Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 10:01, дипломная работа
Целью нашей работы будет изучение особенностей договора-купли продажи.
В связи с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
будет определено гражданско-правовое значение и понятие договора купли-продажи, рассмотрены условия его заключения, права и обязанности покупателя и продавца;
будет представлена общая организационно-правовая характеристика ОАО «ПРИМ-МЕДИА»;
будут проанализированы особенности заключения договоров розничной купли – продажи, договора поставки, договора поставки для государственных нужд, договора сельскохозяйственной контрактации и договора энергоснабжения;
будут рассмотрены особенности заключения договоров продажи недвижимости и предприятий с учетом судебной практики.
Введение 3
Глава 1. Понятие договора купли – продажи 6
1.1. Понятие, источники правового регулирования договора купли – продажи 6
1.2 Субъекты договора купли продажи и его существенные условия 10
Глава 2. Отдельные виды договоров купли – продажи на примере ОАО «ПРИМ-МЕДИА» 19
2.1. Организационно-правовая характеристика ОАО «ПРИМ-МЕДИА» 19
2.2 Договор розничной продажи и договор поставки 22
2.3 Договор поставки для государственных нужд, договор сельскохозяйственной контрактации и договор энергоснабжения 35
2.4 Договоры купли - продажи недвижимости и предприятий 47
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложение А,Б,В 79-90
Государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд - это гражданско-правовой договор, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ)37.
Специальные нормы, посвященные поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, содержатся в § 4 гл. 30 ГК РФ.
К отношениям сторон контракта, возникающим в связи с исполнением обязательств по поставке, применяются также общие нормы о договоре поставки, установленные ст. ст. 506 - 522 ГК РФ (п. 2 ст. 525 ГК РФ). Вопрос об основаниях и порядке заключения контракта регулируется ст. ст. 527 - 528 ГК РФ.
При этом необходимо учитывать следующее. В то время как п. 1 ст. 527 ГК РФ устанавливает, что контракт заключается на основе размещения заказа на поставку товаров в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов Законом N 44-ФЗ, ст. 528 ГК РФ также посвящена порядку заключения контракта38. В связи с этим возникает вопрос о соотношении норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ и в Законе N 44-ФЗ, в той части, в которой они регулируют один круг правоотношений и при этом различаются. В частности, п. 1 ст. 528 ГК РФ предусматривает, что проект государственного или муниципального контракта по соглашению сторон может быть разработан поставщиком (исполнителем) и направлен заказчику. Однако Закон N 44-ФЗ таких положений не содержит. Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 4 ст. 64, ч. 2 ст. 73, ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ проект контракта прилагается к конкурсной документации, к документации об аукционе, запросу котировок или запросу предложений, следовательно, составляется заказчиком39.
Если рассматривать соотношение норм Гражданского кодекса РФ и Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на поставку как общих и специальных, то приоритет должны иметь нормы Закона N 44-ФЗ. Однако данный подход не может претендовать на бесспорность, поскольку п. 2 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ.
Также нужно учитывать разъяснения, данные ВАС РФ в Постановлении от 25.10.2011 N 9382/11 по спору, вытекающему из государственного контракта на выполнение работ, который был заключен в соответствии с ранее действовавшим Законом N 94-ФЗ. Как указал ВАС РФ, при отсутствии специального закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного ст. 768 ГК РФ, приоритетное значение имеют нормы Гражданского кодекса РФ. При этом ссылки подрядчика на нормы Закона N 94-ФЗ были отклонены, так как согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ он регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ. Представляется, что данный подход применим и к Закону N 44-ФЗ.
Обязательные условия контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. Обязательному включению в любой контракт вне зависимости от его вида подлежат условия:
Кроме того, контракт заключается на условиях, установленных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника, с которым подлежит заключению контракт, за исключением случаев, когда предоставление таких документов не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила описания объекта закупки в документации о закупке содержатся в ст. 33 Закона N 44-ФЗ, требования к содержанию извещения об осуществлении закупки - в ст. 42 Закона N 44-ФЗ. Анализ указанных норм позволяет выявить условия, которые включаются в контракт на поставку товара40:
Кроме того, в конкурсной документации и документации об электронном аукционе, а следовательно и в контракте, должны быть предусмотрены сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками, а также порядок применения официального курса, установленного Банком России и используемого при оплате заключенного контракта (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 50, п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Несмотря на отсутствие прямого указания на это в нормах, посвященных заключению контракта по результатам проведения запроса котировок и запроса предложений, можно прийти к выводу, что условие о валюте и порядке применения официального курса является обязательным для включения в контракт и в этом случае.
По договору контрактации продавец - производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию покупателю-заготовителю, т.е. лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи42.
К отношениям по договору контрактации в части, не урегулированной нормами § 5 гл. 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 - 524 ГК РФ), а в соответствующих случаях - о поставке товаров для государственных нужд (ст. ст. 525 - 534 ГК РФ). Также в отношении договоров контрактации действуют нормы Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"43 и Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»44.
Главным квалифицирующим признаком продавца в договоре контрактации является его производственная деятельность по созданию сельскохозяйственной продукции и дальнейшая продажа (отчуждение) произведенных товаров с целью извлечения прибыли. Продавец выступает в этом договорном отношении в качестве производителя, а не в качестве перепродавца товаров. Его деятельность не всегда носит профессиональный характер, так как в качестве продавцов в договоре контрактации могут участвовать и граждане - физические лица. Во-первых, сам факт участия физического лица в договорных отношениях такого рода свидетельствует о его немалых профессиональных навыках в сфере культивации сельскохозяйственной продукции. Во-вторых, обычаи делового оборота, исторически сложившиеся в области торговли на сельскохозяйственных рынках, вполне предусматривают участие в торговле физических лиц45. С другой стороны, физическое лицо, принимая участие в заготовках сельскохозяйственной продукции, исходит из того, что закупка представляет собой приобретение покупателем достаточно большой (по сравнению с бытовыми представлениями) партии товара, так как заготовитель как перепродавец или переработчик заинтересован в приобретении большого количества товара для получения большей прибыли.
В качестве покупателя в договоре контрактации выступает заготовитель. Заготовители в силу конструкции договора контрактации, регламентированной в ГК РФ (ст. 535), являются профессиональными предпринимателями. В качестве заготовителей в договоре контрактации могут принимать участие переработчики сельскохозяйственной продукции (например, мясоперерабатывающие комбинаты, молокозаводы, текстильные предприятия, хлебозаводы и др.), а также профессиональные перепродавцы сельскохозяйственной продукции (оптовые торговые организации, заготовительные конторы, организации потребительской кооперации и т.д.)46.
Другим отличительным признаком договора контрактации является цель приобретения заготовителем сельскохозяйственной продукции. Статья 535 ГК РФ регламентирует, что целью закупки сельскохозяйственной продукции является ее продажа или переработка. В случае продажи сельскохозяйственной продукции она поступает в торговый оборот в качестве товара и далее посредством коммерческой деятельности субъектов товарных рынков в итоге находит своего конечного потребителя на розничных рынках, который использует ее непосредственно, т.е. для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью47. Когда целью приобретения продукции заготовителем является ее переработка, сельскохозяйственная продукция не поступает в товарный оборот непосредственно, так как закупщик не является в этом договоре субъектом коммерческой деятельности. В данном случае продукция используется в качестве сырья для производства других видов товаров.
Поэтому в случаях, когда закупщик осуществляет приобретение сельскохозяйственной продукции непосредственно у поставщика для производственных целей, договор контрактации не может быть отнесен к разряду коммерческих договоров, предполагающих приобретение товаров с целью их дальнейшей перепродажи.
Если же закупщик приобретает тот же самый товар (сельскохозяйственную продукцию) не непосредственно у производителя, а на оптовом рынке, на который она попала усилиями перепродавцов, то такое приобретение сельскохозяйственной продукции нельзя отнести к договору контрактации, потому что в качестве продавца в нем выступает оптовый продавец, а не сельскохозяйственный производитель. Таким образом, в этом случае такой договор должен быть квалифицирован как договор поставки. Продукты переработки не могут быть предметом договора контрактации. После переработки приобретенной по договору контрактации сельскохозяйственной продукции производитель-переработчик выходит на торговые рынки с новым продуктом, который продает в качестве производителя-продавца также посредством заключения договоров поставки48.
Материальный предмет договора контрактации - сельскохозяйственная продукция - обладает рядом специфических признаков, которые определяют особенности формирования правовой модели договора контрактации. Это те товары, которые еще необходимо вырастить, например: зерно, овощи и др., развести или произвести: живой скот, птица и др. Как правило на этот процесс влияют климатические условия, эпидемии, болезни, поэтому точно предсказать каков будет результат, допустим оценить его заранее, невозможно.
В целях стабилизации рынка зерна закупочные интервенции, товарные интервенции могут проводиться в отношении пшеницы продовольственной и фуражной, ячменя фуражного, ржи и кукурузы. Перечень иных видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, могут проводиться закупочные интервенции, товарные интервенции, залоговые операции, утверждается Правительством РФ49.
Контрактация, таким образом, как самостоятельный вид договора купли-продажи отличается от поставки следующими признаками:
1) специфический предмет
а) обусловлен технологией сельскохозяйственного производства;
б) не существует в момент заключения договора, а подлежит выращиванию (производству);
2) особый субъектный состав:
а) производитель не закупает, как в договоре поставки, а сам производит продукцию;
б) заготовитель приобретает продукцию для ее использования только в предпринимательской деятельности, а не в иных целях, что допускается договором поставки.
В связи с этим п. 1 ст. 535 ГК РФ целесообразно изложить в следующей редакции: «По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать подлежащую выращиванию (производству) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для использования в предпринимательской деятельности»50.
Закупка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд не является лишь разновидностью контрактации. Это пересекающиеся понятия. В зависимости от наличия определенных квалифицирующих признаков правоотношений по закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд к ним в первую очередь должны применяться либо нормы ГК о контрактации, либо нормы о поставке товаров для государственных нужд.
В числе договоров, направленных на реализацию электроэнергии на розничном рынке, законодательством выделяются договор купли-продажи (поставки) электроэнергии, а также договор энергоснабжения. Особенностью договора энергоснабжения, послужившей основанием выделения его в отдельный вид договора купли-продажи, стала специфика объекта указанного договора - электрическая или тепловая энергия и особый способ исполнения обязательства, вытекающего из этого договора, - передача энергии абоненту через присоединенную сеть51.
Информация о работе Особенности заключения договоров купли-продажи