Памятники архитектуры как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы - изучить использование памятников архитектуры как объекты гражданских прав.
Задачи:
- рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников архитектуры;
- изучение государственной политики в области охраны памятников архитектуры;
- изучение памятников архитектуры в качестве объектов гражданских правоотношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия……………...5
1.1 Понятие памятника архитектуры, его признаки…………………………...7
1.2 Государственная охрана памятников истории и культуры……………..12

1.3 Процедура получения статуса архитектурного памятника…………….. 15

1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Государственная историко-культурная экспертиза. Исключение
объекта культурного наследия из реестра……………………………………..19

2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)……..32

2.1 Право собственности на памятники истории и культуры.
Приватизация памятника архитектуры………………………………………..34

2.2 Особенности сделок с данным видом объектов культурного наследия…42

2.3 Основания для отмены сделок по отчуждению памятников
архитектуры. Изъятие памятников архитектуры……………………………..49

3. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников
истории и культуры…………………………………………………………….54

4. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника.
Лицензирование…………………………………………………………………62

5. Возможность использования архитектурного памятника
в коммерческих целях………………………………………………………….76

Заключение…………………………………………………………………...90

Список используемой литературы………………………………………….91

Файлы: 1 файл

Памятники архитектуры как объект гражданских прав.docx

— 144.31 Кб (Скачать файл)

Памятники архитектуры как  объект гражданских прав

Содержание

    Введение……………………………………………………………………….3

1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия……………...5

1.1 Понятие памятника архитектуры, его признаки…………………………...7

1.2  Государственная охрана памятников истории и культуры……………..12

 
1.3  Процедура получения статуса архитектурного памятника…………….. 15

 
1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия. 
Государственная историко-культурная экспертиза. Исключение

объекта культурного наследия из реестра……………………………………..19

 
2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)……..32

 
2.1 Право собственности на памятники истории и культуры. 
Приватизация памятника архитектуры………………………………………..34

 
2.2 Особенности сделок с данным видом объектов культурного наследия…42

 
2.3 Основания для отмены сделок по отчуждению памятников

архитектуры. Изъятие памятников архитектуры……………………………..49

 
3. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников

истории и культуры…………………………………………………………….54

 
4. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника. 
Лицензирование…………………………………………………………………62

 
5. Возможность использования архитектурного памятника

в коммерческих целях………………………………………………………….76

 

    Заключение…………………………………………………………………...90

 

    Список используемой  литературы………………………………………….91

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Памятники архитектуры - наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал памятников архитектуры, необходимость их сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты памятников архитектуры невосполнимы и необратимы.

Актуальность исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся  под охраной государства памятников истории и культуры продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

В последнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовой информации, как печатные, так и электронные.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются памятники архитектуры как объекты гражданских прав.

Предметом исследования являются современное состояние памятников архитектуры, законодательство в области сохранения памятников архитектуры России, программы по их сохранению и законы Российской Федерации в этой области, а также сделки с архитектурными памятниками. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры и возможность использования архитектурных памятников в коммерческих целях.

 

 

Цель этой курсовой работы - изучить использование памятников архитектуры как объекты гражданских прав.

Задачи:

- рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников архитектуры;

- изучение государственной политики в области охраны памятников архитектуры;

- изучение памятников  архитектуры в качестве объектов  гражданских правоотношений.

Любые потери памятников культурного  наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение памятников истории и культуры - основа развития цивилизации.

           Данная курсовая работа состоит из введения, пяти глав, семи подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Архитектурный  памятник как объект культурного  наследия

 

Существующий объём памятников истории и культуры, подлежащих государственной  охране, составляет в настоящее время  около 140 тысяч объектов, 25 тысяч  из которых памятники истории  и культуры федерального значения, остальные - памятники истории и культуры регионального и местного (муниципального) значения.

Основной объём памятников истории и культуры федерального значения сформирован к середине 1990-х годов из объектов, поставленных на государственную охрану постановлениями Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327, от 04.12.1974 № 624, от 07.09.1976 № 495, Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176. Другими постановлениями Совета Министров РСФСР, Правительства Российской Федерации в период после 1976 г в Список памятников государственного (республиканского) значения, Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения включены отдельные объекты.

Изменение количества объектов культурного наследия происходило  и происходит и в связи с  исключением объектов из Списка памятников государственного (республиканского) значения, Перечня объектов исторического  и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, единого  государственного реестра объектов культурного наследия.

Основополагающим направлением в сфере охраны памятников истории  и культуры является государственный  учёт объектов культурного наследия. Основные правила государственной  охраны и принципы государственного учёта памятников истории и культуры, порядок отнесения недвижимых объектов к памятникам истории и культуры, категории историко-культурного  значения и виды памятников истории  и культуры в систематизированном виде впервые были изложены в Законе СССР 1976 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В более развернутом виде данные понятия получили развитие в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Важнейшим этапом в сфере  государственной охраны памятников истории и культуры стало принятие в 2002 г. Федерального закона № 73-ФЗ «Об  объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Принципиально новым  стало законодательное определение  памятников истории и культуры как  особого вида недвижимого имущества, введён ряд новых понятий - таких, как предмет охраны, территория объекта культурного наследия, государственная историко-культурная экспертиза. Понятие государственных списков памятников истории и культуры заменено на понятие единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________

     1 Единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ. Объекты культурного наследия // ФГУП ГИВЦ Минкультуры России. - М., 2011.

 

 

1.1 Понятие памятника  архитектуры, его признаки

 

ПАМЯТНИК, 1) в широком смысле - объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность памятников истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые памятники.

По типологическим признакам  памятники могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, памятник истории, памятник  архитектуры и памятник монументального искусства.

К памятникам  относят  также памятники  письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существующую  часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле - произведение  искусства, созданное для увековечения  памяти о людях и событиях. Для памятника, обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения памятника, как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства - необходимая черта художественного памятника независимо от его типа.

Прототипами памятников были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ - мегалиты и курганы, а также обелиски , пирамиды и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников, однако обычно под памятниками в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

 
           Как видно из предшествующего изложения, содержание понятий «памятник архитектуры» и «реставрация» менялось во времени. Понятия эти, возникнув сравнительно поздно, трактовались по-разному в зависимости от философских, художественных и иных представлений каждого отдельного периода. При этом они имели тенденцию становиться более сложными, обогащаться за счет все более и более многостороннего учета связей, возникающих между архитектурным произведением прошлого и миром человека нового времени. 
           В разных европейских странах для обозначения того, что мы называем памятником архитектуры, применяются термины «памятник», «исторический памятник», «архитектурный памятник». В прошлом использовался термин «памятники старины и искусства», а в настоящее время понятие «памятника архитектуры» включено в более общее понятие «памятников истории и культуры», или, еще шире, «культурного наследия». Эти термины отражают двоякую ценность сооружений, относимых нами к разряду памятников, - историческую и художественную. Чтобы представить себе всю полноту значения памятников для современного человека, такого разделения еще недостаточно, поскольку каждая из этих двух основных сторон ценности памятников далеко не элементарна, представляя весьма сложное сочетание различных аспектов. 
           Так, историческая ценность проявляется не только в познавательном плане, но и в плане эмоциональном. То, что данная постройка - свидетель событий либо очень отдаленных, либо значительных для истории и культуры данной местности, страны или человечества в целом, придает ей особое значение в глазах современников. Эта сторона ценности старых сооружений отражена в признании существующим законодательством особой категории памятников - так называемых «памятников истории».

 

 

 К памятникам истории могут относиться сооружения, не имеющие архитектурно-художественной ценности и представляющие интерес  только как напоминание об определенных исторических событиях или лицах. Однако эта особая ценность не менее часто  распространяется и на художественно  ценные здания, внесенные в государственные  списки под рубрикой «памятников  архитектуры».

Особую категорию представляют сооружения, возведенные в память определенного события (триумфальные арки, обелиски, храмы-памятники и  т.п.). 
           В познавательном плане историческая ценность памятника выражается, прежде всего, в том, что он служит носителем информации о прошлом, т.е. историческим источником. Эта информация обладает многосторонностью и проявляется в различных сферах, что позволяет рассматривать памятник как специфический и комплексный исторический источник. С точки зрения историков, первостепенный интерес представляет прямое свидетельство памятников о социальной структуре общества.

Специфика архитектуры как  искусства, включающего в себя инженерно-технические  аспекты, позволяет видеть в произведениях  зодчества непосредственное отражение  уровня развития производственных сил: воплощение инженерных знаний, продукт  материального производства. Типологические особенности сохранившихся построек прошлого несут в себе драгоценную  информацию о бытовом укладе отдаленных эпох. С этой точки зрения древнее  сооружение рассматривается как  памятник материальной культуры. Но поскольку  архитектура является в той же мере искусством, оперирующим идейно-образным языком, памятники служат важнейшими историческими свидетельствами идеологии и духовной культуры различных эпох.

 

 

 
           Не будучи искусством изобразительным, архитектура выражает идеи не в столь непосредственной форме, как живопись или скульптура, поэтому в памятниках зодчества по большей части можно найти отражение наиболее общих черт мировоззрения какого-либо исторического периода.

Достаточно ясно, что все  перечисленные стороны значения памятника как исторического  источника действительны при  рассмотрении не только частей памятника, относящихся ко времени его возникновения, но и ко всем позднейшим наслоениям, каждое из которых многосторонне  отражает особенности своей исторической эпохи. 
           Памятник не только входит в контекст современной культуры.

Реально существующий ныне памятник со всеми изменениями и  дополнениями, накопленными в течение  его многовековой жизни, сам может  рассматриваться как контекст, в  котором сочетаются разновременные художественные элементы. Перестройки, достройки и даже утраты далеко не всегда приводят к разрушению памятника  как художественного целого, порой  видоизменяя его, создавая новое  целое, обладающее новыми эстетическими  качествами.

Информация о работе Памятники архитектуры как объект гражданских прав