Право муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей системы правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации; внесение предложений по совершенствованию законодательства, направленного на регулирование отношений муниципальной собственности, их охрану и защиту.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
- проследить динамику правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах;
- исследовать понятие и сущность права муниципальной собственности;
- определить субъектов права муниципальной собственности;
- охарактеризовать объекты права муниципальной собственности;
- проанализировать основания приобретения и прекращения права муниципальной; собственности.
- рассмотреть содержание права муниципальной собственности;
- исследовать формы осуществления права муниципальной собственности.
- сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений муниципальной собственности в контексте развития местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Право муниципальной собственности: общие положения
1.1​. Развитие правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ………………………………………………………………………….…….6
1.2. Понятие и сущность права муниципальной собственности….…….….16
1.3. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности………………………………………………………………….….22
Глава 2. Объекты и субъекты права муниципальной собственности
2.1.​ Объекты права муниципальной собственности……………………..…28
2.2.​ Субъекты права муниципальной собственности……………….………35
Глава 2. Содержание, осуществление, защита права муниципальной собственности.
3.1. Содержание права муниципальной собственности………………..……43
3.2. Осуществление права муниципальной собственности…………....……50
3.3. Защита права муниципальной собственности……………………..……55
Заключение……………………………………………………………….…...…..63
Список литературы………………………………………………………………68

Файлы: 1 файл

МуниципальнСобственность.docx

— 167.46 Кб (Скачать файл)

В целях разграничения  объектов государственной и муниципальной  собственности необходимо предварительно решить следующие задачи:

1) провести полную инвентаризацию  объектов государственной федеральной  собственности, собственности субъектов  РФ и муниципальной собственности путем создания Единого электронного информационного реестра таких объектов;

2) разработать и реализовать  систему их учета путем ведения,  систематизации и своевременного  обновления данных Единого электронного  информационного реестра объектов  государственной федеральной собственности,  собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Главной особенностью оборота  муниципальной собственности является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций муниципальных  образований. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для осуществления их публичных полномочий.

Объекты, находящиеся в  муниципальной собственности, должны служить интересам социально-экономического развития муниципального образования, получения налоговых доходов  в бюджет муниципального образования, развития экономического потенциала территории, с учетом различия вопросов местного значения отнесенных к компетенции  муниципальных образований. Перечень объектов муниципального имущества  необходимо привести в соответствие с вопросами, отнесенными к компетенции  муниципального образования, основываясь  на принципе его эффективного использования. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать, какие объекты  муниципальной собственности требуются  им для решения соответствующих  вопросов местного значения, в пределах установленного перечня. Одновременно, необходимо предусмотреть перечень объектов, входящих в состав муниципальной  собственности, отчуждение которых  возможно только с согласия населения  путем прямого волеизъявления.

Вопрос о субъектах муниципальной собственности носит дискуссионный характер. Одни авторы называют субъектами муниципальной собственности  население муниципального образования; другие - местное  самоуправление в целом; третьи считают жителей  поселения собственниками первого уровня муниципальной собственности, а выборные органы и должностные лица - субъектами права муниципальной собственности второго уровня. Также заслуживает внимания точка зрения Д.Б. Сергеева, согласно которой: в конституционно-правовых и учредительных муниципально-правовых отношениях субъектом права муниципальной собственности выступает местное сообщество (население) муниципального образования, в иных муниципальных и гражданско-правовых отношениях - муниципальное образование.

Право муниципальной собственности, равно как и право государственной собственности, не может быть реализовано в рамках известных российскому гражданскому праву юридических лиц. Необходима фигура юридического лица публичного права, в том числе местного самоуправления как юридического лица публичного права. Эта конструкция позволит реализовать и особенности природы муниципальной собственности.

Содержание права муниципальной собственности  включает: правомочие владения - юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью; правомочие пользования - юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления; правомочие распоряжения - юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении вещи.

Недостаточно обоснованным представляется  добавление к этой триаде правомочий управления и контроля. В целях исключения противоречий и установления единой правоприменительной практики представляется  нецелесообразным дополнение триады правомочий собственника правомочиями «управление» и «контроль», которые не вносят ничего нового в описание содержания права муниципальной собственности.

В то же время, централизованная правовая регламентация (на уровне федерального законодательства) должна распространяться не только на вопросы использования  имущества муниципальных образований, но и на вопросы его отчуждения.

В суды с исками в защиту имущественных и иных прав и законных интересов муниципальных образований обращаются органы местного самоуправления. Они уполномочены на обращение в суд для того, чтобы муниципальное образование реализовало свое право на судебную защиту муниципальной собственности

Конституционно-правовые гарантии права  на судебную защиту муниципальной собственности  могут быть классифицированы на три группы: конституционно-правовые гарантии права на судебную защиту при возникновении права муниципальной собственности; при управлении муниципальной собственностью; при прекращении права муниципальной собственности. В основе этой классификации лежит критерий - этап осуществления права муниципальной собственности.

