Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:13, дипломная работа
Целью исследования является тщательное изучение структуры и правового регулирования договора строительного подряда как самостоятельного вида договора, а именно: исследование истории развития правового регулирования подрядных отношений в строительстве, понятия и источников регулирования современного договора строительного подряда, структуры договора строительного подряда, прав и обязанностей сторон, а также оснований изменения и прекращения договора строительного подряда, общих и специфических оснований наступления ответственности сторон договора за невыполнение взятых на себя обязательств. Кроме того, целью данной работы является исследование проблемных вопросов применения норм о договоре строительного подряда в судебной практике.
Введение............................................................................................................3
Глава I. Общие положения о договоре строительного подряда
1.1. История правового регулирования подрядных отношений
в строительстве..........................................................................................9
1.2. Понятие договора строительного подряда............................................17
1.3. Источники правового регулирования подрядных отношений
в сфере строительстве..............................................................................24
Глава II. Содержание и исполнение договора строительного подряда
2.1. Элементы договора строительного подряда.........................................30
2.2. Исполнение договора строительного подряда......................................36
2.3. Права и обязанности сторон договора строительного подряда..........41
2.4. Изменение и прекращение договора строительного подряда.............52
Глава III. Ответственность по договору строительного подряда
3.1. Общее положение....................................................................................65
3.2. Ответственность заказчика по договору строительного подряда......69
3.3. Ответственность подрядчика по договору строительного подряда...77
Заключение......................................................................................................86
Список использованных источников и литературы....................................89
С принятием второй части Гражданского кодекса Российской Федерации создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства.26
Основное ядро действующего законодательства в капитальном строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области капитального строительства, например о системе генерального подряда, приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной гибели предметов подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас регулируются одинаково.27
Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области капитального строительства регулируются нормами параграфа 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, специально рассчитанными на строительный подряд. Характеризуя правила, содержащиеся в данном параграфе, можно отметить два момента:
Во-первых, с принятием второй части Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые обеспечено на законодательном уровне.
Хотя Гражданский кодекс 1964 года и содержал специальную главу о подряде на капитальное строительство, ее нормы носили самый общий характер и не играли существенной роли на практике.
Основным источником правового регулирования традиционно были Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном уровне.28
Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации существование подобного акта, равно как и принятие специального закона о строительном подряде, не предусматривает и исходит из того, что закрепленные им правила являются достаточной правовой базой для регулирования отношений в рассматриваемой области.29
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации должен быть принят специальный закон о подряде для государственных нужд.
Во-вторых, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации нормы о строительном подряде отражают лишь специфику данной разновидности договора подряда.
Те вопросы, которые решаются одинаково для любых договоров подрядного характера, в параграфе 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации в основном не затрагиваются. Поэтому полное представление о том, как обеспечивается Гражданским кодексом Российской Федерации правовое регулирование подрядных отношений в области капитального строительства, может сложиться только при одновременном учете как специальных правил о строительном подряде, так и
общих положений о договорах подряда, которые закреплены параграфом первым главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правоотношения сторон по договорам подряда в настоящее время регулируются:
- нормами Гражданского кодекса Российской Федерации: главы 9 («Сделки»), 27 («Понятие и условия договора»), 28 («Заключение договора»), 29 («Изменение и расторжение договора»), другими нормами части первой, регламентирующими положения о сделках, обязательствах и иные общие вопросы; главы 37 («Подряд») части второй;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
- Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»;
- Постановлением Госстроя России от 7 августа 2002 года № 102 «Об утверждении Общих указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства» (в связи с изданием этого документа фактически утратили силу Временные рекомендации по определению базовых цен на проектные работы для строительства в условиях рыночной экономики с учетом инфляционных процессов);
- Постановлением Правительства
РФ от 5 марта 2007 года № 145 «О
порядке организации и
- Постановление правительства РФ от 11 октября 2001 года № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета»;
- Постановление Министерства
В системе российского права судебный прецедент не является источником права, хотя оказывает существенное значение при разрешении судами споров. Одним из приоритетных направлений в области гражданского судопроизводства является поддержание единства судебной и правоприменительной практики. Для поддержания единства судебной и правоприменительной практики по договору строительного подряда Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял информационное письмо от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».
