Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Глава I п. 1.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Реформирование порядка  и условий исполнения наказания  в виде лишения свободы сопровождалось внесением изменений и дополнений в Основы исправительно-трудового законодательства. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.04.1973 г. уделил пристальное внимание редактированию ст. 13-16, регламентировавших особенности отбывания наказания в исправительно-трудовых учреждениях различных видов96. Такой подход призван был оптимизировать деятельность учреждений и органов, исполняющих наказание, в отношении наиболее сложной категории осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Дальнейшее стимулирование поведения условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду обеспечилось принятием постановления Президиума Верховного Совета СССР от 10.03.1975 г.97. хорошее поведение осужденного, его добросовестное отношения к труду и наличие семьи создали предпосылки для вынесения постановления, разрешающего проживание на квартирах.

Гуманизация и демократизация уголовно-правовой и исправительно-трудовой политики в отношении менее опасных  преступников не исключали тенденции  использования более строгих  мер правового воздействия применительно  к лицам, характеризующимися повышенной общественной опасностью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 08.02.1977 г. модификации были подвергнуты нормы, посвященные лишению свободы, условно-досрочному освобождению и замене наказания более мягким, неприменению указанных мер поощрительного характера. Самостоятельной регламентации подлежали условное осуждение с лишением свободы с обязательным привлечением к труду (ст. 23), условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 4498). Позитивной оценки заслуживало законодательное оформление нового вида колоний-поселений, предназначенных для осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности. Такой подход содействовал дальнейшему разграничению различных по степени социальной опасности осужденных, что создавало более благоприятные условия для достижения целей наказания.

Модификация отдельных уголовно-правовых норм потребовала внесения изменений  и дополнений в Основы исправительно-трудового законодательства. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.02.1977 г. привел в соответствие уголовному законодательству нормы, обеспечивающие исполнение лишения свободы, основные требования режима и его особенности. Редактированию был подвергнут порядок предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы. Дополнительному раскрытию подлежали условия труда и порядок его оплаты лицам, лишенным свободы. Особого внимания заслуживало введение самостоятельного раздела, регламентирующего порядок и условия исполнения условного осуждения с обязательным привлечением осужденного к труду. Реформирование Основ исполнительно-трудового законодательства осуществлялось в соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми в общесоюзное уголовное законодательство. Между тем законодательное оформление раздела III-А позволило выявить некоторую неточность в его наименовании. Специальная регламентация порядка и условий изменения условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду представлялось обоснованным. Однако его распространение на условно освобожденного, который ошибочно именовался осужденным, выглядело не вполне корректным. Освобождение от дальнейшего отбывания наказания позволяло исключить статус заключенного. В этой связи логичным представлялось переименование данного института в условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Думается, что указанные изменения следовало внести в содержание норм уголовного и исправительно-трудового законодательства.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1977 г. перечень мер уголовно-правового характера  дополняется отсрочкой исполнения приговора несовершеннолетнему (ст. 3999). Такой подход соответствовал постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 03.12.1976 г. № 16 «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность». Согласно п. 15 постановления судам предписывалось исключить из практики случаи необоснованного назначения несовершеннолетним лишения свободы за преступления, не представляющие повышенной общественной опасности, когда их исправление возможно без изоляции от общества100. Отсрочка исполнения приговора распространялась на впервые осужденных к лишению свободы несовершеннолетних на срок до трех лет. При этом во внимание судом принимались характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и иные обстоятельства дела, а так же возможность его исправления и перевоспитания без изоляции от общества. Назначенное наказание могло быть отсрочено на срок от шести месяцев до двух лет. Отсрочка исполнения приговора сопровождалась возложением на осуждённого определённых обязанностей, которые реализовывались в течение установленного судом срока. Истечение указанного срока предполагало необходимость решения судом вопроса об освобождении виновного лица от наказания или направлении для отбывания наказания, в зависимости от уровня поведения осужденного в период отсрочки исполнения приговора. Истечение срока отсрочки не гарантировало осужденному освобождение от наказания и погашения судимости101. В течение 1977 г. отсрочка была предоставлена 18 % несовершеннолетних осужденных.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.08.1981 г. внес определенные изменения и дополнения редакционного характера в уголовное  и исправительно-трудовое законодательство. Приведение в соответствие Конституции отраслей права криминального профиля предопределило совершенствование задач уголовного законодательства, детализацию основания уголовной ответственности, уточнение понятия преступления, ответственности несовершеннолетних, назначение условного осуждения и отсрочки исполнения приговора, освобождение от уголовной ответственности, наказания и его отбывания. Повышение эффективности деятельности, сопряженной с реализацией мер наказания, не связанных с лишением свободы, обусловило принятие нового закона. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1982 г. внес определенный изменения и дополнения редакционного характера в уголовное и исправительно-трудовое законодательство. Апробация отсрочки наказания на несовершеннолетних позволила распространить ее действие на лиц, достигших 18-летнего возраста (ст. 39102). Увеличился с одного года до двух лет максимальный срок исправительных работ без лишения свободы. Допускалась возможность направления осужденного, уклонявшегося от отбывания данного вида наказания, в иные места, не связанные с основным местом работы (ст. 25). Повышались размеры штрафа. Предусматривалась вероятность замены указанного вида наказания на исправительные работы в случае жесткого уклонения осужденного от уплаты штрафа (ст. 27). Особого внимания заслуживали изменения и дополнения, внесенные в содержание ст. 38. Совершение условно осужденным нового преступления в течение испытательного срока указывало на необходимость реального отбывания наказания по совокупности приговоров. Повышались требования к поведению условно осужденных. Основаниями для отмены действия данного института служило систематическое нарушение общественного порядка, повлекшее применение мер административного взыскания или общественного воздействия, а так же неоправданное доверие общественной организации или трудового коллектива.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.10.1982 г. законодательно оформлению подлежал новый вид наказания - направление в воспитательно-трудовой профилакторий. Анализируемое наказание становилось альтернативой лишению свободы и назначалось совершеннолетним на срок от одного года до двух лет. Осужденным, вставшим на путь исправления, по отбытии не менее одной трети срока наказания, предоставлялось право передвижения без сопровождения за пределами воспитательно-трудового профилактория в силу необходимости по характеру выполняемой работы. Таким образом, создавались необходимые условия для ресоциализации и социальной адаптации лиц, не требовавших режима строгой изоляции.                      

