Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа
Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………
Конституция РСФСР 1937 г. раскрывала
особенности республиканской
В предвоенный период отмечалось значительное снижение удельного веса условно осужденных. Согласно данным исследователей, доля условно осужденных в первом полугодии 1940 г. составляла лишь 3 %. Низкий уровень применения указанной меры уголовно-правового характера объяснялся развитием сети лагерей и колоний, ориентированных на решение народнохозяйственных задач. Главное управление лагерей, трудовых поселений и мест заключения включало на 01.03.1940 г. 53 исправительно-трудовых лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний, 50 колоний для несовершеннолетних65. Вследствие этого предпочтение отдавалось реальному исполнению наказания, сопряженного с возможностью использования труда осужденных. Достаточно распространённым оказывалось лишение свободы, позволявшее в условиях строгой изоляции под надзором администрации в установленный срок выполнять план укрепления экономического потенциала государства. В этой связи, следует отметить, что численность специального контингента в период и в начале войны достигала рекордных показателей: 1940 г. – 1996317 заключенных, 1941 г. -2034400 человек66.
Проблемы, предопределяемые
условиями ведения боевых действий,
диктовали необходимость
Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217 А (III) 10.12.1948 г. по новому определила статус личности, ее права, свободы и законные интересы, принадлежащие каждому от рождения и охраняемые номами международного права и национальным законодательством. Всеобщая декларация прав человека оказала значительное влияние на развитие национального законодательства. Совет Европы принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, стремился обеспечить эффективную защиту прав человека и основных свобод на европейском континенте. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г. гарантировала право каждого лица на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Исключалась возможность применения пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Запрещение принудительного или обязательного труда сопровождалось разрешением выполнения работ, предусмотренных для заключенных или условно освобожденных (ст. 4)68. Думается, что ратификация подобных нормативно-правовых актов имела принципиальное значение для цивилизованных государств, прежде всего, европейского континента, наиболее пострадавших в условиях Второй мировой войны. Ценность человеческой жизни, неотъемлемых прав, свобод и законных интересов по-новому воспринимались международным обществом. Особая актуальность данных вопросов для Союза ССР подтверждалась, в частности, значительным снижением численности населения РСФСР на 10 млн. человек за период 1941-1950 гг.
Решение проблем восстановительного периода, модернизация норм уголовного законодательства, преобразование демократических начал исправительно-трудовой политики положительным образом отразились на изменении условий и порядка отбывания наказания. Оптимизации исполнения лишения свободы способствовало одобренное Советом Министров Положение от 10.07.1954 г. «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях СССР». Приоритетной задачей исправительно-трудовых учреждений становилось создание необходимых условий для отбывания наказания, исключавших вероятность совершения осужденным новых преступлений. Особого внимания заслуживали цели исправления и перевоспитания, достижение которых связывалось с приобщением заключенных к общественно полезному труду. Исполнение наказания предполагало проведение общеобразовательной и профессионально-технической подготовки осужденных. Использование поощрительного потенциала уголовного права способствовало изменению специального контингента мест лишения свободы, сократившегося в период 1953-1957 гг. примерно на две трети69. Развитие институтов освобождения от уголовной ответственности, наказания и его отбывания раскрывало новые направления регулирования уголовного правоотношения, обусловленного фактом совершения преступления. Реформирование системы мест лишения свободы, широкое распространение досрочного и условно-досрочного освобождения создавали предпосылки для переосмысления роли условного исполнения наказания. Решение сложных и противоречивых вопросов правового регулирования посткриминального поведения личности без реального отбывания наказания исключало негативное воздействие пенитенциарного учреждения и норм тюремной субкультуры. Условно осужденный сохранял социально полезные связи и отношения, ресоциализация осуществлялась в условиях свободного общества, не требовался дополнительный период на социальную адаптацию. Вместе с тем эффективность деятельности, сопряженной с условным осуждением, поставлена в зависимость от уровня совершенства законодательной регламентации данного института. Однако сложность установления юридической природы условного осуждения отмечалась исследователями по существу с момента законодательного его оформления. В этой связи в науке не было сформировано единообразное представление по поводу содержания исследуемого института, что неизбежно отражалось на законе и правоприменительной деятельности70. Непоследовательное отражение условного осуждения в уголовном законе влечет неоднозначное толкование и различные подходы к уяснению его правовой природы. Анализируемый институт рассматривался в качестве особого вида наказания71, отсрочки применения наказания72, особого порядка отбывания наказания (исполнения приговора)73. Однако содержание данного института в целом оставалось неизменным. Условием его применения по прежнему являлось не совершение «нового не менее тяжкого преступления», а период испытательного срока мог варьироваться в пределах от одного года до десяти лет (ст. 53 УК).
§ 2. Эволюция условного осуждения в национальной системе права.
Приоритетной задачей уголовного законодательства 1958 г. признавалась охрана социально значимых интересов общества, государства и личности от преступных посягательств. Решению поставленной задачи способствовало определение перечня преступных деяний и наказаний, предусмотренных за их совершение. Целями наказания признавались исправление и перевоспитание осужденных, предупреждение совершения новых преступлений. Согласно данным исследователей в военные годы и в послевоенный период лишение свободы занимало доминирующее положение в механизме уголовно-правового регулирования (70 %)74. Самостоятельный раздел посвящался назначению наказания и освобождению от наказания. Предпринималась попытка модернизации условного осуждения. Названный институт вопреки его содержанию размещался в главе, регулировавшей вопросы назначения наказания и освобождения от наказания. Размещение условного осуждения в указанной главе создавало предпосылки для отнесения данного института к одному из видов освобождения от наказания75.
Вступление в действие
Основ уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик
создало благоприятные
Уголовный кодекс 1960 г. изменил представление о видах наказаний, перечень которых открывало лишение свободы. Максимальный предел лишения свободы по общему правилу не превышал десяти лет. Исключения составляли случаи назначения наказания особо опасным рецидивистам за особо тяжкие преступления. В перечисленных ситуациях срок лишения свободы не мог превышать выше пятнадцати лет. Система наказаний конструировалась по принципу от наиболее строгого к более мягкому виду наказания. Исключительный характер смертной казни диктовал необходимость специальной регламентации данного вида наказания в отдельной статье Кодекса (ст. 23). Уголовный кодекс РСФСР в соответствии с предписанием Основ установил испытательный срок от одного года до пяти лет. Отсутствие поданного ходатайства не исключало возложение судом обязанности на определенный коллектив трудящихся или лицо, с их согласия, по наблюдению за условно осужденным и проведению с ним воспитательной работы. Стимулирующее значение имела возможность подача ходатайства общественной организации или коллективу трудящихся, которым поручено наблюдение, по истечении не менее половины испытательного срока о целесообразности его сокращения. Контроль суда, вынесшего приговор, за поведением условно осужденных должен был иметь предупредительное значение. Между тем анализ ст. 44 УК позволяет не согласиться с законодателем, стремившимся возложить ответственность за реформирование сознания и поведение условно осужденного на лиц, как правило, не имеющих необходимого профессионального образования и навыков общения с указанным контингентом. Осуществление посткриминального контроля судом, вынесшим приговор, заслуживало критической оценки. Суд являлся единственным органом, осуществлявшим правосудие по уголовным делам в стране. Признание виновным в совершении преступления и назначение наказания находилось исключительно в юрисдикции суда, что подтверждает анализ ст. 7 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Вследствие этого возложение на суд дополнительных, несвойственных ему функций, могло отрицательно отразиться на реализации профессиональной деятельности и достижении обозначенных ориентиров. Указанные выводы подтверждались критической оценкой реализации исследуемой меры уголовно-правового характера в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1961 г. № 1 «О судебной практике по применению условного осуждения». Анализ осуществляемой правоприменительной деятельности показал, что суды при назначении условного осуждения не всегда учитывали тяжесть совершенного преступления и характер наступивших вредных последствий. В качестве недостатка признавалась недооценка судами роли общественности в исправлении и перевоспитании условно осужденных. Отсутствие учета обстоятельств дела и личность виновного приводило в ряде случаев к применению условного осуждения к злостным преступникам, в том числе к рецидивистам78. Разумеется, такой подход снижал эффективность действия данного института, оказывая влияние на рост рецидивной преступности. Рецидив среди условно осужденных несовершеннолетних (50 %), согласно данным проведенных социологических исследований, незначительно отличался от уровня рецидива впервые осужденных к лишению свободы (61 %). При этом следует иметь ввиду, что лишение свободы назначалось почти двум третям осужденных (65 %) в 1963-1964 гг.79
Законодательное оформление различных видов освобождения от уголовной ответственности, наказания и его отбывания содействовало дальнейшей реализации поощрительных норм. Широкое распространение получило освобождение от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия. Каждый четвертый (25 %) из числа лиц, впервые совершивших малозначительное преступление, был освобожден от уголовной ответственности по данному правовому основанию80. Последовательное развитие правового регулирования условного исполнения наказания отчасти подтверждалось удельным весом условно осужденных (13,2 %) в 1965 г. по стране81. Назначаемый условно осужденным испытательный срок преимущественно варьировался в пределах от одного года до трех лет, в течении которого обеспечивалось достижение установленных законом ориентиров. Исследователи отмечали значительную долю лиц (97,1 %), успешно выдержавших условия испытания и оправдавших оказанное доверие82. Вследствие этого логично заключить, что отмена действия указанного института распространялась лишь на 2,9 % условно осужденных, что свидетельствовало о высокой эффективности деятельности, связанной с реализацией данной меры Уголовно-правового характера.
Механизм правового
Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации