Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Глава I п. 1.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в течение 1917-1918 гг. была подготовлена необходимая правовая основа для законодательного оформления условного осуждения. Однако содержание проанализированных законов указывает на перечень нерешенных вопросов, открытый характер которых создавал определенные сложности при установлении юридической природы указанной меры уголовно-правового характера. Принципиальное значение имели основания и условия действия условного осуждения, регламентация испытательных сроков, возможность возложения на лицо дополнительных обязанностей. Достаточно проблематичным представлялось осуществление посткриминального контроля учреждением или органом, наделенным соответствующей компетенцией. В этой связи прикладное значение приобретал статус, полномочия и адекватное реагирование компетентного органа или должностного лица на поведение условно осужденного в период испытательного срока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

 

Правовые  основы регламентации условного  осуждения в национальном законодательстве.

 

§ 1. Становление  института условного осуждения  в национальном праве

 

Ограничению мер  уголовной репрессии в сфере  противодействия преступности способствовали новые нормативно-правовые акты, направленные на развитие условного осуждения. Декрет ВЦИК от 20.11.1919 г., регламентировавший Положение о революционных военных трибуналах, уделил определенное внимание условному осуждению. Революционный военный трибунал в случае осуждения к лишению свободы «вправе постановить приговор об условном осуждении, а равно по особому постановлению освободить до срока от наказания» (примечание 2 к ст. 33)50. Постановление НКЮ от 12.12.1919 г. посвящало самостоятельный раздел условному осуждению (VII), раскрывая его место в системе мер принудительного воздействия. Стремление «к сокращению личных страданий преступника» предопределяло законодательное оформление данного института. Специальная регламентация условного осуждения (ст. 26) позволяла раскрыть его характерные черты, вероятность распространения на конкретный вид наказания, основания применения и отмены действия, необходимого условия для эффективной его реализации. Однако при этом были допущены редакционные неточности. Во-первых, действие условного осуждения предлагалось распространять на преступление, «по которому судом определено наказание в виде заключения под стражу». Между тем среди видов наказания отсутствовало заключение под стражу, которое, очевидно, признавалось мерой процессуального принуждения. Перечень наказаний содержал, в интересующем аспекте, лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события (п. «н» ст. 25). Во вторых, руководящие начала не устанавливали испытательного срока. Вследствие этого вынесенный судом приговор, связанный с условным осуждением, сохранял юридическую силу на период жизни осужденного. Условный приговор приводился в исполнение при совершении тождественного или однородного  преступления. При этом законом не регламентировался порядок определения наказания по прежнему и по новому приговору. В-третьих, наименование раздела VII (об условном осуждении) не соответствовало его содержанию. Регламентации в ст. 26 подлежала отсрочка исполнения наказания. При этом отсутствовало упоминание по поводу испытательного срока, подтверждавшего условный характер исполнения наказания. Развитие правового регулирования условного исполнения наказания не исключало необходимости учета обстоятельств, характеризующих личность осужденного. Судам предписывалось при назначении наказания учитывать реализацию деяния первичным или профессиональным преступником. Установление личности рецидивиста, вероятно, ставило под сомнение отказ от реального исполнения наказания.

Позитивные  направления развития механизма  уголовно-правового регулирования  осложнялись политическим противодействием, угрожавшим основам конституционного строя. В этой связи регламентации подлежала деятельность революционных военных трибуналов. Приказом Революционного военного совета Республики от 04.05.1920 г. указанным органам представлялось неограниченное право определения меры репрессии. Учитывая категории рассматриваемых преступлений, трибунал выносил приговоры, руководствуясь оценкой обстоятельств дела и интересами пролетарской революции. Революционными и военно-революционными трибуналами по РСФСР в 1920 г. было осуждено 31977 человек, т.е. 5,1 % от общего числа осужденных (614548 человек). Несмотря на сложность социально-экономической и политической обстановки, предусматривалась возможность постановления приговора об условном осуждении (ст. 27). Декрет СНК от 05.05.1921 г. «Об ограничении прав по судебным приговорам» исключал условное исполнение данного вида наказания. Одновременно регламентировалась возможность досрочного освобождения от отбывания наказания. Декрет ВЦИК от 20.09.1921 г. распространил действие амнистии, объявленной V Всеукраинским съездом Советов, не осужденных украинскими судебными и административными учреждениями и отбывающих наказание в пределах РСФСР51. Развитие правового регулирования условного исполнения наказания подтверждалось данными официальной статистики. Удельный вес приговоренных народными судами к условному лишению свободы в период 1919-1921 гг. увеличился на 10,8 % до 17,2 %. Подобное увеличение отмечалось на фоне возрастания контингента осужденных по РСФСР в 1921 г. в сравнении с 1920 г. на 42,3 %.Доля условно осужденных революционными трибуналами возросла более чем в три раза.

