Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 12:22, дипломная работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в разработке теоретических, законодательных и практических основ реализации уголовно-правовой нормы об ответственности за превышение должностных полномочий, соответствующих современной уголовной политике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть развитие норм об ответственности за превышение должностных полномочий в российском и зарубежном законодательстве;
- охарактеризовать объективные и субъективные признаки превышения должностных полномочий по УК РФ;
- рассмотреть квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий по УК РФ;
- провести разграничение превышения должностных полномочий со смежными составами
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОМУ И ЗАРУБЕЖНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ...........7
§ 1. Развитие уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по отечественному законодательству………………………………7
§ 2. Развитие уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по зарубежному законодательству……………………………….....21
ГЛАВА II. ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ................................……………………...31
§ 1. Объективные признаки превышения должностных полномочий………......31
§ 2. Субъективные признаки превышения должностных полномочий…………46
§ 3. Квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий……59
ГЛАВА II. ОТГРАНИЧЕНИЕ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ............75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………………….88
Разграничительным признаком между преступлениями,
регламентированными в ст.ст. 286 и 288 УК РФ, является субъект.
Субъектом присвоения должностных полномочий
может быть исключительно государственный
или муниципальный служащий, не наделенный
полномочиями представителя власти, организационно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное дипломное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Превышение должностных полномочий как преступное деяние, начали выделять с давних времен, однако урегулирован как самостоятельный вид преступления в Соборном Уложении 1649 г. Не смотря на то, что уже прошло не мало времени, на сегодняшний день норма содержит множество неточностей, что говорит о необходимости создании более конкретизированной модели уголовно-правовой нормы.
2. Под объектом превышения должностных полномочий мы должны понимать совокупность общественных отношений, формирующихся в сфере основанной на законе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, аппарата управления в Вооруженных Силах РФ по осуществлению и обеспечению исполнения полномочий публичной власти, а также лиц, выполняющих функции публичной власти по специальному полномочию.
Под непосредственным объектом превышения должностных полномочий мы должны понимать - общественные отношения в сфере обеспечения нормальной деятельности конкретного звена органов государственной власти, аппарата государственного управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.
3. Объективная сторона
Однако законодатель в статье 286 УК РФ не предусмотрел случаи умышленного неисполнения должностным лицом своих полномочий, в связи с чем считаем необходимым дополнить нормой, предусматривающей ответственность за умышленное неисполнение должностным лицом своих полномочий.
4. В судебной практике выделяются 4 формы превышения должностных полномочий: 1) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; 2) совершение действий, которые могли быть совершены только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствующих в данной ситуации; 3) совершение действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не в праве совершать; 4) совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом или органом.
Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе, но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами.
5. Субъективная сторона
превышения должностных
6. В соответствии с ч. 1 статьи 286 УК РФ, субъектом данного состава является должностное лицо. Согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ, должностное лицо – это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
В ч. 2 статьи 286 законодатель в качестве субъекта устанавливает следующих лиц:
Лица, занимающими государственные должности Российской Федерации – понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Лица, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации - понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Совершение превышения лицом, занимающие государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления, что несомненно несет существенно более высокую степень общественной опасности, в связи с чем предлагаем исключить из санкции штраф, как один из основных видов наказания.
7. Особо квалифицируемый признак превышения должностных полномочий связан с:
С применением насилия или угрозы такого применения, что означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легко и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы, истязание.
С применением оружия или специальных средств, в данном случае необходимо понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.
С причинением тяжких последствий, под которыми следует признавать крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного процесса, дезорганизацию работы учреждения, срыв выполнения государственных планов, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, а также причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку.
При выполнении действий связанных с превышением должностных полномочий, должностным лицом совместно с лицами не подпадающими под определение должностного лица, уголовная ответственность наступает только за действия должностного лица, которые квалифицируется по статье 286 УК РФ. В этом случае мы предлагаем внести поправку в ч. 3 ст. 286 УК РФ - преступление совершенное группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, так как фактическое участие иных лиц при выполнении объективной стороны ст. 286 УК РФ значительно повышает степень общественной опасности, и должно быть учтено при назначении наказания.
Таким образом, подводя итог данной работе, хотелось бы подчеркнуть необходимость изменения, доработки, преобразования нормы УК РФ относительно уголовной ответственности за превышение должностных полномочий с учетом накопившихся теоретических знаний по данным нормам и с учетом судебной практики и изложить Статью 286 УК РФ в следующей редакции:
«Статья 286. Превышение должностных полномочий
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, а равно умышленное неисполнение должностным лицом полномочий, которые оно должно и могло было совершить, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается...
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим
государственную должность Российской
Федерации или государственную должность
субъекта Российской Федерации, а равно главой
органа местного самоуправления, -
наказывается лишением свободы на срок
до семи лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой
или второй настоящей статьи, если они
совершены:
а) с применением насилия или
б) с применением оружия или
в) с причинением тяжких последствий;
г) совершенное группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, -
наказывается...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Официальные документы и нормативные акты
II. Монографии, учебники, учебные пособия, лекции
Информация о работе Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями