Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексный анализ гражданско-правового института энергоснабжения, для чего поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие и правовую природу договора энергоснабжения;
- изучить предмет договора энергоснабжения;
- рассмотреть содержание договора энергоснабжения в аспекте прав и обязанности его сторон;
- проанализировать ответственность по договору энергоснабжения;
- отграничить договор энергоснабжения от смежных договоров;
- изучить проблемы заключения, изменения и расторжения договора энергоснабжения;
- проанализировать договор энергоснабжения на ТЭЦ-1 г. Красноярска.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ 6
1.1. Понятие и правовая природа договора энергоснабжения. 6
1.2. Значение, сущность и сфера применения договора энергоснабжения 12
1.3. Виды договора энергоснабжения. 17
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ.. 23
2.1. Предмет договора энергоснабжения. 23
2.2. Стороны договора энергоснабжения. 30
2.3. Содержание договора энергоснабжения. 40
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ.. 57
3.1. Заключение, изменение и расторжение договора энергоснабжения 57
3.2. Ответственность по договору энергоснабжения. 66
3.3. Договор энергоснабжения на ТЭЦ-1 в г.Красноярске. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 87
За сертифицированной электрической энергией органы сертификации ведут инспекционный контроль. По результатам инспекционного контроля уполномоченный орган может подтвердить соответствие качества электрической энергии требованиям нормативных документов, стабильность сертифицированных показателей.
Необходимо учитывать, что качество тесно связано с количеством подаваемой электрической энергией. Как отмечает Л.В.Андреева, специфические свойства энергии выражаются во взаимообусловленности качественных и количественных параметров энергии, в результате чего нарушение количества подаваемой энергии приводит к нарушению ее качественных характеристик и наоборот. К примеру, снижение энергоснабжающей организацией мощности, которую использует абонент, приводит к падению напряжения в сети[76].
Согласно ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования некачественной энергии.
Существенной особенностью является то, что соблюдение требований, предъявляемых к качеству электроэнергии, непосредственно зависит от действий не только энергоснабжающей организации, но и самих потребителей. Нарушение потребителями правил эксплуатации своих электроприемников и режима потребления электроэнергии может привести к снижению качественных показателей электроэнергии, в том числе подаваемой из энергосистемы другим потребителям. Причем энергоснабжающие организации зачастую не располагают техническими возможностями для устранения подобных нарушений[77].
Срок договора энергоснабжения. Как правило, договор энергоснабжения заключается на определенный срок, продолжительность которого устанавливается сторонами, чаще всего один год. Согласно ст. 540 ГК РФ, если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях. В целях обеспечения непрерывности энергоснабжения п. 3 указанной статьи устанавливает правило, которое гласит: «если одной из сторон до окончания срока действия договора не внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором».
В качестве характерного можно привести следующий пример из судебной практики арбитражных судов. Челябинское областное государственное унитарное предприятие «Научно-производственный центр зернового хлеба «Южуралзернохлеб» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Челябэнерго» (далее - «Челябэнерго») о понуждении исполнить договор энергоснабжения от 01.08.99 № 184, взыскании штрафа в сумме 275493 рубля 20 копеек, предусмотренного пунктом 7.2 договора, и 510866 рублей 80 копеек убытков, вызванных прекращением подачи электроэнергии. Своим решением суд обязал ответчика подавать предприятию электроэнергию через присоединенную сеть и взыскал в пользу истца неустойку в размере 367324 рублей 27 копеек. Во взыскании убытков отказано по мотиву их недоказанности. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа решение первой и постановление апелляционной инстанций отменил и в иске отказал, сославшись на следующие обстоятельства.
Пунктами 9.1, 9.4 договора от 01.08.99 № 184 предусмотрено, что договор действует до 31.12.99 и считается продленным на тех же условиях на один год, если не менее чем за месяц до окончания его действия не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора. Доказательств, свидетельствующих о том, что стороны договорились о его продлении, не представлено. Кроме того, согласно данному договору величина и мощность потребляемой электроэнергии, то есть существенные условия договора, определяются сторонами в приложениях, которые действуют в течение одного календарного года и подлежат ежегодному переоформлению. Приложения не были переоформлены на следующий год. Поэтому в силу статей 432, 465 ГК РФ такой договор считается незаключенным. Следовательно, у суда первой и апелляционной инстанций не было достаточных оснований для вывода о том, что отношения сторон продолжают регулироваться договором энергоснабжения от 01.08.99 № 184. В протесте заместителя Председателя ВАС РФ предлагается постановление федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.07.01 отменить, решение первой и постановление апелляционной инстанций Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения. Президиум посчитал, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, между сторонами 01.08.99 заключен договор энергоснабжения № 184 на срок до 31.12.99. Пунктом 9.4 договора предусмотрено, что договор считается продленным на один год на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора. Ни одна из сторон в установленный договором срок не заявила об отказе от договора или о его расторжении. Ссылка «Челябэнерго» на уведомление от 10.12.99 несостоятельна, поскольку абонент о расторжении договора был уведомлен в нарушение условий договора менее чем за месяц до истечения срока его действия.
Кроме того, подача электрической энергии не прекращалась и производилась на условиях договора от 01.08.99 № 184, что свидетельствует о пролонгации его на 2000 год. Ни от одной из сторон в порядке, предусмотренном пунктом 9.4 названного договора, заявлений об отказе от его пролонгации и на 2001 год не поступило. Поэтому довод ответчика об отсутствии между сторонами договора. энергоснабжения на 2000 и 2001 годы неправомерен. Также неправильным является вывод кассационной инстанции о том, что договор на отпуск электроэнергии в спорный период нельзя признать заключенным на условиях договора от 01.08.99 № 184, так как приложения к договору, определяющие величину и мощность потребляемой электрической энергии, то есть содержащие существенные условия договора, и подлежащие ежегодному переоформлению, не были согласованы сторонами после истечения срока их действия. Поставка электроэнергии на условиях договора от 01.08.99 № 184 подтверждает обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций о том, что отношения сторон регулируются указанным договором. Следовательно, у ответчика не было оснований прекращать подачу электроэнергии с 08.12.2000 по мотиву отсутствия, как указано в его уведомлении от 04.12.2000, договорных отношений с абонентом. Учитывая изложенное, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.07.01 по делу №А76-1263/01-9-72 Арбитражного суда Челябинской области отменить. Решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области по тому же делу оставить без изменения.[78]
Цена договору энергоснабжения. Как уже указывалось ранее, договор энергоснабжения является возмездным договором. Принятую от энергоснабжающей организации электрическую энергию абонент обязан оплатить. В юридической литературе высказывалась точка зрения о том, что плата за заявленную потребителем мощность, является платой за ее абонирование[79]. Представляется невозможным согласиться с таким подходом, поскольку в силу статьи 544 ГК оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата электроэнергии в России производилась всегда по ценам, регулируемым государством. Как отмечает А. Никифоров, государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий двумя способами: во-первых, за счет регулирования цен и тарифов; во-вторых, путем внедрения и развития элементов конкуренции даже в отраслях естественных монополий Наиболее эффективным является поддержание оптимального баланса конкурентных и регулирующих механизмов по принципу: регулирование только там, где конкуренция абсолютно невозможна[80].
В соответствии со ст. 23 Закона об электроэнергетике государственному регулированию будут подлежать цены (тарифы) на поставляемую в условиях отсутствия конкуренции электрическую энергию, регулирование которых может применяться в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 27 Закона об электроэнергетике предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен на электрическую энергию и цены (тарифы) на максимально доступную генерирующую мощность (в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в порядке, установленном Правительством РФ); сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую энергию и на соответствующие услуги определяются в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а основания и порядок установления тарифов на электрическую энергию определяют Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Оба этих документа утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»[81]. В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической энергии Российской Федерации тарифами называется система ценовых ставок (ставок платы за услуги, расценок и т.п.), по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию, а также за соответствующие услуги; а ценой электрической энергии – стоимость единицы электрической энергии, не включающая стоимость услуг по ее передаче и иных соответствующих услуг[82].
В области электроснабжения, как и теплоснабжения, с 1 января 2006 г. действует Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [83], в соответствии с которым регулирование тарифов на энергию отнесено к компетенции органов исполнительной власти и должно быть экономически обосновано.
Порядок расчетов за энергию не относится к условиям публичного договора, т.е. не является единым для всех энергоснабжающих организаций и абонентов, и определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ). Долгие годы правовую основу взаимоотношений потребителей электрической энергии с энергоснабжающими организациями составляли Правила пользования электрической и тепловой энергией, которые были утверждены Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. N 310. В указанных Правилах были определены размеры скидок (надбавок) к тарифам на электрическую энергию за компенсацию реактивной мощности в электроустановках потребителей. Приказом Минтопэнерго России от 10 января 2000 г. N 2 указанные Правила признаны не действующими с 1 января 2000 г.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом согласно п. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, допустима правовая регламентация оплаты энергии и порядка расчетов, отличная от предусмотренной ГК РФ: данные вопросы могут быть урегулированы либо иным правовым актом (согласно п. 6 ст. 3 ГК РФ к ним относятся в том числе и постановления Правительства РФ), либо соглашением между абонентом и энергоснабжающей организацией.
Согласно п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294 (ред. от 23.05.2006)[84], начиная с 1 апреля 2000 г. оплата потребителями - юридическими лицами (за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий) электрической и тепловой энергии на территории РФ осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения. При авансовых платежах за электрическую, тепловую энергию в счетах, выставляемых энергоснабжающими организациями потребителям за принятое последними количество энергии, должны учитываться суммы произведенных потребителями авансовых платежей в порядке, определяемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией. Данный Порядок был утвержден Правительством РФ в рамках его компетенции и в соответствии со ст. 544 ГК РФ. Законность Порядка была также подтверждена Верховным Судом РФ[85].
Таким образом, энергоснабжающие организации при заключении договоров ориентируются в первую очередь именно на указанный Порядок и настаивают на закреплении в договорах системы авансовых платежей. Безусловно, Порядок носит диспозитивный характер (как прямо указывает п. 2 Порядка) и может быть изменен соглашением сторон. Однако требования энергоснабжающих организаций по отношению к потребителям о заключении договоров, предусматривающих авансовую оплату энергии, в соответствии с Порядком нельзя считать незаконным[86].
С учетом непрерывного цикла производства, транспортировки и реализации продукции предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса Указом Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса»[87] было установлено, что расчеты с потребителями, кроме бюджетных организаций и населения, за отпускаемые энергоснабжающими и газоснабжающими организациями электрическую и тепловую энергию и газ производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков. Введение безакцептного порядка списания денежных средств со счета абонента сыграло свою положительную роль, позволило ресурсоснабжающим организациям оперативно влиять на недобросовестных потребителей без применения наиболее репрессивных мер - ограничения или прекращения снабжения через присоединенную сеть[88].
В настоящее время Указом Президента РФ от 08.07.2004 N 857 из данного документа исключены слова «без акцепта плательщиков». Таким образом, безакцептный порядк списания средств по договору энергоснабжения отменен. Как указал Верховный Суд, рассматривая конкретное дело, производство по делу о признании недействующим и не подлежащим применению Указа Президента РФ от 18.09.1992 N 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса» в части предоставления права производить расчеты с потребителями за отпускаемую электрическую энергию без акцепта плательщиков прекращено, поскольку редакция оспариваемого положения изменена таким образом, что в настоящее время не затрагивает прав, свобод или законных интересов заявителя[89].
Права и обязанности сторон. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется бесперебойно и непрерывно подавать абоненту энергию через присоединенную сеть. Обязанность подать электрическую энергию состоит в обязанности предоставить абоненту возможность непрерывно использовать электрическую энергию из электрической сети, к которой присоединено электрооборудование абонента, в обусловленных количественных пределах и соответствующего качества.