10.1998 г. № 1254 распространило на учреждения, органы, предприятия и подразделения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ действие нормативно-правовых актов Правительства РФ, регулирующих ее деятельность. Прирост общего количества зарегистрированных преступлений в 1998 г. составил 7,7 %, а численность выявленных лиц – 7,9 %. Приемлемым представлялся удельный вес не раскрытых преступлений (28,8 %). Фиксировалось повышение численности осужденных на 5,4 %. Продолжил снижаться удельный вес осужденных к лишению свободы (32,2 %). Штраф был назначен 6,4 %осужденных в качестве основного и дополнительного наказания. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначалось каждому двадцатому осужденному (5,8 %). В механизме уголовно-правового регулирования нивелировалась функция исправительных работ, назначенных 4,9 % осужденных. Незначительно повысилась доля конфискации имущества (1,4 %). Увеличилась численность осужденных к пожизненному лишению свободы (81 человек). Отмечалась тенденция увеличения доли условно осужденных, достигших совершеннолетия (51,4 %), и не достигших 18 лет (73,7 %). Таким образом, указанная мера продолжала оставаться доминирующей в механизме уголовно-правового регулирования.

Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации