Управление земельными ресурсами Ангарского района Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:20, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
- изучить методы управления земельными ресурсами;
- провести анализ использования территории Ангарского района;
- определить эффективность управления земельными ресурсами Ангарского района.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I Теоретические основы управления земельными ресурсами 8
1.1 Состояние законодательной базы по управлению земельными ресурсами 8
1.2 Объект, предмет и субъект управления земельными ресурсами 16
1.3 Анализ методов и механизмов управления земельными ресурсами в Российской Федерации 19
1.3.1 Государственный кадастр недвижимости как основной механизм управления земельными ресурсами 21
1.3.2 Землеустройство 27
1.3.3 Государственный мониторинг земель 33
1.3.4 Государственный земельный контроль 39
1.3.5 Государственная кадастровая оценка земель 45
1.5 Организационная структура управления земельными ресурсами 47
Глава 2 Характеристика Ангарского района 52
2.1 Географическое положение и природно-климатические условия 52
2.2 Природно-ресурсный потенциал 57
2.3 Экологическая обстановка района 59
2.4 Социально-экономическое положение 61
2.4.1 Демографическая ситуация 61
2.4.2 Промышленность 61
2.4.3 Сельское хозяйство 63
2.4.4 Жилищный фонд 64
2.4.5 Транспортная доступность 66
2.4.6 Анализ социально-экономического состояния 67
2.5 Использование территории 69
Глава 3 Методы управления земельными ресурсами Ангарского района 74
3.1 Государственный кадастр недвижимости 74
3.2 Землеустройство 79
3.3 Мониторинг земель 81
3.4 Земельный контроль 85
3.5 Государственная кадастровая оценка 88
Глава 4 Определение экономической эффективности управления земельными ресурсами Ангарского района 92
Глава 5 Безопасность жизнедеятельности 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108
Приложение А 111

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

     - для индивидуального жилого строительства  – в 18,5 раз;

     - для многоэтажного жилищного строительства – в 10 раз;

     - для гаражно-строительных кооперативов – в 15 раз;

     - для торговли – в 2 раза;

     - для производства – в 2 раза;

     - для административных зданий – в 1,3 раза.

     Ко  всему прочему отменены льготы на арендную плату на землю.

     В феврале 2009 года власти региона внесли изменения в положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена [19]. Муниципалитетам разрешили использовать понижающий коэффициент. Размер арендной платы, согласно новому порядку, установили в размере ставки земельного налога. То есть и плата за аренду земельного участка, и земельный налог стали одинаковыми.

     Чтобы облегчить бремя налоговых платежей, администрация города в два раза снизила ставки земельного налога для  участков, отведенных под дома многоэтажной жилой застройки, индивидуальной жилой застройки, участки в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений и составила 0,15%. Ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых гаражно-строительными кооперативами также снижена в два раза с 0,3% до 0,15%.  В результате, по сравнению с 2008-м годом платеж по индивидуальным гаражам снизился на 20%, а за гаражный бокс в гаражно-строительном кооперативе наоборот увеличился на 10%.

     В связи с тем, что кадастровая  стоимость земельных участков, используемых для ведения садоводства, изменилась незначительно, ставку земельного налога оставили без изменения - 0,15%. Величина налога для представителей малого и среднего бизнеса также подверглась незначительным изменениям, поскольку кадастровая стоимость земли увеличена в среднем в два раза, а ставка аренды уменьшилась с 2,5% до 1,2%.

     Основная  налоговая нагрузка приходится на земельные  участки, налогоплательщиками по которым являются крупные и средние предприятия. Самый большой налог у ОАО «Иркутскэнерго» и ОАО «Ангарская нефтехимическая компания». Изменения в законодательстве привели к тому, что сумма земельного налога для этих предприятий увеличилась в среднем в два раза. Поэтому ставка земельного налога по земельным участкам, занятым промышленными объектами, снижена с 1,5% до 1,2% [21].

     Кроме того, утвержден список граждан, освобожденных от уплаты земельного налога. В него вошли: Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы; инвалиды; ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий; граждане, подвергшиеся воздействию радиации, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий; физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате ядерных испытаний, а также не работающие одиноко проживающие пенсионеры (одинокие супружеские пары пенсионеров).    

 

      Глава 4 Определение экономической эффективности управления  земельными ресурсами Ангарского района

 
 

     Эффективность – это способность к достижению поставленных целей за определенный период времени при использовании  определенного количества ресурсов и возможном наличии отдельных специфических ограничений. Эффективность определяет соответствие реальных (фактических или ожидаемых) результатов процесса управления, т.е. степени достижения цели управления. Только эффективный процесс управления является целесообразным.

     Под эффектом системы управления земельными ресурсами необходимо понимать результат  управленческих действий, выраженный в абсолютных и относительных  показателях, а под эффективностью системы управления земельными ресурсами – проведение определенного объема и вида управленческих действий для повышения качества и степени использования земельных и информационных ресурсов.

     Экономически  эффективное управление земельными ресурсами основывается на всестороннем анализе финансовых потоков, в той или иной форме наполняющих и расходующих бюджет собственника в связи с реализацией своих правомочий и обязанностей по отношению к принадлежащей им земельной собственности, а также от взаимодействий с другими земельными собственниками. Речь идет обо всех видах собственников (всех уровней государственной федеральной, субфедеральной и муниципальной, а также негосударственной, в том числе, частной собственности), действующие на территории субъекта управления.

     Эффективность управления земельными ресурсами оценивают в следующей последовательности:

     - определяют вид эффективности  и эффекта;

     - выбирают критерий эффективности;

     - выбирают метод определения эффективности;

     - определяют состав показателей;

     - собирают и обрабатывают информацию;

     - определяют перспективные направления расчета эффекта;

     - разрабатывают инструментарий анализа;

     - определяют факторы, оказывающие  влияние на управление земельными ресурсами;

     - рассчитывают эффект и анализируют  полученные результаты;

     - уточняют систему показателей  и (или) метод исследований;

     - делают встречный расчет и  анализ новых результатов;

     - принимают управленческое решение.

     Этап 1 – определение вида эффективности  и эффекта. Мероприятия по управлению земельными ресурсами могут иметь экономический, социальный, экологический и другие виды эффективности и эффекта. В данной дипломной работе будет определен экономический эффект управления земельными ресурсами, так как в этом случае имеется достаточно полная информация, в то время как для определения других видов эффекта получить такую информацию сложно.

     Этап 2 – определение критерия эффективности. В качестве критерия эффективности могут быть выбраны: максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами; минимум расходов на функционирование органа Росземкадастра; максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами при достаточном (в качестве варианта минимальном) финансировании органа Росземкадастра.

     Наиболее  объективный и приемлемый в данном случае – критерий эффективности системы управления земельными ресурсами, определяемый как отношение фактически поступившей суммы земельных платежей к запланированной расчетной сумме платежей.

     Этап 3 – выбор метода определения  эффективности. При определении эффективности государственного управления земельными ресурсами последовательно или отдельно (независимо друг от друга) можно использовать следующие методы: сравнения; индексный; балансовый; графический; экономико-математические (моделирование, кластерный анализ, расчетно-корреляционный анализ, метод нейронных сетей и т.д.).

     В данной дипломной работе эффективность  определяется методом сравнения фактических и расчетных земельных платежей.

     Этап 4 – определение состава показателей. Эффективность системы управление земельными ресурсами оценивают следующими основными видами деятельности: ведение земельного кадастра, землеустройства, мониторинга и земельного контроля, осуществляемых органами Росземкадастра.

     Исходными показателями для анализа эффективности  системы управления земельными ресурсами на уровне субъекта Федерации (для каждого муниципального образования) могут быть: данные о финансировании каждого вида землеустроительных и земельно-кадастровых работ; данные по сбору земельных платежей (по каждой категории собственников); данные о поступлении платы за пользование информационной базой земельного кадастра; данные о сборе страховых и иных платежей за земельно-кадастровую информацию.

     Основные  результативные показатели эффекта от проведения земельно-кадастровых и землеустроительных действий – земельные платежи. При анализе можно использовать как общие поступления земельных платежей, так и отдельные платежи в виде земельного налога или арендной платы за землю (таблица 9 и таблица 10). 

 

        Таблица 9 Доходы бюджета Ангарского муниципального образования от аренды земельных участков за 2006-2008 гг., млн. руб.

годы 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Количество  договоров 661 642 774
Доход от аренды земельных участков 172,5 200,6 188,1
Всего поступило средств от платежей за землю 323,5  396,7 363,7
Удельный  вес в общем объеме доходов  от земельных платежей   53,3 50,6 51,7

 

     Доходы  бюджета от арендной платы составляют более половины земельных платежей. В 2007 году доход бюджета от аренды земельных участков был максимальным. 

       Таблица 10 – Поступление земельных платежей в бюджет АМО по годам, млн. руб.

Вид дохода Год
2006 2007 2008
Земельный налог расчетный 136,8 193,2 170,3
фактический    151,0 196,1 175,6
Арендная  плата 
за  землю
расчетный 166,8 191,0 180,2
фактический     172,5 200,6 188,1
Общие земельные 

платежи

расчетный 303,6 384,2 350,5
фактический    323,5 396,7 363,7

 

     Из  таблицы видно, что земельные  платежи по всем видам были полностью исполнены (приложение З, рисунок З.1 и З.2). В результате  принятия Федерального закона № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объект ы недвижимого имущества» произошел рост числа выкупных земель. Эти земли теперь находятся в собственности граждан и за них уплачивается налог за собственность, поступающий в казну Иркутской области. Таким образом, общие земельные платежи на фоне 2007 года не уменьшились, а лишь произошло перераспределение средств в областной бюджет.

     Этап 5 – сбор и обработка информации. Для более детального анализа эффективности системы управления необходимо собрать не только экономические показатели, но и социальные, правовые и экологические, используя различные источники информации.

     Этот  этап был проведен в главе II дипломной работы.

     Этап 6 – определение перспективных направлений расчета эффекта. Для определения современной эффективности системы управления анализируют финансирование отдельных видов земельно-кадастровых работ, сравнивают объемы финансирования этих работ и поступлений земельных платежей. Для формирования перспективной структуры системы управления проводят анализ профессиональной подготовки специалистов, обеспеченности автоматизированными рабочими местами, деятельности различных служб и т.п.

       Этап 7 – разработка инструментария анализа. Инструментарий для оценки финансирования и результативности системы управления земельными ресурсами должен отражать динамику формирования устойчивого функционирования системы. Для определения эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных работ в процессе управления земельными ресурсами полученные данные подвергают математической обработке на основе стандартных экономико-математических методов (кластерный анализ, факторный анализ, линейная и нелинейная регрессии, анализ временных рядов и др.). Причем применяемые методы должны быть доступны для большого круга работников системы управления и просты в использовании.

       Этап 8 – определение факторов, оказывающих  влияние на управление земельными ресурсами. Эффективность системы управления земельными ресурсами, как уже отмечалось, может быть социальной, экологической, экономической и иной. Наиболее важным всегда является показатель экономической эффективности. Однако единый комплексный показатель, по которому можно было бы оценить экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами, отсутствует. Необходимо также использовать косвенные показатели функционирования системы управления земельными ресурсами, такие как степень квалифицированности сотрудников, уровень их загруженности и т.д. Также необходимо учитывать большое число мероприятий, осуществляемых в процессе проведения землеустроительных и земельно-кадастровых работ, которые, в свою очередь, оказывают разное качественное и количественное влияние на сбор земельных платежей: арендной платы, земельного налога, штрафов за нарушение земельного законодательства.

Информация о работе Управление земельными ресурсами Ангарского района Иркутской области