Введение в  действие Уголовного кодекса РСФСР  с 01.06.1922 г. обеспечивало систематизацию уголовно-правовых норм, сосредоточенных в декретах и законах Советской республики52.Условное осуждение занимало четвертое место в перечне наказаний, что противоречило юридической природе исследуемой меры уголовно-правового характера. Основаниями применения служили впервые совершенное при тяжёлом стечении обстоятельств жизни преступление, отсутствие необходимости в изоляции осужденного. Условием становился испытательный срок, в течении которого исключалась возможность совершение нового тождественного или однородного преступления. Испытательный срок варьировался в пределах от трех до десяти лет. Последствием совершения преступления в период испытания являлось реальное отбывание наказания, назначаемого по совокупности приговоров. Общий срок лишения свободы не мог превышать десяти лет (ст. 37)53. Таким образом, устранению подлежало пожизненное  условное осуждение, испытательный срок подвергался дифференциации в зависимости от тяжести совершенного преступления и особенностей лица. Личность виновного в указанный период приобретало особое значение, и заслуживала внимания при конструировании уголовно-правовых норм. Редакционные изменения, внесенные в УК РСФСР законом от 11.08.1924 г., регламентировали возможность применения условного осуждения к несовершеннолетним и в тои случае, если невыполненными оказались условия, которые являлись обязательными для его назначения взрослым.

Переход Советской России к единой судебной системе позволил по-новому взглянуть на репрессивную политику государства в течение восстановительного периода. Удельный вес осужденных к безусловному лишению свободы в течении 1922-1924 гг. незначительно понизился (с 20,6 % до 17,4 %). Доля условно осужденных повысилась (с 10,75 % до 14, 2 %).

Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 09.02.1925 г. внес дополнение в содержание ст. 37 УК. Изменение  редакции касалось регламентации последствий соблюдения условий испытания в течение установленного срока и регламентации сроков погашения судимости для осужденных, реально отбывающих назначенную меру социальной защиты54. Успешно выдержавшими испытательный срок признавались условно осужденные, не совершившие в указанный период  тождественного или однородного  либо иного преступления, влекущего лишение свободы. Судимость указанных лиц погашалась в момент окончания испытательного срока. Сроки погашения судимости дифференцировались и для других категорий осужденных, отбывавших лишение свободы и иные более мягкие меры социальной защиты. Избранная позиция создавала предпосылки для стимулирования  позитивного посткриминального лица не только в период испытательного срока и отбывания наказания, но и в течение наиболее благоприятного для рецидива периода.

Индустриализация  страны сопровождалась приведением  в в соответствие республиканских  кодексов общесоюзному уголовному законодательству. Такой подход предопределялся ст. 20 Конституции Союза ССР, согласно которой в случае установления расхождения между республиканским и общесоюзным законом предпочтение отдавалось положениям последнего. Приоритетная позиция союзного законодательства обуславливала принятие Уголовных кодексов союзных республик. Постановлением ВЦИК от 22.11.1926 г. был введен в действие  УК РСФСР. Особого внимания заслуживали специальные разделы, раскрывающие меры социальной защиты, порядок их применения, условное осуждение и условно-досрочное освобождение55. Система мер социальной защиты включала четырнадцать видов, начиная от объявления врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и обязательным изгнанием из его пределов и завершая возложением обязанностей загладить причинённый вред (ст. 20). Кодекс сохранил в качестве исключительной меры охраны государства расстрел, регламентируемый в 3,4 % статей Особенной части. Лишение свободы назначалось на срок от одного дня до десяти лет и фигурировало почти двух третях санкций уголовно-паровых норм. Принудительные работы, штраф и имущественные взыскания составили в совокупности 28,6 %. Административное или дисциплинарное взыскание предусматривались в содержании 6,3 % санкций.

Общий гуманный подход сопровождался регламентацией наряду со смягчающими  и отягчающих обстоятельств. Повторное совершение преступления признавалось одним из отягчающих обстоятельств. Проблема заключалась в том, что совершенствование законодательства и осуществляемой правоприменительной деятельности не решало задачи противодействия рецидивной преступности. Всесоюзная перепись населения 1926 г. позволила выявить высокий уровень рецидива среди осужденных, отбывших лишение свободы. По данным исследователей более четверти содержащихся в местах заключения имели по три судимости. Каждый четвертый заключенный мужчина и каждая третья осужденная женщина на момент вынесения обвинительного приговора имели судимость за прежние преступления. Наиболее высокий уровень рецидива был зафиксирован среди осужденных за имущественные преступления56.

Индустриализация  страны сопровождалась дифференциацией и индивидуализацией исполнения лишения свободы. Постановление СНК СССР от 07.04.1930 г. регламентировало положение об исправительно-трудовых лагерях. Направлению в лагерь подлежали осужденные к лишению свободы на срок не ниже трех лет или осужденные особым постановлением Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Заключенные квалифицировались по трем категориям в зависимости от социального положения и характера совершенного преступления. Предусматривалось три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный. Работа в учреждениях, предприятиях и на промыслах производилась в соответствии с квалификацией и специальностью заключенных. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20.05.1930 г. изменило представление о мерах социальной защиты судебно-исправительного характера. Лишение свободы устанавливалось на срок от одного года до десяти лет, что фактически исключало вероятность назначения краткосрочной меры социальной защиты. Лишение свободы до трех лет предполагало отбывание в общих местах заключения, а свыше указанного срока – в исправительно-трудовых лагерях. Дифференциация осужденных должна была исключить отрицательное воздействие наиболее опасных заключенных на лиц, способных благополучно ресоциализироваться в условиях изоляции от общества57.

Масштабные планы первых пятилеток отразились на мерах социальной защиты, назначаемых осужденным. Стремление широкого использования труда заключенных  отражалось на реализуемых направлениях исправительно-трудовой политики. Вследствие этого в 1931 г. отмечалось значительное увеличение численности специального      контингента исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР. Условное исполнение наказания фактически оказалось исключенным из правоприменительной деятельности, что подтверждал удельный вес условно осужденных: 1931 г. – 0,7 %, 1932 г. -1,1 %, 1933 г. – 1,1 %, 1934 (первое полугодие) – 1,3 %.

Принятие и утверждение  ИТК РСФСР постановлением ВЦИК и  СНК 01.08.1933 г. предопределило новые цели и задачи58.Основным типом мест лишения свободы становились трудовые колонии различных видов, где осужденные размещались с учетом трудовых навыков, классовой опасности, социального положения, возраста и успешности исправления. Осужденным, не нуждавшимся в изоляции, назначались исправительно-трудовые работы без лишения свободы. Задачей указанных работ являлось принудительное трудовое воспитание к дисциплине, соединённое с политико –воспитательным воздействием. Труд, политико-воспитательная работа, режим и система льгот строились исходя из задач исправительно-трудовой политики. Вместе с тем действие норм ИТК не распространялось на исправительно-трудовые лагеря, что изначально ставило под сомнение реализацию принципа законности в данных учреждениях. Кодекс не уделял должного внимания постпенитенциарной деятельности с освобожденными из мест заключения. Вследствие этого исключалось оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве, что осложняло процесс социальной адаптации освобожденных и создавало предпосылки для развития рецидивной преступности. Ситуация в пенитенциарных учреждениях усугублялась игнорированием международных минимальных правил обращения с осужденными. В этой связи особого внимания заслуживали Стандартные минимальные правила обращения с заключенными 1934 г. раскрывавшие вопросы квалификации заключенных, условия размещения, режимов отбывания наказания, содействия освобождению из мест лишения свободы.

Постановлением ЦИК и  СНК СССР от 05.11.1934 г. учреждено Особое совещание при НКВД СССР59. Такой подход отразился на значительном увеличении специального контингента из мест лишения свободы. По оценкам специалистов увеличение заключенных, содержавшихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, увеличилось в 1935 г. по сравнению с предыдущим годом примерно в полтора раза и насчитывало 725483 человека60.  Создание нового карательного органа сопровождалось новым этапом реализации мер уголовной репрессии. С середины 30-х годов XX в.  нарушение законности в местах лишения свободы приобретало все более выраженные формы. Нормы ИТК подменялись ведомственными приказами и инструкциями. Акты с грифом «секретно» и «совершенно секретно» нередко вступали в противоречие с положениями действовавшего закона. По мнению исследователей, отдельные акты подобного плана способствовали отмене норм и институтов уголовного и исправительно-трудового законодательства61. Нарушение законности не могло обосновываться хозяйственным направлением уголовно-исполнительной политики и подчинением деятельности мест заключения исключительно выполнению производственного плана. Вследствие этого логично предположить активизацию заключенных, игнорировавших режим отбывания наказания и провоцировавших развитие внутри лагерной преступности, бунты и массовые неповиновения осужденных. Анализ норм действовавшего законодательства ориентированных на создание штрафных изоляторов, дальнейшее этапирование злостных нарушителей режима, подтверждают обоснованность такого вывода. Тяжелые условия труда в сложных климатических регионах, краткие сроки выполнения плановых заданий, вероятно, ставили под сомнение гуманное обращение с заключенными и создавали предпосылки для реализации норм тюремной субкультуры.

Значительные изменения  в социально-экономической и политико-правовой сферах обусловили целесообразность принятия нового Основного закона. Проект Конституции 1936 г. был утвержден постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик62. Вступление в действие Конституции СССР 05.12.1936 г. обеспечивало законодательное оформление общественного и государственного устройства, высших органов государственной власти и государственного управления Союза, союзных и автономных республик, местных органов государственной власти. Закон раскрывал компетенцию суда и прокуратуры, основные права и обязанности граждан, избирательную систему, герб, флаг, столицу и порядок изменения Конституции. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность. Лица покушавшиеся на общественную, социалистическую собственность признавались врагами народа (ст. 131).

Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации