Памятники архитектуры как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы - изучить использование памятников архитектуры как объекты гражданских прав.
Задачи:
- рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников архитектуры;
- изучение государственной политики в области охраны памятников архитектуры;
- изучение памятников архитектуры в качестве объектов гражданских правоотношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия……………...5
1.1 Понятие памятника архитектуры, его признаки…………………………...7
1.2 Государственная охрана памятников истории и культуры……………..12

1.3 Процедура получения статуса архитектурного памятника…………….. 15

1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Государственная историко-культурная экспертиза. Исключение
объекта культурного наследия из реестра……………………………………..19

2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)……..32

2.1 Право собственности на памятники истории и культуры.
Приватизация памятника архитектуры………………………………………..34

2.2 Особенности сделок с данным видом объектов культурного наследия…42

2.3 Основания для отмены сделок по отчуждению памятников
архитектуры. Изъятие памятников архитектуры……………………………..49

3. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников
истории и культуры…………………………………………………………….54

4. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника.
Лицензирование…………………………………………………………………62

5. Возможность использования архитектурного памятника
в коммерческих целях………………………………………………………….76

Заключение…………………………………………………………………...90

Список используемой литературы………………………………………….91

Файлы: 1 файл

Памятники архитектуры как объект гражданских прав.docx

— 144.31 Кб (Скачать файл)

Московский Кремль с башнями, увенчанными через 200 лет после  их возведения высокими каменными шатрами, - это уже не произведение зодчества XV в., равно как и не произведение зодчества XVII в., а неповторимый сплав художественных элементов того и другого столетий, а в отдельных частях и более позднего времени. Зимний дворец Растрелли с позднейшими интерьерами эпохи классицизма, несмотря на утрату авторской внутренней отделки, несмотря на разницу стилей, представляет собой художественно цельное сооружение, образ которого строится на сложной системе взаимодействия разновременных элементов. Приведенные примеры - наиболее очевидные, но и во множестве других зданий, подвергшихся тем или иным изменениям в позднейшие годы своего существования,

 

 

разновременные и разностильные  части вступают между собой в  те или иные соотношения, определяющие в конечном счете неповторимую индивидуальность каждого памятника 1.

Итак , памятник архитектуры - архитектурный объект (или его остатки, фрагменты) с характерными признаками стиля эпохи, имеющие чрезвычайное национальное, культурное, духовное, художественное значение. Выдающиеся национальные сооружения превосходят значение местных или национальных и имеют международное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________________

     1 Усатова Т.А. Основы современных понятий «памятник архитектуры». - М., 2011.

 

1.2  Государственная  охрана памятников истории и  культуры

 

Государственная охрана памятников истории и культуры - система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, популяризацию и обеспечение  режима использования памятников истории  и культуры, в том числе их общественной доступности 1.

Международное право и  российское законодательство дают несколько  определений понятия «культурные  ценности». Впервые определение  «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».      Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

        - «ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес , произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

        - здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);

_____________________________________________________________

     1 Федеральный закон РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // «РГ» от 29 июня 2002 г.

         - центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей».

Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия  «культурная ценность» было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г.

«О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного  вывоза, ввоза и передачи права  собственности на культурные ценности».

С точки зрения этой Рекомендации, «культурными ценностями считается  движимое и недвижимое имущество, имеющее  большое значение для культурного  достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и  архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с  точки зрения искусства, истории  или археологии, этнологические документы , типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы». Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Охрана памятников истории  и культуры - комплекс мер и мероприятий, нацеленных на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение официального статуса, реставрацию и консервацию. Самая высшая степень ценности исторического памятника - включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было учреждено в 1966 году. В России признанные памятниками истории и культуры объекты получают статус памятника и находятся под защитой государства , уполномоченный в этой сфере федеральный орган исполнительной власти - Росохранкультура - с 2011 Указом президента полномочия переданы Министерству Культуры РФ. Однако этот статус не всегда спасает их от упадка и даже сноса.

В разных регионах России создаются  общественные структуры, призванные способствовать сохранению историко-культурного наследия, в т. ч. памятников архитектуры. Самым  известным в этом ряду является движение «Архнадзор» - добровольное некоммерческое объединение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы. Движение образовано 7 февраля 2009 года представителями общественных организаций и проектов, действующих в сфере охраны культурно-исторических памятников: Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS), «Москва, которой нет», «Архнадзор», «Против лома», «Соварх», Архи. ру.

В Санкт-Петербурге 1 ноября 2006 года создано общественное движение за сохранение культурного наследия «Живой город». Своей целью активисты движения ставят сохранение уникального архитектурного облика города, его историко-архитектурной среды. В качестве методов работы используются публикации в СМИ, митинги, пикеты, шествия, письма в международные организации и органы власти, сборы подписей, оперативный сбор информации по уничтожению культурного наследия города, выставки фотографий, экскурсии, маскарады, концерты. «Живой город» собирает реестр - список памятников культурного наследия, уничтоженных в Санкт-Петербурге или находящихся под угрозой, вскоре этот архив будет доступен всем желающим на сайте общественной организации.

В июле 2007 года активистами движения «Живой город» было собрано почти 11 тысяч подписей против строительства небоскреба Охта-центр напротив Смольного собора.

 

 

 

 

 

 
1.3  Процедура получения статуса  архитектурного памятника

 

Памятник архитектуры - всегда имеет уникальные качества за наличия  особых форм объемов, инженерную конструкцию, обработку строительных материалов, их комбинации или использования, декор  ( мозаика, рельеф, фреска, лепка и т.д.).

Статус памятника архитектуры  получают сооружения как седой древности  ( Акрополь, Теотиуакан, Боробудур ), так и нестарые сооружения

( Нотр-Дам-дю-О или часовня Роншан Ле Корбюзье ) в зависимости от уникальности и влияния на художественную ситуацию. 
          Памятники архитектуры распределяют на:

- местного значения;

- национального значения;

- международного значения;

- не выявленные , но достойны статуса памятника.

Три первые категории подлежат учету и государственной охране. Не выявленные, но достойны статуса памятника - постоянно пополняют списки (перечни) первых трех категорий.

Статус памятника архитектуры  может получить объект, независимо он предварительной функции (сакральной, военно-оборонной или гражданской, жилой, торговой).

Как правило, термин «памятник  архитектуры» расшифровывается россиянами как исключительно нежилое и даже музейное пространство, но на самом деле в домах с подобным статусом зачастую живут обычные люди. Каким же образом можно добиться для дома статуса «объекта культурного наследия», что он дает и к чему обязывает своих обитателей?    
           Не следует путать понятие «красивый старый дом» и официальный термин «памятник архитектуры». Первые не охраняются законом от перестройки, надстройки и сноса, в отличие от вторых.

Поэтому если вы предполагаете  спасти свой красивый старый дом от сноса или спасти свой вид из окна от застройки многоэтажками, вам надо придать нужным домам некий охранный статус.  
           К сожалению, сейчас процедура придания статуса усложнилась для граждан: жильцы вправе только рекомендовать органам охраны культурного наследия - например, в Москве это департамент культурного наследия (Мосгорнаследия) - провести государственную экспертизу (ГИКЭ). При этом дом может годами ее ждать и разрушаться. Тем не менее, с момента согласия органов охраны культурного наследия на проведение экспертизы у дома появляется статус «заявленного памятника». Теперь его нельзя снести без согласования с ведомством, отвечающим в регионе за охрану объектов культурного наследия. Чтобы выяснить все детали процесса можно обратиться за помощью в территориальные органы Федеральной службы

по надзору за соблюдением  законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры). После проведения экспертизы объекту либо присваивается статус «объекта культурного наследия» (ОКН), либо его переводят в разряд «ценных градоформирующих» (ЦГФО) или прочих объектов. Оспорить решение ГИКЭ нельзя, подавать заявку на повторную экспертизу - бессмысленно.  
           Как правило, с момента подачи первого заявления до получения результата проходит пара лет. За это время может произойти все, что угодно, но тот факт, что заявление на проведение экспертизы подано и взято в работу, обычно вселяет надежду и служит небольшим щитом и средством обороны в неприятных ситуациях.  
           Заявления о возможности проведения экспертизы подаются гражданами в Москве в службу «одного окна» Департамента культурного наследия. В других регионах России это может быть управление по государственной охране объектов культурного наследия (как, например, в Твери) или агентство по сохранению историко-культурного наследия области (как, например, в Самаре).

С собой надо иметь паспорт  и копию заявления (для себя). На вашу копию чиновники поставят печать, что будет означать, что заявление принято.  
           В шапке заявления обязательно указывается почтовый адрес заявителя. Не забудьте четко обозначить цель своего обращения: лучше всего тут подойдет фраза «по адресу … мною было обнаружено здание, обладающее признаками объекта культурного наследия».  
           Далее нужно приложить краткую историческую справку по дому, с упоминанием всех знаменитых людей, бывавших в его стенах, фильмов, в которых он снимался; литературных произведений и исторических событий, в которых играл какую-то роль.  
           Если с историческими фактами по этому дому у вас плохо, а времени для посещения архива нет, уделите особенное внимание внешнему убранству, подробно описывая необычную форму наличников, медальонов, форму окон. Тут вам поможет самый элементарный словарь архитектурных терминов: правильные термины в нужном месте и в подходящем контексте сделают вашу заявку более весомой. Можно упомянуть, что все дома на вашей улице построены в едином стиле и выглядят как гармоничный ансамбль, разбивать который неправильно.  
           Пройдитесь по всем помещениям в поисках интересных деталей интерьера: старинной метлахской плитки, чугунных перил, аутентичных дверей и оконных рам. Расспросите соседей, какие перепланировки пережили их квартиры в советскую эпоху: возможно, какая- то из квартир вполне претендует на звание «Музея коммунального быта».  
           Завершая свой рассказ о доме в заявлении, еще раз повторите о необходимости проведения ГИКЭ и не забудьте написать, что вы «ожидаете письменного ответа по указанному в шапке адресу в установленные законом сроки». Вам должны ответить в течение месяца. Если не отвечают - берите копию с печатью и идите в службу «одного окна» за ответом сами. 

 

 
           Стоит обратить внимание на то, что статус «памятник архитектуры»

не только защищает дом  от сноса или каких-либо незаконных перестроек, но и накладывает на его жильцов определенные обязательства. Отныне они уже не имеют право  своевольничать в плане ремонта  такого здания: как его фасадной части, так и деталей интерьеров.  
           Прежде чем производить существенные ремонтные работы, жильцам или организациям, которые и хотят осуществить перестройку, нужно предоставлять проекты ремонтных и реставрационных работ на согласование в органы наследия. И только после одобрения проекта можно приступать к работам.  
           Кстати, каждый ОКН имеет свой «предмет охраны». Это может быть уникальный внешний или внутренний декор здания (лепнина, аутентичные двери, уникальные оконные переплеты) или другие детали, благодаря которым дом получил статус ОКН. При утверждении проекта реставрации чиновники обращают особенное внимание именно на сохранность «предмета охраны». Существует и «цветовой паспорт» дома, где обозначен нужный оттенок краски в случае ремонта фасада.  
           В случае , если охраняемые части «памятника архитектуры» нуждаются в обновлении или ремонте, то его жильцам нужно обращаться за помощью или разрешением в те же органы охраны культурного наследия 1.

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________

     1 Аладжалова А. Охраняется государством: как добиться для дома статуса памятника культуры? // ЖКХ прим. № 11. 2012.

 
1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия. 
Государственная историко-культурная экспертиза. 
Исключение объекта культурного наследия из реестра

 

 

До принятия ФЗ «Об объектах культурного наследия» в законодательстве использовался термин «государственные списки памятников истории и культуры». Учет памятников и ведение указанных списков осуществлялись согласно постановлению Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры». При этом согласно ФЗ

«Об объектах культурного наследия» правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ , установленные указанным Положением, сохраняются и применяются в части, не противоречащей упомянутому закону, до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов (в частности, Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия), но не позднее 31 декабря 2010 г.

Порядок ведения этих списков  был установлен в инструкции о  порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации  недвижимых памятников истории и  культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. № 203. Согласно ст. 21 инструкции государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников, а включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

Информация о работе Памятники архитектуры как объект гражданских прав