В целях разграничения
объектов государственной и муниципальной
собственности необходимо предварительно
решить следующие задачи:
1) провести полную инвентаризацию
объектов государственной федеральной
собственности, собственности субъектов
РФ и муниципальной собственности путем
создания Единого электронного информационного
реестра таких объектов;
2) разработать и реализовать
систему их учета путем ведения,
систематизации и своевременного
обновления данных Единого электронного
информационного реестра объектов
государственной федеральной собственности,
собственности субъектов РФ и муниципальной
собственности.
Главной особенностью оборота
муниципальной собственности является
ее публичный характер: она призвана
служить обеспечению публично-правовых
задач и функций муниципальных
образований. В собственности муниципальных
образований может находиться имущество,
необходимое для осуществления их публичных
полномочий.
Объекты, находящиеся в
муниципальной собственности, должны
служить интересам социально-экономического
развития муниципального образования,
получения налоговых доходов
в бюджет муниципального образования,
развития экономического потенциала территории,
с учетом различия вопросов местного
значения отнесенных к компетенции
муниципальных образований. Перечень
объектов муниципального имущества
необходимо привести в соответствие
с вопросами, отнесенными к компетенции
муниципального образования, основываясь
на принципе его эффективного использования.
Органы местного самоуправления вправе
самостоятельно решать, какие объекты
муниципальной собственности требуются
им для решения соответствующих
вопросов местного значения, в пределах
установленного перечня. Одновременно,
необходимо предусмотреть перечень
объектов, входящих в состав муниципальной
собственности, отчуждение которых
возможно только с согласия населения
путем прямого волеизъявления.
Вопрос о субъектах
муниципальной собственности носит дискуссионный
характер. Одни авторы называют субъектами
муниципальной собственности население муниципального образования;
другие - местное самоуправление в
целом; третьи считают жителей
поселения собственниками первого уровня
муниципальной собственности, а выборные
органы и должностные лица - субъектами
права муниципальной собственности второго
уровня. Также заслуживает
внимания точка зрения Д.Б. Сергеева, согласно
которой: в конституционно-правовых и
учредительных муниципально-правовых
отношениях субъектом права муниципальной
собственности выступает местное сообщество
(население) муниципального образования,
в иных муниципальных и гражданско-правовых
отношениях - муниципальное образование.
Право муниципальной
собственности, равно как и право государственной
собственности, не может быть реализовано
в рамках известных российскому гражданскому
праву юридических лиц. Необходима фигура
юридического лица публичного права,
в том числе местного самоуправления как
юридического лица публичного
права. Эта конструкция позволит реализовать
и особенности природы муниципальной
собственности.
Содержание права муниципальной
собственности включает: правомочие
владения - юридически обеспеченная возможность
хозяйственного господства собственника
над вещью; правомочие пользования - юридически
обеспеченная возможность извлечения
из вещи полезных свойств в процессе ее
личного или производственного потребления;
правомочие распоряжения - юридически
обеспеченная возможность определить
судьбу вещи путем совершения юридических
актов в отношении вещи.
Недостаточно обоснованным
представляется добавление к этой
триаде правомочий управления и контроля.
В целях исключения противоречий и установления
единой правоприменительной практики
представляется нецелесообразным
дополнение триады правомочий собственника
правомочиями «управление» и «контроль»,
которые не вносят ничего нового в описание
содержания права муниципальной собственности.
В то же время, централизованная
правовая регламентация (на уровне федерального
законодательства) должна распространяться
не только на вопросы использования
имущества муниципальных образований,
но и на вопросы его отчуждения.
В суды с исками в защиту имущественных
и иных прав и законных интересов муниципальных
образований обращаются органы местного
самоуправления. Они уполномочены на обращение
в суд для того, чтобы муниципальное образование
реализовало свое право на судебную защиту
муниципальной собственности
Конституционно-правовые гарантии права
на судебную защиту муниципальной собственности
могут быть классифицированы на три
группы: конституционно-правовые гарантии
права на судебную защиту при возникновении
права муниципальной собственности; при
управлении муниципальной собственностью;
при прекращении права муниципальной
собственности. В основе этой классификации
лежит критерий - этап осуществления права
муниципальной собственности.
Учитывая, что
способность муниципального образования
удовлетворять социальные потребности
населения, во многом, определяется объемом,
имеющейся в его распоряжении муниципальной
собственности и степенью эффективности
ее использования, задачей законодателя
является, с одной стороны, обеспечение
равной доступности всем членам общества
к объектам муниципальной собственности,
с другой стороны - ограничение органов
местного самоуправления, наделенных
в силу действующего законодательства
правами владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью, в принятии
решений, не соответствующих интересам
большинства населения.
В свою очередь,
важнейшим направлением современной экономической
политики муниципальных образований является
необходимость совершенствования существующей
системы управления муниципальной собственностью,
которая должна служить основой независимости
и самостоятельности местного самоуправления.
Данный процесс должен осуществляется
в рамках более широкого процесса совершенствования
и развития экономических основ местного
самоуправления, целью которого является
повышение эффективности решения вопросов
местного значения, отнесенных к компетенции
органов местного самоуправления. Формирование
комплекса мер по совершенствованию системы
управления муниципальной собственностью
следует проводить по двум направлениям:
путем внесения изменений в нормативно-правовые
акты, осуществляющие правовое регулирование
муниципальной собственности в России,
и путем реализации экономических мероприятий
и проектов.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
- Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) ETS №122 // Собр. законодательства Российской Федерации от 7 сентября 1998 г. №36. (Ст. 4466)
- Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Парламентская газета. 23-29.01.2009. № 4
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собр. законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. (Ст. 3823)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собр. законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. (Ст. 3301)
- Земельный кодекс Российской Федерации. от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собр. законодательства РФ. 29.10.2001. №44. (Ст. 4147)
- О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ (ред. от 20 июля 2012 г. №122-ФЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. №30 (часть I) (Ст. 3105)
- О приватизации государственного и муниципального имущества : Федер. закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ (ред. от от 7 декабря 2011 г. №417-ФЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 4 (Ст.251)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // Собр. законодательства РФ. 06.10.2003. № 4. (Ст. 3822)
- О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность : Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 16.01.1992. № 3. (Ст. 89)
- Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с изм. и доп. от 20 октября 1997 г.) / Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997. С.181-234
- Гражданский кодекс Республики Молдова №1107-XV от 6 июня 2002 г. (ред. от 11.07.2012 г. №184) URL :
- http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3244
- Закон о вещном праве Эстонии 1994 г. (ред. от от 17.02.99) URL : http://m-olga-b.narod.ru/6.html
- Устав Городского округа – город Волжский Волгоградской области. Принят Волжской городской думой г. Волжского Волгоградской
области 27 мая 2005 года Постановлением № 137/1 URL : http://www.volzsky.ru/index.php?wx=23&id=33
Научная и учебная литература
- Абидова, Ю.М. К вопросу об определении структуры объектов муниципальной собственности в условиях нового этапа реформирования системы местного самоуправления в России. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 4. С.19-25
- Авеков, В. Управление государственным имуществом // Экономист. 2006. №10. С.37-41
- Аккуратов, И.Ю. Право муниципальной собственности. Опыт теоретического анализа. - М.: ВЭРМО, 2002. 390 с.
- Алферов, А.Л. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений // Юридические лица: Ответственность за нарушение обязательств / Институт государства и права РАН; Под ред. Т.Е. Абовой. - М., 2004. С.63-72
- Андреева, Г.Н. Институт собственности в конституциях зарубежных стран и Конституции РФ. М., 2009. 498 с.
- Берг, О.В. Об участии органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №2. С.16-22
- Блинков, О.Е., Филатов Е.О. Осуществление права муниципальной собственности: проблемы выбора форм // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №3. С.24-30
- Боровская, М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления. – Ростов-на-Дону, 2002. 311 с.
- Болдырев, В.А. О юридических лицах публичного права. // Журнал российского права. 2011. №11. С.83-89
- Бондарь, Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. 2-е изд. - Ростов н/Д, 2007. 498 с.
- Глазков, Е.Л. Муниципальная собственность как комплексный правовой институт // Закон и право. 2011. №8. С.82-90
- Дубровин, О.В. Некоторые вопросы о муниципальной собственности. // Социум и власть. 2012. № 1 (33). С.74-80
- Дубровин, О.В. Конституционно-правовые основы институционализации муниципальной собственности в Российской Федерации. – Челябинск, 2012. 322 с.
- Егоров, А.В. Учреждения как некоммерческие юридические лица по гражданскому праву России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006. 29 с.
- Живихина, И.Б., Капура М.М., Лиманский Г.С., Рыбаков В.А. Методологические проблемы права собственности: Монография. - М.: Высшая школа, 2005. 321 с.
- Игнатов, В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. – Ростов-на-Дону, 2005. 496 с.
- Карташова, Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный). – Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс
- Колюшин, Е.И. Муниципальное право России – М.: Норма. 2008. 502 с.
- Колюшин, Е. И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. 2006. № 9. С.80-88
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3-х т. Т. 1. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт-издат, 2012. 896 с.
- Курашко, А.Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе // Законодательство и экономика. 2010. № 8. С.72-80
- Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ (части первой) / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. 3-е изд. - М.: Велби, 2012. 824 с.
- Пескова, А.А. Конституционно-правовые гарантии права на судебную защиту муниципальной собственности : Автореф. дисс. …к.ю.н. - М.,2011. 30 с.
- Право муниципальной собственности (цивилистические и социальные аспекты): Монография / Ю.Е. Попов, В.А. Рыбаков, В.Н. Соловьев и др. - М.: Юрист, 2009. 308 с.
- Писарькова, Л. Право правом, но инициатива - мотор. Взгляд историка на муниципальную собственность в России. // Муниципальная власть. 2005. №1. С.100-109
- Рябухин, С.Н. Региональный аспект приватизации государственной собственности // ЭКО. Всерос. эконом. журн. 2010. №7. С.4-11
- Сергеев, Д.Б. Местное сообщество и муниципальное образование как субъекты права муниципальной собственности // Современное право. 2011. №11. С.70-78
- Силичева, П. Финансово-правовое регулирование публичной собственности. // Налоги. 2010. № 1. С.4-9
- Смолькова, А.В. Право муниципальной собственности в России: истоки законодательного регулирования, современное состояние и перспективы. // Общество и право. 2009. № 1. С.26-31
- Солгалова, Г.С. Правовое регулирование государственной и муниципальной собственности в условиях проведения административной реформы в Российской Федерации. Автореф. дисс. …к.ю.н. – М., 2011. 30 с.
- Усков, О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. 2010. № 6. С.96-111
- Хорев, А.А. О субъектах права муниципальной собственности // Юридический мир. 2003. №6. С.5-11
- Цирин, А.М. Субъекты права муниципальной собственности в Российской Федерации // Современное право. 2006. №7. С.79-85
- Чердакова, Л.А. Теоретико-правовые основы права муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2009. №23. С.30-37
- Чердакова, Л.А. Некоторые особенности в содержании права муниципальной собственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. №7. С.18-25
- Чиркин, В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2012. №6. С.87-101
- Шаломинцева, Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью. // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №8. С.25-32
- Шмелева, О.Г. Трансформация института муниципальной собственности в условиях формирования инновационной экономики. Автореф. дисс. …к.э.н. – М.,2011. 28 с.
- Шугрина, Е.С. Судебная защита местного самоуправления. - М.: Норма, Инфра-М, 2010. 304 с.
Материалы правоприменительной
практики
- Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. №540-О // Вестник КС РФ. 2007. №1
- Постановление Федерального арбитражного суда Центрального федерального округа. от 5 июля 2011 г. по делу №А35-4703/9-С13- Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс
- Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 марта 2012 г. URL : http://oblsud.vol.sudrf.ru/
- Решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 4 августа 2011 года Дело № 2- 1101/2011. URL : http://svetl.vol.sudrf.ru/
- Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2011 г. № А78-4528/10-С2-28/211-Ф02-2240/11, от 26 июля 2010 г. № А19-14240/07-28-Ф02-4097/10. - Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс
- Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2010 г. № Ф04-7077/2010
(39553-А46-22). - Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2009 г. № А13-2009/2009-09
- Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс
1
Конституция РФ. Принята всенародным голосованием
12.12.1993. // Парламентская газета. 23-29.01.2009.
№ 4
2
Дубровин О.В. Некоторые вопросы о муниципальной
собственности. // Социум и власть. 2012. №
1 (33). С.77
3 Боровская М.А.
Генезис муниципальной собственности
и становление систем муниципального
управления. – Ростов-на-Дону, 2002. С.23
4
Боровская М.А. Генезис муниципальной
собственности и становление систем муниципального
управления. – Ростов-на-Дону, 2002. С.30
5 Основной закон Федеративной
Республики Германия от 23 мая 1949 г.
(с изм. и доп. от 20 октября 1997 г.) / Конституции
государств Европейского Союза / Под общей
редакцией Л.А. Окунькова. - М.: Издательская
группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997. С.181-234
6 Боровская М.А. Генезис муниципальной
собственности и становление систем муниципального
управления. – Ростов-на-Дону, 2002. С.33
7 Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября
1985 г.) ETS №122 // Собр. законодательства
Российской Федерации от 7 сентября 1998
г. №36. (Ст. 4466)
8
Смолькова А.В. Право муниципальной собственности
в России: истоки законодательного регулирования,
современное состояние и перспективы.
// Общество и право. 2009. № 1. С.29
9
Писарькова Л. Право правом, но инициатива
- мотор. Взгляд историка на муниципальную
собственность в России. // Муниципальная
власть. 2005. №1.С.104