Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:47, курсовая работа
Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является
новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих
западноевропейских странах еще в 70 годы.
Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито
в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на
защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе
использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание
действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия
существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при
осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с
1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача
–защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления
рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и
продовольственных товаров.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3-7.
1. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________7-35.
1.1 КРУГ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О
ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕ-
ЛЕЙ.______________________________________________________________7-11
1.2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.__________________________________11-34
2. ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ._____________________________________________35-67
3. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ._________________________________68-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________98-105
предусмотренной законом организационно-правовой форме[15] акционерного
общества, полного или коммандитного товарищества, товарищества с
ограниченной ответственностью, производственного кооператива. (Каждое, из
вышеназванных предприятий, действует в соответствии с законом, регулирующим
свойственную ему организационно - правовую форму). Кроме того, надо иметь
в виду, что предприятие может быть государственным или муниципальным
индивидуальным (семейным), частным или предприятием общественных
организаций.
Индивидуальным предпринимателем считается гражданин, занимающийся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с
момента государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя (Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть 1, Ст.23).
Вышеперечисленные лица (юридические лица и индивидуальные
предприниматели) в соответствии с Законом "О защите прав потребителей"
могут являться как изготовителями, так и продавцами.
Изготовитель может
может реализовывать их торговым и розничным предприятиям, посредникам.
Продавец реализует товары непосредственно потребителю по договору
розничной купли-продажи.[16] Следовательно, исковые требования могут быть
заявлены исключительно в отношении продавца (изготовителя). [17]
Законодательство о защите
государственного управления, в компетенцию которых входит определение
требований к товарам, направленных на обеспечение безопасности жизни,
здоровья потребителей и охраны окружающей среды, контроль и надзор за
соблюдением этих требований, правил по сертификации и законодательства о
защите прав потребителей продавцами товаров и их изготовителями.
Общественная защита осуществляется общественными объединениями
потребителей.
Субъектами уголовной и административной ответственности являются
должностные лица, в круг обязанностей которых входит обеспечение соблюдения
правил, направленных на охрану прав потребителей.
1.2. Права потребителей.
Статья 3 Закона "О защите прав потребителей" указывает на право потребителей
на просвещение. Эта статья, в Законе "О защите прав потребителей" является новой,
одной из причин ее введения является слабое знание потребителями своих
прав. Статья не
только провозглашает право
и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих
требований государственные образовательные стандарты и программы. Согласно
ст. 7 Закона Российской Федерации " Об образовании" № 3266-1. (в редакции
Федерального закона от 13.01.96 года № 12-ФЗ “О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" вступившего в
силу со дня его официального опубликования 23 января 1996 года.)[18],
государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум
содержания основных образовательных программ. Порядок разработки,
утверждения и введения государственных образовательных стандартов
определяется Правительством Российской Федерации (за исключением случаев
предусмотренных законом). Госстандартом РФ эти стандарты не утверждаются.
Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной
информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения
консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и
общественными организациями потребителей, издания соответствующих журналов
и другой литературы и так далее. [19]
Статья 4 Закона "О защите прав потребителей" закрепляет право
потребителей на качественный товар. Продавец обязан передать потребителю
товар, качество которого соответствует договору.При отсутствии в договоре условий
о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для
целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец, при заключении договора, был поставлен потребителем в
известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан
передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с
этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан
передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или)
описанию.[20]
Если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству
товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим
требованиям. Четкое определение понятия "качества" имеет важное значение
для применения Закона, в особенности норм об ответственности за продукцию
ненадлежащего качества (с недостатками).
По своему содержанию статья 4 Закона соответствует статье 469
Гражданского Кодекса РФ. Структура статьи 4 заимствована из Основ
гражданского законодательства Союза СССР и республик (статья 76). Однако
при изложении статьи в Законе были утрачены некоторые детали.[21]
Основным критерием качества вновь определен договор, являющийся
наиболее естественной юридической формой закрепления отношений потребителя
и продавца. Гражданский Кодекс Российской Федерации предусматривает два
вида договоров, которые, как правило, опосредуют отношения с участием
гражданина-потребителя публичный договор и договор присоединения. Согласно
статьи 426 Гражданского Кодекса публичным договором признается договор,
заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по
продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности
должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться. Организация
не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении
заключения договора. Цена товаров, а также иные условия публичного договора
устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Отказ организации от заключения публичного договора при наличии
возможности предоставить товар не допускается. При необоснованном уклонении
коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона
вправе обратиться
в суд с требованием о
взыскании причинённых в результате этого убытков (Пункт 4 статьи 445
Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Важно подчеркнуть, что
бремя доказывания
передать потребителю товар лежит на коммерческой организации (пункт 55
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах,
связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ").
Статья 426 Гражданского Кодекса РФ признает публичным договор,
заключенный коммерческой организацией, то есть организацией занимающейся
предпринимательской деятельностью.
В случаях предусмотренных
правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных
договоров. Условия, публичного договора , не соответствующего закону или
указанным обязательным правилам являются ничтожными (пункт .5 статьи 426
Гражданского Кодекса Российской Федерации) В настоящее время действует
большое количество правил продажи товаров, утвержденных Правительством
Российской Федерации. Это Правила продажи отдельных видов товаров, куда
входят особенности продали продовольственных товаров; особенности продажи
технически сложных товаров и обуви; особенности продажи технически сложных
товаров бытового назначения; особенности продажи парфюмерно-косметических
товаров; особенности продажи легковых автомобилей, мототехники, прицепов и
номерных агрегатов; особенности продажи изделий из драгоценных металлов и
драгоценных камней утверждены Постановлением Правительства Российской
Федерации "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня
товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование
покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замене
аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего
качества, не подлежащего возврату или обмену на аналогичный товар других
размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации ".[22]
Этим же Постановлением признаны утратившими силу: Постановление
Правительства РФ ОТ8.10.93 года № 995 "О правилах продажи отдельных видов
продовольственных и непродовольственных товаров"; Постановление
Правительства РФ от 1202.94 года № 109 "Об утверждении правил продажи новых
автомототранспортных средств"; Постановление Правительства РФ от 24.05.94
года № 553 "Об утверждении правил продажи меховых товаров".; Постановление
Правительства РФ от 15.06.94 года. № 684 " Об утверждении правил продажи
изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней"; Постановление
Правительства РФ от 20. 02. 93г. № 169 " Об утверждении правил продажи
товаров по заказам и на дому у покупателей"; Постановление Правительства РФ
0 от 17.05.96 года № 595 "О внесении изменений и дополнений в Правила
продажи отдельных
видов продовольственных и
Договор присоединения, согласно ст.428 Гражданского Кодекса РФ,
признается договор, условия которого определены одной из сторон в
формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной
не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом.
К таким договорам относятся практически все договоры о продаже товаров
гражданам-потребителям. Эти договоры исключают возможность обсуждения и
выработки согласованных условий. Диктат одной стороны /продавца/ пораженный
объективными условиями розничной торговли, все же имеет некоторые
ограничения. Присоединившаяся сторона вправе потребовать расторжения или
изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит
закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно
предоставляемых по договору такого вида, либо исключает или ограничивает
ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит
другие явно
обременительные для
она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при
наличии у нее
возможности участвовать в
Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей