Договор строительного подряда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:13, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является тщательное изучение структуры и правового регулирования договора строительного подряда как самостоятельного вида договора, а именно: исследование истории развития правового регулирования подрядных отношений в строительстве, понятия и источников регулирования современного договора строительного подряда, структуры договора строительного подряда, прав и обязанностей сторон, а также оснований изменения и прекращения договора строительного подряда, общих и специфических оснований наступления ответственности сторон договора за невыполнение взятых на себя обязательств. Кроме того, целью данной работы является исследование проблемных вопросов применения норм о договоре строительного подряда в судебной практике.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
Глава I. Общие положения о договоре строительного подряда
1.1. История правового регулирования подрядных отношений
в строительстве..........................................................................................9
1.2. Понятие договора строительного подряда............................................17
1.3. Источники правового регулирования подрядных отношений
в сфере строительстве..............................................................................24
Глава II. Содержание и исполнение договора строительного подряда
2.1. Элементы договора строительного подряда.........................................30
2.2. Исполнение договора строительного подряда......................................36
2.3. Права и обязанности сторон договора строительного подряда..........41
2.4. Изменение и прекращение договора строительного подряда.............52
Глава III. Ответственность по договору строительного подряда
3.1. Общее положение....................................................................................65
3.2. Ответственность заказчика по договору строительного подряда......69
3.3. Ответственность подрядчика по договору строительного подряда...77
Заключение......................................................................................................86
Список использованных источников и литературы....................................89

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

 

1.1. История регулирования подрядных отношений в строительстве

 

Формирование правового  регулирования подрядных отношений  в строительстве имеет длительный и сложный путь исторического и юридического развития.

Начало многогранного  процесса, именуемого нынче строительством, положил древний человек, когда  раскопал вход в свою доисторическую пещеру. Через некоторое время  человек пришел к необходимости разделения труда. Признаки этого процесса уже заметны во времена Древнего Египта. С того времени до нас дошли не только величественные пирамиды, но и грандиозные ирригационные сооружения. Поражает не только результат работ, но и факт, что эти работы были тщательно разработаны, спланированы, подготовлены, организованы и проведены - налицо все основные стадии присущие и современному строительному процессу.1

Удивительно то, что уникальные сооружения, дошедшие до наших дней, возводились при почти полном отсутствии системы формальных обязательств. Но даже когда они появились, договор строительного подряда еще долго не мог найти себя в многообразии обязательств.

Первая попытка формально  урегулировать подрядные отношения  в строительстве была предпринята  в римском праве.2

Так, в классическом римском праве различались три самостоятельных договора найма: найм вещей (locatio conductio rerum), найм работ или подряд (locatio conductio operas) и найм услуг (locatio conductio operarum). Подобное объединение договоров было обусловлено тем, что основным способом удовлетворения потребностей в каких-либо работах или услугах являлись действия рабов.

Если для выполнения работ нанимали раба, заключался договор  найма вещи, а если исполнителем являлся свободный римский гражданин - то договор подряда или найма услуг.

Общее между всеми  тремя видами найма состояло в  том, что одна сторона обязывалась  предоставить другой стороне пользование  соответствующим объектом, а последняя - уплатить первой стороне за пользование  определенное денежное вознаграждение. Таким образом, родовой признак найма выражался в возмездном представлении чего-либо одной стороной другой.

В отличие от договора найма услуг locatio conductio operarum (договор  подряда) имеет дело не с услугами как таковыми, а с результатом этих услуг. Наймодателю важен в конечном итоге результат, а не сама работа.

Следует отметить, что  в период существования римского права договор строительного  подряда не выделялся в самостоятельную  правовую конструкцию, а существовал  в рамках locatio conductio operas или locatio conductio rerum в зависимости от того, кто выполнял строительные работы - свободный гражданин или раб.3

Это было обусловлено  наличием несовершенных орудий производства, слабым развитием строительной индустрии. Нестабильность общественных отношений и использование дешевого труда рабов не способствовали выделению договора строительного подряда в отдельный вид гражданско-правовых договоров.4

Вместе с тем в  римском праве усматриваются  отдельные элементы такого договора, которые обусловлены политико-экономическим развитием общества. В частности, по договору подряда подрядчик обязан был сделать за вознаграждение определенную работу, обычно над чужой вещью, отвечая за ее сохранность. Заказчик обязан был предоставить мастеру материал и оплатить результат работы.

Подрядчик по римскому праву  отвечал при наличии любой  формы вины, результат которой  мог стать пороком выполненной  работы, включая недостаточную квалификацию, подбор рабочих и надзор за ними. Вина помощников и рабочих также  «ложилась» на подрядчика, однако подрядчик не отвечал за недостатки работ вследствие возникновения непреодолимой силы.5

Отдельные положения  римской правовой доктрины впоследствии были взяты за основу при регулировании подрядных отношений в строительстве в России.

Так, в русском праве договор строительного подряда тоже изначально регулировался в рамках договора найма. Это можно считать первым этапом развития законодательства о правовом регулировании подрядных отношений в строительстве в русском праве.

Первыми свидетельствами, являются подрядные грамоты и записи 1547 года, касающиеся частных подрядов.

К первым упоминаниям  об участии государства в правовом регулировании подрядных отношений  в строительстве относится наказ Федора Иоановича 1595 года «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости».6 

Первой попыткой в России по урегулированию существовавших отношений, в том числе отношений найма являлось Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 года. Но подрядные отношения упомянуты только косвенно, а строительный подряд не был затронут вообще. Однако этот косвенный факт позволяет отметить такую юридическую тонкость, как обязательность письменной формы сделки в подрядных отношениях.

Следующим этапом развития правового регулирования подрядных  отношений в строительстве в России можно считать выход поставки строительных материалов из рамок договора найма. Таким образом, появился новый самостоятельный договор. Это произошло в эпоху Петровских времен, когда в 1719 году Петр I утвердил регламент Камер-коллегии.

В дальнейшем произошло выделение договора подряда из рамок найма, однако, вместе с поставкой. Об этом свидетельствует определение договора подряда данное Сводом законов гражданских 1835 года, согласно которому подряд или поставка - есть договор, по силе которого одна из вступающих в оный сторон принимает на себя обязательства исполнить своим иждивением предприятии, или поставить известного рода вещи, а другая, в пользу коей сие производится, учинить за то денежный платеж.7

Хотя определение в  Своде одно, фактически оно содержит два, которые позже и будут разделены. И суды того времени, при рассмотрении споров, касающихся этой статьи, исходили из того, что фактически статья содержит определение двух договоров: подряда и поставки.

Таким образом, несмотря на то, что в дореволюционной России, подобно другим современным ей государствам, подрядные отношения в области строительства как специального объекта правового регулирования не получили развития, законодательство относительно договора строительного подряда продолжало развиваться.8

Правовое регулирование  договоров, используемых в сфере  строительства в послереволюционный период, прошло несколько этапов. Каждый из них выражал неодинаковую оценку этих договоров со стороны законодателя.

Начало положил  Декрет СНК СССР от 1 декабря 1919 года. В нем проявилось весьма настороженное отношение к строительству как определенному виду деятельности, которая олицетворяла тогда для законодателя в наибольшей степени то, против чего была направлена революция, - частное хозяйство и частный рынок. По отмеченной причине еще в большей степени, чем поставка, строительный подряд подлежал особому контролю со стороны государства. С этой целью было установлено, что о каждом договоре подряда, имевшем предметом проведение строительства и связанных с ним работ, кем бы такой договор ни заключался, необходимо было сообщать финансовым органам.

Некоторое время  спустя Постановлением СТО от 24 ноября 1920 года государственным учреждениям  и предприятиям, а также общественным организациям вообще запретили вступать в подрядные отношения; при этом ранее заключенные договоры объявлялись с 1 января 1921 года аннулированными.

Это означало, что  строить для себя можно было только своими силами. Так подрядный способ был вытеснен хозяйственным, который, как подчеркивал И.Л.Брауде, сводился к тому, что «капитальное строительство ведется для своих нужд, своими средствами (строительными механизмами, инвентарем и рабочей силой)».9

В результате единственным заказчиком в области строительства, ведущегося на началах подряда, осталось государство, притом именно казна.

В указанный  период потребности оборота в  правовом регулировании подрядных  отношений вполне удовлетворяла  глава VII «Подряд» Гражданского кодекса 1922 года с ее общим для всех видов  подряда режимом.

Отмеченное  было связано с тем, что за пределами  Гражданского кодекса 1922 года, как было в нем прямо указано (ст.235), действовал специальный акт, регулировавший отношения, в которых в роли заказчика  выступали от имени государства  его органы. Имелось в виду Положение о государственных подрядах и поставках.

Особый интерес  к строительному подряду начал  проявляться главным образом  на рубеже 20 - 30-х гг., когда стала  ясной невозможность решения  без него крупнейших хозяйственных  задач, поставленных к тому времени государством. В таких условиях все большее значение приобретали специализированные государственные строительные предприятия, что нашло прямое выражение, в частности, в Постановлении СНК СССР от 1 июня 1928 года.

Новый этап в  развитии законодательства в соответствующей сфере был связан с Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 11 февраля 1936 года. Им был провозглашен переход на подрядный способ ведения строительных работ.10

В соответствии с проявлявшейся в то время  общей тенденцией к умалению значимости Гражданского кодекса для договорных отношений между организациями специальные акты, посвященные строительному подряду, вытеснили общие статьи Гражданского кодекса о подряде.

Так, первые Правила  о договорах подряда на капитальное  строительство были утверждены 26 февраля 1938 года. Вторые - 24 августа 1955 года.11

Правила о договорах  подряда на капитальное строительство  неоднократно менялись. При этом последние  по времени издания Правила были утверждены 26 декабря 1986 года, а свое действие, как это видно из самого их названия, соответствующие акты распространяли на отношения в области «капитального строительства».

Последние по времени  Правила финансирования строительства, утвержденные Постановлением Совета Министров  СССР от 8 октября 1965 года (ст.156), возлагали обязанность на Стройбанк СССР, через который в то время шло практически обеспечение денежными ресурсами по всей стране строек, осуществлять контроль за строительством, предоставляя этому Банку для указанной цели право применять самые строгие экономические санкции по отношению к тем, кто не выполняет планы ввода в действие мощностей и основных фондов, задания по снижению себестоимости строительно-монтажных работ и др.

Принятый в 1964 году Гражданский кодекс признал подряд и подряд на капитальное строительство самостоятельными договорами. При этом дифференциация правового регулирования подрядных отношений оказалась столь резкой, что законодатель отказался от использованного им в ряде других случаев приема - отсылки к родственным договорам (имеются в виду содержавшиеся в этом Кодексе указания на субсидиарное применение норм о купле-продаже к договору мены (ст.255 Гражданского кодекса), имущественного найма - к договору безвозмездного пользования имуществом (ст.342 Гражданского кодекса), поручения - к договору комиссии (ст.404 Гражданского кодекса) и др.).

Таких отсылок  в главе 31 Гражданского кодекса 1964 года «Подряд на капитальное строительство» к главе «Подряд» не оказалось. Отсутствовали  отсылки к главе «Подряд» и  в специальных актах об этом договоре.12

Различие между  договорами подряда и подряда  на капитальное строительство выражалось в их субъектном составе (в первом сторонами могли выступать любые  участники гражданского оборота, а  во втором - только социалистические организации), в предмете (договор подряда опосредствовал выполнение любых работ, а договор подряда на капитальное строительство - лишь строго определенных), в содержании (в то время как в договоре подряда речь шла о выполнении работ на свой риск, в договоре подряда на капитальное строительство обязанность подрядчика состояла в том, чтобы построить и сдать объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией; кроме того, как уже отмечалось ранее, предполагалось возложение риска случая на заказчика).13 Наконец, особое значение придавалось тому, что договор подряда на капитальное строительство имел непременным основанием обязательный для сторон плановый акт.

Основы гражданского законодательства 1991 года, возвратившись  тем самым к Гражданскому кодексу 1922 года, признали договор подряда на капитальное строительство разновидностью подрядного договора.14

С переходом к рыночным отношениям, когда отпали предпосылки для противопоставления подряда на капитальное строительство подряду, начался следующий этап развития законодательства о строительном подряде.

В настоящее время  нормативная база, регулирующая строительные отношения очень обширна. Основой ее служат положения Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года, закрепленные 37 главой. Параграф 1 указанной главы «Общие положения о подряде» применяется субсидиарно по отношению к самому емкому параграфу в этой главе - параграфу 3 «Строительный подряд».

Таким образом, правовое регулирование подрядных отношений в строительстве зародилось на почве древних обычаев делового оборота, получивших в дальнейшем законодательное закрепление в виде договоров найма.

Вплоть до ХIХ  века подряд, в том числе строительный, не являлся предметом специального законодательного регулирования, не исследовался как самостоятельный вид договорных отношений.

Получили развитие и юридически обособились строительные отношения в качестве договоров  самостоятельного вида только на основе достижений современной юридической мысли.

Этапы развития договора строительного подряда  в России свидетельствуют о противоречивости понимания теоретиков его природы. Но, в конце концов, споры разрешил законодатель, закрепив отношения по договору строительного подряда в Гражданском кодексе Российской Федерации.15

Информация о работе Договор строительного подряда