Между тем сложившаяся  криминальная ситуация в стране предопределяла необходимость изменения подхода администрации и персонала к планированию и проведению работы с осужденными. Анализ динамики зарегистрированных преступлений в период 1980-1983 гг. указывал на существенный прирост (32 %). При этом констатировалось увеличение на 15,4 % численность зарегистрированных тяжких преступлений. Количество преступлений, реализованных лицами, ранее их совершавшими, повысилось на 26,3 %. Отмечалась тенденция роста на 22,5 % осужденных по Союзу ССР. Доминирующее положение среди назначаемых наказаний в 1983 г. по-прежнему занимало лишение свободы (52,9 %). Очевидно, данным показателям не придавалось должного значения. Вследствие этого ситуация в местах лишения свободы становилась менее контролируемой. Образовавшийся вакуум продолжал заполняться нормами тюремной субкультуры, которые стали конкурировать с регламентированными законом порядком и условиями отбывания наказания. Представители исправительно-трудовых учреждений, занимавшиеся проведением карательно-воспитательного процесса, оказались не вполне подготовленными к работе с качественно изменившимся специальным контингентом. Происходившее в законодательстве и правоприменительной деятельности изменения предопределяли необходимость совершенствования функционирования учреждений, исполняющих наказание. Администрации колоний начинают утрачивать приоритетные позиции. Неоднократно судимые лица оказывали отрицательное влияние на впервые осужденных. Концентрированное соединение асоциальных взглядов, традиций и правил поведения определяло жизнедеятельность исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых колоний.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.03.1983 г. регулированию подвергался внутренний распорядок в общежитиях, предназначенных  для проживания условно осужденных и условно освобожденных с обязательным привлечением к труду. В этой связи пристального внимания заслуживало наделение сотрудников специальных комендатур правом производства досмотра осужденных и изъятия запрещенных к обращению предметов в интересах обеспечения безопасности. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.03.1983 г. утверждалось Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных103. Вследствие этого были установлены правовые основы исполнения указанных видов наказания. Регламентации подлежали правовые последствия неисполнения приговора или злостного уклонения от отбывания наказания. Такой подход способствовал повышению эффективности деятельности, связанной с реализацией лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания.

Особого внимания в этой связи заслуживало постановление Пленума Верховного Совета Суда СССР от 21.06.1985 г. № 8 «О судебной практике по применению отсрочки исполнения приговора». Судами не рекомендовалось назначение лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора, либо условного неприменения лишения свободы. Суд не вправе отсрочить исполнение приговора лицу, ранее осуждавшемуся лишению свободы, в том числе с отсрочкой исполнения приговора, судимость с которого не снята и не погашена в установленном законом порядке. Принимая решение об отсрочке исполнения приговора, суд должен обсудить вопрос о возложении на осужденного обязанностей, выполнение которых могло бы максимально способствовать его исправлению и перевоспитанию104. Рекомендации указанного постановления ориентированы на оптимизацию деятельности, сопряженной с реализацией отсрочки исполнения приговора. Однако в изменившихся социально-экономических и политико-правовых условиях широко применяемая мера уголовно-правового характера становилась менее эффективной.

Назначение  отсрочки исполнения приговора (9,3 %), условного  осуждения с обязательным привлечением к труду (8,5 %), условного осуждения (3,8 %)исключало из состава специального контингента пенитенциарных учреждений наиболее благополучных категорий лиц. Назначение исправительных работ (21,8 %), штрафа (9,7 %) и других мер наказания (1,7 %) позволяло использовать в отношении отдельных групп осужденных  меру государственного принуждения, не связанных с изоляцией от общества. Концентрация в колониях и тюрьмах наиболее опасных преступников требовала использования более гибких подходов в работе с осужденными.

Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, взятые союзом ССР обязательства  требовали выполнения рекомендаций Организации Объединенных Наций и Совета Европы. В этой связи открывались перспективы использования международного опыта противодействия преступности и правового регулирования посткриминального поведения осужденных. Государство ратифицировало Конвенцию против пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания105. Общая численность осужденных понизилась на 4,8 % (1986 г.) и на 25,6 % (1987 г.). Динамика снижения доли осужденных к лишению свободы продолжилась  в 1986 г.  (37,7 %) и в 1987 г. (33,7 %). Увеличился удельный вес осужденных к исправительным работам в исследуемый период, соответственно, до 24,3 % и 25,3 %. Зафиксировано повышение доли условно осужденных до 3,9 % и 4,8 %. Позитивные изменения констатировались в сфере применения отсрочки исполнения приговора (9,8 % и 11%). Наблюдался существенный рост осужденных к штрафу до 16 % 17 %. Одновременно снизился удельный вес условно осужденных с обязательным привлечением к труду до 7,4 % и 7 %. Доля осужденных к другим видам наказания варьировалась в пределах 0,9 % и 1,2 %. Примерно каждый третий ранее судимый (31,8 % и 32,2 %) совершил новое преступление106.

Положения национального  законодательства следовало корректировать с учетом основных направлений международной политики в области противодействия преступности и отправления правосудия. Демографическая ситуация в стране по-прежнему сохраняла положительную динамику. Прирост численности населения в РСФСР в течение 1989-1990 гг. составил один миллион человек107. Вместе с тем избранный курс на построение правового демократического государства предполагал модернизацию национальной системы права и приведение ее отраслей в соответствие международным принципам и норам, а так же сложившимся социальным реалиям. Происходившие в стране преобразования вызывали необходимость совершенствования действовавшего законодательства. Это предопределило активизацию деятельности по подготовке Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик и разработке проекта Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик. Продолжающийся процесс криминализации общественных отношений отражался на увеличении численности осужденных (18,7 %). Отмечался незначительный рост осужденных к лишению свободы (37,8 %). Каждый пятый (21,8 %) был приговорен к исправительным работам. Наблюдалось дальнейшее снижение удельного веса осужденных к штрафу (11,6 %). Конфискация имущества назначалась 11,5 % осужденных. Сравнительно распространенным стало наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (11,7 %). Показатель совершения преступлений ранее судимым лицами (36 %) по-прежнему заслуживал критической оценки.

Избранный курс отражался на уточнении задач  уголовного законодательства, регламентации основания уголовной ответственности в разделе, посвященном преступлению. Совершенствованию подлежала формула определения понятия преступления. Заслуживающим внимания являлись предложенные классификация преступлений, формы и виды вины, формула ограниченной вменяемости, понятие соучастия в преступлении, формы множественности преступлений. Обоснованным выглядело выделение самостоятельного раздела, посвященному назначению наказания. В указанном разделе наряду с общими началами и особым порядком назначения наказания вопреки последовательности изложения нормативно-правового материала регламентировалось условное неприменение наказания (ст. 47). Основанием реализации данного института служила возможность исправления осужденного без отбывания наказания. В качестве условий назначения указанной меры уголовно-правового характера рассматривалось исключение возможности совершения нового преступления и выполнение возложенных на лицо судом в течение испытательного срока обязательств.

Включение Союза  ССР в решение вопросов международно-правового характера предопределило принятие Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 03.10.1991 г. Государства-участники выразили коллективную решимость выполнять взятые обязательства по охране прав человека и основных свобод, укреплению демократических достижений на своих территориях. Происходившие преобразования в Европе диктовали необходимость повышения эффективности СБСЕ при рассмотрении проблем прав человека, возникающих в отдельных государствах108. Противоречивые процессы перестройки предопределяли кризисные явления в социально-экономической и политико-правовой сферах советского общества. Ежегодный прирост населения РСФСР сократился по сравнению с предшествующим периодом более чем в три раза. За период 1990-1991 гг. прирост составил 0,3 млн. человек в сравнении с 1,0 млн. человек в течении 1989-1990 гг. Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете позволило провозгласить приоритетность собственных нормативно-правовых актов над общесоюзными законами. Сложность управления союзным государством в условиях развития националистских и сепаратистских устремлений союзных республик, поддерживаемых высшими органами власти и управления, обусловили новый этап развития отечественной государственности.       

Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации