Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 12:22, дипломная работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в разработке теоретических, законодательных и практических основ реализации уголовно-правовой нормы об ответственности за превышение должностных полномочий, соответствующих современной уголовной политике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть развитие норм об ответственности за превышение должностных полномочий в российском и зарубежном законодательстве;
- охарактеризовать объективные и субъективные признаки превышения должностных полномочий по УК РФ;
- рассмотреть квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий по УК РФ;
- провести разграничение превышения должностных полномочий со смежными составами
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОМУ И ЗАРУБЕЖНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ...........7
§ 1. Развитие уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по отечественному законодательству………………………………7
§ 2. Развитие уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по зарубежному законодательству……………………………….....21
ГЛАВА II. ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ................................……………………...31
§ 1. Объективные признаки превышения должностных полномочий………......31
§ 2. Субъективные признаки превышения должностных полномочий…………46
§ 3. Квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий……59
ГЛАВА II. ОТГРАНИЧЕНИЕ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ............75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………………….88
Превышение должностных полномочий посягает на конкретные общественные отношения, возникающие в сфере деятельности должностных лиц отдельного звена публичного аппарата управления в пределах предоставленных им полномочий и в установленном законом порядке, дополнительно причиняя вред общественным отношениям, обеспечивающим права и законные интересы гражданина или организации, законные интересы общества или государства47.
§ 2 Субъективные признаки превышения должностных полномочий
Субъектом рассматриваемого состава
является лицо, обладающее признаками
должностного лица, которые указаны в примечании
1 к ст. 285 УК РФ. «Должностными признаются
лица, постоянно, или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность расширительного толкования субъекта этой группы преступлений. Этот признак позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и т. д., но выполняющих иные, технические функции.
Проанализировав примечание к ст. 285 УК РФ, можно прийти к выводу, что к числу должностных лиц уголовный закон относит три категории субъектов:
а) должностные лица, не занимающие государственных должностей;
б) лица, занимающие государственные должности Российской Федерации;
в) лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации.
Под должностными лицами, не занимающими
государственных должностей, уголовный
закон понимает две группы субъектов.
Первую составляют лица постоянно или временно, или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти. Вторую группу составляют лица,
которые выполняют организационно-
Представители власти, составляющие первую группу должностных лиц, обладают рядом специфических признаков, правильное определение которых имеет существенное значение для применения норм, предусматривающих ответственность за должностные преступления. Содержание понятия «представитель власти» законодательно определено в примечании к ст. 318 УК: «Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законе порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».
Более широкое толкование понятия «представитель власти» дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законе порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Одним из основных признаков представителя власти является его право на совершение действий от имени органов государственной власти, интересы которых он представляет. Содержание его полномочий характеризуется правами и обязанностями властного характера. Его распоряжения касаются либо определенной части не подчиненных ему граждан и организаций, либо неограниченному их кругу, его компетенция определяется только законами, принимаемыми законодательными органами. Самую большую группу представителей власти составляют работники тех властных структур, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, санитарно-эпидемиологическую, пожарную и иную безопасность. В отдельных случаях эти работники называются представителями власти непосредственно в тексте закона. Однако в большинстве случаев вывод, что тот или иной сотрудник государственного органа является представителем власти, следует делать исходя из анализа его полномочий в соответствии с законами и положениями, регламентирующими права и обязанности сотрудников различных государственных органов, служб, комитетов и т. д.
Раскрывая содержание понятия представителя власти, важно иметь в виду Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, утвержденный 17 декабря 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ст. 1 Кодекса говорится, что «должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессии». Термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, на задержание правонарушителя». Данное определение содержит специфический признак, присущий представителю власти правоохранительных органов, а именно: наличие полномочий, связанных с ограничением прав граждан48.
Однако не все работники государственных органов могут быть представителями власти и обладать властными полномочиями. Как видно из вышесказанного, по отношению к общему кругу должностных лиц как субъектов должностного преступления представители власти обладают рядом специфических признаков. Очевидно, что одним из основных признаков, присущих представителю власти, является наделение его функцией властвования, присвоение ему права совершения по службе действий, порождающих последствия, обязательные для значительных категорий лиц, а иногда и для всех граждан.
Важным для квалификации, на наш взгляд, является вопрос присвоения должностным лицом властных полномочий, не принадлежащих ему. Исходя из диспозиции ст. 288 и ст. 286 УК РФ, можно сделать вывод, что если присвоение властных полномочий осуществляется «государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом» то, очевидно, что данное преступление следует квалифицировать по ст. 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица». Однако присвоение властных полномочий должностным лицом, не являющимся представителем власти, должно расцениваться как превышение должностных полномочий, а не как присвоение должностного лица. Аналогичным образом необходимо квалифицировать и присвоение представителем власти тех властных полномочий, которыми оно не наделено в соответствии с законом.
Представляется важным обратить внимание на то, что именно представители власти наиболее часто совершают преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ49.
Следующую группу должностных лиц составляют
лица, которые выполняют организационно-
Выполнение административно-хозяйственных обязанностей включает в себя такие функции, которые непосредственно связаны с управлением материальными ценностями: государственным либо муниципальным имуществом. Данный тип должностных лиц характерен тем, что выполняет в основном административные (распорядительные, руководящие) и хозяйственные функции. Все работники государственных и муниципальных органов, учреждений, Вооруженных Сил, других войск или воинских формирований, независимо от занимаемого ими положения, в функции которых входит распоряжение материальными ценностями, являются должностными лицами по признаку наличия у них административно-хозяйственных функций50.
Данные признаки – властные, управленческого и хозяйственного характера являются главными для указанных типов должностных лиц. Им могут быть присущи и иные, но они будут являться либо дополняющими, либо несущественными, не влияющими на правовое положение должностного лица.
При определении, является ли руководитель организации должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации возникают сложности. При квалификации действий должностных лиц необходимо обращать внимание, прежде всего, на его организационно-правовую форму, а не на форму собственности юридического лица. «В представленных определениях (речь идет о примечаниях к ст. 201 и 285 УК РФ) законодатель достаточно четко разделил все организации (юридические лица) на две группы, избрав в качестве критерия их организационно-правовую форму.
Таким образом, место выполнения лицом
управленческих функций является не только
одним из обязательных специальных признаков
субъекта, но и критерием разграничения
схожих составов должностных и «служебных»
преступлений». Данный вывод следует и
из примечания к ст. 201 УК РФ, где указано:
«Выполняющим управленческие функции
в коммерческой или иной организации в
статьях настоящей главы признается лицо,
постоянно, временно или по специальному
полномочию выполняющее организационно-
Действия гл. 30 УК РФ согласно примечанию к ст. 285 УК РФ распространяются только на государственные учреждения. Государственное учреждение относится к некоммерческим организациям, порядок создания и деятельности которых регламентирован ст. 120 ГК РФ. При этом на государственные предприятия, действующие как коммерческие организации, независимо от формы собственности действия главы 30 не распространяются.
Однако факт пребывания лица на какой-либо
из должностей, не превращает это лицо
в должностное в смысле примечания 1 к
ст. 285 УК. Надлежит еще установить, что
оно постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляет функции представителя
власти либо выполняет организационно-
При квалификации превышения должностных полномочий необходимо учитывать, с какого момента лицо приобретает признаки должностного лица. Лицо приобретает комплекс должностных прав и обязанностей со дня, указанного в приказе о зачислении на работу или в акте выборов, даже в тех случаях, когда необходимо последующее утверждение назначения. Если же вышестоящий орган государства выразил несогласие с назначением, то лицо все-таки признается должностным, но лишь на период с момента издания приказа о зачислении на работу до момента выражения несогласия.
Лицо, выполняющее должностные обязанности во время болезни, отпуска, командировки должностного лица, признается таковым, лишь в силу акта назначения. К нему приравнивается акт перемещения с одной должности на другую, в соответствии с которым лицо, ранее не являвшееся должностным, может приобрести комплекс прав и обязанностей должностного лица.
Лица, принятые на работу, связанную с выполнением организационно-
На практике вызывает затруднение вопрос
о признании возможными субъектами должностных
преступлений лиц, которые хотя и не назначены
на соответствующие должности, но фактически
выполняют функции должностного лица.
В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ они могут признаваться должностными,
если выполняют организационно-
Выполнение обязанностей должностного лица по специальному полномочию представляет собой действия руководителя органа, учреждения по выполнению определенной процедуры допуска подчиненных к выполнению обязанностей в целях реализации задач, поставленных законом.
Информация о работе Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями