Право муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей системы правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации; внесение предложений по совершенствованию законодательства, направленного на регулирование отношений муниципальной собственности, их охрану и защиту.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
- проследить динамику правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах;
- исследовать понятие и сущность права муниципальной собственности;
- определить субъектов права муниципальной собственности;
- охарактеризовать объекты права муниципальной собственности;
- проанализировать основания приобретения и прекращения права муниципальной; собственности.
- рассмотреть содержание права муниципальной собственности;
- исследовать формы осуществления права муниципальной собственности.
- сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений муниципальной собственности в контексте развития местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Право муниципальной собственности: общие положения
1.1​. Развитие правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ………………………………………………………………………….…….6
1.2. Понятие и сущность права муниципальной собственности….…….….16
1.3. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности………………………………………………………………….….22
Глава 2. Объекты и субъекты права муниципальной собственности
2.1.​ Объекты права муниципальной собственности……………………..…28
2.2.​ Субъекты права муниципальной собственности……………….………35
Глава 2. Содержание, осуществление, защита права муниципальной собственности.
3.1. Содержание права муниципальной собственности………………..……43
3.2. Осуществление права муниципальной собственности…………....……50
3.3. Защита права муниципальной собственности……………………..……55
Заключение……………………………………………………………….…...…..63
Список литературы………………………………………………………………68

Файлы: 1 файл

МуниципальнСобственность.docx

— 167.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Право муниципальной собственности: общие положения

1.1​. Развитие правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ………………………………………………………………………….…….6

1.2. Понятие и сущность права муниципальной собственности….…….….16

1.3. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности………………………………………………………………….….22

Глава 2. Объекты  и субъекты права муниципальной собственности

2.1.​  Объекты права муниципальной собственности……………………..…28

2.2.​  Субъекты права муниципальной собственности……………….………35

Глава 2. Содержание, осуществление, защита права муниципальной собственности.

3.1. Содержание права муниципальной собственности………………..……43

3.2. Осуществление права муниципальной собственности…………....……50

3.3. Защита права муниципальной собственности……………………..……55

Заключение……………………………………………………………….…...…..63

Список литературы………………………………………………………………68

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Совершенствование и развитие отношений муниципальной собственности является одной из важнейших задач современного Российского государства в условиях формирования гражданского общества, реализации заложенных в Конституции РФ 1993 г.1 ценностей, развития местного самоуправления. Государство в современных условиях не может обеспечить оптимальное управление, если оно не гарантирует существование местного самоуправления, в основе которого - децентрализация решений по вопросам, которые требуют безусловного учета местных условий, приемов, методов подхода к делу.

Очевидно, что в России (с ее огромной территорией, значительными различиями в культурных, религиозных традициях, социально-экономическом развитии отдельных местностей) централизованное государственное управление не способно эффективно, с учетом интересов местного населения, решить все многообразие проблем, возникающих на местах. По данным ученых, «…более 85% всех социальных потребностей люди удовлетворяют в  системе соответствующего муниципального образования».2

Для выполнения этой функции муниципальное образование должно располагать муниципальной собственностью - системообразующим элементом местного самоуправления, экономической основой, обеспечивающей целостность и управляемость системы, социальную защиту населения и поддержку качества его жизни. Муниципальная собственность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности её использования во многом зависит качество жизни местного населения. Муниципальная собственность служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, инструментом социальной защиты и поддержки населения территории.

При этом, основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются недостаточное правовое регулирование отношений собственности, а также неэффективное управление муниципальным имуществом. Следует отметить, что в правовой литературе остаются недостаточно исследованными такие аспекты  теоретических основ муниципальной собственности, как ее сущность, природа, субъекты, процесс и формы управления ею.

Вышеизложенное свидетельствует  об актуальности темы настоящего исследования.

Цель и  задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей системы  правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации; внесение предложений по совершенствованию законодательства, направленного на регулирование отношений муниципальной собственности, их охрану и защиту.

На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:

- проследить динамику правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах;

- исследовать понятие и сущность права муниципальной собственности;

- определить субъектов  права  муниципальной собственности;

- охарактеризовать объекты права  муниципальной собственности;

- проанализировать основания приобретения  и прекращения права муниципальной;  собственности.

- рассмотреть содержание права  муниципальной собственности;

- исследовать формы осуществления права муниципальной собственности.

- сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений муниципальной собственности в контексте развития местного самоуправления.

Объектом  исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правовой институционализации муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления и реализации права местного сообщества на эффективное управление муниципальной собственностью и решение вопросов местного значения.

Предмет исследования образуют правовые нормы, материалы судебной практики, российские и зарубежные теоретические источники, информационные и аналитические материалы, раскрывающие различные аспекты институционализации муниципальной собственности.

Методология и методика исследования. Методологической основной исследования являются диалектический метод научного познания, системный анализ. В качестве специальных методов познания в исследовании использованы историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный и ряд других методов.

Теоретической  основой выпускной квалификационной работы послужили труды таких авторов как: Ю.М. Абидова, И.Ю. Аккуратов, С.В.  Артюшин, О.Е.Блинков,  Н.С. Бондарь, О.В. Дубровин, Е.И. Колюшин, Г.С. Солгалова, В.Н Соловьев, Е.Г.  Шаломинцева, О.Г.Шмелева  и др.

Нормативной базой исследования международные соглашения, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, подзаконные акты и пр.

Эмпирической  базой исследования послужила судебная практика.

Структура и объем выпускной квалификационной работы определены целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, восьми  параграфов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Право муниципальной  собственности: общие положения

1.1​. Развитие правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

С целью развития в нашей стране института муниципальной формы собственности важно изучить накопленный исторический опыт России, а также этапы становления муниципальной собственности и развитие методов управления ею в других странах.

Одним из древнейших институтов управления муниципальной собственностью, выполняющих функцию регулирования  отношений на уровне местного сообщества, была политика примирительного общинного хозяйствования. Особенно распространенными субъектами управления общинным хозяйством в IХ-Х вв. были сельские общины.

Предпосылкой к зарождению собственно муниципальной собственности стали экономические процессы, связанные с разделением и кооперацией труда, а также урбанизацией, то есть повышением роли городов в развитии общества. «В результате развития экономических связей и укрупнения территориальных образований в Х-ХI вв. начался процесс создания городов, повлекший за собой выделение муниципальной собственности, что предопределило формирование городского населения, а также института общественной собственности и необходимость владения, управления и распоряжения этой формой собственности».3

Основные принципы управления муниципальными образованиями в большинстве европейских стран возникли на основе законодательных актов, то есть благодаря пожалованию «хартии вольностей».

Экономическую основу муниципальных отношений в этот период составляло функционирование корпоративного, интегрированного, взаимосвязанного сообщества, обеспеченного коллективностью отношений через механизмы взаимопомощи и совместной хозяйственной деятельности. Но в механизмах муниципального управления имелись ограничения по возможному участию населения в местном управлении по признакам сословности, территориальной принадлежности, имущественного ценза.

В становлении муниципальной  собственности важнейшим этапом является Великая французская революция  ХVIII в., которая провозгласила принцип разделения власти и в числе управляющей силы выделила коммунальную власть.

Особое место в становлении  муниципальных отношений отводится  Германии, именно эта страна внесла значительный вклад в экономическое  развитие и формирование платформы  для последующего укрепления основ  муниципального управления. В Пруссии  в 1808 г. был опубликован новый городской устав.

Основной заслугой реформаторских преобразований в Германии в тот  период было следующее: община стала  рассматриваться как основной субъект  управления в рамках территориального образования, под объектом самоуправления понималось не население, а его собственность, то есть имущественное владение населения и общины в целом.

Основное внимание в организации  муниципального управления Германия уделила  выявлению экономической сущности муниципальных образований и  определению внешних условий  пропорционального сосуществования  подобных образований в рамках единого  экономического пространства государства. На основе изученных экономических  взаимосвязей, были определены полномочия муниципального управления, права и  обязанности его органов и  должностных лиц.

Исторический опыт Англии построен на создании собственной теории управления муниципальными системами, и этапы этих преобразований начались с реформы муниципального управления в 1888 г., которая завершила становление местного управления в этой стране в современном смысле этого слова. Были определены территориальные основы управления муниципальной собственностью, определена организационная структура, самостоятельность местного хозяйства и самостоятельность местных образований в осуществлении отведенных полномочий. Именно Англия в идее укрепления муниципальных образований сформировала метрополитенские округа, то есть объединения мелкого городского образования с тяготеющей к нему сельскохозяйственной территорией; именно этот муниципальный подход позволил достаточно укрепить позиции муниципальной собственности и расширить возможности ее управления.

Становление муниципальной  собственности и формирование основ  управления местным хозяйством в  основном завершилось в большинстве  стран Европы к началу XX в., также этот процесс отчасти был завершен и в отдельных государствах Америки и Азии. Последующие десятилетия только закрепили исходные основы управления муниципальной собственностью, которые были связаны с развитием экономических основ муниципализма, расширением автономии органов местного самоуправления и усилением общей социальной направленности в деятельности субрегиональных образований. Особое внимание муниципальных властей уделялось обеспечению развития народного образования, социальной поддержке беднейших слоев населения, содержанию больниц, учреждению библиотек, музеев, театров и т. д.

Опираясь на исторический опыт и генезис муниципальных  систем управления, необходимо исследовать  и классифицировать основные, типичные модели управления муниципальной собственностью, которые различаются по характеру выделения и закрепления муниципальной собственности, и в связи с этим, принципов формирования органов местного управления, а также определения характера взаимоотношений органов муниципального управления с органами государственной власти.

Так, англосаксонской модели муниципального управления присущи следующие черты:4

- отделение системы управления муниципальной собственностью от общей системы государственной власти;

- формирование муниципальной собственности как экономической основы муниципальных образований;

- основной единицей муниципального управления являются образования, на территории которых, как правило, проживало от 500 чел. до 30 тыс. чел.

- все исполнительно-распорядительные органы муниципального управления формируются советом и находятся в полной его подотчетности;

- основными направлениями деятельности органов муниципального управления являются: управление полицией, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами и попечением престарелых и пр.

Основное отличие французской модели управления от англосаксонской модели заключается в характере взаимоотношений органов муниципального управления и органов государственной власти, а также в отсутствии экономической основы хозяйствования на уровне муниципального образования, то есть в отсутствии муниципальной собственности. Позднее, в ходе трансформации французской модели муниципального управления, в ее основе стала появляться некоторая доля муниципальной собственности, но государство сохранило за собой контроль за ее использованием, распоряжением ею и владением.

Таким образом, применение данной модели управления стало возможным  только в тех странах, где государство  традиционно сохраняло значительные рычаги воздействия на организацию  и деятельность муниципального управления, включая и административную опеку. В настоящий момент от административной опеки во многих странах отказались, и на местном уровне одновременно с системой самостоятельного управления действуют параллельно и органы государственной власти или должностные  лица, которые представляют государство  и правительство в регионах, руководят  деятельностью региональных государственных  служб, рассматривают решения органов  муниципального управления с точки  зрения их соответствия законодательству, сохраняя за собой право, передавать их в случае незаконности в административный суд для отмены.

Информация о работе Право муниципальной собственности