Учитывая, что  способность муниципального образования удовлетворять социальные потребности населения, во многом, определяется объемом, имеющейся в его распоряжении муниципальной собственности и степенью эффективности ее использования, задачей законодателя является, с одной стороны, обеспечение равной доступности всем членам общества к объектам муниципальной собственности, с другой стороны - ограничение органов местного самоуправления, наделенных в силу действующего законодательства правами владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в принятии решений, не соответствующих интересам большинства населения.

В свою очередь, важнейшим направлением современной экономической политики муниципальных образований является необходимость совершенствования существующей системы управления муниципальной собственностью, которая должна служить основой независимости и самостоятельности местного самоуправления. Данный процесс должен осуществляется в рамках более широкого процесса совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления, целью которого является повышение эффективности решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. Формирование комплекса мер по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью следует проводить по двум направлениям: путем внесения изменений в нормативно-правовые акты, осуществляющие правовое регулирование муниципальной собственности в России, и путем реализации экономических мероприятий и проектов.

 

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) ETS №122 // Собр.  законодательства Российской Федерации от 7 сентября 1998 г. №36. (Ст. 4466)
  2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Парламентская газета. 23-29.01.2009. № 4
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)  // Собр. законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. (Ст. 3823)
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собр. законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. (Ст. 3301)
  5. Земельный кодекс Российской Федерации. от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собр.  законодательства РФ. 29.10.2001. №44. (Ст. 4147)
  6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ (ред. от 20 июля 2012 г. №122-ФЗ) // Собр.  законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. №30 (часть I) (Ст. 3105)
  7. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федер. закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ (ред. от от 7 декабря 2011 г. №417-ФЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 4 (Ст.251)
  8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // Собр. законодательства РФ. 06.10.2003. № 4.  (Ст. 3822)
  9. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность : Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 16.01.1992. № 3. (Ст. 89)
  10. Основной закон  Федеративной Республики Германия  от 23 мая 1949 г. (с изм. и доп. от 20 октября 1997 г.) / Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова.  - М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997.  С.181-234
  11. Гражданский кодекс Республики Молдова №1107-XV от 6 июня 2002 г.  (ред. от 11.07.2012 г. №184)  URL :
  12. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3244
  13. Закон о вещном праве Эстонии 1994 г. (ред. от от 17.02.99)  URL : http://m-olga-b.narod.ru/6.html
  14. Устав Городского округа – город Волжский Волгоградской области. Принят Волжской городской думой г. Волжского Волгоградской области 27 мая 2005 года Постановлением № 137/1 URL  : http://www.volzsky.ru/index.php?wx=23&id=33

 

Научная и учебная литература

 

  1. Абидова,  Ю.М. К вопросу об определении структуры объектов муниципальной собственности в условиях нового этапа реформирования системы местного самоуправления в России. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 4. С.19-25
  2. Авеков, В. Управление государственным имуществом // Экономист. 2006. №10. С.37-41
  3. Аккуратов, И.Ю. Право муниципальной собственности. Опыт теоретического анализа. - М.: ВЭРМО, 2002. 390 с.
  4. Алферов, А.Л. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений // Юридические лица: Ответственность за нарушение обязательств / Институт государства и права РАН; Под ред. Т.Е. Абовой. - М., 2004.  С.63-72
  5. Андреева, Г.Н. Институт собственности в конституциях зарубежных стран и Конституции РФ. М., 2009. 498 с.
  6. Берг, О.В. Об участии органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №2. С.16-22
  7. Блинков, О.Е., Филатов Е.О. Осуществление права муниципальной собственности: проблемы выбора форм // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №3. С.24-30
  8. Боровская, М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления. – Ростов-на-Дону, 2002. 311 с.
  9. Болдырев, В.А. О юридических лицах публичного права. // Журнал российского права. 2011. №11. С.83-89
  10. Бондарь, Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. 2-е изд. - Ростов н/Д, 2007. 498 с.
  11. Глазков, Е.Л. Муниципальная собственность как комплексный правовой институт // Закон и право. 2011. №8. С.82-90
  12. Дубровин, О.В. Некоторые вопросы о муниципальной собственности. // Социум и власть. 2012. № 1 (33).  С.74-80
  13. Дубровин, О.В. Конституционно-правовые основы институционализации муниципальной собственности в Российской Федерации. – Челябинск, 2012. 322 с.
  14. Егоров, А.В. Учреждения как некоммерческие юридические лица по гражданскому праву России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006. 29 с.
  15. Живихина, И.Б., Капура М.М., Лиманский Г.С., Рыбаков В.А. Методологические проблемы права собственности: Монография.  - М.: Высшая школа, 2005.  321 с.
  16. Игнатов, В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. – Ростов-на-Дону, 2005. 496 с.
  17. Карташова, Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный). – Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс
  18. Колюшин, Е.И. Муниципальное право России – М.: Норма. 2008.  502 с.
  19. Колюшин, Е. И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права.  2006.  № 9.  С.80-88
  20. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3-х т. Т. 1. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина.  – М.: Юрайт-издат, 2012. 896 с.
  21. Курашко, А.Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе // Законодательство и экономика. 2010. № 8. С.72-80
  22. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ (части первой) / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной.  3-е изд. - М.: Велби, 2012.  824 с.
  23. Пескова, А.А. Конституционно-правовые гарантии права на судебную  защиту муниципальной собственности : Автореф. дисс. …к.ю.н. - М.,2011. 30 с.
  24. Право муниципальной собственности (цивилистические и социальные аспекты): Монография / Ю.Е. Попов, В.А. Рыбаков, В.Н. Соловьев и др.  - М.: Юрист, 2009.  308 с.
  25. Писарькова, Л. Право правом, но инициатива - мотор. Взгляд историка на муниципальную собственность в России. // Муниципальная власть. 2005. №1. С.100-109
  26. Рябухин, С.Н. Региональный аспект приватизации государственной собственности // ЭКО. Всерос. эконом. журн.  2010. №7. С.4-11
  27. Сергеев, Д.Б. Местное сообщество и муниципальное образование как субъекты права муниципальной собственности // Современное право. 2011. №11. С.70-78
  28. Силичева, П. Финансово-правовое регулирование публичной собственности. // Налоги. 2010. № 1. С.4-9
  29. Смолькова, А.В. Право муниципальной собственности в России: истоки законодательного регулирования, современное состояние и перспективы. // Общество и право. 2009. № 1. С.26-31
  30. Солгалова, Г.С. Правовое регулирование государственной и муниципальной собственности в условиях проведения административной реформы в Российской Федерации. Автореф. дисс. …к.ю.н. – М., 2011. 30 с.
  31. Усков, О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. 2010. № 6. С.96-111
  32. Хорев, А.А. О субъектах права муниципальной собственности // Юридический мир. 2003. №6. С.5-11
  33. Цирин, А.М. Субъекты права муниципальной собственности в Российской Федерации // Современное право. 2006. №7. С.79-85
  34. Чердакова, Л.А. Теоретико-правовые основы права муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2009. №23. С.30-37
  35. Чердакова, Л.А. Некоторые особенности в содержании права муниципальной собственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. №7. С.18-25
  36. Чиркин, В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2012. №6. С.87-101
  37. Шаломинцева, Е.Г.  Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью. // Государственная власть и местное самоуправление. 2010.  №8. С.25-32
  38. Шмелева, О.Г. Трансформация института муниципальной собственности в условиях формирования инновационной экономики. Автореф. дисс. …к.э.н.  – М.,2011. 28 с.
  39. Шугрина, Е.С. Судебная защита местного самоуправления.  - М.: Норма, Инфра-М, 2010. 304 с.

 

Материалы правоприменительной  практики

 

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. №540-О // Вестник КС РФ. 2007. №1
  2. Постановление  Федерального  арбитражного суда Центрального федерального  округа. от 5 июля 2011 г. по делу №А35-4703/9-С13- Доступ из справ.- правовой системы  КонсультантПлюс
  3. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 марта 2012 г.  URL : http://oblsud.vol.sudrf.ru/
  4. Решение Светлоярского  районного суда Волгоградской области от 4 августа 2011 года Дело № 2- 1101/2011. URL : http://svetl.vol.sudrf.ru/
  5. Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2011 г. № А78-4528/10-С2-28/211-Ф02-2240/11, от 26 июля 2010 г. № А19-14240/07-28-Ф02-4097/10. - Доступ из  справ.- правовой системы КонсультантПлюс
  6. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2010 г. № Ф04-7077/2010 (39553-А46-22). - Доступ из  справ.- правовой системы КонсультантПлюс
  7. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2009 г. № А13-2009/2009-09 - Доступ из  справ.- правовой системы КонсультантПлюс

 

 

 

 

 

1 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Парламентская газета. 23-29.01.2009. № 4

2 Дубровин О.В. Некоторые вопросы о муниципальной собственности. // Социум и власть. 2012. № 1 (33).  С.77

3 Боровская М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления. – Ростов-на-Дону, 2002. С.23

4 Боровская М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления. – Ростов-на-Дону, 2002. С.30

5 Основной закон  Федеративной Республики Германия  от 23 мая 1949 г. (с изм. и доп. от 20 октября 1997 г.) / Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова.  - М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997.  С.181-234

6 Боровская М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления. – Ростов-на-Дону, 2002. С.33

7 Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) ETS №122 // Собр.  законодательства Российской Федерации от 7 сентября 1998 г. №36. (Ст. 4466)

8 Смолькова А.В. Право муниципальной собственности в России: истоки законодательного регулирования, современное состояние и перспективы. // Общество и право. 2009. № 1. С.29

9 Писарькова Л. Право правом, но инициатива - мотор. Взгляд историка на муниципальную собственность в России. // Муниципальная власть. 2005. №1.С.104

Информация о работе Право муниципальной собственности