Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа
Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………
Реформирование порядка
и условий исполнения наказания
в виде лишения свободы сопровождалось
внесением изменений и
Гуманизация и демократизация
уголовно-правовой и исправительно-трудовой
политики в отношении менее опасных
преступников не исключали тенденции
использования более строгих
мер правового воздействия
Модификация отдельных уголовно-правовых норм потребовала внесения изменений и дополнений в Основы исправительно-трудового законодательства. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.02.1977 г. привел в соответствие уголовному законодательству нормы, обеспечивающие исполнение лишения свободы, основные требования режима и его особенности. Редактированию был подвергнут порядок предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы. Дополнительному раскрытию подлежали условия труда и порядок его оплаты лицам, лишенным свободы. Особого внимания заслуживало введение самостоятельного раздела, регламентирующего порядок и условия исполнения условного осуждения с обязательным привлечением осужденного к труду. Реформирование Основ исполнительно-трудового законодательства осуществлялось в соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми в общесоюзное уголовное законодательство. Между тем законодательное оформление раздела III-А позволило выявить некоторую неточность в его наименовании. Специальная регламентация порядка и условий изменения условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду представлялось обоснованным. Однако его распространение на условно освобожденного, который ошибочно именовался осужденным, выглядело не вполне корректным. Освобождение от дальнейшего отбывания наказания позволяло исключить статус заключенного. В этой связи логичным представлялось переименование данного института в условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Думается, что указанные изменения следовало внести в содержание норм уголовного и исправительно-трудового законодательства.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 15.02.1977 г. перечень
мер уголовно-правового
Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 13.08.1981 г. внес
определенные изменения и дополнения
редакционного характера в
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.10.1982 г. законодательно оформлению подлежал новый вид наказания - направление в воспитательно-трудовой профилакторий. Анализируемое наказание становилось альтернативой лишению свободы и назначалось совершеннолетним на срок от одного года до двух лет. Осужденным, вставшим на путь исправления, по отбытии не менее одной трети срока наказания, предоставлялось право передвижения без сопровождения за пределами воспитательно-трудового профилактория в силу необходимости по характеру выполняемой работы. Таким образом, создавались необходимые условия для ресоциализации и социальной адаптации лиц, не требовавших режима строгой изоляции.
Между тем сложившаяся криминальная ситуация в стране предопределяла необходимость изменения подхода администрации и персонала к планированию и проведению работы с осужденными. Анализ динамики зарегистрированных преступлений в период 1980-1983 гг. указывал на существенный прирост (32 %). При этом констатировалось увеличение на 15,4 % численность зарегистрированных тяжких преступлений. Количество преступлений, реализованных лицами, ранее их совершавшими, повысилось на 26,3 %. Отмечалась тенденция роста на 22,5 % осужденных по Союзу ССР. Доминирующее положение среди назначаемых наказаний в 1983 г. по-прежнему занимало лишение свободы (52,9 %). Очевидно, данным показателям не придавалось должного значения. Вследствие этого ситуация в местах лишения свободы становилась менее контролируемой. Образовавшийся вакуум продолжал заполняться нормами тюремной субкультуры, которые стали конкурировать с регламентированными законом порядком и условиями отбывания наказания. Представители исправительно-трудовых учреждений, занимавшиеся проведением карательно-воспитательного процесса, оказались не вполне подготовленными к работе с качественно изменившимся специальным контингентом. Происходившее в законодательстве и правоприменительной деятельности изменения предопределяли необходимость совершенствования функционирования учреждений, исполняющих наказание. Администрации колоний начинают утрачивать приоритетные позиции. Неоднократно судимые лица оказывали отрицательное влияние на впервые осужденных. Концентрированное соединение асоциальных взглядов, традиций и правил поведения определяло жизнедеятельность исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых колоний.
Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР от 04.03.1983 г.
регулированию подвергался
Особого внимания
в этой связи заслуживало постановлени
Назначение отсрочки исполнения приговора (9,3 %), условного осуждения с обязательным привлечением к труду (8,5 %), условного осуждения (3,8 %)исключало из состава специального контингента пенитенциарных учреждений наиболее благополучных категорий лиц. Назначение исправительных работ (21,8 %), штрафа (9,7 %) и других мер наказания (1,7 %) позволяло использовать в отношении отдельных групп осужденных меру государственного принуждения, не связанных с изоляцией от общества. Концентрация в колониях и тюрьмах наиболее опасных преступников требовала использования более гибких подходов в работе с осужденными.
Международное
сотрудничество в области предупреждения
преступности и обращения с
Положения национального законодательства следовало корректировать с учетом основных направлений международной политики в области противодействия преступности и отправления правосудия. Демографическая ситуация в стране по-прежнему сохраняла положительную динамику. Прирост численности населения в РСФСР в течение 1989-1990 гг. составил один миллион человек107. Вместе с тем избранный курс на построение правового демократического государства предполагал модернизацию национальной системы права и приведение ее отраслей в соответствие международным принципам и норам, а так же сложившимся социальным реалиям. Происходившие в стране преобразования вызывали необходимость совершенствования действовавшего законодательства. Это предопределило активизацию деятельности по подготовке Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик и разработке проекта Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик. Продолжающийся процесс криминализации общественных отношений отражался на увеличении численности осужденных (18,7 %). Отмечался незначительный рост осужденных к лишению свободы (37,8 %). Каждый пятый (21,8 %) был приговорен к исправительным работам. Наблюдалось дальнейшее снижение удельного веса осужденных к штрафу (11,6 %). Конфискация имущества назначалась 11,5 % осужденных. Сравнительно распространенным стало наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (11,7 %). Показатель совершения преступлений ранее судимым лицами (36 %) по-прежнему заслуживал критической оценки.
Избранный курс отражался на уточнении задач уголовного законодательства, регламентации основания уголовной ответственности в разделе, посвященном преступлению. Совершенствованию подлежала формула определения понятия преступления. Заслуживающим внимания являлись предложенные классификация преступлений, формы и виды вины, формула ограниченной вменяемости, понятие соучастия в преступлении, формы множественности преступлений. Обоснованным выглядело выделение самостоятельного раздела, посвященному назначению наказания. В указанном разделе наряду с общими началами и особым порядком назначения наказания вопреки последовательности изложения нормативно-правового материала регламентировалось условное неприменение наказания (ст. 47). Основанием реализации данного института служила возможность исправления осужденного без отбывания наказания. В качестве условий назначения указанной меры уголовно-правового характера рассматривалось исключение возможности совершения нового преступления и выполнение возложенных на лицо судом в течение испытательного срока обязательств.
Включение Союза ССР в решение вопросов международно-правового характера предопределило принятие Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 03.10.1991 г. Государства-участники выразили коллективную решимость выполнять взятые обязательства по охране прав человека и основных свобод, укреплению демократических достижений на своих территориях. Происходившие преобразования в Европе диктовали необходимость повышения эффективности СБСЕ при рассмотрении проблем прав человека, возникающих в отдельных государствах108. Противоречивые процессы перестройки предопределяли кризисные явления в социально-экономической и политико-правовой сферах советского общества. Ежегодный прирост населения РСФСР сократился по сравнению с предшествующим периодом более чем в три раза. За период 1990-1991 гг. прирост составил 0,3 млн. человек в сравнении с 1,0 млн. человек в течении 1989-1990 гг. Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете позволило провозгласить приоритетность собственных нормативно-правовых актов над общесоюзными законами. Сложность управления союзным государством в условиях развития националистских и сепаратистских устремлений союзных республик, поддерживаемых высшими органами власти и управления, обусловили новый этап развития отечественной государственности.
Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации