Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:55, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей системы правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации; внесение предложений по совершенствованию законодательства, направленного на регулирование отношений муниципальной собственности, их охрану и защиту.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
- проследить динамику правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах;
- исследовать понятие и сущность права муниципальной собственности;
- определить субъектов права муниципальной собственности;
- охарактеризовать объекты права муниципальной собственности;
- проанализировать основания приобретения и прекращения права муниципальной; собственности.
- рассмотреть содержание права муниципальной собственности;
- исследовать формы осуществления права муниципальной собственности.
- сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений муниципальной собственности в контексте развития местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Право муниципальной собственности: общие положения
1.1. Развитие правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ………………………………………………………………………….…….6
1.2. Понятие и сущность права муниципальной собственности….…….….16
1.3. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности………………………………………………………………….….22
Глава 2. Объекты и субъекты права муниципальной собственности
2.1. Объекты права муниципальной собственности……………………..…28
2.2. Субъекты права муниципальной собственности……………….………35
Глава 2. Содержание, осуществление, защита права муниципальной собственности.
3.1. Содержание права муниципальной собственности………………..……43
3.2. Осуществление права муниципальной собственности…………....……50
3.3. Защита права муниципальной собственности……………………..……55
Заключение……………………………………………………………….…...…..63
Список литературы………………………………………………………………68
Главное отличие оснований
прекращения права
«Значительная часть объектов
муниципальной собственности
Таким образом, в отличие от других публично-правовых образований, основные активы муниципальных образований были переданы в частную собственность в самом начале проведения приватизации.
Еще одной особенностью приватизации
муниципального имущества явилось
отсутствие в течение длительного
времени у местных органов
власти возможности самостоятельно
распоряжаться муниципальной
Естественно, что в условиях, когда приватизация большого количества объектов осуществлялась ускоренными темпами, при наличии значительных пробелов в правовом регулировании, это не могло не сказаться на качестве приватизационных процессов. Отчуждение государственного и муниципального имущества не принесло значительных поступлений бюджетам бюджетной системы РФ и местным бюджетам.25
В настоящее время
Как отмечает О.Г. Шмелева: «Муниципализация
целесообразна до тех пор, пока выгоды
от преодоления «размытости» прав превышают
связанные со спецификацией затраты.
В настоящее время проблема спецификации
муниципальной собственности в
Российской Федерации не решена в
полной мере в силу превышения издержек
по спецификации и защите прав данной
формы собственности над
Муниципализация ведет к
изменению институциональной
Таким образом, способы формирования
муниципальной собственности
Специфические способы приобретения
имущества в муниципальную
Возникновение и формирование
государственной и
Глава 2. Объекты и субъекты права муниципальной собственности
2.1. Объекты права муниципальной собственности
Действующее гражданское законодательство не устанавливает каких-либо изъятий в отношении объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности. Из положений ГК РФ следует, что любые объекты гражданских прав могут относиться к муниципальной собственности. Они подразделяются на объекты, закрепленные за муниципальными предприятиями и учреждениями, и объекты казны. По мнению комментаторов ГК РФ Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина, «имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления».27 Однако это полезное положение нигде в законодательстве не закреплено. Не решен вопрос, какое имущество может быть передано в хозяйственное ведение муниципальному предприятию или в оперативное управление учреждению, а какое - нет.
Необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев основания возникновения права муниципальной собственности определяются не положениями ГК РФ, а нормами специального акта - Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Данное Постановление утвердило перечень имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и к муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:
- для решения установленных
данным Федеральным законом
- осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного
- обеспечения деятельности
органов местного
В Законе проводится разграничение имущества, которое может находиться в собственности разных муниципальных образований: муниципальных районов, поселений, городских округов.
В Определении Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. №540-О подчеркивается, что ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований.28
Вместе с тем согласно
ч. 5 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ в
случаях возникновения у
Многообразие объектов муниципальной собственности обусловливает необходимость ее классификации.
В зависимости
от возможности физического
Г.С. Солгалова предлагает в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определить объекты муниципальной собственности, под которыми следует понимать:
а) имущество, принадлежащее
на праве собственности
б) средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями, а также бюджетными и автономными учреждениями (муниципальная казна).
Предполагается, что имущество первой группы имеет социальное и производственное значение. Имущество второй группы используется для финансового и материального обеспечения деятельности органов местного самоуправления.30
В зависимости от особенностей функционирования выделяют:31
- объекты муниципальной собственности, необходимые для реализации качественных функций собственника и непосредственно управляемые им самим (средства местных бюджетов, а также иное муниципальное имущество, закрепленное во владение, пользование и распоряжение за органами местного самоуправления, - т.е. муниципальная казна);
- объекты муниципальной собственности, входящие в систему муниципального хозяйства (унитарные муниципальные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения);
- муниципальные учреждения (образования, культуры, здравоохранения), за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления.
В качестве признаков классификации объектов муниципальной собственности могут выступать и другие основания, например, их функциональное назначение (т.е. категория удовлетворяемых общественных потребностей); характер выражения объектов муниципальной собственности (стоимостной или вещественный); степень их доходности (доходообразующие, самофинансируемые, бюджетообременительные) и т.п.
А.В. Смолькова предлагает ввести в гражданское законодательство деление муниципального имущества на несколько категорий, по примеру ряда западных стран, законодательство которых «выделяет целый перечень имущества, которое не может находиться в чьей-либо частной собственности, в чьем-либо личном использовании. Эти объекты, например, в странах романского континентального права именуются имуществами общего пользования (ces biens d'utilite publique)».32
Данная категория во многих
странах введена и на муниципальном
уровне. В собственности коммун,
муниципий и т.п. находится масса
имущественных объектов в сфере
жилищно-коммунального