Несмотря на вышеуказанное информационное письмо, возникают в некоторых случаях различия и отсутствие единства в правоприменительной и судебной практике по определению и реализации ответственности сторон при разрешении судами споров по договорам строительного подряда. В основе причин возникновения подобного рода различий лежит неоднозначность доктрины в некоторых вопросах по договорам строительного подряда, различная правовая квалификация того или иного отношения и правоотношения судебных органов и их неправильное толкование, несовершенство коммерческой практики при заключении и исполнении сторонами договора строительного подряда.31
Кроме вышеуказанного Информационного письма позиция Высшего Арбитражного Суда РФ по отдельным вопросам применения законодательства о подряде содержится в информационных письмах Президиума ВАС РФ: от 25 июля 2000 года № 56 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве»; от 18 января 2001 года № 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов».
Завершая общую характеристику действующего законодательства о капитальном строительстве, следует отметить такую его особенность, как вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, т.е. правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительных и монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.п.32
Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), стандартах и технических условиях, различных инструкциях и положениях, принимаемых уполномоченными государственными органами.
Многие из действующих правил данного вида были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.
СНиП регламентируют порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений на территории РФ и предназначены для применения заказчиками (инвесторами), органами государственного управления и надзора, предприятиями, организациями, объединениями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.
Таким образом, законодателем на различных уровнях (от федерального до ведомственного и муниципального) проработаны практически все вопросы, так или иначе связанные со строительством, - от архитектурного планирования, землеотвода и ограждения пятна застройки до сдачи объекта «под ключ», благоустройства территории и гарантии качества.
Исходя из анализа, проведенного в первой главе, можно сделать следующий вывод.
Договор строительного
подряда как вид
Договор строительного подряда регулирует отношения между заказчиком и подрядчиком, в результате которых подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект, либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результаты и уплатить обусловленную цену.
Данный договор отличается от других тем, что: во-первых, результатом таких работ является, как правило, создание нового недвижимого имущества; во-вторых, одной из особенностей является то, что
отношения между сторонами могут продолжаться и после сдачи объекта в эксплуатацию.
Таким образом, основной проблемой, на данный момент, связанной с правовым регулированием договора строительного подряда является то, что это новый для России вид самостоятельного договора, и, соответственно, его правовая регламентация является недостаточно проработанной.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
2.1. Элементы договора строительного подряда
Как это имеет место
и в других главах Гражданского кодекса
Российской Федерации о договорах,
применительно к подряду
Общие нормы о подряде
не содержат ограничений для выступления
отдельных субъектов
Для договора строительного подряда характерно, что при его заключении могут принимать участие несколько лиц. Например, наряду со строительными фирмами определенные работы осуществляют различного рода специализированные организации. В этих случаях договорные связи между заказчиком и исполнителями работ, а нередко и между последними принимают различный вид.34
На практике всегда использовались, а теперь они закреплены и в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.706), три формы договорных связей.
Первая имеет в виду, что один из подрядчиков принимает на себя обязанность осуществить весь объем подрядных работ, привлекая к участию в выполнении работ третье лицо (третьих лиц). Такая сложная структура договорных связей является настолько свойственной подряду, что нередко именно в этом усматривают индивидуализирующий признак указанного договора.
Содержащаяся в Гражданском кодексе диспозитивная норма предоставляет подрядчику право привлечь по собственной воле к исполнению его обязательства третье лицо. И лишь как исключение, поскольку фигура исполнителя в ряде случаев имеет значение для заказчика, установлено, что договором или законом может быть предусмотрена необходимость для подрядчика лично исполнить обязательство.
Элементарная схема договорных связей при подряде с участием третьих лиц сводится к тому, что заказчик заключает договор с подрядчиком, именуемым в этом случае генеральным подрядчиком, а последний - договор (договоры) с третьим лицом (с третьими лицами) - субподрядчиком (субподрядчиками).35
При описанной схеме генеральный подрядчик в одно и то же время выступает соответственно должником и кредитором в отношениях как с заказчиком, так и с субподрядчиком.36
Существует и осложненный вариант, при котором генеральный подрядчик заключает договор с заказчиком только на определенную часть работ, а по поводу всех остальных заказчик вступает в непосредственные связи с исполнителями и делает это непременно с согласия генерального подрядчика. Таким образом, система генерального договора может существовать одновременно с системой прямых договоров. Одно из различий между этими двумя системами состоит в том, что генеральный подрядчик обычно является и фактическим участником работ. Имеется в виду, что часть работ выполняется им самим. Вместе с тем ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключает ситуации, при которой генеральный подрядчик передает субподрядчикам исполнение всего объема работ. В этом случае, однако, он сохраняет за собой осуществление функций организатора (координатора) работ.