Государственная и общественная защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является
новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих
западноевропейских странах еще в 70 годы.
Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито
в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на
защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе
использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание
действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия
существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при
осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с
1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача
–защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления
рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и
продовольственных товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3-7.
1. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________7-35.
1.1 КРУГ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О
ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕ-
ЛЕЙ.______________________________________________________________7-11
1.2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.__________________________________11-34
2. ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ._____________________________________________35-67
3. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ._________________________________68-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________98-105

Файлы: 1 файл

ДИПЛО 4.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)

      ПЛАН   ДИПЛОМНОЙ   РАБОТЫ.

 

      ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3-7.

    1.   ГЛАВА    ПЕРВАЯ.     ОБШИЕ     ПОЛОЖЕНИЯ     О     ЗАЩИТЕ     ПРАВ

       ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________7-35.

      1.1  КРУГ  ЛИЦ,   НА  КОТОРЫХ   РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  О

ЗАЩИТЕ                            ПРАВ                            ПОТРЕБИТЕ-

ЛЕЙ.______________________________________________________________7-11

      1.2  ПРАВА  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.__________________________________11-34

    2.  ГЛАВА   ВТОРАЯ.    ЗАЩИТА    ПРАВ    ПОТРЕБИТЕЛЕЙ    ПРИ    ПРОДАЖЕ

       ТОВАРОВ._____________________________________________35-67

      3.  ГЛАВА  ТРЕТЬЯ.  ГОСУДАРСТВЕННАЯ   И   ОБЩЕСТВЕННАЯ   ЗАЩИТА   ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ._________________________________68-96

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________97

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ_____________________98-105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ.

 

      Институт защиты прав  потребителей  в  мировой  практике  не  является

новым.  Законы   об   охране   прав   потребителей   появились   во   многих

западноевропейских странах  еще в 70 годы.

      Консьюмеризм  – движение в защиту прав  потребителей – наиболее  развито

в Японии. Уже в 1968 году закон  гарантировал  японским  гражданам  права  на

защиту  от  физического  и  материального   ущерба,   полученного   в   ходе

использования  приобретенного  товара;  на  всестороннее  и  точное   знание

действительных  свойств   товаров и услуг и   степени   их   соответствия

существующим  эталонам;  на  одинаковые  с  предпринимателями  позиции   при

осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В  Швеции  с

1970 года применяется Закон  "  О  торговой  практике".  Его  главная  задача

–защита интересов потребителя  от недобросовестной торговли,  злоупотребления

рекламой,    от     реализации     недоброкачественных    промышленных     и

продовольственных товаров. Чуть  позже  принимается  Закон  "  О  договорных

условиях", запрещающий  вносить  в  договоры  условия,  ухудшающие  положения

потребителя.

      Законодательство  о  торговой  практике,  аналогичное   шведскому,  было

принято в Норвегии (1972 год),  Дании (1975 год). Финляндии  (1975  год).[2]

      В 50-70  годы в Соединенном Королевстве, в Бельгии, в  Нидерландах,  в

США были созданы  общества защиты прав потребителей.

      Российское   законодательство   либо   полностью    базируется,   либо

учитывает  основной  международно-правовой  документ   в    данной   области

подготовленный    Экономическим   и   социальным   советом   ООН   /ЭКОСОС/.

Руководящие  принципы  для  защиты  интересов  потребителей,   которые  были

одобрены  Генеральной  Ассамблеей ООН в качестве  резолюции  №  39  /248,  от

09.04.1986 года.[3] Корнилов  Э, характеризуя действующее законодательство  о

защите прав потребителей, отмечает: приближение  нашего  законодательства  к

вышеуказанной  резолюции  является   наиболее  важным   аспектом   изменений

законодательства.[4]

        В связи с утвержденной  Генеральной Ассамблеей  ООН резолюцией,

государства - члены  ООН  обязались  проводить   политику  по   защите  прав

потребителей.  Кроме, вышеуказанной резолюции  к данной тематике относятся  -

Декларация,  принятая   конвенцией   обществ   потребителей,[5]    Директива

Европейского  сообщества "Об ответственности  за причинение вреда  личности  и

здоровью", содержащие принципы безусловной ответственности  производителя  и

продавца за вред, причиненный  потребителю. [6]

      Законодательная защита  прав  потребителей  в Российской   Федерации

осуществляется  на основе:

      Конституции Российской Федерации - согласно  статьям 20,30,37,41,42,43

граждане имеют  право  на  жизнь,  объединения  в  общественные  организации,

отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду,  образование  и  так

далее, при нарушении  прав каждый гражданин может обратиться в суд.

      Кодекс   РСФСР   об   административных   правонарушениях   –    статьи

146,147,149,150,157 и  другие определяют административную ответственность  за

нарушения работниками  предприятий торговли и  общественного  питания  правил

обслуживания  потребителей и так далее.

      Уголовный кодекс  Российской  Федерации  – статья  200  предусматривает

уголовную ответственность за обмеривание, обвешивание,  обсчет,  введение  в

заблуждение относительно потребительских свойств  или  качества  товара  или

иной обман потребителей;

      Гражданский  кодекс Российской Федерации  – его первая часть  введена   в

действие с 1 января 1995 года, в ней говорится о предприятиях,  юридических

лицах, статусе граждан, собственности, сделках,  отражены  вопросы  чести  и

достоинства и  так  далее;  Вторая  часть  Гражданского  кодекса  введена  в

действие с 1 мая 1996 года,  и   регулирует  предпринимательские  отношения,

имущественные отношения  граждан и так далее.

      Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции 

от 9 января 1996 года, - уже 17 лет регулирует отношения возникающие

между потребителями и изготовителями, продавцами; устанавливает

 права    потребителей    на  приобретение  товаров  надлежащего  качества 

и  безопасного  для  жизни   и здоровья  людей,  получение  информации  о  товарах, 

об  их  изготовителях,продавцах, государственную и  общественную защиту  интересов потребителей, определяет механизм реализации  их  прав,  а  также  ответственность  за  их  нарушение.

     Кроме перечисленных законодательных актов  отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами:

      Закон Российской  Федерации "О  сертификации  продукции  и  услуг" от 10.06.93 года;[7]

      Закон Российской  Федерации " О стандартизации" от.06. 199З года;[8]

      Закон Российской  Федерации "О применении контрольно-кассовых  машин при

осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993  года.  /Правда,

на практике данный Закон  при осуществлении денежных расчетов применяется  не

во всех случаях./;[9]

      Перечень  товаров, подлежащих обязательной  сертификации  от  13.08.1997

года;[10]

     Перечень  товаров,  информация  о  которых   должна  содержать  противопоказания  для  применения  при  отдельных  видах   заболеваний  от23.04.1997 года;[11]

      Перечень технически сложных  товаров, в  отношении  которых   требование

потребителя об их замене подлежат  удовлетворению  в  случае  обнаружения  в

товарах существенных недостатков, от 13.05.1997 года;[12]

      А  также ряд других нормативных  актов.

      Однако, статья 1 Главы  первой  Закона  "О  защите  прав  потребителей

говорит о том, что Правительство Российской Федерации не  вправе   поручать

федеральным органам  исполнительной власти принимать акты,  содержащие  нормы

о защите прав потребителей.

      Статья 2 вышеуказанного закона предписывает,  что  если  международным

договором Российской  Федерации  установлены  иные  правила  о  защите  прав

потребителей,  чем  те,  которые  предусмотрены  Законом  "О   защите   прав

потребителей", применяются правила международного договора.

 

 

 

                                ГЛАВА ПЕРВАЯ.

                 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

 

      1. 1.  Круг лиц, на которых  распространяется законодательство  о

                         защите прав   потребителей.

      Прежде    всего,   законодательство   о   защите   прав   потребителей

распространяется на потребителей. Потребителем,  согласно  Закону,  является

гражданин, который  приобретает и использует товары, либо намерен  приобрести

и использовать их для  личных бытовых нужд. Из  этого  определения  следует,

что потребитель  может быть  только  гражданин.  Имеются в виду  не  только

граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а также  лица  без

гражданства. Таким  образом, законодательство о защите прав  потребителей  не

распространяется  на  предприятия,   организации   и   учреждения,   которые

приобретают товары. Не распространяется оно и на  коммерческие  организации,

приобретающие   товары   для   использования   их   в    предпринимательской

деятельности, то есть для извлечения с их помощью  прибыли.

      Потребителем,  по   смыслу   Закона,   является   гражданин,   который

приобретает  и  использует  товары  для  личных  бытовых  нужд,  а  не   для

коммерческого    или    производственного    использования.     Приобретение

потребителем  товара не должно служить для получения прибыли.  Поэтому,  если

гражданин, занимающийся  предпринимательской  деятельностью  (индивидуальной

трудовой деятельностью) в целях  осуществления  указанной  деятельности,  на

него законодательство о защите прав потребителей распространяться не будет.

      Например: Гражданин С. торговал  на улице с лотка  продуктами  питания.

На оптовой  базе ему продали некачественный  товар.  Когда  С.  реализовывал

товар, то его  оштрафовали на значительную  сумму.  С.  хотел  защитить  свои

интересы по Закону "О защите прав потребителей". Однако,  юрист  к  которому

он обратился, разъяснил ему, что на него Закон "О защите прав  потребителей"

не распространяется. [13]

       В качестве потребителя Закон  рассматривает, как  гражданина,  который

приобретает и  использует товар, так и  гражданина,  который  намерен  купить

товар. Это означает, что гражданин, который еще ничего не  купил,  а  только

зашел  в  магазин,  в  ларек   и   так   далее,   уже   признается   Законом

потребителем.[14]

      Особое значение это положение  имеет  для  осуществления  потребителем

права на просвещение  в области защиты прав потребителей (статья 3 Закона  "О

защите прав потребителей"). Права  потребителей  обеспечиваются  посредством

включения  соответствующих  требований  в  государственные   образовательные

стандарты  и  общеобразовательные  и  профессиональные  программы,  а  также

посредством организации  системы информации потребителей об  их  правах  и  о

необходимых действиях  по защите этих прав;  для  осуществления  потребителем

права на информацию о товаре, его изготовителе, продавце  (Ст.  8-10  Закона

"О защите  прав потребителей"); Возмещению  убытков,  причиненных  потребителю

вследствие  нарушения его права на свободный  выбор товара (Ст.16 п.2.  Закона

"О защите  прав потребителей") и другое.

      Потребителем по смыслу закона, признается не только гражданин, который

приобрел товар, но и тот, который пользуется им непосредственно.

      Потребитель может вступать  в   правовые  отношения  с  изготовителем,

продавцом.

      Предприятие  может   выступать   в   качестве   стороны   регулируемых

законодательством   о   защите   прав   потребителей   отношений   в   любой

Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей